Напоминание

«Словотворчество – как форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста».


Автор: Чепкина Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171 "Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Словотворчество – как форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Словотворчество – как форма речевого развития детей старшего

дошкольного возраста».

В настоящее время проблема развития речевого творчества становится

особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой

современного общества является подмена живого человеческого общения

зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими

детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число

дошкольников с недостатками речи.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для начала

раскрытия творческого потенциала, так как именно в этом возрасте у детей

активно задействованы воображение и интерес к окружающему миру. В

связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом

возрастных особенностей и привлечением системы средств по

формированию речевого творчества.

Речевое творчество — это самостоятельный специфический вид

художественного творчества, который находит воплощение в речи и является

ярким показателем владения языком, достаточного уровня речевой

компетентности, проявления желания и способности. Целью речевого

творчества является решение необычной, новой для ребенка задачи.

Результат речевого творчества — это создание новой речевой формы или

самостоятельном приобретении нового для ребенка знания. Другими

словами, речевое творчество — это продуктивный вид деятельности,

конечным результатом которой должен быть связный, логически

выстроенный текст.

Творческая речевая деятельность возникает тогда, когда у детей уже

имеется запас знаний об окружающем, который может стать содержанием

словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи,

словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего

действительность, превращается в творчество.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: это и

сочинение рассказов, сказок, описаний; и сочинение стихотворений,

различных небылиц, загадок; и конечно в словотворчестве.

Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко

проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования –

явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено

как окказионализм. Дети, особенно в старшей, подготовительной группе

должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и

значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты

находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию;

при помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания.

Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа

речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного

осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется

недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и

небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.

В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать

речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших,

ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один

звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь

самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок

вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.

К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает

угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла

детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка

появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети

начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной

причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее

значимым признаком, которого считается утрата детской

непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших

критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно

минуют этот рубеж.

Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического

богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления

множества грамматических форм. Активное словопроизводство

способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой

личности ребенка.

Можно выделить 3 принципа по которым дети образуют новые слова:

"Слова-о с к о л к и":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"

2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"

3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом"

4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят

дыбом".- "Это дыб?"

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки".

2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность" .

3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" .

"Синтетические слова":

1. ВорунИшка - вор и врунишка.

2. Бананас - банан и ананас.

3. Вкуски - вкусные куски.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в

своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям

окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно

оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это

слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь

является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых

словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически

всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении

совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика