Автор: Адамович Людмила Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Шелеховская СОШ
Населённый пункт: Тайшетский район село Шелехово
Наименование материала: презентация
Тема: "Применение активных методов обучения на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Не просто здравствуй
Учащимся предлагается поприветствовать друг
друга различными способами, не повторяя друг друга.
Например: Первый говорит «Hello», второй «Hi», третий
машет рукой, четвертый кивай головой, пятый говорит
«Good
morning»
и
т.д.
Приветствие
передается
по
цепочке от учащегося к учащемуся и возвращается к
учителю.
Применение активных методов обучения на
уроках английского языка
выступление подготовил
учитель английского языка
МКОУ Шелеховская СОШ
Адамович Людмила Николаевна
Применение активных методов обучения на
уроках английского языка
В последнее время в российской системе образования происходят
постоянные
изменения.
Новые
ФГОС
и
национальный
проект
образования
указывают
на
то,
что
для
достижения
поставленных
целей
необходимо
усовершенствовать
формы
организации
образовательного
процесса,
внедрить
новые
технологии
и
методы
обучения,
повысить
мотивацию
школьников
к
обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной
задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор
предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь
сформированные
навыки
самообразования,
набор
ключевых
компетенций,
которые помогут во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на
постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни.
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так
организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни
желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю
помогают активные методы обучения.
Активные методы обучения -
•
это методы, которые побуждают учащихся к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения учебным материалом.
•
АМО способствуют формированию положительной учебной
мотивации, развивают творческие способности учащихся,
•
активно вовлекают учащихся в образовательный процесс,
•
раскрывают личностно-индивидуальные возможности
учащихся,
•
развивают нестандартное мышление, повышают
познавательную активность учащихся,
Активные методы обучения -
•
позволяют с большей эффективностью усваивать большой
объём материала,
•
развивают коммуникативные качества личности,
•
умение работать в команде,
•
вести совместную проектную и исследовательскую
деятельность,
•
отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому
мнению,
•
нести ответственность за себя и команду
Для каждого этапа урока следует использовать
активные методы, позволяющие эффективно решать
ко н к р е т н ы е
з а д ач и .
Б ол ь ш и н с т во
м е т од о в
универсальны и могут использоваться не только на
уроках
иностранного
языка,
но
и
на
занятиях
по
другим учебных дисциплинам.
Методы можно разделить:
По характеру учебно-познавательной деятельности
методы
активного
обучения
подразделяют
н а :
имитационные
методы,
базирующиеся
на
имитации
профессиональной деятельности, и не имитационные.
Имитационные,
в
свою
очередь,
подразделяют
на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят
анализ
конкретных
ситуаций
(АКС),
действия
по
инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на:
деловые
игры,
дидактические
или
учебные
игры,
игровые
ситуации,
игровые
приблемы
и
процедуры,
тренинги в активном режиме.
По типу деятельности участников в ходе поиска
решения задач выделяют методы, построенные на:
ранжировании по различным признакам предметов или
действий; оптимизации процессов и структур;
проектировании и конструировании объектов; выборе
тактики действий в управлении, общении и
конфликтных ситуациях; решении инженерно-
конструкторской, исследовательской, управленческой
или социально-психологической задачи; демонстрации
и тренинг навыков внимания, выдумки,
оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют:
индивидуальные, групповые, коллективные методы, а
также методы, предполагающие работу участников в
диадах и триадах.
Классификация АМО
Дискуссионные
методы.
построенные
на
живом
и
непосредственном
общении
участников,
при
пассивно
отстраненной
позиции
ведущего,
выполняющего
функцию
организации
взаимодействия,
обмен
мнениями,
п р и
необходимости
управление
процессами
выработки
и
принятия
группового решения.
Так дискуссионные методы в основном используются для
развития элементов коммуникативной компетентности участников.
Но вместе с тем в них могут отрабатываться не только умения
спорить,
но
и
находить
компромисс,
принимать
совместные
решения, учитывающие точки зрения и интересы разных людей и
групп.
Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные,
имитационные, ролевые игры ), использующие все или несколько
важнейших
элементов
игры
(игровой
ситуации,
роли,
активном
проигрывании,
реконструкции
реальных
событий
и
т.п.)
и
направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку
по тем или иным причинам.
Игровые методы позволяют наработать новый опыт, не
нанося ущерба окружающим, не требуя существенных временных и
финансовых затрат. Вместе с тем, ряд видов игр
используют
приемы ведения дискуссии, а потому решают задачи, аналогичные
выше описанным.
Рейтинговые методы (рейтинги эффективности,
рейтинги популярности), активизурующие деятельность
у ч а щ и х с я
з а
с ч е т
э ф ф е к т а
с о р е в н о в а н и я ,
корректировки потребности достижения.
Рейтинговые
методы
направлены
на
поддержание
и
развитие
учебной,
у ч е б н о -
профессиональной и профессионально-деятельностной
мотивации,
развитие
их
субъектных
характеристик
(активности, ответственности, осознанности и др.).
Тренинговые методы (поведенческие и
личностно ориентированные тренинги),
направленные на оказание стимулирующего,
корректирующего, терапевтического,
развивающего воздействия на личность и
поведение участников.
Однако особое место в АМО отводится
игровым методам.
Игры помогают выполнить важные методические
задачи:
- создание позитивной психологической атмосферы, которая
очень важна для непринужденного общения;
- создание ситуаций, при которых многократное повторение одних
и тех же речевых моделей становится необходимостью;
- обучение учащихся выбирать среди множества разнообразных
речевых вариантов те, которые помогут им при спонтанном
общении.
Детская игра – понятие широкое.
Это и игра по ролям, когда ребенок представляет себя летчиком, а
стулья – сверхзвуковым самолетом. Это и игра по ранее установленным
правилам,
где
между
теми,
кто
играет,
происходит
своеобразное
соревнование. С точки зрения смысла сюжет игры такого типа определяют
правила. По ее ходу они получают словесное оформление. По сути, в
каждой игре мы имеем дело с одним – двумя речевыми образцами, которые
многократно повторяются. Поэтому с точки зрения организации словесного
материала игра не что иное, как речевое упражнение. С другой стороны,
игра
представляет
собой
небольшую
ситуацию,
построение
которой
напоминает
драматическое
произведение.
В
ходе
игры
ситуация
повторяется несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. И
вместе с этим ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность ее
определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить
мобилизирует
мысль
и
энергию
тех,
кто
играет,
создает
атмосферу
эмоционального
напряжения.
Игра
–
это
лишь
оболочка,
форма.
Содержанием
и
предназначением
ее
должно
быть
обучение,
то
есть
овладение видами языковой деятельности как способами общения.
Таким образом, игра – это:
- деятельность (языковая );
- мотивация, отсутствие принуждения;
- индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе и через
коллектив;
- развитие психических функций и
способностей;
- «обучение с увлечением».
Целями использования игр на уроках иностранного
языка можно определить:
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных языковых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических
функций;
- познание (в сфере становления собственно языка);
- запоминание языкового материала.
Говоря о разновидностях игр, необходимо отметить,
что данный вопрос относится к разряду проблемных.
Однако, изучив соответственную литературу, можно
выделить две основных группы познавательно –
развлекательных игр. Во-первых, подготовительные
игры, основной целью которых является формирование
языковых навыков. Данная группа игр подразделяется на
несколько видов, из которых самыми интересными и
полезными в практическом использовании мы считаем
грамматические и лексически. Во- вторых, творческие
игры, благодаря которым возможно развитие языковых
умений учеников, потому что часто, изучив определенный
грамматический или лексический материал, ученик не
способен использовать его в жизненных ситуациях.
Хочется поделиться теми играми,
которые использую на своих уроках
.
Не просто здравствуй
Учащимся предлагается поприветствовать друг
друга различными способами, не повторяя друг друга.
Например: Первый говорит «Hello», второй «Hi», третий
машет рукой, четвертый кивай головой, пятый говорит
«Good
morning»
и
т.д.
Приветствие
передается
по
цепочке от учащегося к учащемуся и возвращается к
учителю.
«Лесное эхо»
Создать благоприятную психологическую
обстановку в начале урока.
Технология проведения:
Учитель привлекает внимание детей к карточкам со
словами, которые заранее выставляются на наборном
полотне. Ученики читают слова хором и по одному,
громко и шепотом, повторяют слова хором за одним
учеником.
Варианты проведения:
- работу можно провести в парах.
«Паровозик»
Спланировать деятельность обучающихся на уроке.
Технология проведения:
На столе лежат карточки в виде вагончика паровоза, на
которых написаны слова по теме. На синих карточках –
глаголы, а на красных – существительные. Составить
предложения .
М
NAME
IS
PAM
MY
«Диалогические бусы»
Составить диалог, используя опорный материал, а затем
прослушать чтение диалогов.
В основе проработки темы предполагается работа с карточками.
Учитель предлагает учащимся разделиться на пары для
составления диалогов по теме «Участие в соревновании». В
качестве опоры учитель предлагает карточки с пропущенными
словосочетаниями и неоконченным диалогом. Задача учащихся –
опираясь на карточки составить диалог в течение 5 минут, а
затем диалоги прослушиваются всем классом.
Домашнее задание – выучить составленный диалог.
«Спайдерграмма»
Учащиеся пишут
слова по теме на
память
Кто знает больше слов, начинающихся
с …
«Черный ящик»
Порядок проведения:
Детям предъявляется «черный ящик», они должны отгадать, какой предмет в нем
находится и о чем пойдет речь на уроке. Можно попросить дежурного внести ящик :
«There is something inside the box. What is it? » Дети пытаются отгадать, используя
разные виды вопросов: Is it…? Can you… with it? What colour is it?
Ценность метода в том, что дети самостоятельно определяют цель, тему занятия,
метод способствует созданию положительной мотивации, обеспечивает включение
всех обучающихся в образовательный процесс. Происходит активизация
грамматических навыков (образование общих и специальных вопросов),
лексических навыков в пределах темы.
После совместного определения темы урока, на этапе выяснения ожиданий и
опасений, включаю в урок активные методы, позволяющие мне определить, что
дети ожидают от урока, насколько они уверены в своих возможностях, что вызывает
у них опасения.
На уроках часто использую игру - пантомиму
При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе
головой);
При изучении темы «Мое животное» изобразить животное движением,
мимикой, голосом, жестами;
При изучении темы « Мой день» изобразить действия, которые выполняются
обычно в течение дня.
«Похлопай, потопай».
Порядок проведения:
Ученики по очереди читают слова, после прочтения слова все ученики
должны хлопнуть, если слово прочитано верно, топнуть, если неверно.
Ценность метода, несмотря на его простоту в том, что следят за чтением
все учащиеся.
Я ДОВОЛЕН СВОЕЙ РАБОТОЙ НА
УРОКЕ
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ НЕПЛОХО
НА УРОКЕ МНЕ БЫЛО ТРУДНО
Thank you
very much !