Автор: Евграфова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением истории и обществознания"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в урочной и внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Использование здоровьесберегающих технологий
в
урочное и во внеурочное время в начальной школе
С
амый
бесценный дар, который человек получает от природы—это здоровье. Состояние здоровья
подрастающего поколения—один из самых важных показателей благополучия общества и
государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на
будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в национальном
проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных
государственных образовательных стандартах. Формирование здорового образа жизни
должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенное внимание уделяется этой
проблеме в начальной школе, так как коренным образом меняется привычный уклад
жизни ребенка, осваивается новая социальная роль «ученик».В Стандарте второго
поколения прописан «портрет» выпускника начальной школы: «любознательный, ин-
тересующийся, активно познающий мир, выполняющий правила здорового и безопасного
образа жизни для себя и окружающих».Ранее, говоря о здоровьесбережении в
образовании, во главу угла ставили именно физическое состояние здоровья ребенка, то на
данном этапе поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное,
нравственное,
социальное.
Важнее
создавать
благоприятную
психологическую
и
эмоциональную атмосферу в школе, формирующую личность учащегося. Подход к
сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, мно-
гогранным, затрагивающим множество аспектов. Согласно результатам последних
исследований,
сегодня
высокий
процент
первоклассников
приходит
в
школу
с
врожденными, приобретенными заболеваниями. Поэтому гораздо важнее пробудить в
детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе.
Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни.
Учителям начальной школы необходимо активно участвовать в разработке и внедрении
здоровьесберегающих технологий. Обучать без вреда для здоровья является обязательным
условием работы школы. Как же построить учебный процесс, чтобы сохранить здоровье
ребёнка? Одной из целей своей работы является охрана жизни и укрепление физического
и психического здоровья учащихся. Только ребёнок с хорошим здоровьем сможет
успешно учиться и добиться высоких результатов. Для решения этой цели при подготовке
в урочной и внеурочной деятельности ставлю следующие задачи: формировать учащихся
осмысленное отношение к своему здоровью и физической культуре, использовать в
урочное и внеурочное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие
становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности,
.
формировать
навыки
здорового
образа
жизни,
гигиены,
правил
личной
безопасности,вести разъяснительную работу с родителями о ценности здорового образа
жизни. Сегодня широкое признание получило определение «здоровья», предложенное
Всемирной организацией здравоохранения: «здоровье человека характеризуется не только
отсутствием болезни или дефекта, но и состоянием полного комфорта—физического,
психического и социального».Ученика можно считать здоровым, если он: физически
умеет справляться с усталостью, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном
режиме,
интеллектуальном
плане—проявляет
хорошие
умственные
способности,
воображение, быть любознательным, заниматься самообразованием, в нравственном
плане—быть
справедливым,
честным,
самокритичным,
в
социальном
плане—
уравновешенным, доброжелательным, способным удивляться и восхищаться. Проблема
воспитания потребности в здоровом образе жизни в настоящее время стоит особенно
остро, и эту работу начинать необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть
здоровым, когда он развивается, дополняется новыми, полезными для здоровья
элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно
владеть умением его сохранения и укрепления. Здоровому образу жизни надо постоянно
учиться, и ему надо постоянно учить.