Автор: Кадырова Гузель Фаритовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ п.Дубинино"
Населённый пункт: п.Дубинино, г.Шарыпово, Красноярский край
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Некоторые особенности преподавания курса общего фортепиано в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» п. Дубинино
__________________________________
Методическая статья
«Некоторые особенности преподавания курса общего фортепиано в
ДМШ и ДШИ»
Автор: Кадырова Г.Ф.
преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер
п. Дубинино
2021/2022
Без изучения курса общего фортепиано - "обязательного", немыслимо
воспитание профессионального музыканта любой специальности.
А.Г. Рубинштейн
Предмет "общее фортепиано" является важным компонентом
музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что
положение
учащихся
фортепианного
и
других
отделений
детской
музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой
звуковых выразительных возможностей, струнные и духовые инструменты
ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы
развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно
к предмету общее фортепиано, это означает, в первую очередь, возможность
для
учащегося
лично,
в
собственной
исполнительской
практике
познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с
первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных
произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует
расширению кругозора учащихся,
и позволяет значительно
углубить
общетеоретический
и
культурологический
аспекты
музыкального
образования.
Общий курс фортепиано в ряду учебных дисциплин, изучаемых в ДМШ и
ДШИ, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на
любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и
хоровым пением. Воспитывать музыканта призваны все эти дисциплины.
Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В
методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения
учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам.
Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических
требований, именуемых межпредметными связями. Здесь находится большой
простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.
В своё время педагог Ленинградской консерватории Загорный Н.Н.
впервые
в
музыкально-педагогической
литературе
сформулировал
принципиальные основы специфики методики общего фортепиано и назвал
круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано.
Развитие методики общего фортепиано связано и с именем Яворского Б.Л. –
в 1935г. издаётся "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано".
Эта
хрестоматия
-
уникальное
явление
не
только
в
отечественной
методической литературе, но и в мировой педагогике. Уже известный тезис-
ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе - у
Яворского получает более глубокое развитие: "Курс фортепиано для
исполнителей
должен
непрерывно
поднимать
их
исполнительскую
культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей,
воспитательной
функции
общего
фортепиано,
творческом
подходе
к
решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание
специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной
литературы.
Поставлен
вопрос
о
воспитании
на
уроках
навыка
схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно
доказана
необходимость
в
различии
методов
технического
развития
учащихся разных специальностей: "Недалеко то время, когда программа
курса
общего
фортепиано
будет
строго
обособлена
для
каждой
специальности».
Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с
первых шагов должен учить ребёнка любого отделения - это слушать свою
игру, не допуская резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения.
Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы
цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение пьесы, иметь
понятие о фразе, предложении и цезуре.
Следует учитывать, что развитие фортепианной техники у музыкантов
других специальностей происходит параллельно техническому развитию на
своём инструменте.
Начиная обучение в классе общего фортепиано, многие учащиеся,
например, скрипачи, гитаристы, домристы, духовики, сталкиваются с
трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они
знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот
в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в
скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный
процесс «торможения», в результате которого они временно теряют
способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им
скрипичном ключе.
Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно
порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом
ключе, что позволит ускорить его освоение, в дальнейшем чтение нот в
обоих ключах будет происходить без особых осложнений.
Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано,
необходимо отчетливо представлять себе,
какие технические навыки
фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на
струнных, народных и духовых инструментах: непривычная объемность
фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки,
активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д.
Ощутить фортепианную клавиатуру, непривычную для струнников и
духовиков, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив
гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению
текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого
им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполнит его более
осознанно и технически уверенно.
Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых
пианистических
навыков
можно
только
на
высокохудожественном
музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах
глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью
пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного
репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и
тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним
из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного
кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная
смена художественных впечатлений.
Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный
репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем
более
что
песня
всегда
пользовалась
особой
любовью
в
нашей
стране.Значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни
разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а
также фортепианные обработки народных танцев и песни современных
композиторов.
Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного
музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное
удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию,
учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом,
так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех
остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле
мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в
определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.
При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать
полифоническое
мышление.
Изучение
полифонических
произведений
оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и
общей музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать
работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над
произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и
потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов
вследствие специфики своего репертуара, недостаточно воспитывает навыки
исполнения полифонии.
Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой
педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые
являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации
пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися
лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны
по содержанию и разнообразны по форме.
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с
листа,
аккомпанемент
в
классе
общего
фортепиано
служат
подготовительным
этапом
самостоятельной
работы
учащегося
над
музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса
имеет большое значение для всестороннего развития личности юных
музыкантов.
Имея 30-летний стаж работы и на хореографическом отделении нашей
школы, хочется сказать несколько слов о работе в классе общего ф-но с
хореографами. По понятным причинам, они лишены опыта работы над
инструментальной
техникой.
Успех
развития
техники
немыслим
без
понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного
овладения игрой на инструменте. У хореографов такое понимание нужно еще
сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса,
каким является обучение игре на фортепиано. Объясняется это ещё и тем, что
у хореографов, в отличие от музыкантов, нет, как правило, огромной
домашней работы. Естественный для инструменталиста начальный период
кропотливой малоинтересной работы воспринимается танцором как насилие,
создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Я на своем опыте
работы с ними вижу, как им трудно преодолевать себя. Поэтому они более
трудны в обучении игры на фортепиано, важен индивидуальный подход к
каждому ученику.
В этой связи, считаю, что главное в работе с хореографами – научить их
следующим навыкам:
- изучая элементарную грамоту, научиться применять её на практике,
делая акцент на ритме;
- научиться видеть, понимать и, по возможности, воспроизводить нотный
текст;
- развивать музыкальную память, закрепляя теоретические знания;
- разбираться в стиле разных эпох и композиторов;
- воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.
Для успешной работы в классе общего фортепиано нужно убедить
учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать
необходимость этого на практике. Я часто рекомендую ученику самому
выбрать репертуар. Главное поддержать активность мысли ученика.
Итак, успешному овладению игры на фортепиано способствует доверие к
преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к
малейшим жалобам ребёнка на трудности, искренняя готовность ему помочь,
заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую
роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика -
поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на
проявление
лени, неорганизованности.
Нужно
дать
ему понять,
что
ответственность за свою успеваемость несет прежде всего он сам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб.:изд.«Композитор»,
1992г.
2.Баренбойм Л., Перунов И. «Путь к музицированию». Л.:«Советский
композитор», 1979г.
3.Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в
музыкальном
образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на
фортепиано / Н. Н. Загорный. Л.: Academia, 2-я типография транспечати
НКПС
им.Т.Лоханкова, 1928г.
4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М.,1965 г.
5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных
специальностей. М.1980г.