Напоминание

"День народного единства"


Автор: Новожилова Юлия Сергеевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 79 им. Н.А.Зайцева"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка библиотечно-библиографического занятия
Тема: "День народного единства"
Раздел: среднее образование





Назад




Библиотечно-библиографический урок «День народного единства»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в библиотеке по случаю знаменательного

события. День народного единства в России – это государственный праздник, который

ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря

на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с

далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была

освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому

стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы

Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив

командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в

освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской

Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить

Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы

над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную

церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на

месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь

Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября – это государственный праздник, день

Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции

1917 года.

Праздник 4 ноября – это гораздо больше, чем воспоминания о событиях 1612 года.

Сегодня это день единства российской нации, праздник героев, добра и славы. День

народного единства выступает как напоминание о величии российского народа, о его

силе воли и мужестве.

4 ноября (22 октября по старому стилю) в России отмечается один из самых молодых

государственных праздников – День народного единства.

Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под

предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-

город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец

героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения,

вероисповедания и положения в обществе".

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии. Не могли разделить властные

полномочия между собой все бояре. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на

Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить

нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в

русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия

власти как таковой. Народ жерствовал свои сбережения на вооружение последними

грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за

царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-

пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда

объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

Считается, что 4 ноября 1612 г. польско-литовские интервенты были изгнаны из

Москвы, что и ознаменовало собой конец Смутного времени. Однако летописи

свидетельствуют, что на самом же деле Москву освобождали в три этапа, и началось

это еще в 1611 г., когда поляки, занявшие город и опасавшиеся народных волнений,

решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые

поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, и немецкие наемники,

подумавшие, что начался бунт, устроили москвичам резню и гнали их до самой

Лубянки. Но там, в районе нынешнего «Седьмого континента», стоял лагерем князь

Пожарский, который остановил немцев и так крепко им вломил, что остатки

наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под шумок воины Пожарского

произвели зачистку Москвы, перебив и разогнав поляков, литовцев и казаков. Первый

этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю) 1612 г., когда

Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся,

отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с

предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не

получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но

войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты

Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки

убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям самого Иосифа Будзило, нападали

с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября

по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров

часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с

поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал, поляки, побросав

оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистка Китай-города от

поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса»

продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский

в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор. А окончательная

сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую

грязь состоялись 7 ноября. Поэтому не ясно: зачем нужно было нынешний праздник

переносить?

В 1584 г. почил правивший страной долгие годы Иван IV Грозный. До начала Смуты

тогда оставалось ещё 14 лет, однако её предпосылки уже прослеживались. Фёдор I

Иоаннович не мог самостоятельно управлять страной по состоянию здоровья, а

царевич Дмитрий не мог занять место на царском престоле из-за малого возраста.

В 1591 г. смерть настигла Дмитрия, а в 1598 г и его брата Фёдора. Правящая династия

Рюриковичей пресеклась, и на главные роли уже официально вышли представители

боярских родов.

Несмотря на это, новый царь в итоге все же появился, им стал Борис Годунов, однако

на долгие годы закрепиться ему и его роду не удалось. Неурожай, голод, тяжёлое

экономическое положение государства настраивали народ против нового государя.

Бояре, желавшие усилить свою власть, также стремились всячески помешать царю.

В конце концов, появившиеся слухи о "случайно выжившем" царевиче Дмитрии

пришлись по душе многим. Лжедмитрий I, поддерживаемый польским королем, во

главе иностранного войска отправился на Москву. Но даже после смерти Бориса

Годунова и устранения его сына - Фёдора, въехать в Кремль самозванцу всё же

удалось.

Однако эпоха Смуты на этом только начинала в полной мере входить в свои права.

Череда переворотов привела к власти "семибоярщину", которая присягнула сыну

польского короля - Владиславу, восьмитысячное войско которого обосновалось в 1610

г. в Кремле и Китай-городе.

Помимо поляков, засевших в Кремле, стране угрожали также шведы, которые

частично обосновались на Новгородской земле.

Страна была в бедственном положении. Русского царя (если не считать самозванцев)

не было, элита в лице бояр страну предала, у народа оказать сопротивление полякам не

получалось - весной 1611 г. первое ополчение потерпело неудачу. Осенью 1611 г. в

Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал формировать второе

народное ополчение, которое впоследствии возглавил князь Дмитрий Пожарский.

Весной 1612 г. ополчение отправилось на Москву, однако и поляки не остались без

поддержки - к ним на помощь отправился гетман Ходкевич. Лишь 4 ноября (22

октября) удалось взять Китай-город. Князь Пожарский вошёл туда, держа в руках

Казанскую икону Божьей Матери. В 1613 г. Земский собор, состоявший из

представителей различных земель и сословий Русского царства, избрал царём

Михаила Романова. Это событие и стало формальным окончанием Смуты.

В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, распоряжается

отмечать 22 октября День Казанской иконы Божьей Матери, приуроченный к

освобождению Москвы и России от поляков. С широким размахом его не отмечали,

однако с тех пор этот праздник постоянно фигурировал в церковном календаре.

Отмечался он церковью и в советские годы, остался религиозным праздником и в

наши дни.



В раздел образования




Яндекс.Метрика