Напоминание

"Некоторые особенности преподавания курса общего фортепиано в ДМШ и ДШИ"


Автор: Кадырова Гузель Фаритовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ п.Дубинино"
Населённый пункт: п.Дубинино, г.Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Некоторые особенности преподавания курса общего фортепиано в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» п. Дубинино

__________________________________

Методическая статья

«Некоторые особенности преподавания курса общего фортепиано в

ДМШ и ДШИ»

Автор: Кадырова Г.Ф.

преподаватель по классу фортепиано,

концертмейстер

п. Дубинино

2021/2022

Без изучения курса общего фортепиано - "обязательного", немыслимо

воспитание профессионального музыканта любой специальности.

А.Г. Рубинштейн

Предмет "общее фортепиано" является важным компонентом

музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что

положение

учащихся

фортепианного

и

других

отделений

детской

музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой

звуковых выразительных возможностей, струнные и духовые инструменты

ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы

развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно

к предмету общее фортепиано, это означает, в первую очередь, возможность

для

учащегося

лично,

в

собственной

исполнительской

практике

познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с

первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных

произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует

расширению кругозора учащихся,

и позволяет значительно

углубить

общетеоретический

и

культурологический

аспекты

музыкального

образования.

Общий курс фортепиано в ряду учебных дисциплин, изучаемых в ДМШ и

ДШИ, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на

любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и

хоровым пением. Воспитывать музыканта призваны все эти дисциплины.

Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В

методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения

учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам.

Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических

требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой

простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.

В своё время педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н.

впервые

в

музыкально-педагогической

литературе

сформулировал

принципиальные основы специфики методики общего фортепиано и назвал

круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано.

Развитие методики общего фортепиано связано и с именем Яворского Б.Л. –

в 1935г. издаётся "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано".

Эта

хрестоматия

-

уникальное

явление

не

только

в

отечественной

методической литературе, но и в мировой педагогике. Уже известный тезис-

ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе - у

Яворского получает более глубокое развитие: "Курс фортепиано для

исполнителей

должен

непрерывно

поднимать

их

исполнительскую

культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей,

воспитательной

функции

общего

фортепиано,

творческом

подходе

к

решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание

специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной

литературы.

Поставлен

вопрос

о

воспитании

на

уроках

навыка

схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно

доказана

необходимость

в

различии

методов

технического

развития

учащихся разных специальностей: "Недалеко то время, когда программа

курса

общего

фортепиано

будет

строго

обособлена

для

каждой

специальности».

Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с

первых шагов должен учить ребёнка любого отделения - это слушать свою

игру, не допуская резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения.

Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы

цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение пьесы, иметь

понятие о фразе, предложении и цезуре.

Следует учитывать, что развитие фортепианной техники у музыкантов

других специальностей происходит параллельно техническому развитию на

своём инструменте.

Начиная обучение в классе общего фортепиано, многие учащиеся,

например, скрипачи, гитаристы, домристы, духовики, сталкиваются с

трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они

знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот

в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в

скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный

процесс «торможения», в результате которого они временно теряют

способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им

скрипичном ключе.

Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно

порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом

ключе, что позволит ускорить его освоение, в дальнейшем чтение нот в

обоих ключах будет происходить без особых осложнений.

Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано,

необходимо отчетливо представлять себе,

какие технические навыки

фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на

струнных, народных и духовых инструментах: непривычная объемность

фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки,

активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.

Ощутить фортепианную клавиатуру, непривычную для струнников и

духовиков, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив

гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению

текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого

им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более

осознанно и технически уверенно.

Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых

пианистических

навыков

можно

только

на

высокохудожественном

музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах

глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью

пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного

репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и

тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним

из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного

кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная

смена художественных впечатлений.

Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный

репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем

более

что

песня

всегда

пользовалась

особой

любовью

в

нашей

стране.Значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни

разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а

также фортепианные обработки народных танцев и песни современных

композиторов.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного

музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное

удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию,

учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом,

так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех

остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле

мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в

определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.

При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать

полифоническое

мышление.

Изучение

полифонических

произведений

оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и

общей музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать

работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над

произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и

потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов

вследствие специфики своего репертуара, недостаточно воспитывает навыки

исполнения полифонии.

Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой

педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые

являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации

пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися

лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны

по содержанию и разнообразны по форме.

Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с

листа,

аккомпанемент

в

классе

общего

фортепиано

служат

подготовительным

этапом

самостоятельной

работы

учащегося

над

музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса

имеет большое значение для всестороннего развития личности юных

музыкантов.

Имея 30-летний стаж работы и на хореографическом отделении нашей

школы, хочется сказать несколько слов о работе в классе общего ф-но с

хореографами. По понятным причинам, они лишены опыта работы над

инструментальной

техникой.

Успех

развития

техники

немыслим

без

понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного

овладения игрой на инструменте. У хореографов такое понимание нужно еще

сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса,

каким является обучение игре на фортепиано. Объясняется это ещё и тем, что

у хореографов, в отличие от музыкантов, нет, как правило, огромной

домашней работы. Естественный для инструменталиста начальный период

кропотливой малоинтересной работы воспринимается танцором как насилие,

создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Я на своем опыте

работы с ними вижу, как им трудно преодолевать себя. Поэтому они более

трудны в обучении игры на фортепиано, важен индивидуальный подход к

каждому ученику.

В этой связи, считаю, что главное в работе с хореографами – научить их

следующим навыкам:

- изучая элементарную грамоту, научиться применять её на практике,

делая акцент на ритме;

- научиться видеть, понимать и, по возможности, воспроизводить нотный

текст;

- развивать музыкальную память, закрепляя теоретические знания;

- разбираться в стиле разных эпох и композиторов;

- воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

Для успешной работы в классе общего фортепиано нужно убедить

учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать

необходимость этого на практике. Я часто рекомендую ученику самому

выбрать репертуар. Главное поддержать активность мысли ученика.

Итак, успешному овладению игры на фортепиано способствует доверие к

преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к

малейшим жалобам ребёнка на трудности, искренняя готовность ему помочь,

заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую

роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика -

поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на

проявление

лени, неорганизованности.

Нужно

дать

ему понять,

что

ответственность за свою успеваемость несет прежде всего он сам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.:изд.«Композитор»,

1992г.

2.Баренбойм Л., Перунов И. «Путь к музицированию». Л.:«Советский

композитор», 1979г.

3.Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в

музыкальном

образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на

фортепиано / Н. Н. Загорный. Л.: Academia, 2-я типография транспечати

НКПС

им.Т.Лоханкова, 1928г.

4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М.,1965 г.

5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных

специальностей. М.1980г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика