Напоминание

"Путешествие в страну звуков и букв"


Автор: Мишанина Елена Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СПб ГБУ "СРЦ для несовершеннолетних "Воспитательный дом"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: дополнительная общеобразовательная программа по обучению грамоте
Тема: "Путешествие в страну звуков и букв"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

Рассмотрена на заседании

Педагогического Совета

СПб ГБУ «СРЦ для

несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

протокол № 1 от

10. 01. 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор СПб ГБУ

«СРЦ для несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

_______________/Н.В. Жбанова

10. 01. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

по обучению грамоте

«Путешествие в страну звуков и букв»

Направление: социально-педагогическое

Возраст обучающихся – 5 – 8 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Мишанина Е.И.

учитель-логопед

Санкт-Петербург

2021

Введение

Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса, она

всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов.

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо

овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что

именно они являются основой всего образования.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего

обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно

приобретать знания. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением

понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые

могут привести к неуспеваемости.

Пояснительная записка

Чтение – сложнейший навык, который длительно формируется и требует определённой

готовности сенсомоторной и интеллектуальной сфер ребёнка.

Проблемы, связанные с возникновением трудностей при обучении чтению, носят особый

характер. При формировании навыка чтения задействованы практически все психические фун-

кции: и восприятие, и внимание, и мышление, и память. Например, различение букв и слияние их

в слоги требует достаточного уровня развития зрительного восприятия и сформированной

ассоциативной связи между буквами и звуками, а владение звукобуквенным анализом и синтезом

развитого фонематического слуха.

Таким образом, даже небольшое недоразвитие некоторых из перечисленных выше

когнитивных процессов может привести к трудностям в обучении чтению уже на начальном

этапе овладения слоговым способом чтения слов. Сюда же можно отнести и психологические

факторы, определяющие качество чтения на других этапах.

Например, устойчивость и концентрация внимания необходимы как на этапе понимания

прочитанного, так и на уровне технического исполнения. Хорошо развитая кратковременная

память обеспечивает запоминание и сохранение прочитанного.

Недостаточный словарный запас мешает пониманию воспроизведенного текста, а

нарушение артикуляции препятствует правильному звукопроизношению и снижает темп чтения.

Трудности в построении грамматических конструкций влияют на установление лексических

связей между словами и мешают при чтении сливать слова в словосочетания.

Низкий уровень развития функции словообразования и словоизменения приводит к

искажению окончаний прочитанных в тексте слов. Таким образом, общее недоразвитие речи

затрудняет понимание смысла прочитанного текста и дальнейшую работу с ним — краткий и

подробный пересказ, передачу смысла своими словами и т. д.

На восприятие прочитанного может оказывать влияние и недостаточно развитое словесно-

логическое мышление. Поскольку качество чтения имеет не только техническую характеристику

(как быстро ребенок читает), но и содержательный аспект (понимание прочитанного), то любая

работа с текстом непосредственно опирается на умение анализировать, выделять существенное,

обобщать и сравнивать.

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок при письме переставляет

буквы местами, пропускает слоги, «перескакивает» через строчку при чтении.

Низкий уровень произвольности саморегуляции мешает ребенку управлять собственной

деятельностью. Ему сложно подчинить свои желания требования и прилагать волевые усилия для

выполнения неинтересных или однообразных заданий.

На сегодняшний день остаётся актуальной проблема раннего обучения грамоте

дошкольников. В последнее время выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением

чтения и письма. Всё чаще встречаются дети, речевое развитие которых отличается следующими

особенностями:

нарушение звукопроизношения;

несформированность фонематического восприятия;

нарушение слоговой структуры;

2

бедный словарный запас;

недоразвитие грамматических категорий;

т.е. нарушены все компоненты речевой системы. Такие дети, приходя в школу, сталкиваются с

серьёзными проблемами.

Трудности формирования процессов письма и чтения являются причиной негативного

отношения к обучению. Возникает боязнь получить плохие оценки, появляется страх неудачи и

нежелание ходить в школу. Поэтому обучение грамоте детей нужно начинать именно в

дошкольном возрасте и проводить занятия в игровой форме, основываясь на ведущей

деятельности дошкольника. На занятиях развиваются фонематические процессы, аналитико-

синтетическая деятельность, формируются графомоторные навыки, уточняется и обогащается

словарь,

дети

овладевают

навыками

словообразования

и

словоизменения,

появляется

уверенность в себе и повышается уровень мотивации к обучению в школе, формируется

психологическая готовность к учебной деятельности.

Российский психолог Р.Н.Немов утверждает, что обучать грамоте не только можно, но и

необходимо до школы, т.к. 4 - 5 лет – это возраст «языковой активности» и его упускать нельзя.

Такого же мнения придерживался и Л.С.Выготский, считая, что обучение должно идти впереди

развития и вести его за собой. Социальные запросы общества, семьи, школы, также говорят о

пользе такого обучения.

Цель Программы: формирование умения ориентироваться в звукобуквенной системе

родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.

Задачи Программы:

Обучающие:

- обучать правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно;

- формировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;

- познакомить детей с буквами русского алфавита;

- закрепить понятия «звук», «буква», «слово».

Развивающие:

-

развивать

мыслительные

операции

(анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

классификация);

- развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для

выполнения поставленных задач;

- развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию;

- развивать основные психические процессы (память, мышление, внимание,

воображение).

- создавать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности;

- формировать умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Воспитательные:

- способствовать преодолению у детей речевого негативизма;

- воспитывать у детей потребность в речевом общении;

- формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей, осуществить

всестороннюю подготовку к школе.

Принципы и подходы к реализации программы

В основе программы лежит создание оптимальных условий для коррекционно –

развивающей работы и всестороннего развития детей. Учитываются принципы систематичности

и взаимосвязи материала, его конкретности и доступности, научности, природосообразности,

3

постепенности, закономерности развития речи, тем самым позволяя ребёнку опираться на уже

имеющиеся у него знания, обеспечивая его развитие.

Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребёнком

языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и

морфологии в школе.

Реализация программы направлена на обеспечение единого процесса обучения,

соответствующего развитию возрастных возможностей ребёнка. В ней предусматривается

расширение и усложнение программных задач по сравнению с вариативными программами.

Данная программа сочетает в себе развивающие и коррекционные компоненты, что

позволяет её использовать при обучении грамоте детей с нормальным речевым развитием и с

нарушениями речи.

Подготовка детей по данной программе – это не только подготовка к умению читать и

писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор

умственного развития ребёнка.

Программа учитывает потребности и возможности детей, разработана с учётом возрастных

и индивидуальных особенностей дошкольников и школьников.

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей грамоте

«Путешествие в страну звуков и букв» является универсальной и может использоваться, как для

подготовки к обучению грамоте дошкольников 5 – 7 лет, так и для обучения чтению младших

школьников, испытывающих трудности в овладении навыками письменной речи или, в силу

различных обстоятельств, не научившихся читать в первом классе.

Формы и режим занятий

В реализации программы участвуют дети в возрасте от 5 до 8 лет.

Особенности организации образовательного процесса.

Предусмотрены групповые и индивидуальные занятия.

Группы формируются по возрасту и по уровню сформированности предпосылок для

обучения чтению. Уровень сформированности предпосылок для обучения чтению определяется

по результатам диагностики, разработанный для каждой возрастной группы детей.

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка и составляет для детей 5 – 6 лет

25 минут; для детей 6 – 7 лет 30 минут; для детей школьного возраста 35 – 40 минут.

Занятия проводятся два раза в неделю.

Общее количество занятий 73.

Структура занятий.

- Настройка (с элементами психогимнастики)

- Повторение пройденного материала.

- Знакомство со звуком.

- Объяснение правильной артикуляции звука.

- Развитие фонематических функций.

- Знакомство с буквой.

- Игры с буквой.

- Печатание буквы.

- Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.

- Звуковой анализ слогов и слов.

- Динамическая пауза (упражнения на развитие саморегуляции).

- Итог занятия.

- Материал для домашнего закрепления.

Сроки реализации программы.

4

Сроки реализации программы определяются индивидуально для каждого ребёнка и зависят

от:

- результатов стартовой диагностики

- возраста ребёнка

- предполагаемого срока пребывания в Центре

Планируемые результаты

По окончанию обучения планируются следующие результаты:

- дети различают понятия: «звуки и буквы»; «гласные и согласные»;

- дифференцируют твердые и мягкие согласные;

- дифференцируют звонкие и глухие согласные;

- знают все пройденные буквы;

- придумывают слова, отбирают картинки с заданным звуком;

- владеют слоговым анализом;

- владеют звукобуквенным анализом слов;

- составляют слова из отдельно названных звуков;

- определяют место звука в слове (начало-середина-конец);

- составляют звуковые схемы к односложным словам;

- составляют слова из звуков в нарушенной последовательности;

- владеют навыком печатания;

- определяют неправильно написанные буквы;

- читают слова и простые предложения.

Содержание программы

Порядок прохождения звуков и букв построен с учётом принципа онтогенеза. Обучение по

программе происходит в четыре этапа:

На первом этапе обучения

формируются предпосылки к усвоению элементарных

фонематических представлений. Вводятся понятие «звук», «речевой звук», «неречевой звук»,

гласный звук», «буква». Дети учатся выделять на слух и правильно произносить гласные звуки

[А], [О], [У], [И], знакомятся с буквами А, О, У, И и способом их прочтения.

На втором этапе обучения дети знакомятся с согласными звуками и буквами. Для

предупреждения специфических ошибок обучения грамоте ведётся только на правильно

произносимых звуках. В первую очередь изучаются те звуки (и соответствующие им буквы),

которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся правильно.

Предлагается следующая последовательность изучения букв: Т, П, Н, М, К, Б. На этом этапе

формируется механизм чтения.

Основным принципом русской графики считается слоговой. Он заключается в том, что

звуковое соответствие букве может быть установлено только с учётом её окружения. На

занятиях дети должны научиться читать открытые и закрытые слоги. Дети читают слова

совместно с педагогом, т.е. ребёнок читает знакомый ему слог в слове, а слоги с неизученными

буквами читает педагог. Ребёнок соединяет все слоги и произносит получившееся слово. Такое

(совместное) чтение, является хорошим упражнением для развития слогового анализа и синтеза.

На третьем этапе обучения происходит знакомство детей с парными согласными звуками и

соответствующими им буквами. Дети учатся дифференцировать звуки по глухости и звонкости.

Происходит дальнейшее формирование навыка чтения.

На четвёртом этапе обучения основной задачей является обучение детей выделению на слух

и правильному произношению звука [И], и йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я.

Закрепляется понятие о твёрдости и мягкости согласных. Дети знакомятся со способами

обозначения мягкости согласных на письме с помощью гласных 2го ряда. На данном этапе дети

самостоятельно читают слова с пройденными буквами. Так же идет знакомство с согласными

звуками позднего онтогенеза и чтение слов с соответствующими буквами.

5

Использование на занятиях приёмов интеллектуального тренинга

На каждом занятии по обучению грамоте применяю приёмы интеллектуального тренинга

(автор Е.Д. Сафронова).

Использование приёмов данной методики на занятиях по обучению грамоте позволяет:

- развивать память, внимание, мышление, воображение, общие способности детей;

-

повышать мотивацию к обучению, максимально снизив умственные и психофизические

перегрузки, тем самым адаптировать детей к учебному процессу;

- обучить детей рациональным приёмам обработки информации, т.е. приёмам рациотехники

(логическое мышление), мнемотехники (искусственные приёмы запоминания), и эйдотехники

(образное мышление);

- обучить ребёнка перекодировке информации, т.е. переводу информации в ту форму, которая

наиболее удобна для усвоения и запоминания;

- выработать навык грамотной обработки информации.

На занятиях используются мнемотаблицы, коллажи, схемы стихотворений. Для запоминания

детям предлагаются наборы открыток и цепочки слов. Ученики учатся запоминать информацию

различными методами (методом составления сюжета, трансформации, ассоциации).

Обучение приемам саморегуляции

Развитие саморегуляции на занятиях предусматривается в двигательной сфере, в

эмоциональной среде, в сфере общения и в поведении.

Поскольку двигательные, психомоторные функции у детей являются наиболее развитыми, то

в развитии других психических функций естественно опираться на движения. Таким образом,

ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов

фантазии

и

двигательной

активности,

то

есть

через

механизм

функционального

психофизического единства. Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо

одного элемента системы (например, эмоционального) вызывает изменения в работе других его

звеньев (моторного, познавательного компонента).

Игровые (психогимнастические) упражнения проводятся на каждом занятии во время

динамической паузы.

Содержание упражнений должно отражать процесс овладения навыками контроля

двигательной и эмоциональной сферами. т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить

следующее задачи:

- дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путем

подражательного повторения движений и действий,

- тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить

различать и сравнивать их,

- тренировать ребенка определять характер физических движений, сопровождаемых

различными мышечными ощущениями,

- тренировать ребенка изменять характер своих движений опираясь на контроль мышечных

ощущений и работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение

чередования и сравнения противоположных по характеру движений:

- напряженных и расслабленных,

- резких и плавных,

- частых и медленных,

- дробных и цельных гармоничных,

- едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний,

- вращение тела и прыжков,

- свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами,

Сопровождаемых переменно мышечным напряжением и расслаблением.

6

Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической

деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка,

улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В результате в коре

головного мозга снижается инертность тормозного состояния или застойного возбуждения,

достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и

упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом. В этом принципиальное отличие

физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.

Учебно - тематический план

1 этап Таблица 1.

Занятия

Тема занятия

Использование приёмов

интеллектуального

тренинга

1.

Знакомство со звуками. Речевые и неречевые звуки

Работа с диагностическими

мнемотаблицами.

2.

Звук [а] и буква « а »

Обучение детей

3.

Звук [о] и буква « о »

заполнению

4.

Звук [у] и буква « у »

мнемотаблицы.

5.

Звук [и] и буква и

Обучение запоминанию

6.

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам

мнемотаблицы, используя

метод составления сюжета

2 этап Таблица 2.

Номер

занятия

Тема занятия

Использование приёмов

интеллектуального

тренинга

1.

Звуки [т], [ть] и буква « т »

Обучение запоминанию

мнемотаблицы, используя

метод составления сюжета

2.

Закрепление пройденной буквы (т), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «т»

3.

Звуки [п],[пь] и буква « п »

4.

Закрепление пройденной буквы (п), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «п»

5.

Звуки[н], [нь] и буква « н »

Диагностические игры,

направленные на

запоминание цепочек слов

6.

Закрепление пройденной буквы (н), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «н»

7.

Совместное чтение с педагогом слов с пройденными

буквами.

8.

Звуки [м], [мь] и буква м

9.

Закрепление пройденной буквы (м), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «м»

Обучение запоминанию

цепочек слов, используя

метод составления сюжета

10.

Звуки [к], [кь] и буква « к »

11.

Закрепление пройденной буквы (к), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «к»

12.

Звуки [б], [бь] и буква « б ».

13.

Закрепление пройденной буквы (б), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «б»

Диагностические игры с

открытками. Запоминание

серии открыток в

соответствии с

инструкцией педагога

14.

Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам.

Совместное чтение с педагогом слов с пройденными

буквами

7

3 этап Таблица 3.

Номер

занятия

Тема занятия

Использование приёмов

интеллектуального

тренинга

1.

Дифференциация звуков [б-п],букв б и « п »

Запоминание открыток,

используя метод

составления сюжета.

2.

Звуки [д],[дь] и буква « д »

3.

Закрепление пройденной буквы (д), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «д»

4.

Дифференциация звуков [д-т], букв « д » и « т »

5.

Звуки [г],[гь] и буква « г »

6.

Закрепление пройденной буквы (г), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «г»

7.

Дифференциация звуков [г-к], букв г и « к »

8.

Совместное чтение с педагогом слов с пройденными

буквами.

9.

Звуки [ф],[фь] и буква « ф »

Работа с развивающими

коллажами. Обучение

перекодированию

информации для

запоминания коллажа.

10.

Закрепление пройденной буквы (ф), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «ф»

11.

Звуки [в],[вь] и буква « в »

12.

Закрепление пройденной буквы (в), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «в»

13.

Дифференциация звуков [ф-в], букв «в» и «ф»

14.

Звуки [х],[хь] и буква « х »

Работа с обучающими

коллажами

15.

Закрепление пройденной буквы (х), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «х»

16.

Звук [ы] и буква « ы »

17.

Звуки [с],[сь] и буква « с »

18.

Закрепление пройденной буквы (с), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «с»

Обучение запоминанию

мнемотаблиц с

использованием метода

трансформации

19.

Звуки [з],[зь] и буква « з »

20.

Закрепление пройденной буквы (з), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «з»

21.

Дифференциация звуков [с-з], букв « с » и « з »

22.

Звук [ш] и буква « ш »

Обучение запоминанию

цепочек слов с

использованием метода

трансформации

23.

Закрепление пройденной буквы (ш), совместное чтение

с педагогом слов со слогами содержащими букву «ш»

24.

Звук [ж] и буква « ж »

25.

Закрепление пройденной буквы (ж), совместное чтение с

педагогом слов со слогами содержащими букву «ж»

26.

Дифференциация звуков [ш-ж], букв « ш » и « ж »

Обучение запоминанию

открыток с

использованием метода

трансформации

27.

Звук [э] и буква « э »

28.

Итоговое занятие по всем пройденным звукам и буквам.

Чтение слов с пройденными буквами.

8

4 этап Таблица 4.

Номер

занятия

Тема занятия

Использование приёмов

интеллектуального

тренинга

1.

Звук [й] и буква « й »

Обучение запоминанию

мнемотаблиц с

использованием метода

ассоциации

2.

Закрепление пройденной буквы (й), самостоятельное

чтение слов с буквой «й»

3.

Звуки [й], [э] и буква « е »

4.

Закрепление пройденной буквы (е), самостоятельное

чтение слов с буквой «е»

5.

Звуки [й] ,[о] и буква « ё »

Обучение запоминанию

цепочек слов с

использованием метода

ассоциации.

6.

Закрепление пройденной буквы (ё), самостоятельное

чтение слов с буквой «ё»

7.

Звуки [й], [у] и буква « ю »

8.

Закрепление пройденной буквы (ю), самостоятельное

чтение слов с буквой «ю»

9.

Звуки [й], [а] и буква « я »

Обучение запоминанию

открыток с использованием

метода ассоциации.

10.

Закрепление пройденной буквы (я), самостоятельное

чтение слов с буквой «я»

11.

Звук [ц] и буква « ц »

12.

Закрепление пройденной буквы (ц), самостоятельное

чтение слов с буквой «ц»

13.

Звук [ч] и буква « ч »

Обучение запоминанию

стихотворений по схеме.

Составление схемы

стихотворения.

14.

Закрепление пройденной буквы (ч), самостоятельное

чтение слов с буквой «ч»

15..

Звук [щ] и буква « щ »

16.

Закрепление пройденной буквы (щ), самостоятельное

чтение слов с буквой «щ»

17.

Звуки [л], [ль] и буква « л »

Работа с диагностическими

коллажами.

Воспроизведение коллажа

используя различные методы

перекодировки информации.

18.

Закрепление пройденной буквы (л), самостоятельное

чтение слов с буквой «л»

19.

Звуки [р] ,[рь] и буква « р »

Работа с диагностическими

мнемотаблицами.

20.

Закрепление пройденной буквы (р), самостоятельное

чтение слов с буквой «р»

21.

Самостоятельное чтение слов с буквами « р » и « л »

Работа с диагностическими

наборами открыток.

22.

Самостоятельное чтение слов с пройденными буквами.

23.

Итоговые занятия по всем пройденным звукам и

буквам.

Диагностические игровые

задания на запоминание

цепочек слов.

24.

25.

Викторина (закрепление пройденного материала).

9

Диагностика готовности ребёнка к обучению грамоте

Диагностика готовности к обучению чтению и письму направлена на изучение базовых

психических процессов «ответственных» за языковую грамотность.

Диагностические задания представлены тремя разделами:

- исследование состояния развития устной речи и графических навыков

- исследование познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) с

помощью диагностических мнемотаблиц, коллажей, наборов открыток и цепочек слов.

- исследование состояния саморегуляции и самоконтроля.

1.

Диагностика развития связной речи и развития графических навыков.

Диагностические задания для изучения состояния развития связной речи представлены

следующими группами:

- развитие звуковой культуры речи,

- развитие фонематического слуха,

- развитие графических навыков и моторики,

- развитие звуко- буквенного анализа,

- чтение.

В каждой группе несколько тестовых заданий. Каждое правильно выполненное задание

оценивается одним баллом.

Результаты диагностики заносятся в таблицу № 5.

Для оценки результатов диагностики используется таблица № 6.

Таблица 5.

Диагностическая таблица готовности детей к чтению и письму

Разделы диагностики и количество баллов

ФИ ребёнка

Развитие

звуковой

культуры речи

(12 заданий)

Развитие

фонематического

слуха

(18 заданий)

Развитие

графических

навыков и

моторики

(13 заданий)

Развитие

звуко -

буквенного

анализа

(12 заданий)

Чтение

(5 заданий)

Таблица 6.

Оценка результатов

Разделы диагностики и количество баллов

Уровень

Развитие

звуковой

культуры

речи

Развитие

фонематического

слуха

Развитие

графических

навыков и

моторики

Развитие

звуко –

буквенного

анализа

Чтение

Высокий

уровень

9 - 12

15 – 18

10 – 13

9 – 12

3 – 5

Средний

уровень

6 – 9

15 – 12

7 – 10

6 – 9

2 – 3

Низкий

Уровень

4 - 6

12 - 10

5 - 7

3 - 6

1 - 2

10

2.

Диагностика развития познавательных психических процессов

Познавательные психические процессы исследуются с помощью диагностических

мнемотаблиц, коллажей, наборов открыток (10 шт.), цепочек слов для запоминания (10 слов),

которые предлагаются детям в начале обучения, а также включаются в итоговую диагностику.

Детям даются следующие задания: запомнить слова, названные педагогом; запомнить

последовательно показанные открытки; запомнить мнемотаблицу и заполнить теми же

изображениями (картинками) свою (пустую) мнемотаблицу.

По каждому из заданий оценивается количество элементов, которое запомнил ребенок:

9-10 элементов высокий уровень

5-8 элементов средний уровень

1-4 элемента низкий уровень

Результаты диагностики фиксируются в таблице № 7.

Таблица 7

Диагностическая таблица развития познавательных психических процессов

Разделы диагностики и количество баллов

ФИ ребёнка

Мнемотаблица

Коллаж

Открытки

Цепочка слов

Сравнение данных таблиц, составленных на первичной и итоговой диагностике, покажет

динамику развития у детей психических процессов в результате использования на занятиях

интеллектуального тренинга.

3.

Диагностика саморегуляции и самоконтроля

Для исследования саморегуляции и самоконтроля используются следующие методики:

- Методика № 1. «Весёлый паровозик спешит на праздник».

- Методика № 2. «Нужен супершифр. Сможешь изготовить?».

- Методика № 3. «Дорога в тёмные пещеры с сокровищами».

- Методика № 4. «По извилистой тропинке в гости к солнцу!».

Методики предназначены для определения у ребенка способности ориентироваться в

пространстве, выявления особенностей саморегуляции и произвольности интеллектуальной

деятельности, изучения зрительно-двигательной координации.

Содержание методик и оценки результатов смотри в приложении № 1

Результаты диагностики фиксируются в таблице № 8.

Таблица 8

Диагностическая таблица исследования саморегуляции и самоконтроля

Разделы диагностики и количество баллов

ФИ ребёнка

Методика № 1

Методика № 2

Методика № 3

Методика № 4

11

Результаты диагностики по всем трем разделам исследования готовности к обучению

чтению и письму фиксируются в сводной таблице № 9.

Таблица 9

Сводная диагностическая таблица исследования готовности к обучению грамоте

Разделы диагностики

ФИ ребёнка

Уровень

развития речи

Уровень

развития

познавательных

психических

процессов

Уровень

развития

саморегуляции и

самоконтроля

Общая оценка

уровня развития

готовности к

обучению

грамоте

o

- высокий уровень

o

- средний уровень

o

- низкий уровень

Диагностика проводится на начальном и завершающем этапах обучения по программе

обучения грамоте.

Высокий уровень показывает достаточную сформированность у ребёнка предпосылок к

обучению грамоте.

Средний уровень указывает на несформированность предпосылок для обучения чтению

по определенным разделам и необходимость дальнейшего обучения ребёнка тем знаниям и

умениям, в которых он испытывает трудности.

Низкий уровень стартовой диагностики указывает на необходимость разносторонней и

разноплановой работы с ребёнком по формированию предпосылок к обучению грамоте.

Низкий уровень итоговой диагностики должен стать сигналом к тому, что ребёнок не готов

к школьному обучению и необходимо обратиться к специалистам для получения

соответствующих

консультаций, с целью оказания своевременной помощи ребёнку.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

1.

Материально-технические условия реализации программы

Занятия по реализации данной программы проводятся в логопедическом кабинете.

Дидактический наглядный материал, игрушки и игры для проведения занятий подобраны в

соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей.

Учебный кабинет укомплектован необходимым количеством мебели, соответствующим числу

детей, посещающих занятия.

Демонстрационный материал:

Магнитная доска.

Крупные буквы на магнитах.

Предметные картинки.

12

Фишки-магниты (красные, зеленые, синие).

Полотно в клетку для показа правильного написания печатных букв.

Мнемотаблицы (3х3; 3х4; 4х4).

Коллажи.

Наборы открыток.

Раздаточный материал:

Тетради в крупную клетку.

Фишки: красные, зеленые, синие (на каждого ребенка).

Цветные карандаши.

Простые карандаши.

Методическое обеспечение программы

Литература

1.

В. Л. Рыбкина «Веселые встречи со звуками», СПб: издательство Лань, 2000.

2.

Д.Г. Шумаева

«Как хорошо уметь

читать. Обучение дошкольников чтению:

Программа конспект», СПб: «Детство – Прогресс» 2002.

3.

Н.В. Нищева «Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению», СПб:

Детство – Прогресс, 2007.

4.

Р.А.Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к

школе. Рабочая тетрадь», СПб: Каро, 2002.

5.

Н.Н Созонова, Е.В. Куцина, Н.Г. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки (для

детей 5-7 лет) Тетрадь. Части 1», Екатеринбург: Летур – Опт., 2013.

6.

Т. Деревянко «Что спрятано на картинке. Книжки – раскраски для малышей от 3 до 5

лет», 2013.

7.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Тетрадь логопедических занятий. Подготовка к

школе», Группа М. Изд. Скрипторий, 2003.

8.

Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития

речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей», Изд. ГНОМ и

Д., 2001.

9.

Р.В Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к

школе», Методическое пособие, СПб: КАРО, 2002.

10. Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М: Аркти,

Просвещение, 2003.

11. Е.В.Колесниковап «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет», Бином/

Ювента, 2016 год.

Интернет-ресурсы

1.

«ДЕТ сад для детей и взрослых»,

2.

«Умка», «Букашка»,

3.

«Обучалки и развивалки для детей»,

4.

«Аудиоэнциклопедия дяди Кузи и Чевостика».

13

Приложение № 1

Методика № 1.

Весёлый паровозик

спешит на праздник

Маленький паровозик должен успеть на праздник, чтобы дать торжественный гудок. Но

рельсы ещё не проложены, и паровозику срочно нужен помощник, который покажет ему дорогу.

Поскольку ты сам впервые попал в волшебную страну, то сначала будешь делать свою работу

под мою диктовку. А я поставлю тебе оценку. Не сразу: первый маршрут — тренировочный. Вот

карандаш, вот бумага в клетку. Вот точка — это начало маршрута. Будь внимателен, а то

паровозик заблудится и не доедет до нужного места.

1. Итак, начинаем от точки. Первая линия — на одну клеточку вниз. Теперь на одну клеточку

вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две вниз. Одна вправо. Одна вверх. Одна вправо.

Одна вниз. Одна вправо. Две вверх. Одна вправо. Две вниз. Одна вправо. Дальше до конца

листа прокладывай маршрут самостоятельно, следуя заданной схеме.

2. Следующие три маршрута уже не тренировочные, а самые настоящие. За них ты получишь

оценку. Внимание! Начинаем от точки. Две клетки вверх. Две вправо. Одна вниз. Одна влево.

Одна вниз. Две вправо. Две вверх. Две вправо. Одна вниз. Одна влево. Одна вниз. Две вправо.

Теперь продолжай самостоятельно.

3. Внимание! Одна клетка вверх. Одна вправо. Одна вверх. Одна влево. Одна вверх. Две вправо.

Три вниз. Одна вправо. Одна вверх. Одна вправо. Одна вверх. Одна влево. Одна вверх. Две

вправо. Три вниз. Дальше продолжай самостоятельно.

4. Внимание! Три клетки вправо. Одна вверх. Одна влево. Одна вверх. Одна вправо. Одна вверх.

Две вправо. Одна вниз. Одна вправо. Одна вниз. Одна влево. Одна вниз. Одна вправо. Одна

вниз. Одна вправо. Одна вверх. Одна вправо. Одна вверх. Одна влево. Одна вверх. Одна вправо.

Одна вверх. Продолжай самостоятельно.

Примечание

Эта методика позволяет определить, насколько развита у ребенка способность

ориентироваться в пространстве, а также узнать, умеет ли он сопоставлять образ (полученное

словесное задание) с практическим действием (проведение линии п нужном направлении на

нужное расстояние).

Объясняя задание, выделяйте голосом слово, обозначающее направление («вверх», «вниз» и

гак далее). На каждое задание отводите ребенку 1,5-2 минуты.

Оценка результатов

Напоминаем: первый маршрут был тренировочным. Общая оценка трех остальных задании

определяется так. Безошибочное воспроизведение каждого из маршрутов оценивается в 4 балла.

За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок 2 балла. Если ошибок больше, чем

правильно вое произведенных участков маршрута, - 1 балл. Если правильно воспроизведенных

участков вообще нет, — 0 баллов.

После подсчета можно определить уровень выполнения поставленных задач:

10-12 баллов- высокий уровень;

6-9 баллов- средний уровень;

3-5 баллов- низкий уровень;

0-2 балла – очень низкий уровень.

14

Методика № 2.

Нужен супершифр. Сможешь изготовить?

Видишь, тут нарисованы палочки, чёрточки и точечки. Возьми лист бумаги в линейку.

Нарисуй на нём палочки, чёрточки и точечки точно в таком же порядке. Смотри не ошибись —

ведь это очень важный шифр!

Примечание

Методика предназначена дли определения того, насколько ребенок «ожег регулировать свою

деятельность.

Время выполнения задания — 10-15 минут. Выполняя его, ребенок должен соблюдать

следующие правила:

1). чертить палочки, черточки л точки только о заданной последовательности;

2). чертить не на каждой строчке, а через строчку:

3). правильно переносить систему знаков, то есть на новой строчке продолжать

последовательность:

4.) не чертить (не залезать) на полях.

Методика направлена на выявление особенностей саморегуляции и произвольности

интеллектуальной деятельности.

Оценка результатов

Степень полноты понимания задания: 2 балла- понимает полностью; 1 балл - понимает

частично; 0 баллов — не понимает.

Степень сохранения точности выполнения задания до конца занятия: 2 балла — сохранение

полностью; 1 балл сохранение отдельных компонентов: 0 баллов - полностью теряет точность

задания.

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания: 1 балл — замечает ошибки и исправляет

их; 0 баллов не замечает ошибок.

Уровень самоконтроля при оценке результата деятельности: 2 балла - старается основательно

проверить; 1 балл ограничивается беглым просмотром; 0 баллов — вообще не просматривает

работу.

7-8 баллов - высокий уровень саморегуляции и контроля.

5-6 баллов - средний уровень (норма).

3-4 балла - недостаточный уровень саморегуляции и контроля.

Меньше 3 баллов - низкий уровень саморегуляции деятельности и контроля.

15

Методика № 3.

Дорога в тёмные пещеры с сокровищами

Мы отправляемся на поиски сокровищ. Злые волшебники спрятали их в тёмных пещерах, на

самом краю света. В пути нам поможет волшебный узор. Слушай мои указания и постарайся их

чётко выполнить. Тогда у тебя получится волшебный узор, который приведёт к пещере.

Для начала потренируемся.

Вот три ряда геометрических фигур. Это — образец. Рассмотрим его внимательно. В верхнем

ряду треугольники. В среднем — круги. В нижнем — квадраты.

Наша задача — соединять линиями треугольники и квадраты. Но не как попало, а следуя

волшебным правилам.

1. Любая соединяющая линия обязательно должна проходить через круг.

2. Наш путь идёт слева направо — возвращаться назад нельзя. Только вперёд!

3. Линия соединения должна быть непрерывной. Такой, как на образце. Видишь: до какой из

фигур дошла линия, от той она и продолжается.

Если тебе всё понятно, попробуй составить свой узор. Начнём с тренировки — за неё оценка

ставиться не будет. Вот три ряда фигур, как на образце.

Внимательно слушай мои указания и следуй им. Сначала соедини два квадрата, потом квадрат

с треугольником, потом два треугольника, потом треугольник с квадратом.

Примечание

Тренировочное задание состоит из четырех соединений. По окончании тренировки нужно

обсудить ее результаты и, если будут ошибки, указать ребенку на них и вместе исправить.

Диктовать следует медленно — так. чтобы ребенок не торопясь успевал провести очередное

соединение. Повторять одно и то же указание дважды нельзя, так как это может

подтолкнуть к прочерчиванию лишних линий. Последние два замечания относятся и к

остальным трем заданиям этого теста, которые проводятся непосредственно за тренировкой.

Задания отличаются друг от друга только последовательностью соединений правила

остаются неизменными.

Ребенок должен выполнить задание без вашей помощи и подсказки. А правильность узора

можете проверить в Приложении.

1. Тренировка окончена. Сосредоточься. Вот три ряда фигур для следующего задания. Соедини

треугольник с квадратом, потом квадрат с треугольником, затем два квадрата, треугольник с

квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата,

квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом.

2. Соедини квадрат с треугольником, затем два треугольника, треугольник с квадратом, два

квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с

квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с

треугольником.

3. Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом,

два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два

треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника.

Оценка результатов

За каждое правильное соединение засчитывается два очка.

По одному штрафному очку начисляется:

1) та лишние соединения, не предусмотренные диктантом;

2) за нарушение непрерывности соединения.

Окончательной оценкой будет разность между баллами за правильные соединения и

штрафными очками.

60-72 очка — достаточно высокий уровень умения действовать по заданной схеме. Ваш

ребенок может, что очень важно, одновременно учитывать в работе несколько правил.

48-59 очков — умение действовать по заданной схеме сформировано недостаточно. Ребенок

может удерживать при работе только одно из правил.

16

36-47 очков низкий уровень умения действовать по заданной схеме. Ребенок постоянно

сбивается и нарушает правила, хотя и старается на них ориентироваться.

Менее 36 очков — умение действовать по заданному алгоритму не сформировано

Методика № 4.

По извилистой тропинке в гости к солнцу!

Перед тобой извилистая горная тропинка. Извивается так, что только держись. Тропинка у нас

сказочная, поэтому идти по ней мы будем при помощи карандаша. Проведи линию точно

посередине тропинки, от начала до конца, не разу не заступив за край и не коснувшись его.

Сделать это надо как можно быстрее, а то солнце зайдёт и в гости не успеешь! Опираться локтем

на стол нельзя, локоть должен быть на

Примечание

Эта методика предназначена для изучения зрительно-двигательной координации. Вы можете

сами провести тропинки на стандартном листе бумаги. Дорожка должна быть шириной 5 мм.

Качество выполняемой работы оценивается по числу касании и времени выполнения. Лучший

результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

2-0 касаний отлично (высокий уровень).

4-3 касания — средний уровень (норма).

5-6 касаний - недостаточный уровень.

7-8 касаний - низкий уровень.

Больше 8 касаний - очень низкий уровень.

17



В раздел образования




Яндекс.Метрика