Напоминание

"Сказки народов мира как средство экологической культуры дошкольников"


Автор: Шильникова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида"Ново-Савиновского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: "Сказки народов мира как средство экологической культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказки народов мира как средство

экологической культуры дошкольников

Одним из новых направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание,

отличающегося от традиционного знакомством с природой.

Незнание дошкольником правил взаимодействия с природой приводит к двойственному

отношению, которое может проявиться как в аморальном, так и нравственном поступке.

Весьма значимым является сформированность у детей дошкольного возраста

представление о формах взаимодействия с объектами природы.

Экологическое воспитание дошкольника — это знание всего живого, находящегося вблизи

ребенка, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой базе правильных

форм взаимодействия с ним.

Основной задачей экологического воспитания в детском саду является научить детей

беречь и любить природу, научить правильно распоряжаться богатствами природы,

воспитать защитников природы.

Одной из форм эковоспитания являются сказки, которые должны быть доступны детям и

отличаться выразительностью. При этом могут быть использованы обыкновенные

сказочные приемы и общеизвестные персонажи. Однако ключевым звеном все же должна

проходить тема охраны природы.

Сказки обучают детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный

внутренний мир, развивают гуманность, формируют экологическое поведение и этику.

Литература стремится к сближению с естественными науками в точности отображения

природы. Сегодня точные «прозаические мелочи» определяют и содержание, и поэтику

художественного видения природы. Даже сказки начинают все больше цениться в

зависимости от того, с каким «точным научным и вместе поэтическим знанием жизни

природы, жизни леса, жизни зверя» они написаны.

Сказка для детей заключает в себе огромные духовные богатства, которые могут служить

делу воспитания и образования. Когда речь заходит об экологическом воспитании, то «мы

не всегда до конца осознаем, что оно начинается с книги и в первую очередь с книги-

сказки», — считает О. Покровская. Сказка помогает понять взаимоотношения человека

с природой, рисуя те или иные черты героев-животных, сказка дает нравственное

воспитание, а также реальные представления о природе.

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на его чувства. Она

позволяет ребенку более глубоко пережить те или иные явления в природе, учит детей

научному видению природы, помогает раскрыть в занимательной форме сложные явления

природы: многообразие форм приспособления живого организма к окружающей среде,

взаимоотношения организма и среды и т.д.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки

интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей.

Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в

природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое

место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно

взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны

побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей

среды в домашних условиях.

Художественная литература, в частности, сказка, могут выступать действенным средством

экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них

знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.:

Феникс, 2014. – 245 с.

2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников //

Дошкольное воспитание. 2012. № 5.

С. 30. (20)

3. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание.

2012. № 1.

С. 31-32.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии

занятий. — М.: Т Ц Сфера, 2011. С. 277.

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр « Академия», 2012. С. 340.



В раздел образования




Яндекс.Метрика