Автор: Шильникова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №70 комбинированного вида"Ново-Савиновского района
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Публикация
Тема: "Сказки народов мира как средство экологической культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Сказки народов мира как средство
экологической культуры дошкольников
Одним из новых направлений дошкольной педагогики является экологическое воспитание,
отличающегося от традиционного знакомством с природой.
Незнание дошкольником правил взаимодействия с природой приводит к двойственному
отношению, которое может проявиться как в аморальном, так и нравственном поступке.
Весьма значимым является сформированность у детей дошкольного возраста
представление о формах взаимодействия с объектами природы.
Экологическое воспитание дошкольника — это знание всего живого, находящегося вблизи
ребенка, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой базе правильных
форм взаимодействия с ним.
Основной задачей экологического воспитания в детском саду является научить детей
беречь и любить природу, научить правильно распоряжаться богатствами природы,
воспитать защитников природы.
Одной из форм эковоспитания являются сказки, которые должны быть доступны детям и
отличаться выразительностью. При этом могут быть использованы обыкновенные
сказочные приемы и общеизвестные персонажи. Однако ключевым звеном все же должна
проходить тема охраны природы.
Сказки обучают детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный
внутренний мир, развивают гуманность, формируют экологическое поведение и этику.
Литература стремится к сближению с естественными науками в точности отображения
природы. Сегодня точные «прозаические мелочи» определяют и содержание, и поэтику
художественного видения природы. Даже сказки начинают все больше цениться в
зависимости от того, с каким «точным научным и вместе поэтическим знанием жизни
природы, жизни леса, жизни зверя» они написаны.
Сказка для детей заключает в себе огромные духовные богатства, которые могут служить
делу воспитания и образования. Когда речь заходит об экологическом воспитании, то «мы
не всегда до конца осознаем, что оно начинается с книги и в первую очередь с книги-
сказки», — считает О. Покровская. Сказка помогает понять взаимоотношения человека
с природой, рисуя те или иные черты героев-животных, сказка дает нравственное
воспитание, а также реальные представления о природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на его чувства. Она
позволяет ребенку более глубоко пережить те или иные явления в природе, учит детей
научному видению природы, помогает раскрыть в занимательной форме сложные явления
природы: многообразие форм приспособления живого организма к окружающей среде,
взаимоотношения организма и среды и т.д.
Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки
интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей.
Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в
природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое
место занимают сказки, придуманные самими детьми.
Экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно
взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны
побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей
среды в домашних условиях.
Художественная литература, в частности, сказка, могут выступать действенным средством
экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них
знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – М.:
Феникс, 2014. – 245 с.
2. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников //
Дошкольное воспитание. 2012. № 5.
С. 30. (20)
3. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание.
2012. № 1.
С. 31-32.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии
занятий. — М.: Т Ц Сфера, 2011. С. 277.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр « Академия», 2012. С. 340.