Автор: Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна
Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МБДОУ№84 " Снегурочка"
Населённый пункт: г Улан-Удэ
Наименование материала: Проект
Тема: " Играя познаем мир"
Раздел: дошкольное образование
Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ Детский сад №84 «Снегурочка»
(присмотра и оздоровления) г. Улан-Удэ
Детский образовательный проект
«Играя, познаем мир»
Подготовила и провела:
учитель бурятского языка
Шойжонимаева
Сэсэгма Дабасамбуевна
г. Улан-Удэ, 2017 г.
Детский образовательный проект
«Играя, познаем мир»
Тип проекта: творческий
Продолжительность: 10 месяцев
Участники: Педагоги МБДОУ, дети, родители
Автор проекта: учитель бурятского языка Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна
Дошкольное детство понимается как уникальный, самоценный период жизни
человека,
когда
происходит
становление
его
личности,
формируются
основы
самосознания.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного
возраста
и
занимает
в
его
жизни
особое
место.
Согласно
исследованиям
Л.С.
Выготского,
Д.В.
Эльконина,
А.П.
Усовой,
Л.А.
Венгера
она
влияет
на
общее
психическое развитие ребенка: на формирование восприятия, памяти, воображения,
мышления, на становление его произвольности. В игровой деятельности интенсивно
формируются психические качества и личностные особенности ребенка, складываются
другие виды деятельности. По определению К.Д. Ушинского игра для ребенка – это
посильный способ вхождения в окружающий мир.
В
дошкольных
учреждениях
игра
используется
не
только
как
источник
физического и духовного здоровья, информации, но и как метод обучения и воспитания
детей,
служит
средством
для
развития
творческих
способностей.
Педагоги
часто
применяют игры и игровые приемы, направленные на решение дидактических задач.
Опыт
работы
нашего
учреждения
показывает,
что
игра
является
эффективным
средством обучения детей бурятскому языку. Наш детский сад № 84 «Снегурочка» г.
Улан-Удэ посещают дети, которым показано диспансерное лечение Республиканским
противотуберкулезным
диспансером.
В
нашем
детском
саду
функционируют
круглосуточные
и
дневные
группы
оздоровительной
направленности,
в
которых
проводится комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий. Дети находятся на восстановительном лечении в детском саду в течение
3-х,
6-ти
месяцев
–
состав
детского
коллектива
не
постоянен
–
одни
дети
выписываются, другие поступают. За этот короткий временной отрезок ребенок не в
состоянии
освоить
программу
по
бурятскому
языку.
Эта
первая
причина,
которая
побудила к поиску оптимальной формы работы.
Вторая причина заключается в особенностях пребывания в учреждении: дети
живут в детском саду с понедельника до пятницы, родители забирают их лишь на
выходные – субботу и воскресенье. Разлука с родными, смена обстановки, новые люди,
новые
требования,
правила,
постоянный
контакт
со
сверстниками,
другой
стиль
общения всё это обрушивается на ребёнка одновременно. Мы чаще всего наблюдаем
безразличие,
равнодушие,
безучастное
отношение,
инертность
эмоциональных
реакций. Нарушение эмоциональных контактов приводит к тому, что они чувствуют
себя неуверенно. И поэтому в общении с этими детьми важно создать атмосферу
психологической комфортности, организовать работу с ними так, чтобы они могли
получить
яркие
и
разнообразные
впечатления,
вовлечь
в
доступную
игровую
деятельность на основе положительного эмоционального отношения к ней, что служит
хорошей мотивацией для включения ребенка в образовательную деятельность.
Учитывая специфику деятельности нашего ДОУ необходимо чаще включать в
работу
игры
и
упражнения
на
снятие
эмоционального
напряжения,
использовать
психологические тренинги, а также разработать и изготовить дидактический материал,
который поможет заинтересовать детей и быстро и легко запомнить слова на бурятском
языке.
Цель данного проекта: Создание условий для формирования у детей интереса к
изучению бурятского языка.
Задачи:
1.
Организация
развивающей
среды
исходя
из
особенностей
и
специфики
пребывания детей в дошкольном учреждении.
2.
Снятие
физического
и
психического
утомления
–
формирование
навыков
снятия эмоционального напряжения.
3.
Разработать и изготовить дидактический материал и игры для использования в
непосредственно
образовательной
деятельности
и
в
самостоятельной
деятельности детей.
Гипотеза: Работа по обучению детей бурятскому языку будет более эффективной,
если в работе систематически использовать разные игры и игровые ситуации,
способствующие запоминанию языкового материала; психологические игры и
упражнения
с
использованием
цветотерапии
для
снятия
эмоционального
напряжения.
Предполагаемый результат:
Период адаптации у детей будет проходить быстро и легко. Каждый ребенок с
интересом включается в процесс изучения языка и традиций бурятского народа. Не
зависимо
от
времени
поступления
и
продолжительности
пребывания
в
ДОУ
дети
успешно осваивают программу по изучению бурятского языка. Создан новый игровой и
дидактический материал для обучения детей бурятскому языку. Обобщен опыт работы
по
обучению
бурятскому
языку
в
условиях
круглосуточного
санаторно-
оздоровительного детского сада.
Стратегия и механизмы реализации проекта.
Реализация данного проекта состоит из 3 этапов:
Первый этап – Подготовительный
(2-я неделя августа – 1-я неделя сентября 2016 года)
№
Формы работы проводимые на первом этапе
Дата проведения
1
Организация рабочей группы
2-я неделя августа
2
Подбор
литературы
по
игровой
деятельности,
методике обучения иностранным языкам, методике
обучения
бурятскому
языку,
ц в е тот е р ап и и ,
использованию психологических игр и упражнений,
тренингов
2-я неделя августа
3
Разработка проекта
3-я неделя августа
4
Разработка
и
изготовление
игр,
дидактических
пособий
4-я неделя августа – первая
неделя сентября
5
Семинар для педагогов «Детская литература»
4-я неделя августа
6
Консультация для педагогов «Работа с родителями по
формированию интереса к изучению языков»
1-я неделя сентября
7
Мониторинг
1-я неделя сентября
Второй этап – Основной – внедренческий
(2-я неделя сентября 2016 года – 1-я неделя мая 2017 года)
Передо мной как перед учителем бурятского языка стоит задача пробудить у ребенка
интерес к занятиям бурятского языка. Большую помощь мне оказывают игры и игровые
упражнения.
При поступлении очень малая часть детей бурят понимают разговорную бурятскую
речь, в большинстве своём поступают дети, которые разговаривают на русском языке.
Чтобы вовлечь их в коллектив, вызвать интерес, желание слушать, запоминать, стараться
повторить
слова
используется
цветной
дидактический
материал,
способный
удержать
внимание детей, способствующий включению их в занятие.
Дидактические
игры
как
форма
обучения
бурятскому
языку
используется
и
на
занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Их особенность состоит в том, что
усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при
этом внимание и запоминание у них непроизвольны. Дидактические игры развивают
сосредоточенность, повышают умственную активность детей.
Подвижная игра детей создает благоприятную почву для развития двигательной
активности,
укрепления
здоровья,
способствует
решению
определенных
учебно-
воспитательных задач в обучении бурятскому языку. Подвижные игры организуются по
определенным
правилам,
согласно
которым
дети
действуют,
общаются.
А
сочетание
движений,
аудирования,
говорения
позволяет
довести
используемый
материал
до
автоматизма.
Каждая
игра
выполняет
свою
функцию,
способствуя
накоплению
языкового
материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых
навыков.
Игры, где используются цвет, у детей вызывают большой интерес. Цвет играет в
жизни людей большую роль. Если хорошее настроение, то и мир предстает в светлых
радужных тонах. Если же настроение плохое, то и окружающий мир кажется серым и
безрадостным. Дети чутко реагируют на окружающий мир и цвета им помогают выразить
свои эмоции и настроение. Предметно-развивающая среда должна быть информативной,
должна
удовлетворять
возрастные
потребности
ребенка
в
новизне,
преобразовании
и
самоутверждении.
Большая
часть
игровых
действий
выполняется
содружественно,
используются
упражнения
на
развитие,
повторение,
подпевание,
которые
выполняются
активно.
Используемые нами игры, упражнения являются средством обучения, в котором дети по
мере
своих
возможностей
принимают
активное
участие.
Содержание
материала
определяется особенностями: временем поступления и выписки ребенка. Весь материал
дается по подражанию взрослому, по показу. Образовательные задачи реализуются как в
образовательной
деятельности
так
и
в
процессе
выполнения
режимных
моментов,
в
самостоятельной деятельности.
Дата
проведения
Тема
Образовательная
деятельность
Подгрупповая и
индивидуальная
совместная
деятельность
Самостоятельна
я деятельность
детей
Сентябрь
Знакомство
Танилсалга
Игры:
«Давайте
познакомимся»
«Ласковое имя»
«Поем имя»
«Знакомство»
«Эхо»
Работа с
пиктограммами,
«Подбери
кепочку»
«Волк и
тарбаганы»
Октябрь
Игрушки
Нааданхайнууд
«Мое настроение»
Руки знакомятся,
руки ссорятся,
руки мирятся
«Давайте
поздороваемся»
«Новая кукла»
«Сделаем по
кругу друг другу
подарок»
Подвижная игра
«Бээлэй тууха»
«Шагай»
Ноябрь
Цвет, счет
Унгэ, тоо
«Цвета» «Море
волнуется»
«Наши эмоции»
«Забавные
человечки» «Кто
быстрее
рассмешит
царевну
Несмеяну»
«Нитка, иголка,
узелок»
Нэгэн,хоёр,
гурба, юуб? –
Эрдени Дугаров
Декабрь
Домашние и
дикие
животные
«Мое любимое
животное»
«Котенок»
«Золушка»
(этюд на
выражение
печали)
Про Таню(горе-
радость)
«Верблюд и
верблюжонок»
«Скачки»
Энэ юун бэ? -
рассматривание
Январь
Наши
праздники
(Новый год)
Сагаалган
Мозаичные песни
«Укрась ёлочку»
«Ладошки
настроение»
«Лисичка
подслушивает»
(этюд на
выражение
интереса)
Табун и волки
«Адуун ба
шоно»
Февраль
Моя семья
«Представиться с
помощью куклы»
«В магазине
зеркал»
«Весёлая
ромашка»
«Дружная семья»
Кто сьел варенье
(удивление ,стыд)
Новая кукла
(этюд на
выражение
радости)
«Волк и ягнята»
«Юун
табарааб?»
«Энэ юун бэ?»
«Снег и заяц»
Знакомство с
детской
литературой
Шагай
Март
Одежда
«Меняемся
пуговицами»
«Кони и всадники»
Упражнения:
«Салют»
«Забавные
«Бэлэй тууха»
«Что это?»
(собрать и
человечки»
«Передай рядом
сидящему»
частей целое –
одежда)
Апрель
Я и моё тело
«Магазин зеркал»
«Похвалилки»
«Куклы»
Психогимнастика:
«Попугай»
«Лебеди»
Упражнение «Я
хороший – ты
хороший»
«Нитка, иголка и
узелок»
«Одеваем куклу
Оюну»
Май
Наши игры
«Волны»
«То что люблю
делать» «Корабль
и ветер»
«Волны» «Дарю
улыбку»
«Царевна
Несмеяна»
«Конкурс
лентяев»
«Скачки»
«Перетягивание
каната»
«Стрельба из
лука»
Третий этап – Заключительный
(2-я неделя мая – 4-я неделя мая 2017 года)
№
Формы работы
Дата проведения
1
Мониторинг
2-я неделя мая – 3-я неделя
мая 2017 года
2
Подведение итогов, сравнение полученных
результатов с предполагаемыми, презентация
4-я неделя мая
«Весёлая ромашка»
«Ладошки настроения»
«Наши эмоции»