Напоминание

"Затейница-прищепка"


Автор: Реук Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Святославский детский сад №5
Населённый пункт: Ижморский район, Кемеровская обл..
Наименование материала: Проект
Тема: "Затейница-прищепка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Святославский детский сад № 5

Проект

Затейница-прищепка

( познавательный проект для детей младшей разновозрастной группы)

Исполнитель:

Реук Наталья Петровна

воспитатель

I квалификационная категория

Святославка

2019 г

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………4

Проблема и ее обоснование………………………………………………….5

Цель и задачи проекта………………………………………………………..6

Паспорт проекта………………………………………………………………6

Этапы реализации проекта…………………………………………………...8

Тематическое планирование работы с детьми…………………………….10

Тематическое планирование работы с родителями……………………….13

Вывод…………………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………..15

Приложение…………………………………………………………………..16

Пояснительная записка

2

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН

установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то

и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению

артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее

важно,

мощным

средством,

повышающим

работоспособность

коры

головного мозга.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи

специальными

исследованиями

выявлен

недостаточный

уровень

сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений

кистей и пальцев рук. Отставание в развитие тонкой моторики рук у

дошкольников препятствуют овладению ими навыками самообслуживания,

затрудняет манипуляции различными мелкими предметами.

Мои наблюдения показали, что у большинства детей с нарушением

речи в МКДОУ Святославский детский сад № 5 отмечается нарушение

общей и мелкой моторики рук. Все это обуславливает необходимость

специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких

координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с

нарушением речи.

Введение

3

Проект «Затейница-прищепка» включает следующую информацию:

- проблему и ее обоснование,

-цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках

предложенного проекта,

- сроки и этапы реализации проекта,

- управление и обеспечение проекта,

- ожидаемые результаты после проектных мероприятий,

- планируемые мероприятия в рамках проекта,

- перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями

и родителями, что облегчает работу по развитию тонких координационных

движений рук и ручной ловкости у детей.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

детского развития;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования.

Данный

проект

реализован

с

воспитанниками

младшей

разновозрастной группы МКДОУ Святославский детский сад № 5.

Социальная значимость проекта

4

Этот

проект

способствует

совершенствованию

коммуникативных

навыков дошкольников, становлению гармоничной, полноценно-развитой

личности ребенка.

Проблема

Дети, приходящие в детский сад, редко имеют уверенную координацию

движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость,

неточность движений, трудности освоения двигательных процессов.

Обоснование проблемы

«До пяти лет ребенок — строитель самого себя из чего бы то ни было»,

— отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала

«утончать» детские способности в воспитывающей среде, предоставляющей

материал для формирования практических умений, развития сенсорики и

моторики. Причем частью такого материала могут быть повседневные до-

машние предметы. В работе с дошкольниками педагоги ДОУ все чаще

используют пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и

формы.

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой,

«...есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же,

как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще

одна речевая зона мозга»… Дело в том, что в головном мозге человека

центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень

близко.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического

развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как

принято называть, мелкой пальцевой моторики. Стимулируя мелкую

моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы

активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Особенно важно

развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

5

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает

хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую

подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и

упражнения на мелкую моторику руки.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики

являются игры с прищепками.

Цель проекта:

Создание

условий

для

развития

мелкой

моторики

рук,

речи,

психических функций детей младшего дошкольного возраста через систему

работы с бельевыми прищепками.

Задачи проекта:

- Обогащать сенсорный опыт детей.

- Развивать познавательную активность детей.

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, зрительное восприятие,

мышление, память, речь;

- Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к

достижению результата.

Паспорт проекта

Название проекта: «Затейница-прищепка».

Описание проекта:

По характеру продукта: творческо-исследовательский.

По количеству детей: групповой.(1-2 мл. группа)

По продолжительности: среднесрочный (2 месяца).

По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области).

По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МКДОУ.

Сроки реализации проекта: февраль-март 2019 г.

6

Обеспечение проекта

Материально- техническое:

Компьютерное

оборудование,

бумага,

д/игры,

наборы

разнообразных

прищепок, детская художественная литература.

Материалы для родительского уголка "Развитие мелкой моторики рук: игра

с прищепками", «Творим и говорим: игры с прищепками».

Консультация для педагогов: «Игры с разноцветными прищепками».

Учебно- методическое:

1.Нормативные документы:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. №273-ФЗ;

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций» от 15.05.2013 г. №26;

«Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования» от 17 .10.2013 г. №1155;

Программа « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.,

Комаровой Е. С., Васильевой М.А..

2. Методическая литература.

Предполагаемый результат

- У детей сформировались первичные представления о прищепках.

- Развился интерес к исследовательской деятельности в детском саду и дома.

- Дети узнали о разнообразии игр с прищепками.

- У детей развился интерес к реализации различных игр с прищепками.

У детей развивается:

- мышление;

- чувство пространства;

- координация движений пальцев рук, мелкая моторика;

- творческое воображение, фантазия

7

Формы и методы работы

- беседы;

- непосредственно образовательная деятельность;

- опытно - экспериментальная деятельность;

- дидактические игры с прищепками;

- подвижные игры;

- сюжетно - ролевые игры;

- игры - драматизации;

- подбор иллюстраций;

- чтение художественной литературы;

- работа с родителями;

- подбор картотеки игр с прищепками;

- совместная и самостоятельная деятельность детей;

- творческая деятельность – рисование, аппликация, моделирование из

прищепок.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

1.

Разработка

и

накопление

методических

материалов,

разработок,

рекомендаций по проблеме.

2. Пополнение материально-технической базы:

- приобретение необходимого материала;

- изготовление дидактических игр с прищепками;

- оформление картотеки игр с прищепками;

-

оформление

информационного

стенда

для

родителей

по

теме.

Практическая деятельность:

1. Знакомство с прищепками.

2. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним.

3. Конкурс на лучшую дидактическую игру совместно с родителями на

тему.

8

4.Проведение образовательной

деятельности

с использованием

игр с

прищепками.

5. Проведение подвижных и дидактических игр.

6. Изготовление игрушек-шумелок.

7. Театрализация сказок, стихов.

8. Моделирование из прищепок.

9. Опытно-экспериментальная деятельность.

Разработка

методических

рекомендаций

для

педагогов

по

работе

с

прищепками.

Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук: игра с

прищепками», «Творим и говорим: игры с прищепками».

Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта:

Спортивное развлечение на тему: «Девочка-Прищепочка в гости к нам

пришла…».

Организация выставки на тему «Дидактическая игра своими руками».

Презентация проекта.

Конечный продукт проекта:

1. Методические разработки НОД.

2. Методические рекомендации.

3. Дидактические игры с прищепками.

4. Презентация проекта.

Тематическое планирование.

Разработанное нами тематическое планирование включает в себя ряд

тематических занятий, заданий-игр, развлечений. Так же разработан план

мероприятий по взаимодействию с родителями по развитию мелкой

моторики рук с использованием прищепок.

9

Тематическое планирование работы с детьми

Сроки

проведени

я

Тема

образовательной

деятельности

Краткое содержание образовательной

деятельности

1я неделя

Знакомство с

прищепками

Упражнения: «Лиса», «Угостим Жучку»,

«Коробочки», «Зайка».

Пальчиковая

гимнастика

«Птицы».

Экспериментирование

с

прищепками:

«тонет-плавает»,«легкая-тяжелая».

Материал направлен на знакомство детей с

прищепками, развитие мелкой моторики

пальцев рук с использованием прищепок и

сопровождается стихотворными текстами

для стимулирования речевой активности.

2я неделя

Домашние

животные и их

детёныши.

Упражнения: «Курица и цыплята», «Петушок и

собака», «Лошадка», дид. игра: « Чья мама? Чьи

детки?»,

« Кто что ест?».

Пальчиковая

гимнастика: «Птицы». Театрализация сказки

«Репка».

Материал направлен на развитие мелкой моторики

пальцев рук, с использованием прищепок и

сопровождается стихотворными текстами для

стимулирования речевой активности.

3я неделя

Дикие животные и

их детёныши

Упражнения:

«Деревья»,

«

Ежик»,

«Зайка»,

«Рыбка». Моделирование из прищепок.

д\игра «Накормим птенцов», « Кто что ест?».

пальчиковая

гимнастика:

«Птицы».

10

Театрализация сказки «Теремок».

Ребёнок с помощью прищепок дополняет детали.

Прищепки и карточки животных, развитие

творческого воображения, стихотворение про

животных читаются в процессе выполнения

работы.

4я неделя

Зима

Одежда зимой

Обувь

Упражнения:

«Снегопад»,

«Солнышко»,

«Платье», «Тучка и дождик». п\игра « Догони и

сними прищепку». «Мамины помощники».

Материал направлен на развитие мелкой моторики

пальцев

рук,

на

усвоение

детьми

пространственных

представлений

с

использованием

прищепок

и

сопровождается

стихотворными

текстами

для

стимулирования

речевой активности.

Развитие творческого воображения.

5я неделя

Я и моя семья.

Развлечение

совместно с родителями «Мои

веселые прищепки». Игры: «Зубастики», « Зайкин

огород», « Снимите прищепки с Прищепкина»,

«Мамины помощники».

Материал

направлен

на

развитие

мелкой

моторики пальцев рук,

на усвоение

детьми

пространственных

представлений

с

использованием

прищепок

и

сопровождается

стихотворными текстами для стимулирования

речевой активности.

Развитие творческого воображения.

6я неделя

Поиграем и

посчитаем

Игры: «Сосчитай сколько»,

«Найди бабочке

лепесток»,«Назови цифру», «Подбери по цвету».

«Дразнилка».

Пальчиковая

гимнастика:

«Грибы». Театрализация сказки «Колобок».

Моделирование

из

прищепок.

Материал

направлен на развитие мелкой моторики пальцев

рук,

на

усвоение

детьми

пространственных

11

представлений с использованием прищепок и

сопровождается

стихотворными

текстами

для

стимулирования речевой активности.

Развитие творческого воображения.

7я неделя

Весна.

Перелётные птицы.

Насекомые.

Упражнения: «Солнышко», «Тучка и дождик»,

«Божья

коровка»,

«Бабочка»,

«Насекомые»,

«Береза», «Птицы». п\игры с прищепками.

Материал

направлен

на

развитие

мелкой

моторики пальцев рук,

на усвоение

детьми

пространственных

представлений

с

использованием

прищепок

и

сопровождается

стихотворными текстами для стимулирования

речевой активности.

Развитие творческого воображения.

8я неделя

Весенние забавы и

развлечения.

Упражнения: «Солнышко», «Тучка и дождик»,

«Божья

коровка»,

«Бабочка»,

«Насекомые»,

«Береза», «Птицы».

Развлечение «Девочка-Прищепочка в гости к нам

пришла».

Материал

направлен

на

развитие

мелкой моторики пальцев рук, на усвоение

детьми

пространственных

представлений

с

использованием

прищепок

и

сопровождается

стихотворными текстами для стимулирования

речевой активности.

Развитие творческого воображения.

Тематическое планирование работы с родителями

12

1. Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук:

игра с прищепками».

2. Консультация

для родителей на тему: «Творим и говорим: игры с

прищепками».

3. Изготовление игрушек - шумелок совместно с детьми.

4. Конкурс на лучшую дидактическую игру с прищепками, изготовленную

своими руками.

5.Выставка «Дидактическая игра своими руками».

6.Развлечение «Веселые прищепки».

7.Спортивное развлечение: «Девочка-прищепочка в гости к нам пришла».

Вывод

В ходе проекта использовались бельевые прищепки разного цвета и размера.

В

непосредственно

образовательной

деятельности

и

в

свободной

деятельности

детей прищепки «превращались» в различных животных,

птиц, помогая развивать мелкую моторику рук, закреплять сенсорные

навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную

функцию речи, воображение.

Чтобы

использованный

вид

тренинга

пальцев

не

был

скучным

и

утомительным,

действия

с

прищепками

озвучивались

веселыми

стихотворными текстами, игровыми приемами.

Реализация

данного

проекта

научила

наших

детей

сравнивать,

анализировать,

делать

выводы.

Дети

приобрели

первый

опыт

исследовательской деятельности. В процессе игр с прищепками развивали

мелкую

моторику

пальцев

рук,

воображение.

Всё

это

создает

благоприятною базу для развития речи детей и более успешного обучения в

школе.

Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость,

осознания

собственных

умений.

Я

рекомендую

шире

использовать

13

традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, направленные на

формирование тонких движений пальцев рук не только воспитателям

детского сада, но и родителям дома.

Список литературы

14

1.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.

2.

Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игровые тесты. М., 2005.

3. Отакулова Э.М. Игры с прищепками./ Научно – методический журнал

«Логопед» №3,- Москва. « ТЦ Сфера», 2010.

4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и

говорим - М.: ТЦ "Сфера", 2011г.

5. Уварова Т.Е.

Наглядно-игровые средства в логопедической работе с

дошкольниками. М., 2009.

Приложение 1

15

Консультация для родителей.

«Творим и говорим: игры с прищепками».

Бельевая прищепка — предмет быта или средство развития?

Давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая

прищепка… Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой

стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого

взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий

крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж,

сразу вспоминаются строки К. Чуковского:

"Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил! "

А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые

разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же,

солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное,

увлекательно,

мы

способствуем

развитию

конструктивного

мышления.

Продолжаем

фантазировать

дальше.

Возьмем

зеленый

треугольник

и

прикрепим к его краям зеленые прищепки-веточки. Получилась ёлочка. А

теперь, к одному краю зеленой полоски прикрепляем зеленые прищепки и

получаем травку.. Такое превращение прищепок может быть бесконечным:

человечек, клоун, буквы, собачка, зайка, лошадка, клоун, гусеница, кактус,

расчёска, динозаврик, ежик и т. д.

Фантазируйте.

Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию

интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Прищепки могут помочь вам в формировании у ребёнка чувства ритма.

Вы произносите звуки (можно использовать какой-либо музыкальный

инструмент, а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с

количеством

услышанных

звуков,

в

различном

пространственном

расположении: прямо, по кругу, на сторонах квадрата, треугольника и т. п.

16

Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите

ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Покажите,

что прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга.

Так мы развиваем у ребенка чувство ритма. Прищепки можно также

прикреплять к полоскам, группируя и складывая их в ритмический рисунок: по

две-три рядом, а затем с промежутком и т. д. Ребёнок и не догадывается,

насколько важную задачу в его развитии решаем мы с вами в этой простой на

первый взгляд игре.

Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с

ребенком.

Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными. Ребенок

должен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с

помощью прищепок картинок.

Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей скучным и

утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками

веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными

игровыми приемами.

Приложение 2

Консультация для родителей

17

"Развитие мелкой моторики рук: игра с прищепками"

Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания,

как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие

(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений

кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а

также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Получается, что когда мы учим малыша кушать, мыть руки, одеваться,

застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только приспосабливаем его

к жизни, но и способствуем развитию речи. Правильное развитие и воспитание

ребенка- залог наиболее полного раскрытия и реализации всех его

интеллектуальных и творческих способностей, а также успешной

социализации в будущем.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и

кистей рук ребенка, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие

предметы- пуговицы, бусины, крупы. Простые движения помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем

лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Хорошим

помощником в развитии мелкой моторики станут различные развивающие

игрушки, которые родители могут сделать сами.

Особый интерес у малышей вызывают прищепки. Да, да ,обычные бельевые

прищепки. Использование прищепок - это развитие не только тонких

движений пальцев, но и речи.

О пользе игр с прищепками говорила еще Мария Монтессори. Игры с

прищепками прекрасно стимулируют мелкую моторику рук, развивают

тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие

способности.

18

Не каждый ребенок захочет ежедневно выполнять упражнения, какими бы они

не были полезными. Поэтому лучшим способом заинтересовать его является

игра.

«Крокодильчики»- цепляем прищепки на одежду, предлагаем их снять.

«Бусы»- нанизываем прищепки на шнурок (при этом можно чередовать цвета).

«Веселые фигурки» -заранее вырезать из картона заготовки, а недостающие

детали ребенок заменяет прищепками.

«Котенок» - поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю, с тобою, малыш.

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

«Трансформеры» - цепляя прищепки друг к другу , создаем различные

конструкции.

Такие игры в нашей группе раннего возраста « Карапузы», мы предлагаем

детишкам в период адаптации, так как они необычны и увлекательны.

Показываем, как снимать и прикреплять прищепки. Акцентируя внимание

ребенка на правильном положении пальчиков. Потом предлагаем малышу

самому сначала снять прищепки, а потом прикрепить обратно. Повторяем так с

каждым предметом. С первого раза обычно не получается, да и сам ребенок не

способен придумывать новые образы в раннем возрасте, зато отлично

повторяет за мамой или воспитателем, например, развешивая кукольные

одежки на веревочке. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки

« превращаются» в различных животных, птиц. Чтобы используемый вид

деятельности не был скучным и утомительным, действия с прищепками

озвучиваем веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами.

Картинка « Самолет».

« Самолет, самолет,

19

Отправляется в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда».

Картинка «Цветок»

Лепесточки и цветок -

Распустился наш цветок.

Картинка «Рыбка»

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Картинка «Птичка»

Клювик, крылышки и хвостик -

Прилетела птичка в гости.

Картинка «Тучка»

Тучка по небу гуляла,

Все дождинки потеряла.

Картинка « Солнышко»

Солнышко утром,

Рано встает.

Лучики тянет -

Тепло нам дает.

Можно применять прищепки также в разыгрывании сценок. Показываем

малышу, как 3 пальчиками можно прищепить прищепку к краю коробки,

держа ее вертикально, сопровождая действия словами:

« Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

20

Все прищепки соберу»

Хочется обратиться к родителям, если вы дома занимаетесь с ребенком.

Вызывайте положительные эмоции у малышей! Употребляйте слова и фразы,

несущие оптимистическую окрашенность, например: « как интересно!», « вот

здорово!», « давай помогу!», « красота!» и т. д.

Помните!!!

Что бы вы не создали вместе с ребенком, главное- желание продолжать

заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои

занятия в хорошем настроении и малыша, и в Вашем.

А ГЛАВНОЕ, ЧТО МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГР ЕСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ В ЛЮБОМ

ДОМЕ.

Спасибо за внимание!

Приложение 3

21

Игровой самомассаж бельевыми прищепками

для развития речи, мелкой моторики пальцев рук

повышения иммунитета детей.

Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем, держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-

влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с

прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем

между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке)

22

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

(Соединяем

поочерёдно

пальцы

обеих

рук,

встряхиваем

кисти

рук,

закрываем глаза, отдыхаем)

Приложение 4

Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением

23

Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит

на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами

параллельно столешнице.

Лиса

Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания

текста.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает .

«Угостим Жучку»

Оборудование: прищепки, вырезанные из картона косточки не менее 15 см

длиной (по количеству детей), миска.

Детям предлагается взять из миски по одной косточке левой рукой.

В правой руке у каждого ребенка прищепка-«Жучка». Правая рука

подносится к левой, прищепка захватывает косточку.

После ужина убрались,

В миске косточки остались.

Косточки мы соберем

И собачке отнесем.

Жучка косточку схватила,

В уголочек утащила.

«Глупая ворона»

Оборудование: прищепки темного цвета, сложенные в виде конфет фантики

(по количеству детей).

Перед каждым ребенком на столе лежит фантик. Взрослый наклоняет кисть

руки к столу и захватывает прищепкой фантик. Затем кисть руки

возвращается в исходное положение.

Увидела бумагу —

Да как ее ухватит.

Думала конфета,

24

Оказалось.., фантик!

Лягушонок “Квак-квак!”,

А Утенок “Кряк-кряк!”,

Все сказали, все спросили…

Хорошо поговорили!

Приложение 5

Сенсорные игровые упражнения с использованием прищепок

25

Коробочки

Цель: обучать детей сличению предметов по цвету.

Оборудование: четыре картонные коробочки с приклеенными на дно

кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, четыре прищепки

такого же цвета.

I вариант (для индивидуальной работы )

Ребенок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край одной

из коробок, распределяя их соответственно цвету приклеенного на дно

кружка.

II вариант (для подгрупповой работы)

Четверо детей выполняют инструкцию взрослого. Каждый ребенок выбирает

и прикрепляет к краю соответствующей коробки прищепку того цвета,

который ему назвал педагог.

На донышке коробки

Огонек горит.

Какие брать прищепки,

Он нам говорит.

Ты выбирай, не путай,

Внимательно смотри,

Такую же по цвету

Прищепку прикрепи.

Зубастики

Цель: упражнять детей в сличении предметов по цвету, закрепить названия

основных цветов.

Оборудование: четыре прищепки основных цветов, силуэты помидора,

груши, сливы, огурца, вырезанные из цветного картона.

— Жили-были разноцветные зубастики. Ребята, назовите, какого они цвета?

(Красного, желтого, зеленого и синего.) Зубастики любили все грызть. Но

каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:

26

Красный зубастик ест помидор.

Желтый за грушей полез на забор.

Синий ест сливу: вот молодец!

Зеленый зубастик ест огурец.

Каждый ребенок «угощает» зубастиков овощами и фруктами, озвучивая

свои действия.

Приложение 6

Развитие творческого воображения дошкольников в играх с

прищепками

27

Для проведения данных игр нужно предварительно вырезать из картона

фигурки, к которым в дальнейшем будут прикрепляться прищепки. Малышу

будет интереснее не просто манипулировать с предметами по образцу, а

проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок

нужную.

В процессе конструирования различных предметов и объектов можно

разучивать с ребенком стихотворения что, безусловно, будет способствовать

расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию его

памяти и внимания.

Игра «Зайка»

Дети с педагогом рассматривают сюжетную картинку «Зайкин огород»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, где сидит зайчик?

Дети: В огороде.

Воспитатель: Что держит зайка в лапках?

Дети: Морковку.

Воспитатель: Как вы думаете, он доволен?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему?

Дети: У него вырос хороший урожай.

Воспитатель: Какие плоды вырастил зайка? (Дети отвечают)

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем —

Сразу овощи узнаем.

В свой лесной огород прискакал наш зайка.

«Собирай урожай! Ну-ка, не зевай-ка!»

Роет лапкой корешок, вот уж он в лукошке.

Только ушки видны на зайкиной макушке.

Вдруг где-то в лесу шорох раздается.

28

Это кто-то тайком к зайчику крадется.

Быстро зайка бежит от беды подальше,

Прижимает ушки и трясется даже.

Зайка, зайка не дрожи,

Лапки, ушки покажи.

Воспитатель: Дети, а кого боится зайка? Что он делает, когда напуган?

(Дети отвечают)

Посмотрите, наш зайка (показывает зайца без ушей) тоже кого-то испугался

и прижал ушки. Будто и вовсе без ушей. Давайте успокоим зайчика,

погладим его. С нами ему нечего бояться. (Дети гладят игрушку, и ушки

появляются снова: дети, подражая действиям педагога, прикрепляют к

голове зайца ушки-прищепки)

Воспитатель: Зайка рад. Поиграем вместе с ним:

Зайка серенький сидит (Дети приседают, держа ладони у головы).

И ушами шевелит.

Вот так, вот так (Имитируют шевеление ушками.)

Он ушами шевелит.

Игра «Ёжик»

Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки,

Длинные, колкие.

А свернётся в клубок -

Ни головы, ни ног.

Дети: Это ёжик.

Воспитатель: (показывает картинку с изображением ежа): Правильно, это

ёжик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки? (Дети показывают).

Воспитатель: А вы видели когда-нибудь настоящего, живого ежика? (Да)

- Этот ёжик (показывает ёжика без иголочек) похож на того, которого вы

видели?

29

- Чем похож?

- Чем отличается? (у него нет иголочек).

- Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Ежик, ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ежик. Мы сейчас тебе поможем

(Воспитатель дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона

заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок.

Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки).

Воспитатель (поглаживая ежика по его новым иголкам): Ой! Какой ёжик

стал колючий.

Самолет

Самолет, самолет.

Отправляется в полет.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда

Дом

Дом сломался — вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

Цветок

Лепесточки и листок

— Распустился наш цветок.

Тучка и дождь

Голубое облако (Округлить руки перед собой, сцепив пальцы.)

Поднялось над крышей. (Не расцепляя пальцев, поднять округлённые руки

над головой.)

30

Устремилось облако (Выпрямить руки над головой.)

Выше, выше, выше. (Несколько раз потянуться руками вверх,

приподнимаясь на носочки.)

Ветер это облако (Плавно покачаться из стороны в сторону: руки над

головой.)

Зацепил за кручу. (Снова сцепить кончики пальцев над головой.)

Превратилось облако. (Руки через стороны опустить вниз.)

В дождевую тучу. (Присесть.)

Тучка по небу гуляла —

Все дождинки растеряла

Береза

Белоствольная береза

В холода весну ждала.

В мае листья распустила,

Ветки к солнцу подняла.

Бабочка

Тельце, крылышки, усы —

Вот и бабочка, смотри!

Платье

Платье шил портной из ситца,

А быть может, изо льна.

Видно, очень торопился —

Позабыл про рукава.

Он приладил рукава,

Но лениться не привык.

И пришил оборку, пояс

И красивый воротник!

Игра «Божья коровка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это прилетел на наше окошко?

31

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Да, похожа. Такая же красная, как божья коровка. На спинке

точечки, будто веснушки. И усики есть, как у любого жучка. Вот только

чего-то у нее не хватает?

Дети: Лапок.

Воспитатель: Конечно. Давайте сделаем лапки из прищепок.

(Дети выполняют задание педагога)

Воспитатель: А теперь отпустим божью коровку. Пусть летит на небо:

Божья коровушка,

Полети на облачко.

Принеси нам к осени,

То, что мы попросим:

В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,

В родник – водицу,

В поле – пшеницу. (Народная песенка)

Игра «Рыбка»

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети. Это рыбка.

Воспитатель: (показывает картинку с изображением рыбки): Правильно, это

рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазки?

(Дети показывают глазки)

Воспитатель: А где у нее ротик?

(Дети показывают на рисунке ротик рыбки).

Воспитатель: А где у нее хвостик и плавники?

(Дети показывают хвостик и плавники).

32

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что рыбки плавают с помощью плавников

и хвоста. Хвост, как руль, помогает им поворачивать вправо и влево.

А теперь давайте сами сделаем рыбок. Вот рыбка, у нее есть глаза, ротик. Её

тело покрыто чешуей (маленькими блестящими пластинками). Вот только

плыть она не может. Почему?

Дети: У нее нет плавников и хвоста.

Верно.

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников

Не бывает рыбки.

Давайте поможем рыбке снова вернуться в море и плавать в воде. Возьмите

прищепки и добавьте каждой рыбке плавники и хвостик.

(Воспитатель выкладывает перед детьми вырезанные из цветного картона

заготовки рыбок, На них нарисованы рты и глаза, но отсутствуют плавники

и хвосты. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и

добавить каждой рыбке хвостик и плавники).

Игра «Солнышко»

Воспитатель: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета

лучи у солнца?

Дети. Желтого.

Воспитатель: Правильно. Давайте поможем солнышку снова заиграть

своими лучиками.

Солнышко, выгляни.

Красное, высвети

(Дети изображают солнце руками: скрещивают руки внизу, поднимают их

вверх и через стороны опускают).

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

33

(Наклонившись, дети как бы поглаживают воду, травку).

На аленький цветочек,

(Дети выпрямляются, соединяют запястья рук вместе и округляют ладони).

На кругленький лужочек.

(Дети вытягивают руки вперед ладонями вверх и разводят их в стороны).

Воспитатель: раздает детям, вырезанные из желтого картона заготовки

солнца. Малыши выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают»

солнцу лучи.

Воспитатель: Какое красивое солнышко! Как оно ярко светит!

Выйди, выйди солнышко

Мы посеем зёрнышко

Скоро вырастет росток

Потянется на запад

Потянется на восток

Перекинется мосток

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём!

Игра «Лошадка»

На магнитной доске (либо фланелеграфе) закреплено изображение лошадки,

состоящей из частей. Педагог просит показать и назвать части тела лошадки.

Воспитатель: А вот у этой игрушечной лошадки чего-то не хватает?

Дети: Ножек.

Воспитатель: Давайте починим лошадку.

(Дети выполняют задание педагога: прикрепляют лошадке ножки:

прищепки)

Воспитатель: Какая красивая лошадка! Дети, а вам она нравится? Давайте

поиграем с ней!

Я люблю свою лошадку, (Поглаживание ладонью по голове лошадки, потом

по спинке, хвостику).

34

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости. (Бег по кругу с высоким подниманием колена, руки

держат воображаемые поводья).

Приложение 7

Использование прищепок при расширении и активизации словаря по

теме «Домашние животные»

35

Эта серия упражнений рассчитана на детей как младшего дошкольного

возраста (работа над закреплением в речи звукоподражательных слов), так и

более

старших

дошкольников

(работа

по

словообразованию

существительных,

обозначающих

детенышей

домашних

животных,

и

закреплению в речи звукоподражательных глаголов). Взрослый читает

стихотворение, ребенок в соответствии с его ритмическим рисунком

«открывает»

и

«закрывает»

прищепки,

имитируя

тем

самым

диалог

стихотворных персонажей.

Курица и цыплята

Кудахчет курица:

— Ко-ко!

Зачем ушли вы далеко?

— Пи-пи-пи, — пищат цыплятки,

— Очень в поле клевер сладкий!

Игры-драматизации с детьми старшего дошкольного возраста

Прищепки можно также успешно использовать в разыгрывании различных

сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Двое дошкольников

передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок. В этой

работе можно использовать следующие тексты

Петушок и собака

— Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

— Петя-Петя-петушок.

Не буди меня, дружок!

Спать я ночью не могу,

Дом я ночью стерегу.

Медведь

— Ты куда идешь, медведь?

— В город елку поглядеть.

36

— Да на что тебе она?

— Новый год встречать пора.

— Где поставишь ты ее?

— В лес возьму, в свое жилье.

— Что ж не вырубил в лесу?

— Жалко. Лучше принесу.

Дразнилка

Сидит на суку Ворона и каркает.

А Заяц сидит на пеньке и Ворону дразнит. Ворона говорит:

— Кар...

— Тошка! — прибавляет Заяц.

— Кар...

— Тина! — быстро выкрикивает Заяц.

— Кар...

— Зина! — хохочет длинноухий.

— Кар-кар... — закричала рассерженная Ворона на Зайца и клювом его,

клювом!

— ...Аул, аул! — завопил Заяц.

— Караул! — и от Вороны во весь дух!

Приложение 8

Использование прищепок при усвоении детьми пространственных

представлений

37

Каждому ребенку предлагается яркая прищепка, которая прикрепляется им к

правому рукаву своей одежды. Эта прищепка служит для дошкольника

зрительным

напоминанием

при

выполнении

заданий,

требующих

определения правой и левой стороны собственного тела, а позже — правой и

левой стороны листа бумаги (плоскости):

У тебя на рукаве огонек горит —

Это ПРАВАЯ рука, он нам говорит

Использование прищепок при проведении пальчиковой гимнастики,

при изучении и закреплении определенной темы, например «Птицы»

«Птички»

Пой-ка, подпевай-ка:

Пять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Ну а это – злой орлан.

Птички-птички, по домам!

«Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

«Грибы»

38

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Приложение 9

Совместное развлечение с родителями для детей младшей

разновозрастной группы

39

«Мои веселые прищепки»

Программное содержание:

-Развивать мелкую моторику рук детей, фантазию, логическое мышление,

связную речь.

-Учить различать и называть цвета, определять недостающие части предмета;

-Воспитывать желание детей вместе со своими мамами радоваться своим

достижениям;

-Создавать условия для совместной развивающей деятельности детей вместе со

своими родителями.

Используемый материал:

Цветочки и морковь по числу воспитанников:

Грядки с клумбой,

Прищепки красного, синего, желтого и зеленого цветов;

Вырезанная из разноцветного картона одежда;

Бельевая веревка.

Ход развлечения

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости пришли наши

мамочки, они вместе с нами хотят поиграть!

(стук) Ой, а кто это к нам еще в гости пришел?

(заходит Прищепкин под музыку)

Прищепкин: Ребята здравствуйте, я тут слышал,что вы будете играть и мне

тоже захотелось к вам. Я очень люблю играть! Можно мне с вами?

Воспитатель: Конечно можно, Прищепкин! (игра с Прищепкиным под

музыку)

Посмотри сколько у нас игрушек с прищепками, которые дети смастерили

вместе со своими мамами и папами (достает игрушки – 1,2,3). Ой, ребята, у нас

40

беда! У наших игрушек пропали все прищепки! Как же мы теперь будем

играть!?

Прищепкин: Простите меня, я так люблю прищепки, что я немного с ними

поиграл, и они все оказались у меня на одежде (снимает кофту, под которой на

одежду прикреплены прищепки). Вы же поможете мне ребята. Давайте

поиграем! Я буду ходить, а вы будете с меня снимать прищепки! (под музыку

Прищепкин ходит между ребятами, а они снимают с него прищепки).

Воспитатель: Ну, вот и все, прищепки вернулись к нашим игрушкам.

Мама 1: дети, посмотрите какой чудесный у меня огород и мне надо его засеять

морковкой и цветочками. Но вот только у цветочков потерялись лепесточки, а у

морковки листочки. Вы поможете мне их найти?

Дети по двое подходят к огороду и вместе с мамой прикрепляют лепесточки и

листики из прищепок и сажают морковь и цветок в огород (звучит спокойная

музыка)

Мама 1: Спасибо детки, что помогли посадить мне в огороде цветочки и

морковку. Вы настоящие помощники. Вот какой чудесный огород у нас

получился!

Воспитатель: А теперь давайте немножко поиграем! Игра «Надувала кошка

шар»

Мама 2: Я тут слышала, что здесь собрались одни помощники?

Воспитатель: да, все правильно. Здесь у нас самые настоящие помощники!

Мама 2: Дело в том, что я постирала вещи, а их очень много. Здесь и шортики,

и маячки, и платьишки и футболочки (проговаривается вместе с детьми).

Воспитатель: Очень хорошо. А чем же мы можем помочь? (побуждаем детей к

ответу)

Мама 2: Правильно детки, мне нужно помочь их развесить сушить, вот есть

веревочка и прищепки.

Воспитатель: Дети, поможем повесить вещи? (по два ребенка с помощью

взрослого вешают одежду на веревку, прикрепляя прищепкой).

41

Мама 2: Спасибо вам большое, ребята, теперь моя одежда быстро высохнет.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам помогать мамам? Вы большие

молодцы!

Прищепкин: как мне понравилось с вами играть. И за это я вам дарю

подарочки!! Позовете еще в гости?

42



В раздел образования




Яндекс.Метрика