Автор: Надежда Ивановна Матвеева
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ№2 СП "Детский сад"
Населённый пункт: Самарская область, г. Октябрьск
Наименование материала: Публикация
Тема: «Игры-тренинги, как средство формирования социального поведения дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«
Игры-тренинги, как средство формирования социального
поведения дошкольников
».
Воспитатель
структурного подразделения
реализующего образовательные программы
дошкольного образования,
« Детский сад» ГБОУ ООШ №2
г.о. Октябрьск Самарской области
Матвеева Н.И.
«Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который
призваны изменить»
А.М. Горький
Огромная роль в
формирования социального поведения дошкольников
принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Игра не только
формирует личность дошкольника, но и является способом познания
окружающего мира и социальной действительности.
ФГОС ДО разъясняет, на что должно быть
направлено обучение
дошкольников по социально-коммуникативному
направлению. Прежде
всего, на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности и
многое другое. Программа
разработанная на основе ФГОС реализуется в различных видах деятельности,
прежде всего, в игры.
Моя задача как воспитателя – сделать игру интересной и содержательной,
чтобы в её процессе дети учились переживать возвышенные, благородные
чувства, учились мечтать и фантазировать. Основная моя цель помочь детям
исследовать этот мир во всей его красоте и гармонии, научить их общаться
со взрослыми и сверстниками, сформировать позитивные установки к
различным видам труда и творчества. Именно
в игре проявляются
особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития.
В своей работе, для усвоения социально-коммуникативных норм, использую
игры - тренинги.
Это одно из современных технологических средств
формирования социального поведения ребенка, которые учат принятым в
обществе моделям социального поведения.
Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю»,
составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга:
«Тренинг вообще — любая учебная программа или набор процедур,
разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен
конечный
продукт
в
виде
организма,
способного
на
некоторую
определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной,
требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения
заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и
умений.
Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры? По мнению
Е.А. Левановой, отличий не так много, но они все же есть.
Во-первых,
игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод;
первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Если в тренинге мы и
встречаем различные виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте.
Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем
другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные
задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти
за его рамки.
В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных
обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть
результат.
В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге
также предполагает групповой процесс. В тренинговую игру редко можно
сыграть одному. Или, вернее, сыграть можно, но вряд ли такая игра будет
полноценной.
В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его
активную позицию, потому что он – организатор процесса.
Игры тренинги, на мой взгляд, являются разновидностью игр, шаблонами
для
которых
стала
сама
жизнь
во
всем
многообразии
социальных
взаимоотношений и стилей поведения людей.
Игра-тренинг способствует формированию позитивного образа «Я» ребенка,
учит искусству видеть себя «сквозь экран чужой души», социальной
терпимости. Она создает атмосферу доброжелательности, радости общения,
симпатии друг к другу, помогает ребенку осознать свою уникальность,
неповторимую
индивидуальность
других
детей.
Моделирование
и
проигрывание ситуаций делают понятным смысл поведения в той или иной
ситуации. Проживание ребенком смоделированной ситуации в ходе наших
тренингов позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и
эффективного решения, выхода из сложившейся ситуации.
Хочу немного рассказать, как я провожу игры – тренинги.
Первый этап тренинга - мы садимся с детьми в круг, дети приветствуют
друг друга по очереди, можно по часовой стрелки или против часовой
стрелки.
Например: «Здравствуй, Даша, мне очень приятно тебя видеть сегодня». Так
каждый ребенок приветствует друг друга.
Второй этап – это проведение игр-тренингов.
Игра «Радостная песенка»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
9 Ход игры: У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг
пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку
про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его
следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в
руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не
вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил.
Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
Игра- тренинг «Поводыри».
Цель: развивать умение воспринимать субъективный мир другого человека,
учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие
—либо особенности.
Ход игры: Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми
глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть
касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-
поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться
по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем
скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.
Игра -тренинг «Луноход».
Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений
управления и подчинения в условиях сотрудничества.
Оборудование: индивидуальные «пульты управления».
Ход игры: Участники игры делятся на пары. Половина детей —
«луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на
расстоянии, с помощью «кнопок» и команд управляют движением
«луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на
пересеченной местности. Выигрывает та пара, которая благодаря четкому
выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно
преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и
аварий. Затем дети меняются ролями.
Игра-тренинг «Приветствие»
Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры: Дети становятся в два круга: во внутренним — девочки, во
внешним — мальчики. Под музыку дети ходят по кругу, по окончании
музыки останавливаются и поворачиваются друг к другу, обмениваются
приветствиями.
16 Игра-тренинг «Гуляем по парку».
Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения
сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Ход игры: Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину».
Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры (зверя, рыбу, птицу,
игрушку). Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку,
отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог —
главный эксперт, ему нравятся все изваяния, и он их хвалит.
Игра-тренинг
«Четыре стихии».
Цель: формирование внимания, закрепления понятий о временах года.
Ход игры: Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля»,
все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово
«воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести
вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод: игра – именно тот метод,
который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и
– ненавязчиво – условия для того, чтобы дошкольники получили новый
опыт.
Кроме того, игра – это энергия, причем позитивная. А энергия в тренинге
просто необходима для того, чтобы группа продвигалась вперед.
Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные
прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует
и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и
свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени
и под руководством ведущего.
Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных
результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти
результаты
в
не
напряженной,
свободной,
энергичной,
творческой
атмосфере, то игра-тренинг – это его метод работы.