Напоминание

познание как вид деятельности


Автор: Комарова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Лицей №8
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: презентация урока
Тема: познание как вид деятельности
Раздел: полное образование





Назад




ПОЗНАНИЕ КАК

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ИСТИНА И ЕЕ

КРИТЕРИИ

ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?

В процессе своей деятельности человек

приобретал знания.

Знания – совокупность сведений,

информации об окружающем мире и о

себе, проверенных на практике и

отраженные в мышлении человека.

Знания появляются в результате

познавательной деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАНИЕ?

Познание – это отражение и

воспроизведение действительности в

мышлении субъекта, результатом

которого является новое знание о

мире.

Познание – это процесс получения

знания.

ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Так как познание – это один из видов деятельности

человека, следовательно в нем также выделяются

основные элементы:

Субъект познания – тот, кто получает знания (человек,

общество)

Объект – то, что познается (отдельный предмет,

окружающий мир, внутренний мир человека)

Методы познания – способы, позволяющие получить

истину (зависят от вида познания).

Цель познания – приобретение истинных знаний

об объективном мире.

Результат познания – знание.

СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ПУТИ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ

Чувственное познание

Рациональное познание

Формы:

ощущение

восприятие

представление

Образ

предмета

понятие

суждение

умозаключение

Сущность

предмета

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

Ощущение

- Это данные органов чувств об

отдельных свойствах отдельных

предметов

Восприятие

- Это целостный образ предмета,

суммирующий отдельные ощущения в

некую целостность, выделение предмета из

окружающей действительности

Представление

- Это высшая форма чувственного

познания, образ предмета, сохраняемый в

памяти вне непосредственного контакта с

ним. (может формироваться о предметах, с

которыми не было контакта).

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Понятие

- Мысль, выделяющая из

действительности некий класс предметов

с помощью указания на их общие

признаки.

Суждение

- мысль, содержащая утверждение о

наличии в действительности какого-либо

положения дел.

Умозаключение

(теория)

Система взаимосвязанных понятий и

суждений, раскрывающая совокупность

законов и закономерностей в какой-либо

предметной области

ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

1. В чувственных образах фиксируется

преимущественно сущность явлений.

2. Чувственное познание - первая ступень познания.

3. Рациональное познание отличается от

чувственного познания абстрактно-теоретическим

характером

4. Этап чувственного познания иногда называют

логическим мышлением.

ВЕРНЫ ЛИ СЛЕДУЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ О

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

1. В чувственных образах фиксируется

преимущественно сущность явлений. нет

2. Чувственное познание - первая ступень познания.

да

3. Рациональное познание отличается от

чувственного познания абстрактно-теоретическим

характером да

4. Этап чувственного познания иногда называют

логическим мышлением. нет

СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Находятся в единстве, переходят друг в друга,

взаимно дополняют.

Когда чувственного и рационального познания не

достаточно, важную роль в познании может сыграть

интуиция (вспышка проницательности, способность

человека к постижению истины без какого-либо

обоснования с помощью доказательств).

Многие утверждения, основанные на здравом

смысле, общепринятом мнении, не являются

истинными.

ПЛАН: «ПОЗНАНИЕ»

1. Понятие познание

2. Уровни познания

А) чувственное

Б) рациональное

3. Формы чувственного познания

А) ощущение

Б) восприятие

В) представление

4. Формы рационального познания

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

ИСТИНА

Истина – это соответствие

знания объекту,

действительности.

ИСТИНА I

ИСТИНА II

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

Это несомненное, неизменное, раз и навсегда

установленное знание о предмете или явлении.

Она полностью исчерпывает предмет изучения и не

может быть опровергнута при дальнейшем развитии

познания.

Многие философы считают ее идеалом, образцом, к

которому должно стремиться наше знание.

В реальности такое знание практически невозможно.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

На пути к абсолютной истине человек получает

относительные истины, то есть неполное,

ограниченное знание.

Относительность истины определяется рядом

причин:

-

Познаваемый мир бесконечен и изменчив;

-

Возможности познания зависят от реальных

исторических условий своего времени;

-

Познание определяется уровнем развития

производства, духовной культуры, имеющимися

средствами наблюдения, эксперимента.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ:

1. практика (практические доказательства)

2. теория (теоретические доказательства)

3. ранее доказанные теоретические познания

ИСТИНА

Истина – это соответствие полученных знаний

объективной реальности, т.е действительности.

1 предл.

Критериями истины являются практика и теория.

2 предл.

Виды истины: абсолютная и относительная истина.

ПЛАН: «ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ»

1. Понятие «чувственное познание»

2. уровни или пути познания

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

3. формы чувственного познания

А) ощущение

Б) восприятие

В) представление

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Понятие «рациональное познание»

2. уровни или пути познания

А) чувственное познание

Б) рациональное познание

3. формы чувственного познания

А) понятие

Б) суждение

В) умозаключение

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1.

Обыденное

2.

Научное

3.

Паранаучное

4.

Художественное

5.

Социальное

6.

Самопознание

1. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание — это вид познавательной

деятельности человека, направленный на

объективное и обоснованное выявление сущности

предметов и явлений окружающего мира,

взаимосвязей между ними, закономерностей их

развития.

1. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Отличается от других видов познания стремлением к

получению объективной истины, не зависящей от

личности исследователя.

Полученный результат не должен зависеть от

пристрастий, частных мнений, авторитетов.

Направлено на получение таких знаний, которые не

только связаны с сегодняшним днем, но и могут

найти применение в будущем.

Используются особые методы и формы познания.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ИЛИ

ВИДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1. Эмпирический уровень – нахождение новых

фактов, обобщение и поиск тенденций протекания

того или иного процесса.

Означает все, что дано человеку на основе

чувственного опыта, т.е. его способности ощущать,

воспринимать, отражать внешние воздействия,

переживать и понимать что-либо.

2. Теоретический уровень – формулирование общих

закономерностей, создание целостной научной

теории, а затем формирование общей научной

картины мира.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1 уровень – опыт, эксперимент,

описание, измерение, наблюдение

2 уровень – обобщение, анализ, синтез,

моделирование, гипотеза, теория

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Эмпирическое

научное познание

Теоретическое

научное познание

Методы:

Эксперимент (опыт),

описание, измерение,

наблюдение

Обобщение,

анализ, синтез,

моделирование,

гипотеза, теория

Из списка выберите особенности научного

познания. Ответ запишите в виде сочетания букв,

располагая их в алфавитном порядке.

А) проникновение в сущность предметов

Б) художественность и образность

В) опора на обыденный опыт

Г) стремление к объективности

Д) систематизация знаний

Е) претензии на универсальность

Ж) уход от конкретных объяснений

Из списка выберите особенности научного

познания. Ответ запишите в виде сочетания букв,

располагая их в алфавитном порядке.

А) проникновение в сущность предметов

Б) художественность и образность

В) опора на обыденный опыт

Г) стремление к объективности

Д) систематизация знаний

Е) претензии на универсальность

Ж) уход от конкретных объяснений

2. СПОСОБЫ НЕНАУЧНОГО (ОБЫДЕННОГО)

ПОЗНАНИЯ

Мифы – самый ранний способ понимания

природной и общественной действительности.

Опыт повседневной жизни, жизненная практика.

Народная мудрость и здравый смысл.

3. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Совпадает объект и субъект познания.

Существуют несовпадения выводов и оценок,

возникающих при изучении общества.

Сложность изучаемого объекта – общества.

Ограничение возможности проведения наблюдений

и экспериментов над обществом.

Многие ученые считают, что возможно лишь

описание общественных явлений, а не объяснение.

4. САМОПОЗНАНИЕ

Получение человеком знаний о самом себе.

Формы самопознания:

-

Самоузнавание

-

Самооценка

-

Самоисповедь

Самопознание может осуществляться в процессе

других видов деятельности – игре, общения, труда и

др.

5. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

1. Познание мира с помощью художественных

образов.

2. Образы помогают представить идеальную мысль

через реальное представление и понять это

воплощение через выражение мысли.

3. Субъективное отражение действительности

Выберите верные суждения об истине и её критериях и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое

разделяет большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является

основным критерием истины.

3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый

объект таким, каким он существует независимо от

сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины — соответствие

существующим научным теориям.

Выберите верные суждения об истине и её критериях и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Истинным можно считать лишь то знание, которое

разделяет большинство людей.

2) Практика, по мнению ряда философов, является

основным критерием истины.

3) Истина — это знание, воспроизводящее познаваемый

объект таким, каким он существует независимо от

сознания человека.

4) Истина всегда конкретна.

5) Единственный критерий истины — соответствие

существующим научным теориям.

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) независимость от познающего

субъекта

1) только абсолютная истина

Б) ограниченность возможностями

познания

2) только относительная истина

В) незавершенность и условность

Г) невозможность опровержения при

дальнейшем развитии познания

3) и абсолютная, и относительная

истина

Д) объективный характер

1 ВАРИАНТ

1) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о

предмете.

2) Одним из критериев истинности знания является его

понимание и принятие большинством людей.

3) Относительной истине свойственна субъективность.

4) Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует

предмету познания.

5) Относительная истина — это ограниченно верное знание.

6) Истинное знание формируется в единстве чувственного и

рационального познания.

7) Истина — это знание, соответствующее свойствам

познаваемого предмета.

8) Единственным критерием истинного знания является его

очевидность для любого человека.

1 ВАРИАНТ

9) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.

10) Основной критерий истины – соответствие интересам познающего

субъекта.

11) Практическое применение может проверить истинность знания.

12) С точки зрения представителей философского направления эмпириков

главным критерием истины является разум.

13) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

14) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне

меньшинства.

15) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть

опровергнут.

16) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет

собой теоретически обоснованное знание.

2 ВАРИАНТ

1) Истина — знание, полученное в результате адекватного отражения

объекта познающим субъектом.

2) Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к

авторитету великих учёных.

3) Единственным критерием истинного знания является принятие его

сообществом учёных.

4) Только абсолютной истине свойственна объективность.

5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины,

представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

6) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

7) К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.

8) Разум и интуиция учёного являются критериями истины.

2 ВАРИАНТ

9) Критерием истины может быть её соответствие ранее

открытым законам науки.

10) Истинным признается утверждение, проверенное

практикой и опытом многих поколений.

11) Единственным критерием истинного знания является

авторитетный источник информации.

12) Истинным можно считать лишь то знание, которое

соответствует объекту познания.

13) Истинным можно считать лишь то знание, которое

разделяет большинство людей.

14) Практика, по мнению ряда философов, является основным

критерием истины.

15) Истина всегда конкретна.

16) Единственный критерий истины — соответствие

существующим научным теориям.

Наклонная башня в итальянском городе Пизе... Четыре века назад молодой профессор Пизанского

университета Галилей (в ту пору еще не снискавший славы всемирно известного физика, даже не

сделавший еще выбора между медициной, живописью и философией) бросал с этой башни

пушечные ядра и мушкетные пули. И смотрел, как они падают.

Пули и ядра падали одинаково быстро, и Галилей восхищенно удивлялся этому. Удивлялся

потому, что с детских лет его учили догме: тяжелое падает быстрее лёгкого, и тем быстрее, чем

оно тяжелее. В старых книгах это утверждение выдавалось за непререкаемую истину, ибо так

заявил в свое время величайший из мыслителей древности Аристотель.

Галилей осмелился кощунственно проверить и опровергнуть это мнение, призвав в свидетели

природу. Так он совершил первое великое дело своей жизни, положил начало экспериментальной

физике.

Громкие слова эти сказаны не напрасно. Наблюдение и вывод Галилея были научным подвигом,

блестящим прозрением человеческого ума, переломом в научном взгляде на мир.

Тогда не принято было апеллировать к природе в решении научных задач. Считалось, что всё на

свете объяснимо одними лишь рассуждениями.

На брюзжание пизанских коллег Галилей не уставал отвечать. <...> Но главное - он продолжал

свои опыты. Вновь и вновь лазал на башню, старался узнать, зависит ли быстрота падения не

только от веса, но и от материала, от формы тел. Этой проблеме была посвящена целая серия

экспериментов. Круглые ядра, продолговатые пули, железные, медные - всё летело с башни вниз.

Было окончательно сделано важнейшее заключение: не только вес, но и материал падающего тела

на быстроту его падения не влияют.

21. Назовите истину, в которой усомнился Галилей, и

новую, открытую им истину.

Наклонная башня в итальянском городе Пизе... Четыре века назад молодой профессор Пизанского

университета Галилей (в ту пору еще не снискавший славы всемирно известного физика, даже не

сделавший еще выбора между медициной, живописью и философией) бросал с этой башни

пушечные ядра и мушкетные пули. И смотрел, как они падают.

Пули и ядра падали одинаково быстро, и Галилей восхищенно удивлялся этому. Удивлялся

потому, что с детских лет его учили догме: тяжелое падает быстрее лёгкого, и тем быстрее,

чем оно тяжелее. В старых книгах это утверждение выдавалось за непререкаемую истину, ибо

так заявил в свое время величайший из мыслителей древности Аристотель.

Галилей осмелился кощунственно проверить и опровергнуть это мнение, призвав в свидетели

природу. Так он совершил первое великое дело своей жизни, положил начало экспериментальной

физике.

Громкие слова эти сказаны не напрасно. Наблюдение и вывод Галилея были научным подвигом,

блестящим прозрением человеческого ума, переломом в научном взгляде на мир.

Тогда не принято было апеллировать к природе в решении научных задач. Считалось, что всё на

свете объяснимо одними лишь рассуждениями.

На брюзжание пизанских коллег Галилей не уставал отвечать. <...> Но главное - он продолжал

свои опыты. Вновь и вновь лазал на башню, старался узнать, зависит ли быстрота падения не

только от веса, но и от материала, от формы тел. Этой проблеме была посвящена целая серия

экспериментов. Круглые ядра, продолговатые пули, железные, медные - всё летело с башни вниз.

Было окончательно сделано важнейшее заключение: не только вес, но и материал падающего

тела на быстроту его падения не влияют.

22. С опорой на обществоведческие знания, дайте

определение «научного познания».

Какие методы научного познания применил Галилей?

Укажите три из них

Научное познание — это вид познавательной

деятельности человека, направленный на

объективное и обоснованное выявление сущности

предметов и явлений окружающего мира,

взаимосвязей между ними, закономерностей их

развития.

Наклонная башня в итальянском городе Пизе... Четыре века назад молодой профессор Пизанского

университета Галилей (в ту пору еще не снискавший славы всемирно известного физика, даже не

сделавший еще выбора между медициной, живописью и философией) бросал с этой башни

пушечные ядра и мушкетные пули. И смотрел, как они падают.

Пули и ядра падали одинаково быстро, и Галилей восхищенно удивлялся этому. Удивлялся

потому, что с детских лет его учили догме: тяжелое падает быстрее лёгкого, и тем быстрее, чем

оно тяжелее. В старых книгах это утверждение выдавалось за непререкаемую истину, ибо так

заявил в свое время величайший из мыслителей древности Аристотель.

Галилей осмелился кощунственно проверить и опровергнуть это мнение, призвав в свидетели

природу. Так он совершил первое великое дело своей жизни, положил начало

экспериментальной физике.

Громкие слова эти сказаны не напрасно. Наблюдение и вывод Галилея были научным подвигом,

блестящим прозрением человеческого ума, переломом в научном взгляде на мир.

Тогда не принято было апеллировать к природе в решении научных задач. Считалось, что всё на

свете объяснимо одними лишь рассуждениями.

На брюзжание пизанских коллег Галилей не уставал отвечать. <...> Но главное - он продолжал

свои опыты. Вновь и вновь лазал на башню, старался узнать, зависит ли быстрота падения не

только от веса, но и от материала, от формы тел. Этой проблеме была посвящена целая серия

экспериментов. Круглые ядра, продолговатые пули, железные, медные - всё летело с башни

вниз. Было окончательно сделано важнейшее заключение: не только вес, но и материал

падающего тела на быстроту его падения не влияют.

23. Опираясь на текст, определите, что считалось

критерием истины до опытов Галилея,

и на какой критерий истины опирался Галилей.

Назовите любой другой известный вам критерий

истины.

Наклонная башня в итальянском городе Пизе... Четыре века назад молодой профессор Пизанского

университета Галилей (в ту пору еще не снискавший славы всемирно известного физика, даже не

сделавший еще выбора между медициной, живописью и философией) бросал с этой башни

пушечные ядра и мушкетные пули. И смотрел, как они падают.

Пули и ядра падали одинаково быстро, и Галилей восхищенно удивлялся этому. Удивлялся

потому, что с детских лет его учили догме: тяжелое падает быстрее лёгкого, и тем быстрее, чем

оно тяжелее. В старых книгах это утверждение выдавалось за непререкаемую истину, ибо

так заявил в свое время величайший из мыслителей древности Аристотель.

Галилей осмелился кощунственно проверить и опровергнуть это мнение, призвав в свидетели

природу. Так он совершил первое великое дело своей жизни, положил начало экспериментальной

физике.

Громкие слова эти сказаны не напрасно. Наблюдение и вывод Галилея были научным подвигом,

блестящим прозрением человеческого ума, переломом в научном взгляде на мир.

Тогда не принято было апеллировать к природе в решении научных задач. Считалось, что всё на

свете объяснимо одними лишь рассуждениями.

На брюзжание пизанских коллег Галилей не уставал отвечать. <...> Но главное - он продолжал

свои опыты. Вновь и вновь лазал на башню, старался узнать, зависит ли быстрота падения не

только от веса, но и от материала, от формы тел. Этой проблеме была посвящена целая серия

экспериментов. Круглые ядра, продолговатые пули, железные, медные - всё летело с башни вниз.

Было окончательно сделано важнейшее заключение: не только вес, но и материал падающего тела

на быстроту его падения не влияют.

23. Опираясь на текст, определите, что считалось

критерием истины до опытов Галилея,

и на какой критерий истины опирался Галилей.

(практика)

Назовите любой другой известный вам критерий

истины. (теория)

24. Автор пишет: «Наблюдение и вывод Галилея

были научным подвигом, блестящим прозрением

человеческого ума, переломом в научном взгляде на

мир».

Назовите три любых иных научных открытия такого

уровня и их авторов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика