Автор: Наркаева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Арх-Голицынский детский сад" МБДОУ "Детство" Рузаевского муниципального района
Населённый пункт: с.Арх-Голицыно, Рузаевский район, Республика Мордовия
Наименование материала: конспект занятия по познавательному развитию для старшей группы
Тема: "День народного единства"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непрерывной непосредственно-организованной
образовательной деятельности (НОД) в старшей группе
«День народного единства».
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция
образовательных
областей:
социально-коммуникативное
развитие, развитие речи, физическое развитие.
Виды
детской
деятельности:
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская.
Цель:
воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных
будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-
закреплять
представление
о
том,
что
наша
страна
огромная,
многонациональная, называется РФ, Россия;
- закреплять знания о географическом положении страны на карте;
- расширять представление о государственных праздниках, о празднике
«День народного единства», значении и истории его возникновения;
- сообщить элементарные сведения об истории России;
- формировать знания о многонациональности нашей страны;
- закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
- воспитывать уважение к другим народам и культурам;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование и материалы: листы бумаги по количеству детей, проектор,
ноутбук,
магнитная доска, презентация «День народного единства»,
аудиозапись гимна России, флаг и герб России.
Ход НОД:
Орг. момент:
Воспитатель:
- Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже… (Родины)
- Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.
Что же такое Родина?
Родина
.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(автор Татьяна Бокова)
- А как называется наша Родина? (Россия)
Осн. часть НОД:
Просмотр презентации «День народного единства».
Воспитатель:
- Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего
любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне.
- А вы любите свою страну? (ответы детей) А за что? (дети дают свои
варианты ответов, некоторые затрудняются ответить на вопрос).
Воспитатель:
- Кто может ответить на этот вопрос? Любовь к родине граждане страны
испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна.
Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия занимает самую
большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей
стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.
(Рассматривают карту).
Воспитатель:
- Только ли русские живут в России? (нет)
- Какие народы населяют нашу страну? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы,
белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы,
мордва,
коми,
удмурты,
ханты,
манси,
немцы,
таджики,
армяне,
азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста
национальностей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, какая национальность лучше? (ответы детей)
- Разные народы населяют Россию, но всех их связывает в единую семью
общая Родина, взаимное уважение и дружба. Поэтому невозможно сказать
какая из народностей лучше - мы все равны, все особенные.
Физ. минутка:
В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)
Реки глубокие (присели),
Степи широкие (руки в стороны),
Леса большие (руками описываем круг),
А мы - ребята вот такие! (поднимаем большой палец вверх)
Воспитатель:
- 4 ноября вся Россия будет отмечать праздник «День народного единства».
Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских
народов.
- Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все
люди вместе)
Экспериментирование: предлагается одному ребенку разорвать стопку
бумаги напополам (у ребенка не получается разорвать бумагу), затем
предлагается каждому ребенку по одному листу бумаги порвать на две части.
Воспитатель проводит аналогию: когда мы все вместе, дружны и едины, нас
нельзя победить, если же мы будем одни, как один листок бумаги, то
победить нас будет легко.
- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда
готовы встать на её защиту)
- У праздника День народного единства очень древняя история. Послушайте
её. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное
время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В
стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались поляки.
Они напали на нашу страну. Захватили Москву и главную крепость столицы
– Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома,
осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский. Собрали они войско, помолились Небесной Заступнице иконе
Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России - Москву и
главную крепость - Кремль.
Два месяца сражались русские воины и 4-го ноября разбили врага,
выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть,
независимой.
В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен
бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и
чтили героев своей страны. Вот в честь этого события и празднуется «День
Народного Единства».
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало
могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и
крепло единство народа.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались
захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на
защиту своей страны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций из
презентации)
Воспитатель:
- Ребята давайте проверим, кто из вас является самым настоящим
гражданином нашей страны? (Прослушивание аудиозаписи гимна РФ стоя)
- Скажите, пожалуйста, как называется эта музыка? (Гимн) Правильно – это
гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по
самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения
и гордости за свою страну.
- Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны –
гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что
изображено на нашем гербе? (ответы детей).
- Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не
пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава,
такие в старину были у русских царей.
- А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов он состоит
(называют). Белая полоса – символ чистоты намерений и благородства –
означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и
открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия -
говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги –
означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь
Родины от врагов.
Итог:
- Молодцы ребята, вы много знаете о нашей родине России. Сегодня вы
больше узнали о празднике «Дне Народного Единства», о нашей Родине -
России, о государственной символике Российского государства. Я надеюсь,
что вы всегда будете любить, гордиться нашей Родиной и когда вырастете,
прославите ее своими делами. Россия всегда будет гордиться вами.