Автор: Чепкина Оксана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171 "Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Словотворчество – как форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Словотворчество – как форма речевого развития детей старшего
дошкольного возраста».
В настоящее время проблема развития речевого творчества становится
особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой
современного общества является подмена живого человеческого общения
зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими
детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число
дошкольников с недостатками речи.
Старший дошкольный возраст является сензитивным для начала
раскрытия творческого потенциала, так как именно в этом возрасте у детей
активно задействованы воображение и интерес к окружающему миру. В
связи с этим педагогическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом
возрастных особенностей и привлечением системы средств по
формированию речевого творчества.
Речевое творчество — это самостоятельный специфический вид
художественного творчества, который находит воплощение в речи и является
ярким показателем владения языком, достаточного уровня речевой
компетентности, проявления желания и способности. Целью речевого
творчества является решение необычной, новой для ребенка задачи.
Результат речевого творчества — это создание новой речевой формы или
самостоятельном приобретении нового для ребенка знания. Другими
словами, речевое творчество — это продуктивный вид деятельности,
конечным результатом которой должен быть связный, логически
выстроенный текст.
Творческая речевая деятельность возникает тогда, когда у детей уже
имеется запас знаний об окружающем, который может стать содержанием
словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи,
словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.
Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего
действительность, превращается в творчество.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: это и
сочинение рассказов, сказок, описаний; и сочинение стихотворений,
различных небылиц, загадок; и конечно в словотворчестве.
Творческие способности детей, креативное мышление особенно ярко
проявляются в словотворчестве. Словотворчество или новообразования –
явления, которое издавна имеет место в речи, а в науке о языке закреплено
как окказионализм. Дети, особенно в старшей, подготовительной группе
должны знать, что словотворчество имеет место в жизни, оно известно, и
значимо для речи. Именно при помощи словотворчества писатели и поэты
находят возможность более точно и образно охарактеризовать ситуацию;
при помощи словотворчества создаются смешные слова, словосочетания.
Детское словотворчество возникает на основе обобщения и анализа
речи, экспериментов и игр со словом как предметом, и интуитивного
осознания грамматических форм. Теоретически оно объясняется
недостаточным пониманием разнообразия грамматических форм и
небольшим опытом общения детей раннего и дошкольного возраста.
В большинстве случаев дети стремятся, как можно точнее скопировать
речь взрослого. Но, стараясь с точностью воспроизвести слова старших,
ребята интуитивно поправляют их. Изменив в услышанном слове лишь один
звук, дети заставляют, тем самым, слово подчиниться их логике. Пытаясь
самостоятельно отыскать смысл непонятных речей взрослых, ребенок
вкладывает в услышанные слова совершенно другой смысл.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает
угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла
детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка
появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети
начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной
причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее
значимым признаком, которого считается утрата детской
непосредственности. Словотворчество угасает не у всех детей, достигших
критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно
минуют этот рубеж.
Словотворчество - естественный путь освоения ребенком лексического
богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления
множества грамматических форм. Активное словопроизводство
способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой
личности ребенка.
Можно выделить 3 принципа по которым дети образуют новые слова:
"Слова-о с к о л к и":
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"
2. Пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?"
3. Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом"
4. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят
дыбом".- "Это дыб?"
Прибавление к корню "чужого" окончания:
1. Пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки".
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность" .
3. Светло (свет): "На полу кусочек светла" .
"Синтетические слова":
1. ВорунИшка - вор и врунишка.
2. Бананас - банан и ананас.
3. Вкуски - вкусные куски.
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в
своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям
окружающие люди. Ни одно "новое" детское слово нельзя считать абсолютно
оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это
слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь
является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых
словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически
всегда правильно - только сочетания неожиданны. В этом отношении
совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.