Напоминание

"Решение вопросов социализации воспитанников через моделирование различных видов деятельности."


Автор: Каменских Ирина Владимировна
Должность: Руководитель ОСП 2 МАДОУ детский сад № 39
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: ГО Ревда
Наименование материала: Статья
Тема: "Решение вопросов социализации воспитанников через моделирование различных видов деятельности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каменских И.В.,

руководитель ОСП 2

МАДОУ детский сад № 39

Решение вопросов социализации воспитанников через моделирование

различных видов деятельности.

Работа по данной теме дает возможность подрастающему поколению

ориентироваться

в

сложных

ситуациях,

определять

свои

возможности

и

способности, искать и находить те знания, которые будут обязательно востребованы

на данном жизненном этапе.

Вопрос социализации воспитанников предполагает, что у детей детского сада

будут сформированы: социально-адаптированное поведение, обеспечена успешная

адаптация на следующей ступени образования, возможность для самореализации и

творческого развития.

Задача детского сада обеспечить основы образованности воспитанников через

реализацию государственного стандарта и НРК, которые позволяют достичь

определенный результат качества образования в период детства. Содержание НРК

определяет последовательность приобщения к социальному миру, т.к. предпочтение

отдается практической деятельности, в ходе которой дети получают первоначальное

представление об окружающем мире, овладевают ценностно-ориентационной

составляющей. В программе «Детский сад – дом радости» отмечена задача,

направленная на развитие содействия социализации ребенка в постижении им на

доступном уровне морально-этических норм

и правил жизни в обществе;

овладению

коммуникативной

компетентностью,

социальным

мышлением,

элементами творчества в общении.

Вопрос социального развития и социализации не возможно рассматривать в

узком смысле, это комплексный вопрос, затрагивающий все сферы развития

ребенка. Как решаются эти вопросы, я хочу представить на конкретных примерах.

Одним из условий развития личности ребенка, достижения им социальной

зрелости является совместная согласования работа окружающих его взрослых:

родителей и воспитателей.

Для того чтобы эта совместная работа

была плодотворной и реально

способствовала

социальному

развитию

ребенка,

необходима

специальная

организация

взаимодействия

работников

дошкольного

учреждения

и

семей

воспитанников.

Совместная деятельность является своего рода школой передачи социального

опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает,

как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это

взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в

естественных условиях. (пример как родители приходят в группу)

Наиболее целесообразно планировать познавательный материал по темам.

Темы повторяются в возрастных группах. В зависимости от возраста детей,

содержания сообщаемых им знаний, задач воспитания они конкретизируются в

более мелких темах.

Например, объемная тема «О труде людей» в средней группе раскрывается

через темы «О труде хлеборобов», «О труде животноводов», «О труде людей,

работающих на транспорте»; в старшей группе эта же тема включает следующие,

более конкретные темы: «О тех, кто делает машины», «О труде строителей». В

подготовительной группе к темам, перечисленным выше, добавляется очень важная

тема: «О том, как труженики села, и рабочие города помогают друг другу».

Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по его

сложности и, следовательно, по длительности изучения. Как правило, занятия, и

разнообразная деятельность детей по каждой теме планируется мною несколько раз

в год. Обычно это бывает связанно с главными жизненными событиями, делами

людей, со знаменательными

датами. Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную

деятельность детей.

Для того чтобы планировать свою работу по приобщению детей к социальной

действительности в начале я составляю «социальный портрет» группы, изучаю

уровень развития детей группы, подбираю наглядный материла, художественную

литературу, музыкальные произведения, организую предметно-развивающую среду,

устанавливаю связи и взаимопонимания с родителями.

Мне хочется остановиться на строительно-конструктивной игре. Например,

строительно-конструктивная игра «Город-село». Дети из строительного материала

строят-складывают

большие

и

маленькие

дома,

административные

здания

(магазины, почты, заводы, фермы, скотный двор и др.). Делаем деревья, расставляем

деревянных животных; из цветной бумаги вырезаем озеро, пруд, реку. Это атрибуты

для будущей игры.

Воображаемая ситуация «подталкивает» их к развертыванию игры, в данном

случае сюжетно-строительной, а также предоставляет возможность каждому

ребенку по-своему использовать знания, которые он получил на предыдущих

занятиях, экскурсиях, во время бесед, при чтении художественной литературы и

рассматривании различных иллюстрации.

Все вместе задумываем новый город: будет в городе река или пруд, сколько

будет улиц, будет ли площадь, парк, стадион и т.д. Каждый может высказаться,

предлагать свои варианты застройки и расположения зданий, но они должны быть

удобными и безопасными для жителей города. Так рождается город на бумаге, план

города по объектам. На другой день заводим разговор о том, что жителям неоткуда

брать продукты питания, не во что одеваться, очень нужно село с полями,

коровниками, овчарней, курятниками – все зависит от фантазии детей. Снова

планируем на бумаге, затем создаем на столах. Обе постройки соединяются дорогой

или мостом. Интересные игры на этих постройках могут продолжаться до недели.

Дети меняются ролями и за эту неделю могут побыть и овощеводами, и

птицеводами, и покупателями, и водителями и артистами, пассажирами, директором

совхоза, воспитателем и др. Вот из этого ребенок может приобрести богатый опыт

социальных отношений побывать таким разным «Я».

В процессе игры с макетами создаются ситуации, которые побуждают ребят

получать новые знания, обращаться за советом к воспитателю, спорить, рассуждать,

искать правильный ответ на неожиданно возникший вопрос. Игры с макетами

делают детей как бы участниками общественной жизни взрослых – они, как и

взрослые, строят, выращивают хлеб, учатся, т.е. игра помогает ребятам «жить

общей жизнью со взрослыми».

А так же хочется рассказать о еще интересной форме работы. В старшей и

подготовительной группе знакомим детей с взаимосвязями между профессиями, их

взаимозависимостями друг от друга.

Дети узнают, что все, что нас окружает - предметы, игрушки, мебель, посуда,

здания и т.д., т.е. неживой мир, создан руками

человека или механизмами,

управляемыми человеком

Интересен

опыт

задумщиков-бригадиров

при

организации

прачечных.

Вначале детей обучали разным способам стирки кукольного белья: в одном случае

они выполняют работы индивидуально: сами стирают, полощут, развешивают

сушить, а в другом делились на подгруппы и одни только стирали белье –

стиральщики, другие – полоскали – полоскальщики, а третьи развешивали –

развешивальщики. Когда дети обучались трудовым действиям, то им было

предложено взять роль бригадира, который сам выберет способ выполнения работы,

подберет себе бригаду, вместе они создадут условия для стирки и способ

выполнения работы. Бригадир отвечает за порядок в его бригаде, недостаток

оборудования, дисциплину и оценивает трудовые действия детей и свои. Желающих

детей было немного, дети многие были неуверенны в своих способностях, но все-

таки бригадиры были и неплохие.

Интересно было наблюдать за маленькими организаторами труда: некоторые

скорее включались в работу, помогали членам своей бригады, а некоторые только

следили за порядком, прохаживались между рабочими детьми.

Так еще в детском саду (в игре, труде, учебе) дети приобретают

первый

собственный

социальный

опыт,

включаются

в

сложный

процесс

социализации личности.

Работа с родителями включает в себя консультации – советы по разным темам

(как с пользой для ребенка провести прогулку, что рассказать о технике и т.д.)

Обязательно беседую с родителями о том, как проходит процесс социализации

их малыша, в чем ему необходима помощь. Родители всегда должны быть в курсе

того, что изучают их дети, как идет развитие познавательных интересов и

социальных чувств их ребенка.

Таким образом: социализация рассматривается одновременно и как ведущий

принцип, и как фундаментальная цель всей воспитательной работы с детьми

дошкольного возраста. Она пронизывает все виды деятельности: игру, общение,

познание, окружающего мира.

Выходя из детского сада наши выпускники проявляют любознательность ко

всем областям жизни человека (взрослого и сверстника), миру его отношений

(представления о человеке как социальном существе, о некоторых социальных

ролях, выполняемых людьми, их правах и обязанности) Имеет осознанное

отношение к школе. как к форме, помогающий саморазвитию знаний и подготовке к

реализации себя в будущей взрослой жизни и профессии; проявляет желание

поступить в школу; показывает сформированность личностной и социально-

психологической готовности к ней.



В раздел образования




Яндекс.Метрика