Автор: Петиганова Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот "Детский дом "Надежда" ОВЗ г. Кирова"
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР"
Раздел: дошкольное образование
Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для
дошкольников с ЗПР
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений
активно внедряют в свою работу современные инновационные технологии.
Использование таких технологий предполагает внедрение в воспитательно-
образовательный процесс современных улучшенных идей. Реализация
инновационных технологий с одной стороны повышает эффективность
процессов
воспитания
и
обучения,
способствует
получению
более
качественных результатов, а с другой – показывает компетентность
современного
педагога,
который
постоянно
развивается
и
самообразовывается, находя новые и подходящие пути развития детей.
Среди огромного количества инновационных технологий следует
обратить
внимание
на
здоровьесберегающие,
информационно-
коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые и технологии
проектной деятельности. Данные технологии чаще остальных применяются
на занятиях по ручному труду для дошкольников с задержкой психического
развития. В частности, здоровьесберегающие технологии предполагают
привитие ребенку знаний, умений и навыков здорового образа жизни
посредством наличия здоровьесберегающей среды.
Кабинет социально-
бытового ориентирования или помещение для проведения занятий по
ручному труду должны соответствовать гигиеническим требованиям, то есть
должны соблюдаться оптимальный температурный режим, освещение,
состояние воздуха; в помещении должно быть чисто. С целью снятия
напряжения
детского
организма,
снижения
утомляемости
необходимо
проведение
пальчиковой
гимнастики
и
гимнастики
для
глаз,
физкультминуток.
Обеспечивать
безопасность
на
занятии
позволяет
внимание и бдительность педагога, а также проведение инструктажей перед
выполнением определенных заданий воспитанниками.
Технологии проектной деятельности реализуются на занятиях по
ручному труду, как правило, педагогом совместно с воспитанниками.
Занятия по ручному труду предоставляют широкий выбор проектов, среди
которых игровые, когда занятие может проводиться в форме развлечения
(«Чайная церемония») и конструктивные (или практико-ориентированные), в
ходе которых дети собственным трудом создают полезные вещи, например,
игольницу, шкатулку. Благодаря проектной деятельности дети
становятся
более самостоятельными и ответственными, а также получают необходимые
знания, которые активно применяются ими на практике.
Информационно-коммуникационные
технологии
на
занятиях
предполагают использование современных информационных технологий, то
есть компьютера, интерактивной доски, планшета и других средств. Данные
средства позволяют педагогу идти в ногу со временем, формировать
информационную культуру личности ребенка, быть наставником в мире
информационных технологий. Таким образом, открываются возможности
использования
компьютерных
программ
направленных
на
развитие
воображения, памяти, мышления, а также мультимедийных презентаций, что
способствует стимуляции познавательного интереса детей, привлекая их
внимание.
Отметим,
что
разумное
использование
в
воспитательно-
образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль
в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.
Так, например, при выполнении оригами, мы обращаемся к истории
возникновения данного вида искусства, в чем помогает презентация, а еще
большему погружению в мир японского оригами способствует музыка,
которую можно прослушать благодаря наличию средств информационно-
коммуникационных
технологий.
ИКТ
помогают
и
при
изготовлении
различных аппликаций и поделок, когда этапы работы можно вывести на
экран, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Выполнение
проектной работы сопровождается фотографированием последовательности
реализации проекта и затем оформления папки проекта для представления
результатов
деятельности,
которая
может
быть
оформлена
как
в
электронном, так и печатном формате.
В сфере дошкольного образования в приоритет личность ребенка
позволяют
поставить
личностно-ориентированные
технологии.
Такие
технологии позволяют создавать условия среды воспитания и обучения,
которые способствуют реализации ребенка как личности. Отметим, что для
корректного
развития
ребенка
личностно-ориентированные
технологии
предполагают создание педагогом отдельных пособий, игрушек, проведение
индивидуальных занятий, творческих развлечений, игр. Кроме всего прочего,
именно данные технологии создают атмосферу любви, заботы, внимания во
взаимодействии ребенка и педагога. Для создания такой атмосферы
необходимо выполнения следующих условий: создание эмоционально-
положительной
обстановки
в
процессе
труда;
подбор
необходимых
материалов и оборудования для труда; создание мотивации трудовой
деятельности; систематическое включение каждого ребенка в труд на правах
партнера; создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости,
стремление к полезным делам; учет нагрузки, состояния здоровья, интересов,
способностей ребенка; поощрения в процессе и по результатам труда.
При волнении объемной аппликации из нитей на тему «Дикие
животные» ребенку необходимо предоставить выбор: какое животное он
хотел бы изобразить, тем самым мы позволяем ребенку развивать свое
творчество и воображение. На занятиях также необходимо давать детям
возможность
формулировать
задание
или
проблемную
задачу
на
мотивационном этапе, обсуждать с ними то, что им понравилось, и что было
трудно, поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты
работы. Вводные занятия можно посвятить таким играм, как «Улыбнись
другу»,
«Знакомства»
с
целью
повышения
самооценки
и
создания
положительного образа.
Активно применяются на занятиях по трудовому обучению игровые
технологии в силу возраста и развития детей. Игра на занятии должна быть
интересной, занимательной, но не развлекательной с целью обучения и
воспитания. К тому же, кроме получения знаний и приобретений навыков в
ходе игры, у детей развиваются и психические процессы, корректируется их
поведение.
На занятиях по ручному труду можно применять всевозможные
дидактические игры. Игра в данном случае становится средством обучения и
воспитания. Это могут быть «Юные повара», «Чайная церемония», «Дом
мод», «Мастерская» и многие другие.
Исходя
из
всего
вышесказанного,
следует,
что
применение
инновационных технологий на занятиях по ручному труду для дошкольников
с
задержкой
психического
развития
способствует
полноценному
качественному образованию и воспитанию. Инновационные технологии
помогают
педагогу
проводить
интересные,
запоминающиеся
занятия,
повышают уровень мотивации, создают определенный эмоциональный
настрой, благодаря чему снижается утомляемость, повышается активность и
работоспособность воспитанников. Применение инновационных технологий
развивает и общеучебные умения, то есть умение учиться жить, умение
приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения
«взрослый – ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые
качества;
эмоционально-волевую
сферу,
поведение:
ребенок
учится
руководить собой, своими эмоциями.
Список литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –
Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2019. – c. 336
2. Психология дошкольника с задержкой психического развития / Л.В.
Шипова. – Саратов, 2018 – 86 с.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Л.В. Куцакова – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.