Автор: Калинина Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Россиянка" "ЦРР" города Калуги НСП "Антошка"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Влияние развивающих игр на познавательное
развитие детей дошкольного возраста
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра - это искра, огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский.
Дети, игра, детство – чаще всего эти слова вызывают ассоциации с детьми
дошкольного возраста и, конечно же, с детским садом. Сегодня на
дошкольные учреждения возлагают огромные надежды, как государство, так
и родители, заботящиеся о будущем своих детей. Одна из важных задач
дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой,
творческой личности. Для достижения данной цели используются
эффективные технологии развития воображения, грамотности и других
базовых способностей детей. Существует тонкий мостик между детством и
школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна
развивать личность, используя естественные познавательные способности
ребенка, физиологические и психологические аспекты. В последнее время
наблюдается тенденция к снижению уровня познавательного развития, что
приводит к возникновению таких проблем как: слабо развиты память,
внимание, логика, мышление, речь. У вновь поступающих в детский сад
детей отсутствуют навыки самообслуживания и самостоятельности в целом.
Дети стали равнодушными к познанию и изучению нового для них мира,
увлекаясь практически с младенчества гаджетами, компьютерами и
телевидением. Но все же дети во все времена остаются детьми и при
грамотно простроенном образовательном процессе их достаточно легко
вернуть в беззаботное легкое состояние открытости, увлеченности и детской
уникальной одаренности, которая присуща каждому ребенку с рождения.
Самое главное не стоит забывать, что ведущей деятельностью ребенка
дошкольника является игра именно на ней и должен строится весь
дошкольный цикл взросления.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, в своей деятельности особое
внимание уделяю развивающим играм. Надо отметить, что развивающая
игра — это уникальный инструмент, помогающий детям проявлять
познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширяющий
и активизирующий собственные познавательные интересы и потребности,
развивающий умение детей владеть разными способами безопасного
поведения в современной информационной среде, развивающий
интегративные качества ребенка, социализирует, воспитывает. Возможность
обучать маленьких детей посредством активной интересной для них
деятельности — отличительная особенность развивающих игр.
Для плодотворной работы в группе были созданы развивающие центры:
речевой, математический, исследовательский. В речевом центре находится
подборка различных игр, способствующих развитию речи детей, таких как:
«Чей малыш?», «Загадай загадку по картинке», «Угадай и расскажи», «Чей
дом?», «Угадай сказку по контуру», «Чья буква?», «Посмотри, разложи,
расскажи», «Собери сказку», «Где спрятался звук?» и так далее. В
математическом центре находиться подборка дидактических и настольно
печатных развивающих игр предназначенных для развития математических
представлений таких как: «Цифровое лото», «Схемы графических
изображений», «Найди по цвету», «Шашки», «Лабиринты», «Бродилки»,
«Цветовое лото», «Сделай такую же фигуру», «Что снаружи, что внутри?» и
так далее. В исследовательском центре находиться подборка развивающих
игр для всестороннего развития личности ребенка, его ценностных
представлений об окружающем мире, кругозоре, интеллекта, личностных
качеств таких как: «Ассоциации», «Что из чего?», «Что хорошо, что плохо?»,
«Что перепутал художник?», «Времена года», «Где я это видел?», «Найди по
контуру» и так далее. Игры, находящиеся в развивающих центрах, меняются
с учетом возрастных особенностей и конечно же доступны детям. Новые
игры вводятся постепенно, обязательно проигрывая каждую игру с детьми и
учитывая структуру, образующую основные компоненты, к которым
относятся: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия,
дидактический материал и результат, и дополнительные компоненты, к
которым относятся роль и сюжет. Обязательно включаю в проведение
развивающих игр: ознакомление детей с содержанием игры, использование
в ней дидактического материала; объяснение хода и правил игры; показа
игровых действий; определение роли взрослого в игре (игрок, болельщик,
арбитр – направляющий действия играющих своим советом, напоминанием,
вопросом); подведение итогов игры.
Помимо настольно-печатных, дидактических, предметных игр, находящихся
в развивающих центрах, собраны картотеки словесных игр, разной
направленности, которые можно использовать при формировании
культурно-гигиенических навыков, навыков культурного поведения, а также
на решение задач различных образовательных областей. Например,
словесная игра «Что внутри?», помогает детям непросто знакомиться с
окружающими их предметами, но и исследовать содержимое этих
предметов. Игра «Скажи правильно» развивает умение детей внимательно
слушать, анализировать и исправлять свои и чужие ошибки. Игра «Так бывает
или нет» формирует умение отличать реальность от вымысла, закрепляя
представления об окружающем мире. Игра «Что с начала, что потом?»
помогает закрепить у детей правильную последовательность выполнения
различных действий (одевания, умывания, приготовления пищи, поведения
в различных ситуациях, и так далее).
Развивая познавательные способности детей, огромное внимание уделяется
подвижным играм, способствующим формированию физических и
умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. С этой
целью в центе физической активности собраны картотеки и атрибуты
подвижных игр, которые также находятся в свободном доступе детей и с
легкостью используются в любых режимных моментах.
Используя развивающие игры для развития познавательных способностей,
анализируя развивающие игры, у педагога появляется возможность выявить:
индивидуальные способности в поведении и характере детей;
эффективность игры для использования детьми в самостоятельной игровой
деятельности и правильности в организации индивидуальной работы с ними.
Важно помнить, что весь педагогический процесс должен способствовать
удовлетворению потребностей ребёнка.
Литература:
1. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2006
2. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Тихомирова Л. Ф. — Ярославль: Академия развития,
1996.
3. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории
предметного мира в проектной деятельности: учебно-методическое.
Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина. -Тольятти ТГУ, 2009.
4. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В.
Субботский. — М.: Просвещение, 1991.
5. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и
воображения у дошкольников. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. – М.:
Аркти, 2008.