Автор: Носачёва Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классолв
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: п.г.т. Шахтёрск Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание нравственности и культуры общения младших школьников.
Раздел: начальное образование
МОБУ СОШ №2 Шахтёрска
«Воспитание нравственности и культуры
общения младших школьников»
2020-21 уч. год
Нравственное воспитание младших школьников.
Воспитание
–
составная
часть
образовательного
процесса.
Цель
образовательного процесса – развитие и воспитание функционально грамотной
личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя,
гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание
– это процесс принятия человеком важных
правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на
разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не
стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих
качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственное воспитание младших школьников становится одним из
обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та
адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные
ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система
взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой,
внеурочной
деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным
содержанием.
Перед
общеобразовательной
школой
ставится
задача подготовки
ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее
и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его
людей.
Решение
этой
задачи
связано
с
формированием
устойчивых
нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является
формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных
готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим
миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)
Моей задачей является воспитание в детях самостоятельности принятых
решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них
способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
Понимая что, важным
условием нравственного воспитания является
организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я
стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления
заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в
этом отношении нет главных и неглавных предметов. Я считаю, что воспитывает
не только содержание, методы и организация обучения, но и та атмосфера,
которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей
между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в
субъект воспитания. Для нравственного воспитания я стараюсь организовать
учение как коллективную деятельность, ставя познавательную задачу перед
детьми как общую, для решения, которой нужен коллективный поиск. Я
провожу
уроки в нетрадиционной форме по русскому языку, литературному
чтению, математике, окружающему миру.
Нравственное воспитание будет осуществлено и в том случае, если компоненты
способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления будут
включены в содержание внеклассной работы.
Именно поэтому я продолжаю уделять особое внимание и внеклассной
работе, особенно проведению игр, КТД, праздников, прослушиванию и беседе по
ауди - записи. Это важный фактор формирования маленького человека, его
нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к
творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению
опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Мы вместе с детьми проводим такие праздники: «Первый раз в первый класс»
«Осень в гости просим!», «Что такое счастье?», «Мамин праздник»,
«Красота весны», «Масленица», «Лесная нечисть на новогоднем празднике»,
«Прощай азбука», «День Победы», другие, а так же игры: «Дружба с первого
взгляда», «Поле Чудес», «Брейн—ринг», «Что? Где? Когда?», КВН «Дом друзей»,
КВН «Девчонки и мальчишки» и др.
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего
«я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми,
оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ученике желание любить, творить
добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности,
создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни — это одна из
задач моей работы.
Также дети и родители участвуют в подготовке и проведении коллективных
творческих дел класса: «День 8 Марта», «День Победы», «День защитников
Отечества». Задачи этих КТД: обогащение учащихся новыми знаниями, развитие
эстетического вкуса и нравственных чувств, воспитание души, создание условий
для раскрытия способностей и природных задатков личности, общение, выявление
наиболее любознательных и одарённых детей, укрепление связи учебной и
внеучебной деятельности, сплочение классного коллективов.
Способствует воспитанию нравственности личный пример родителей.
Поэтому провожу родительские собрания, перед которыми ставлю следующие
задачи:
1.Показать родителям значимость нравственного воспитания в семье.
2.Формировать культуру общения родителей и детей.
3. Родителей должны видеть отрицательные моменты в воспитании собственных
детей.
Предлагаю родителям вопросы для обсуждения:
-Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих
детей.
-Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по- вашему
вам мешает и как семья может это преодолеть?
-Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?
И родители принимают участие в обсуждении этих вопросов.
Немаловажную роль в воспитании школьников играет воспитание культуры
общения.Важна роль игры.
Дети этого возраста любят подвижные, творческие, сюжетные игры. В играх и
жизни их привлекают нравственно – психологические качества: смелость,
решимость, выдержка, верность другу. Игра помогает детям справиться с
переживаниями, беспокойством, страхом, неуверенностью в себе, скованностью в
общении, неспособностью контролировать свои чувства со сверстниками. Игра
дает возможность каждому проявить себя, добивать лучших результатов во всех
отношениях, т.е. игра – для всех и во благо всем.
За основу формирования культуры общения младших школьников были взяты
такие качества: доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать,
скромность.
С учетом возраста учащихся начальных классов работа по
формированию культуры общения проходит следующим образом:
Основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами
культуры поведения в школе, общение, внешнего вида, отношение к
учебе, труду, этике.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми большое
значение имеет культура общения. Она предполагает:
1. Умение разбираться в других людях и верно оценивать их характер,
поступки, отношения.
2. Правильно и в то же время достаточно эмоционально откликаться на
поведение окружающих людей и их состояние.
3. Обладать необходимыми «навыками» общения, уметь пользоваться ими в
зависимости от «индивидуальных особенностей» тех, с кем общаешься.
Культура общения предполагает наличие определенных черт характера,
таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность,
терпимость и т. д. Хорошо сказал о терпимости датский поэт Пит Хейн:
Терпеть. И верить - все на свете
прекрасны — взрослые и дети, коты, собаки и медведи,
и сослуживцы, и соседи. Терпимость — Наш взаимный шанс,
ведь кто-то также терпит нас.
Культура общения предполагает также развитие таких особенных черт,
как вежливость и тактичность.
Вежливость
—
черта
характера,
основное
содержание
которой
составляет привычка к соблюдению определенных правил поведения в
различных ситуациях человеческого общения, соблюдение приличий.
Тактичность предполагает не только знание и соблюдение приличий, но и
чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно
соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.
Воспитание нравственности и культуры общения - тема моего выступления.
Основные задачи этой темы:
-Формировать нравственную культуру миропонимания;
-Формировать умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-Повседневно
укреплять
дружеские
взаимоотношения,
внимательно
и
доброжелательно относиться к товарищам, личным примером демонстрировать
проявление этого поведения.
Для осуществления этих задач в классе проводятся тренинги общения, часы
общения, беседы о речевом этикете, классные часы на темы: «Наш класс на
перемене», « О лени и лентяях», « О жадности и жадинах», турниры вежливости,
цикл бесед «Нравственное наследие»(беседы об истории жизни людей, оставивших
след в нравственной истории страны и мира).
Хочу немного остановиться на тренингах общения.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.
Задачи тренинга:
1.
Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
2.
Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться
разрешать конфликтные ситуации;
3.
Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
Развитие эмоционального сопереживания однокласснику . Правила тренинга
-Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я
хочу напомнить основные правила наших встреч.
1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.
2) Мы все должны быть искренними и открытыми.
3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.
4) Вежливое обращение друг к другу.
2. Упражнение «Приветствие». Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за
руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплимент.
- Молодцы, у вас хорошо получилось.
3. Упражнение «Менялкки».
Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто
обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все
те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается
занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит
работу.
4. Объявление темы и задач занятия.
- Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы
думаете? (ответы детей).
- Ребята, вы правильно мыслите. Общение - это важная часть нашей жизни, без
общения невозможна жизнь.
5.Работа по теме тренинга.
а) Исследовательские упражнения
«Продолжи историю»
Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего
класса,
выявить
способность
контактировать.
Для
успешного
участия
им
необходимо
внимательно
выслушать
учителя
и
представить
себе
всю
последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать
собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в
которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно
сочинить собственную историю.
Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого
любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот
ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так
далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек.
Всем понятно, как нужно играть?
Такие тренинги общения способствуют воспитанию у детей культуры общения.
Также провожу диагностики нравственной мотивации, отношения к жизненным
ценностям, нравственной самооценки, этики поведения. Хочу остановиться на
диагностике нравственной мотивации. (Слайд).
Потом обрабатываю результаты в виде диаграмм. (Слайд).
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный
процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь,
направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее
место
в
формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное
влияние на
умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое
развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем
продолжать
работать
над
проблемой
нравственного
воспитания
младших
школьников, добиваясь нужных результатов.