Автор: Новожилова Юлия Сергеевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 79 им. Н.А.Зайцева"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка библиотечно-библиографического занятия
Тема: "День народного единства"
Раздел: среднее образование
Библиотечно-библиографический урок «День народного единства»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в библиотеке по случаю знаменательного
события. День народного единства в России – это государственный праздник, который
ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря
на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с
далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была
освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому
стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы
Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив
командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в
освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской
Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить
Государство Московское от польского нашествия.
В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы
над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную
церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на
месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь
Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день
Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции
1917 года.
Праздник 4 ноября – это гораздо больше, чем воспоминания о событиях 1612 года.
Сегодня это день единства российской нации, праздник героев, добра и славы. День
народного единства выступает как напоминание о величии российского народа, о его
силе воли и мужестве.
4 ноября (22 октября по старому стилю) в России отмечается один из самых молодых
государственных праздников – День народного единства.
Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под
предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-
город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец
героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,
вероисповедания и положения в обществе".
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные
полномочия между собой все бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на
Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить
нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в
русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия
власти как таковой. Народ жерствовал свои сбережения на вооружение последними
грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за
царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-
пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда
объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
Считается, что 4 ноября 1612 г. польско-литовские интервенты были изгнаны из
Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи
свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось
это еще в 1611 г., когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений,
решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые
поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники,
подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой
Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь
Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки
наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского
произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый
этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.
Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю) 1612 г., когда
Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся,
отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с
предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не
получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но
войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты
Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки
убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям самого Иосифа Будзило, нападали
с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября
по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров
часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с
поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал, поляки, побросав
оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистка Китай-города от
поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса»
продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский
в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор. А окончательная
сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую
грязь состоялись 7 ноября. Поэтому не ясно: зачем нужно было нынешний праздник
переносить?
В 1584 г. почил правивший страной долгие годы Иван IV Грозный. До начала Смуты
тогда оставалось ещё 14 лет, однако её предпосылки уже прослеживались. Фёдор I
Иоаннович не мог самостоятельно управлять страной по состоянию здоровья, а
царевич Дмитрий не мог занять место на царском престоле из-за малого возраста.
В 1591 г. смерть настигла Дмитрия, а в 1598 г и его брата Фёдора. Правящая династия
Рюриковичей пресеклась, и на главные роли уже официально вышли представители
боярских родов.
Несмотря на это, новый царь в итоге все же появился, им стал Борис Годунов, однако
на долгие годы закрепиться ему и его роду не удалось. Неурожай, голод, тяжёлое
экономическое положение государства настраивали народ против нового государя.
Бояре, желавшие усилить свою власть, также стремились всячески помешать царю.
В конце концов, появившиеся слухи о "случайно выжившем" царевиче Дмитрии
пришлись по душе многим. Лжедмитрий I, поддерживаемый польским королем, во
главе иностранного войска отправился на Москву. Но даже после смерти Бориса
Годунова и устранения его сына - Фёдора, въехать в Кремль самозванцу всё же
удалось.
Однако эпоха Смуты на этом только начинала в полной мере входить в свои права.
Череда переворотов привела к власти "семибоярщину", которая присягнула сыну
польского короля - Владиславу, восьмитысячное войско которого обосновалось в 1610
г. в Кремле и Китай-городе.
Помимо поляков, засевших в Кремле, стране угрожали также шведы, которые
частично обосновались на Новгородской земле.
Страна была в бедственном положении. Русского царя (если не считать самозванцев)
не было, элита в лице бояр страну предала, у народа оказать сопротивление полякам не
получалось - весной 1611 г. первое ополчение потерпело неудачу. Осенью 1611 г. в
Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал формировать второе
народное ополчение, которое впоследствии возглавил князь Дмитрий Пожарский.
Весной 1612 г. ополчение отправилось на Москву, однако и поляки не остались без
поддержки - к ним на помощь отправился гетман Ходкевич. Лишь 4 ноября (22
октября) удалось взять Китай-город. Князь Пожарский вошёл туда, держа в руках
Казанскую икону Божьей Матери. В 1613 г. Земский собор, состоявший из
представителей различных земель и сословий Русского царства, избрал царём
Михаила Романова. Это событие и стало формальным окончанием Смуты.
В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, распоряжается
отмечать 22 октября День Казанской иконы Божьей Матери, приуроченный к
освобождению Москвы и России от поляков. С широким размахом его не отмечали,
однако с тех пор этот праздник постоянно фигурировал в церковном календаре.
Отмечался он церковью и в советские годы, остался религиозным праздником и в
наши дни.