Напоминание

Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста


Автор: Калинина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Россиянка" "ЦРР" города Калуги НСП "Антошка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние развивающих игр на познавательное

развитие детей дошкольного возраста

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий. Игра - это искра, огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский.

Дети, игра, детство – чаще всего эти слова вызывают ассоциации с детьми

дошкольного возраста и, конечно же, с детским садом. Сегодня на

дошкольные учреждения возлагают огромные надежды, как государство, так

и родители, заботящиеся о будущем своих детей. Одна из важных задач

дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой,

творческой личности. Для достижения данной цели используются

эффективные технологии развития воображения, грамотности и других

базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и

школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна

развивать личность, используя естественные познавательные способности

ребенка, физиологические и психологические аспекты. В последнее время

наблюдается тенденция к снижению уровня познавательного развития, что

приводит к возникновению таких проблем как: слабо развиты память,

внимание, логика, мышление, речь. У вновь поступающих в детский сад

детей отсутствуют навыки самообслуживания и самостоятельности в целом.

Дети стали равнодушными к познанию и изучению нового для них мира,

увлекаясь практически с младенчества гаджетами, компьютерами и

телевидением. Но все же дети во все времена остаются детьми и при

грамотно простроенном образовательном процессе их достаточно легко

вернуть в беззаботное легкое состояние открытости, увлеченности и детской

уникальной одаренности, которая присуща каждому ребенку с рождения.

Самое главное не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка

дошкольника является игра именно на ней и должен строится весь

дошкольный цикл взросления.

Учитывая все вышеперечисленные проблемы, в своей деятельности особое

внимание уделяю развивающим играм. Надо отметить, что развивающая

игра — это уникальный инструмент, помогающий детям проявлять

познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяющий

и активизирующий собственные познавательные интересы и потребности,

развивающий умение детей владеть разными способами безопасного

поведения в современной информационной среде, развивающий

интегративные качества ребенка, социализирует, воспитывает. Возможность

обучать маленьких детей посредством активной интересной для них

деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Для плодотворной работы в группе были созданы развивающие центры:

речевой, математический, исследовательский. В речевом центре находится

подборка различных игр, способствующих развитию речи детей, таких как:

«Чей малыш?», «Загадай загадку по картинке», «Угадай и расскажи», «Чей

дом?», «Угадай сказку по контуру», «Чья буква?», «Посмотри, разложи,

расскажи», «Собери сказку», «Где спрятался звук?» и так далее. В

математическом центре находиться подборка дидактических и настольно

печатных развивающих игр предназначенных для развития математических

представлений таких как: «Цифровое лото», «Схемы графических

изображений», «Найди по цвету», «Шашки», «Лабиринты», «Бродилки»,

«Цветовое лото», «Сделай такую же фигуру», «Что снаружи, что внутри?» и

так далее. В исследовательском центре находиться подборка развивающих

игр для всестороннего развития личности ребенка, его ценностных

представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекта, личностных

качеств таких как: «Ассоциации», «Что из чего?», «Что хорошо, что плохо?»,

«Что перепутал художник?», «Времена года», «Где я это видел?», «Найди по

контуру» и так далее. Игры, находящиеся в развивающих центрах, меняются

с учетом возрастных особенностей и конечно же доступны детям. Новые

игры вводятся постепенно, обязательно проигрывая каждую игру с детьми и

учитывая структуру, образующую основные компоненты, к которым

относятся: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия,

дидактический материал и результат, и дополнительные компоненты, к

которым относятся роль и сюжет. Обязательно включаю в проведение

развивающих игр: ознакомление детей с содержанием игры, использование

в ней дидактического материала; объяснение хода и правил игры; показа

игровых действий; определение роли взрослого в игре (игрок, болельщик,

арбитр – направляющий действия играющих своим советом, напоминанием,

вопросом); подведение итогов игры.

Помимо настольно-печатных, дидактических, предметных игр, находящихся

в развивающих центрах, собраны картотеки словесных игр, разной

направленности, которые можно использовать при формировании

культурно-гигиенических навыков, навыков культурного поведения, а также

на решение задач различных образовательных областей. Например,

словесная игра «Что внутри?», помогает детям непросто знакомиться с

окружающими их предметами, но и исследовать содержимое этих

предметов. Игра «Скажи правильно» развивает умение детей внимательно

слушать, анализировать и исправлять свои и чужие ошибки. Игра «Так бывает

или нет» формирует умение отличать реальность от вымысла, закрепляя

представления об окружающем мире. Игра «Что с начала, что потом?»

помогает закрепить у детей правильную последовательность выполнения

различных действий (одевания, умывания, приготовления пищи, поведения

в различных ситуациях, и так далее).

Развивая познавательные способности детей, огромное внимание уделяется

подвижным играм, способствующим формированию физических и

умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. С этой

целью в центе физической активности собраны картотеки и атрибуты

подвижных игр, которые также находятся в свободном доступе детей и с

легкостью используются в любых режимных моментах.

Используя развивающие игры для развития познавательных способностей,

анализируя развивающие игры, у педагога появляется возможность выявить:

индивидуальные способности в поведении и характере детей;

эффективность игры для использования детьми в самостоятельной игровой

деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.

Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать

удовлетворению потребностей ребёнка.

Литература:

1. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2006

2. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. — Ярославль: Академия развития,

1996.

3. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории

предметного мира в проектной деятельности: учебно-методическое.

Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина. -Тольятти ТГУ, 2009.

4. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В.

Субботский. — М.: Просвещение, 1991.

5. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и

воображения у дошкольников. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. – М.:

Аркти, 2008.



В раздел образования




Яндекс.Метрика