Напоминание

Воспитание нравственности и культуры общения младших школьников.


Автор: Носачёва Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классолв
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: п.г.т. Шахтёрск Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание нравственности и культуры общения младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




МОБУ СОШ №2 Шахтёрска

«Воспитание нравственности и культуры

общения младших школьников»

2020-21 уч. год

Нравственное воспитание младших школьников.

Воспитание

составная

часть

образовательного

процесса.

Цель

образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной

личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя,

гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Соответственно воспитание

– это процесс принятия человеком важных

правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на

разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не

стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих

качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственное воспитание младших школьников становится одним из

обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та

адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные

ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система

взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой,

внеурочной

деятельностью,

пронизывала всю жизнь ребят нравственным

содержанием.

Перед

общеобразовательной

школой

ставится

задача подготовки

ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее

и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его

людей.

Решение

этой

задачи

связано

с

формированием

устойчивых

нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является

формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных

готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим

миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых

решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них

способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Понимая что, важным

условием нравственного воспитания является

организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я

стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления

заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в

этом отношении нет главных и неглавных предметов. Я считаю, что воспитывает

не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера,

которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей

между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в

субъект воспитания. Для нравственного воспитания я стараюсь организовать

учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед

детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Я

провожу

уроки в нетрадиционной форме по русскому языку, литературному

чтению, математике, окружающему миру.

Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты

способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут

включены в содержание внеклассной работы.

Именно поэтому я продолжаю уделять особое внимание и внеклассной

работе, особенно проведению игр, КТД, праздников, прослушиванию и беседе по

ауди - записи. Это важный фактор формирования маленького человека, его

нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к

творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению

опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Первый раз в первый класс»

«Осень в гости просим!», «Что такое счастье?», «Мамин праздник»,

«Красота весны», «Масленица», «Лесная нечисть на новогоднем празднике»,

«Прощай азбука», «День Победы», другие, а так же игры: «Дружба с первого

взгляда», «Поле Чудес», «Брейн—ринг», «Что? Где? Когда?», КВН «Дом друзей»,

КВН «Девчонки и мальчишки» и др.

Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего

«я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми,

оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ученике желание любить, творить

добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности,

создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из

задач моей работы.

Также дети и родители участвуют в подготовке и проведении коллективных

творческих дел класса: «День 8 Марта», «День Победы», «День защитников

Отечества». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие

эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий

для раскрытия способностей и природных задатков личности, общение, выявление

наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и

внеучебной деятельности, сплочение классного коллективов.

Способствует воспитанию нравственности личный пример родителей.

Поэтому провожу родительские собрания, перед которыми ставлю следующие

задачи:

1.Показать родителям значимость нравственного воспитания в семье.

2.Формировать культуру общения родителей и детей.

3. Родителей должны видеть отрицательные моменты в воспитании собственных

детей.

Предлагаю родителям вопросы для обсуждения:

-Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих

детей.

-Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по- вашему

вам мешает и как семья может это преодолеть?

-Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?

И родители принимают участие в обсуждении этих вопросов.

Немаловажную роль в воспитании школьников играет воспитание культуры

общения.Важна роль игры.

Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и

жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость,

решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с

переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в

общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками. Игра

дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех

отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.

За основу формирования культуры общения младших школьников были взяты

такие качества: доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать,

скромность.

С учетом возраста учащихся начальных классов работа по

формированию культуры общения проходит следующим образом:

Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами

культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к

учебе, труду, этике.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое

значение имеет культура общения. Она предполагает:

1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер,

поступки, отношения.

2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на

поведение окружающих людей и их состояние.

3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в

зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера,

таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность,

терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:

Терпеть. И верить - все на свете

прекрасны — взрослые и дети, коты, собаки и медведи,

и сослуживцы, и соседи. Терпимость — Наш взаимный шанс,

ведь кто-то также терпит нас.

Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт,

как вежливость и тактичность.

Вежливость

черта

характера,

основное

содержание

которой

составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в

различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.

Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и

чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно

соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Воспитание нравственности и культуры общения - тема моего выступления.

Основные задачи этой темы:

-Формировать нравственную культуру миропонимания;

-Формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

-Повседневно

укреплять

дружеские

взаимоотношения,

внимательно

и

доброжелательно относиться к товарищам, личным примером демонстрировать

проявление этого поведения.

Для осуществления этих задач в классе проводятся тренинги общения, часы

общения, беседы о речевом этикете, классные часы на темы: «Наш класс на

перемене», « О лени и лентяях», « О жадности и жадинах», турниры вежливости,

цикл бесед «Нравственное наследие»(беседы об истории жизни людей, оставивших

след в нравственной истории страны и мира).

Хочу немного остановиться на тренингах общения.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.

Задачи тренинга:

1.

Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;

2.

Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться

разрешать конфликтные ситуации;

3.

Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;

Развитие эмоционального сопереживания однокласснику . Правила тренинга

-Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я

хочу напомнить основные правила наших встреч.

1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.

2) Мы все должны быть искренними и открытыми.

3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.

4) Вежливое обращение друг к другу.

2. Упражнение «Приветствие». Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за

руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплимент.

- Молодцы, у вас хорошо получилось.

3. Упражнение «Менялкки».

Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто

обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все

те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается

занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит

работу.

4. Объявление темы и задач занятия.

- Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы

думаете? (ответы детей).

- Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без

общения невозможна жизнь.

5.Работа по теме тренинга.

а) Исследовательские упражнения

«Продолжи историю»

Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего

класса,

выявить

способность

контактировать.

Для

успешного

участия

им

необходимо

внимательно

выслушать

учителя

и

представить

себе

всю

последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать

собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в

которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно

сочинить собственную историю.

Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого

любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот

ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так

далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек.

Всем понятно, как нужно играть?

Такие тренинги общения способствуют воспитанию у детей культуры общения.

Также провожу диагностики нравственной мотивации, отношения к жизненным

ценностям, нравственной самооценки, этики поведения. Хочу остановиться на

диагностике нравственной мотивации. (Слайд).

Потом обрабатываю результаты в виде диаграмм. (Слайд).

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный

процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь,

направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее

место

в

формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное

влияние на

умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое

развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем

продолжать

работать

над

проблемой

нравственного

воспитания

младших

школьников, добиваясь нужных результатов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика