Напоминание

"Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР"


Автор: Петиганова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот "Детский дом "Надежда" ОВЗ г. Кирова"
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для

дошкольников с ЗПР

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений

активно внедряют в свою работу современные инновационные технологии.

Использование таких технологий предполагает внедрение в воспитательно-

образовательный процесс современных улучшенных идей. Реализация

инновационных технологий с одной стороны повышает эффективность

процессов

воспитания

и

обучения,

способствует

получению

более

качественных результатов, а с другой – показывает компетентность

современного

педагога,

который

постоянно

развивается

и

самообразовывается, находя новые и подходящие пути развития детей.

Среди огромного количества инновационных технологий следует

обратить

внимание

на

здоровьесберегающие,

информационно-

коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые и технологии

проектной деятельности. Данные технологии чаще остальных применяются

на занятиях по ручному труду для дошкольников с задержкой психического

развития. В частности, здоровьесберегающие технологии предполагают

привитие ребенку знаний, умений и навыков здорового образа жизни

посредством наличия здоровьесберегающей среды.

Кабинет социально-

бытового ориентирования или помещение для проведения занятий по

ручному труду должны соответствовать гигиеническим требованиям, то есть

должны соблюдаться оптимальный температурный режим, освещение,

состояние воздуха; в помещении должно быть чисто. С целью снятия

напряжения

детского

организма,

снижения

утомляемости

необходимо

проведение

пальчиковой

гимнастики

и

гимнастики

для

глаз,

физкультминуток.

Обеспечивать

безопасность

на

занятии

позволяет

внимание и бдительность педагога, а также проведение инструктажей перед

выполнением определенных заданий воспитанниками.

Технологии проектной деятельности реализуются на занятиях по

ручному труду, как правило, педагогом совместно с воспитанниками.

Занятия по ручному труду предоставляют широкий выбор проектов, среди

которых игровые, когда занятие может проводиться в форме развлечения

(«Чайная церемония») и конструктивные (или практико-ориентированные), в

ходе которых дети собственным трудом создают полезные вещи, например,

игольницу, шкатулку. Благодаря проектной деятельности дети

становятся

более самостоятельными и ответственными, а также получают необходимые

знания, которые активно применяются ими на практике.

Информационно-коммуникационные

технологии

на

занятиях

предполагают использование современных информационных технологий, то

есть компьютера, интерактивной доски, планшета и других средств. Данные

средства позволяют педагогу идти в ногу со временем, формировать

информационную культуру личности ребенка, быть наставником в мире

информационных технологий. Таким образом, открываются возможности

использования

компьютерных

программ

направленных

на

развитие

воображения, памяти, мышления, а также мультимедийных презентаций, что

способствует стимуляции познавательного интереса детей, привлекая их

внимание.

Отметим,

что

разумное

использование

в

воспитательно-

образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль

в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.

Так, например, при выполнении оригами, мы обращаемся к истории

возникновения данного вида искусства, в чем помогает презентация, а еще

большему погружению в мир японского оригами способствует музыка,

которую можно прослушать благодаря наличию средств информационно-

коммуникационных

технологий.

ИКТ

помогают

и

при

изготовлении

различных аппликаций и поделок, когда этапы работы можно вывести на

экран, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Выполнение

проектной работы сопровождается фотографированием последовательности

реализации проекта и затем оформления папки проекта для представления

результатов

деятельности,

которая

может

быть

оформлена

как

в

электронном, так и печатном формате.

В сфере дошкольного образования в приоритет личность ребенка

позволяют

поставить

личностно-ориентированные

технологии.

Такие

технологии позволяют создавать условия среды воспитания и обучения,

которые способствуют реализации ребенка как личности. Отметим, что для

корректного

развития

ребенка

личностно-ориентированные

технологии

предполагают создание педагогом отдельных пособий, игрушек, проведение

индивидуальных занятий, творческих развлечений, игр. Кроме всего прочего,

именно данные технологии создают атмосферу любви, заботы, внимания во

взаимодействии ребенка и педагога. Для создания такой атмосферы

необходимо выполнения следующих условий: создание эмоционально-

положительной

обстановки

в

процессе

труда;

подбор

необходимых

материалов и оборудования для труда; создание мотивации трудовой

деятельности; систематическое включение каждого ребенка в труд на правах

партнера; создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости,

стремление к полезным делам; учет нагрузки, состояния здоровья, интересов,

способностей ребенка; поощрения в процессе и по результатам труда.

При волнении объемной аппликации из нитей на тему «Дикие

животные» ребенку необходимо предоставить выбор: какое животное он

хотел бы изобразить, тем самым мы позволяем ребенку развивать свое

творчество и воображение. На занятиях также необходимо давать детям

возможность

формулировать

задание

или

проблемную

задачу

на

мотивационном этапе, обсуждать с ними то, что им понравилось, и что было

трудно, поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты

работы. Вводные занятия можно посвятить таким играм, как «Улыбнись

другу»,

«Знакомства»

с

целью

повышения

самооценки

и

создания

положительного образа.

Активно применяются на занятиях по трудовому обучению игровые

технологии в силу возраста и развития детей. Игра на занятии должна быть

интересной, занимательной, но не развлекательной с целью обучения и

воспитания. К тому же, кроме получения знаний и приобретений навыков в

ходе игры, у детей развиваются и психические процессы, корректируется их

поведение.

На занятиях по ручному труду можно применять всевозможные

дидактические игры. Игра в данном случае становится средством обучения и

воспитания. Это могут быть «Юные повара», «Чайная церемония», «Дом

мод», «Мастерская» и многие другие.

Исходя

из

всего

вышесказанного,

следует,

что

применение

инновационных технологий на занятиях по ручному труду для дошкольников

с

задержкой

психического

развития

способствует

полноценному

качественному образованию и воспитанию. Инновационные технологии

помогают

педагогу

проводить

интересные,

запоминающиеся

занятия,

повышают уровень мотивации, создают определенный эмоциональный

настрой, благодаря чему снижается утомляемость, повышается активность и

работоспособность воспитанников. Применение инновационных технологий

развивает и общеучебные умения, то есть умение учиться жить, умение

приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения

«взрослый – ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые

качества;

эмоционально-волевую

сферу,

поведение:

ребенок

учится

руководить собой, своими эмоциями.

Список литературы

1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного

образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –

Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2019. – c. 336

2. Психология дошкольника с задержкой психического развития / Л.В.

Шипова. – Саратов, 2018 – 86 с.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Л.В. Куцакова – М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.



В раздел образования




Яндекс.Метрика