Автор: Шилова Любовь Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Большегривский детский сад" Населённый пункт: п. Большегривский Наименование материала: конспект НОД Тема: "Сложные слова в гостях удетей" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Большегривский детский сад
Нововаршавского муниципального района
Омской области
«Сложные слова в гостях у детей»
подготовила:
Учитель-логопед:
Шилова Любовь Анатольевна
п Большегривский
ул Гагарина 17
Нововаршавского района,
Омской области
р.п. Большегривский 2016г.
Тема : «Сложные слова в гостях у детей»
Цель: Познакомить со сложными словами, упражнять в образовании сложных слов.
Задачи: Учить образовывать сложные слова путем сложения двух простых основ,
активизировать словарь детей сложными словами.
Совершенствовать навыки слогового и звукобуквенного анализа слов, читать
короткие слова, разгадывать словесные ребусы.
Воспитывать чувство взаимопомощи, желание заниматься и добиваться
положительных результатов, умение работать в команде и в парах.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье.
Ход занятия.
1.
Организационный момент:
Логопед: наступил новый день, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны
и добры, мы приветливы, здоровы. Сделаем глубокий вдох, вдохнём доброту и красоту
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Логопед: Ребята, а вы любите играть? (да)
Что бы начать нашу игру скажем волшебное заклинание
РА—РА—РА—начинается игра,
СА—СА—СА—ждут в пути нас чудеса.
Играть мы сегодня будем со словами, но сначала послушайте одну историю.
2. История-сказка о сложных словах.
Эта история произошла в одной чудесной стране под названием «Правильная и красивая
речь». Однажды в один из чудесных весенних дней погода стояла солнечная и слова
вышли на улицу погулять. Но вдруг(вой ветра, бури) налетел сильный ветер, подхватил
слова, закружил их и унёс далеко от дома. Некоторые слова успели схватиться за руки, и
ветер не смог их поднять. Когда всё успокоилось, слова так испугались, что решили не
разъединять ладошки и ходить парами. Такие слова в стране «Правильной и красивой
речи» стали называть сложными. Их в русском языке много. Вы тоже слышали эти слова
и даже употребляете в речи, только не задумывались, как они называются. Сложные слова
это когда половинки простых слов соединяют ладошки.
А вы желаете познакомиться с такими словами?
Отгадайте загадку
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте... (мухомор)
Ребята, как образовалось слово мухомор? Это простое или сложное слово? (Это сложное
слово, состоит из двух простых слов «муха» и «морить»).
Кто из вас знает и назовёт сложные слова (ответы детей).
А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Ладошки». Я каждому из вас в
ладошки положу сложное слово, а вы попробуете разъединить ладошки, и сказать как
получилось сложное слово (пароход, паровоз, теплоход, ледокол, луноход, вездеход,
водолаз, скалолаз, листопад, водопад, дырокол, бензовоз, бетономешалка, снегопад,
звездопад).
«Скажи и покажи». Назовите профессию и покажите что делает.
На пианино играет…..(пианист)
Штангу поднимает…..(штангист)
В хоккей играет…..(хоккеист)
На баяне играет….(баянист)
На гитаре играет……(гитарист)
Рыбу ловит…..(рыболов)
Ребята, а вы знаете кто такой трубочист? Что делает трубочист? Для чего трубы чистят?
Какой должен быть трубочист? (смелый, сильный, отважный. Чтобы трубы были
свободны от гари, пыли. Чтобы дым свободно выходил в трубу) (презентация)
Сейчас есть такая профессия трубочист? А почему? Значит, ребята, это слово устарело.
Мы хоть с вами и не трубочисты, но должны тренировать свои руки и пальцы, чтобы они
были сильными, крепкими и ловкими.
3.Самомасаж кистей и пальцев рук. Упражнение с мячиком. «Колобок»
Мы слепили колобка,
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Шарик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока
Если нравится он вам
Угощайтесь, я отдам.
4.(слышен плач) (голосовое сообщение: Ребята, у нас были красивые бусы, но ниточка
порвалась и все бусы рассыпались. Помогите нам их собрать, только будьте внимательны
у каждого слова в нашей стране свои особенные бусы.)
Игра «Веселые бусинки». Работать будем в парах каждой паре достается слово, которое
необходимо прочитать, собрать бусинки и показать нашим гостям если вы все сделали
верно вам откроется картинка, а если нет, то придется подумать (раздается лист со
словом на котором выполняется задание).
5. Ребята, это задание самое трудное, его приготовил «Азбуковед».
Я предлагаю вам пройти к столу и найти своё имя. Разгадайте с помощью «Азбуковеда»
свои слова, соедините их и получите сложное слово, найдите картинку.
Игра «Найди свою пару»
Сам летит (самолёт)
Пешком ходит (пешеход)
Вода падает (водопад)
Пыль сосёт (пылесос)
Сам варит (самовар)
Ребята, вот и закончилась наша игра. Посмотрите, мы даже не заметили, что у нас ещё
один гость, да ещё и с письмом интересно как зовут эту куклу? На конверте что то
зашифровано давайте разгадаем.
(Алиса)
Вот теперь можно и письмо открыть. Читаем «МОЛОДЦЫ» Ребята, я согласна с Алисой
вы сегодня были просто молодцы, а вам понравилось? Что вам понравилось?
Вы улыбкой нас встречали,
На вопросы отвечали,
Рисовали и писали,
Дружно с пальцами играли,
Но пришла пора прощаться.(в презентации … Салют).
Педагог каждого ребёнка награждает медалью.