Напоминание

«Игры-тренинги, как средство формирования социального поведения дошкольников»


Автор: Надежда Ивановна Матвеева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ№2 СП "Детский сад"
Населённый пункт: Самарская область, г. Октябрьск
Наименование материала: Публикация
Тема: «Игры-тренинги, как средство формирования социального поведения дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Игры-тренинги, как средство формирования социального

поведения дошкольников

».

Воспитатель

структурного подразделения

реализующего образовательные программы

дошкольного образования,

« Детский сад» ГБОУ ООШ №2

г.о. Октябрьск Самарской области

Матвеева Н.И.

«Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который

призваны изменить»

А.М. Горький

Огромная роль в

формирования социального поведения дошкольников

принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра не только

формирует личность дошкольника, но и является способом познания

окружающего мира и социальной действительности.

ФГОС ДО разъясняет, на что должно быть

направлено обучение

дошкольников по социально-коммуникативному

направлению. Прежде

всего, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

моральные и нравственные ценности и

многое другое. Программа

разработанная на основе ФГОС реализуется в различных видах деятельности,

прежде всего, в игры.

Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной,

чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные

чувства, учились мечтать и фантазировать. Основная моя цель помочь детям

исследовать этот мир во всей его красоте и гармонии, научить их общаться

со взрослыми и сверстниками, сформировать позитивные установки к

различным видам труда и творчества. Именно

в игре проявляются

особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития.

В своей работе, для усвоения социально-коммуникативных норм, использую

игры - тренинги.

Это одно из современных технологических средств

формирования социального поведения ребенка, которые учат принятым в

обществе моделям социального поведения.

Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю»,

составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга:

«Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур,

разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен

конечный

продукт

в

виде

организма,

способного

на

некоторую

определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной,

требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения

заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и

умений.

Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры? По мнению

Е.А. Левановой, отличий не так много, но они все же есть.

Во-первых,

игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод;

первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Если в тренинге мы и

встречаем различные виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте.

Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем

другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные

задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти

за его рамки.

В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных

обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть

результат.

В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге

также предполагает групповой процесс. В тренинговую игру редко можно

сыграть одному. Или, вернее, сыграть можно, но вряд ли такая игра будет

полноценной.

В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его

активную позицию, потому что он – организатор процесса.

Игры тренинги, на мой взгляд, являются разновидностью игр, шаблонами

для

которых

стала

сама

жизнь

во

всем

многообразии

социальных

взаимоотношений и стилей поведения людей.

Игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка,

учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной

терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения,

симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность,

неповторимую

индивидуальность

других

детей.

Моделирование

и

проигрывание ситуаций делают понятным смысл поведения в той или иной

ситуации. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших

тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и

эффективного решения, выхода из сложившейся ситуации.

Хочу немного рассказать, как я провожу игры – тренинги.

Первый этап тренинга - мы садимся с детьми в круг, дети приветствуют

друг друга по очереди, можно по часовой стрелки или против часовой

стрелки.

Например: «Здравствуй, Даша, мне очень приятно тебя видеть сегодня». Так

каждый ребенок приветствует друг друга.

Второй этап – это проведение игр-тренингов.

Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

9 Ход игры: У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг

пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку

про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его

следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в

руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не

вернётся ко мне. Отлично!

- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил.

Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Игра- тренинг «Поводыри».

Цель: развивать умение воспринимать субъективный мир другого человека,

учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие

—либо особенности.

Ход игры: Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми

глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть

касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-

поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться

по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем

скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Игра -тренинг «Луноход».

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений

управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Ход игры: Участники игры делятся на пары. Половина детей —

«луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на

расстоянии, с помощью «кнопок» и команд управляют движением

«луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на

пересеченной местности. Выигрывает та пара, которая благодаря четкому

выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно

преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и

аварий. Затем дети меняются ролями.

Игра-тренинг «Приветствие»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры: Дети становятся в два круга: во внутренним — девочки, во

внешним — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании

музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются

приветствиями.

16 Игра-тренинг «Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения

сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Ход игры: Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину».

Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры (зверя, рыбу, птицу,

игрушку). Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку,

отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог —

главный эксперт, ему нравятся все изваяния, и он их хвалит.

Игра-тренинг

«Четыре стихии».

Цель: формирование внимания, закрепления понятий о временах года.

Ход игры: Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля»,

все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово

«воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести

вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод: игра – именно тот метод,

который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и

– ненавязчиво – условия для того, чтобы дошкольники получили новый

опыт.

Кроме того, игра – это энергия, причем позитивная. А энергия в тренинге

просто необходима для того, чтобы группа продвигалась вперед.

Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные

прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует

и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и

свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени

и под руководством ведущего.

Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных

результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти

результаты

в

не

напряженной,

свободной,

энергичной,

творческой

атмосфере, то игра-тренинг – это его метод работы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика