Автор: Острожная Елена Валериевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №7"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: Метод мини-проектов на уроках информатики.
Раздел: среднее образование
Метод мини-проектов на уроках информатики.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том
числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Метод проектов является
одним из эффективных методов для активизации учебно-познавательной деятельности, т.к. так
позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в
стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и
средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.
Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся. Он характеризуется
следующими признаками:
1.
наличие социально значимой задачи,
2.
планирование действий по разрешению проблемы,
3.
поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
4.
оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности,
5.
презентация «продукта» и его социальной значимости.
На выполнения проекта требуется ни один урок. Но в рамках одного урока подходит метод
«мини-проектов». Что он из себя представляет? Мини-проект по своей сути является проектом, но
решает
какую-то
небольшую
проблему.
Суть
же
остаётся
той
же:
самостоятельная
исследовательская, поисковая деятельность учащихся. Такая работа позволяет заинтересовать
учащихся темой урока и вовлечь всех в работу.
Рассмотрю применение метода мини-проектов на одной из тем школьного курса
информатики «Электронные таблицы», 8 класс. Дети уже изучили понятие электронной таблицы и
запись формул. Работать предлагается в парах.
1 этап. На этом этапе происходит выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение
гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работ.
Перед учениками ставится задача: вы являетесь бухгалтером фирмы по производству
палаток. Оформите отчёт для руководителя. Отразите в отчёте сколько ваша фирма потратила
средств для производства палаток, какая прибыль у фирмы от продажи палаток. Отразите
графически важные показатели. Сделайте вывод о работе фирмы.
Цель работы: используя возможности программы Microsoft Excel, произвести расчёты и
построить диаграммы.
План работы: 1. Изучить имеющиеся данные по работе фирмы.
2. Сделать выборку нужных данных.
3. Изучить формулы для подсчёта потраченных средств.
4. Составить таблицу с важными показателями.
5. Изучить способ создания диаграмм.
2 этап.
Работа в информационном поле, сбор необходимой информации, анализ и
структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного
материала.
Материалы на проект учитель готовит заранее. Дети изучают файлы с данными. Так же
выдаётся справочный материал по работе с электронной таблицей.
3
этап.
Проведение
исследования,
решение
поставленной
проблемы.
Ученики
самостоятельно на основе материала вычисляют на сколько продали товара, стоимость затрат на
каждый вид материала, общую стоимость затрат на производство, и вычисляют прибыль.
Затем им необходимо построить новую таблицу с данными: затрачено, продано, прибыль.
В которую внести полученные данные. По этой таблице ученики строят диаграмму. В справочных
материалах есть пояснение по видам диаграмм и по процессу их построения. Ученики должны
правильно определить вид диаграммы и его построить.
4 этап. Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных.
Ученики делают вывод, была ли фирма успешна. Стоит ли продолжать покупать расходные
материалы по той же цене? А возможно нужно повысить стоимость палатки?
5 этап. Подведение итогов работы, составление письменного отчета.
В чём преимущества такого метода? Он дает возможность организовать учебную
деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в
образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное
развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального
взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.