Напоминание

Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».


Автор: Махонина Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 71"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Проблемы адаптации первоклассников в школе».

Цель собрания:

Познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей в первый год

обучения.

Вопросы для обсуждения:

Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания:

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Поздравляю вас с

важным событием - поступлением ваших детей в первый класс! Первый год обучения

определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от

вас - родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни

ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, эмоциональная поддержка. Вера в себя –

залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его

успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Обсуждение первых дней ребенка в школе.

Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителем: с каким настроением ребенок

пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.

Основная часть.

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни

детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо

беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и

напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной

жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться,

привыкать.

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Адаптация к школе имеет две стороны:

психологическую и физиологическую.

Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация.

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией".

Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия

организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.

Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.

Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций

на

новые

условия.

После

этого

наступает

период

относительно

устойчивого

приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от

индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка

перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой

четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей!

У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком

утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего

переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли,

усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце,

нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. Именно в течение первой

четверти

число

учащихся,

имеющих

нервно-психические

отклонения,

возрастает

примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно

на 20%. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь

ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника

особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике

довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны

именно с нарушениями режима. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка,

который не бывает на воздухе, не двигается, ест когда попало и что попало, и сидит за

письменным столом или за компьютером в течение нескольких часов, а потом два-три

часа у телевизора, не приходится. Очень важно иметь расписание дня, составленное

вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка

организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же

установленные правила.

Рекомендации родителям.

1. Важно укладывать ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет

рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет

позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки

детский организм будет сильно уставать.

2. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки

(продолжительностью 2 часа. Но именно на такой продолжительности настаивают

педиатры и невропатологи. Подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 30

минут в день.

3. Прививайте ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не

у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучайте к прогулкам перед сном в

хорошую погоду - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие

заболевания.

4. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги

до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.

Кроме этого, ребенок попадает в новый коллектив, ему приходится учиться строить

отношения со своими одноклассниками и школьными учителями. Период адаптации к

школьной жизни в таких условиях затягивается на несколько месяцев и не всегда

протекает гладко,

что проявляется в возникновении повышенной утомляемости,

нарушениях сна, капризности, нежелании ходить в школу. Давайте определим, что мы

можем сделать для первоклассников, чтобы снять все возможные конфликты или хотя бы

свести их к разумному минимуму. Пусть первый школьный период пройдет как можно

спокойнее!

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы хочу обратить ваше внимание на следующие

важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:

– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со

стороны всех членов семьи;

– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше

трудностей у ребенка в школе);

– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;

– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;

– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические

наказания;

– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за

его учебной деятельностью;

– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его

достижений;

– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для

целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые

могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе.

Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка

к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не

проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на

учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о

хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя,

родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если вы поместите свод этих правил в комнате или в рабочем уголке

своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка

на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать

придумать совместно с ребенком свои правила.

Итоги собрания.

Наше собрание подходит к концу. Буду рада, если рекомендации, полученные

вами, помогут успешно преодолеть трудности первого класса. Будьте рядом с детьми,

поддерживайте их во всем. Помните, что только добрая помощь детям, только терпение

дадут нужный результат.

Памятка родителям первоклассников.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

Объясните их необходимость и целесообразность.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя

заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его

первым

достижениям

и

возможным

трудностям

помогут

первокласснику

подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения

учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические

проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе

обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и

эмоциональная

поддержка

способны

заметно

повысить

интеллектуальные

достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь

обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более

авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем

педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно

меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У

первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.



В раздел образования




Яндекс.Метрика