Напоминание

Методическая разработка


Автор: Козак Ольга Николаевна
Должность: преподаватель баяна/аккордеона
Учебное заведение: МБУДО Песчанокопская ДШИ
Населённый пункт: село Песчанокопское,Ростовская область
Наименование материала: «Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках специальности в развитии творческого мышления обучающихся»
Тема: Методическая разработка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

разработка

«Использование

элементов

технологии

проблемного

обучения

на

уроках

специальности

в

развитии

творческого

мышления

обучающихся»

Преподаватель МБУДО Песчанокопской ДШИ Козак О.Н.

Цель: Умение обучающихся справляться с нестандартными проблемами.

Задачи:

-развитие творческих навыков;

- усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе

активного поиска;

- воспитание активной творческой личности обучающихся,

- развитие профессионального проблемного мышления.

Сегодня, проблема использования технологий проблемно-творческого

обучения,

практически

не

изучена

и

не

достаточно

подробно

рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе.

Процесс обучения определяется в следующей последовательности:

возникновение у обучающихся затруднения;

обнаружение, в чем конкретно состоит это затруднение;

формулирование предположения, гипотезы типа «если, то…»;

логическая проверка гипотезы;

проверка гипотезы практикой (экспериментальным путем).

Проблемная ситуация – основная категория проблемного обучения. Она

характеризует определенное психическое состояние обучающегося, в основе

которого лежит явно или смутно осознанное интеллектуальное затруднение,

возникающее, если человек не может объяснить новый факт при помощи

имеющихся у него знаний. Ведущим компонентом проблемной ситуации

является противоречие, выявленное и осознанное.

В большинстве определений понятия «проблемная ситуация» наличествует

такой обязательный психологический момент, как стремление разрешить

возникшие

противоречия,

докопаться

до

истины.

Другими

словами,

обнаружение противоречий и осознание их как трудностей в проблемной

ситуации должно сопровождаться возникновением интереса. Без последнего

проблемная ситуация не существует!

В настоящее время известно достаточно большое количество противоречий,

с помощью которых можно создать проблемные ситуации в обучении:

между известным и неизвестным;

между формальными и истинными знаниями;

между привычным и необычным рассмотрением предмета;

между усвоенными знаниями и применением их в новых практических

условиях;

между одними и теми же знаниями, но имеющими более низкий и

более высокий уровни;

между научными и житейскими знаниями;

основанные на противопоставлении ближайшей и отдаленной причин

явлений;

между фантазией и действительностью;

между теорией и практикой;

между известными фактами и новыми (одного и того же порядка).

Можно использовать любое из названных противоречий, но главная задача

преподавателя – дать возможность обучающимся обнаружить их, показать,

донести, так сказать, «обнажить» противоречия до такой степени, чтобы у

обучающихся с наибольшей вероятностью возникла проблемная ситуация.

В

теории

проблемного

обучения

разработаны приемы,

помогающие

обострить

противоречия,

сделать

их

доступными

и

понятными

обучающимся: эмоциональное воздействие, острота и неожиданность, учет

актуальности рассматриваемого вопроса, парадоксальность, борьба идей,

конкретизация и персонификация, сопоставление, открыто поставленный

проблемный вопрос и другие.

Чаще всего используется ряд приемов, что делает проблемную ситуацию еще

более значимой для обучающихся. При этом надо помнить, что проблемная

ситуация

должна

характеризоваться

тематической

направленностью,

содержательной

значимостью,

законченностью

элементов,

целесообразностью

и

посильностью

ее

решения.

Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе обучения

преподаватель ставит перед обучающимися проблемные задачи, решая

которые,

ученик

приобретает

новые

знания.

Проблемно-творческое

обучение синтезирует проблемное и креативное обучение. И среди новых

моделей обучения наиболее полно отвечает специфике урока в школе

искусств. Сказанное объясняется тем, что избрав проблемно-творческий

метод, как один из ведущих в преподавании, педагог влияет на 3

составляющие образования: обучение, воспитание, развитие. Творческое

обучение,

связано

с

самостоятельными

действиями

и

предполагает

непременное условие – отказ от стереотипных представлений, и направлено

на формирование личности, всегда способной к поиску. По мере творческого

развития обучающегося происходят определенные качественные изменения

психики: перестройка психических функций, становление качеств, присущих

творческой личности.

Проблемно-творческое

обучение

предполагает

введение

нового

в

деятельности

обучающегося,

тем

самым

формирование

творческого

нешаблонного мышления, развитие за счет максимального раскрытия их

природных

способностей,

что

является

одними

из

основных

целей

инновационной деятельности. Проблемно-творческое обучение, помогает

обучающимся не просто получать знания, но и применять их на практике,

становиться творцами и созидателями Уже давно не вызывает споров

утверждение,

что

музыканты

более

трудолюбивы,

усидчивы,

коммуникабельны, целеустремленны, обладают многомерным мышлением,

умеют проиграть ситуацию наперед и оценить уже «сыгранное», словом

обладают

многими

качествами,

необходимыми

в

нашей

интенсивно

меняющейся жизни.

Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении — это

неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения

музыкального задания. Создание проблемной ситуации на уроке музыки

предполагает такое задание, при котором знания, подлежащие усвоению,

займут место неизвестного.

Главная особенность неизвестного заключается в том, что неизвестное всегда

характеризуется обязательным обобщением. Несмотря на конкретность

задания, неизвестное, которое должно быть, открыто в процессе его

выполнения, всегда содержит общее, относящиеся к целому ряду близких

музыкальных понятий. А музыкальные задачи, как правило, составляют:

определение эпохи музыкальной культуры или исторического периода жизни

композитора, определение названия звучащей музыки и т.п. Показатель

обобщения становиться признаком проблемной ситуации и показателем,

характеризующим способность ученика к освоению нового, неизвестного

музыкального знания или умения.

III. Технология конструирования проблемной ситуации на уроках

специальности.

Практика показала, что принцип проблемности присутствует во всех видах

развивающего обучения, но при этом применение проблемного метода

требует саморазвития и повышения квалификации преподавателя. Часто

материал преподносится в готовом виде, а я хочу обратить ваше внимание на

проблемно-творческий метод, который может применяться на самых ранних

этапах при постановочных моментах обучения игре на музыкальных

инструментах. Так, например, добиваясь от ученика правильной постановки,

часто используются педагогические приемы, в основе которых заложены:

проблемный вопрос, задание или ситуация. Для более глубокого и

осознанного понимания учеником необходимости именно такой постановки,

педагогу предпочтительнее использовать «совместный поиск» правильной

постановки с учеником. В этом случае, ученик является своего рода

«первооткрывателем», и, добившись правильного и удобного положения, не

навязанного учителем, будет стараться закрепить самостоятельно добытые

знания. В педагогической практике автору часто приходиться использовать

приемы проблемно-творческого обучения на индивидуальных занятиях по

специальности, так как сложность постановочных моментов (посадка,

положения левой и правой руки, положение пальцев на клавиатуре) требует

осознанного понимания учениками, поэтому только традиционных методов

бывает не достаточно.

Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность.

Педагог на примере собственной игры показывает ученику несколько

примеров качественного звукоизвлечения и не качественного. Выходом из

сложившейся

проблемной

ситуации

является

поиск

учеником

среди

представленных примеров правильного. Таким образом, на первоначальном

этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и,

в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное

себе, определенный вывод.

Часто, на первоначальном этапе, обучающиеся небрежно относятся к звуку.

Конечно, это еще связано с недостаточно устойчивой постановкой и

техническими трудностями, но именно на этом этапе следует вырабатывать

эстетическое понимание качественного звука и его первого «взятия». Путем

постановки

перед

учеником

проблемно-творческой

задачи,

педагог

активизирует его общее и, что очень важно, слуховое внимание, мышление,

со всеми его составляющими, стимулирует творческую деятельность, так как

даже первые звуки для ученика – это творческий процесс. Педагог

предлагает ученику отойти вглубь класса, закрыть глаза, и определить, какой

из взятых педагогом звуков и, самое главное, почему был обдуманным (т.е.

предслышанным),

а значит,

и красивым

(качественным),

а

какой

-

неаккуратным

(некрасивым).

В

данном

случае

ученик,

на

примере

собственного слухового опыта, делится с педагогом своими выводами о

важности обдуманного подхода к звуку.

Положение инструмента часто бывает, в первое время «неудобным» поэтому

важно, используя проблемные вопросы и ситуации, донести до ребенка

важность

правильного

положения

инструмента,

ведения

меха

и

проанализировать в разных положениях взаимодействие пальца с клавишей,

выбрав оптимальное, добиваясь наиболее качественного звукоизвлечения.

Еще одним из способов, которым часто пользуются многие музыканты – это

запись собственной игры на аудионоситель: таким образом, ученик получает

полную картину своего исполнения «со стороны», делает выводы, выявляет

неточности, и, при помощи педагога, находит пути решения.

Пример из педагогической деятельности: при работе с учеником 4 класса, с

которым мы работали над характером танца «Менуэт» И. С.Баха, на первом

этапе не было ни штриховой точности, ни характера танца. Вместо

традиционного объяснения, что во времена И. С. Баха менуэт был

распространённым, живым, всем известным танцем. Его танцевали и в

домашней обстановке и во время торжественных дворцовых церемоний. В

дальнейшем менуэт стал модным аристократическим танцем, которым

увлекались чопорные придворные в белых напудренных париках. Можно

создать проблемную ситуацию – предложить материал (Детская музыкальная

энциклопедия), где ученик может самостоятельно узнать о жанре танца и,

конкретно,

о

менуэте.

Затем

были

прослушаны

менуэты

других

композиторов. После прохождения таких проблемных ситуаций, в которых

ученик самостоятельно ищет неизвестное, изменился характер исполнения,

яснее стали штрихи, эмоциональное отношение. Ученик самостоятельно

разделил произведение на две части (мужской и женский танец, что было

связано с характером музыкальных образов). При этом появилось желание

сочинять музыку. Исходя из этого, очевидно, что проблемность стимулирует

мыслительные процессы и развивает творческие способности. Именно

поэтому преподавателям музыкальных школ необходимо обратить внимание

на проблемное обучение, которое, будучи самостоятельной технологией

обучения, одновременно является основой всех развивающих, творческих

технологий.

В отличие от традиционных методов музыкального обучения,

направленных

на передачу учителем готовых сведений о музыке и

музыкантах и запоминании их обучающимися, приобщение к музыкальному

искусству

средствами

проблемного

обучения

основывается

на

самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются

в

процесс

активного

познания

музыкального

искусства

как

части

окружающего ученика культурного пространства. Активность ученика в этом

случае направлена на поиски ключевых знаний о музыке, открывающих

большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к

активной музыкальной деятельности, будь то восприятие музыкальных

произведений, игра на инструментах, анализ музыки.

Главным условием обучения становится включение обучающихся в

практическую деятельность, игру, труд, в процессе которого возникают

потребности в овладении чем-либо. Таким образом, обучающийся становится

не объектом, а активным субъектом своего обучения. Основным отличием

данного типа обучения от традиционного (объяснительно-иллюстративного)

является ориентация на исследовательскую деятельность (прямую —

самостоятельное исследование и косвенную — через демонстрацию ее

преподавателем) учащихся, направленную на получение новых знаний в

процессе решения практических и теоретических проблем. Под проблемным

обучением

понимается

такая

организация

учебных

занятий,

которая

предполагает

создание

под

руководством

преподавателя

проблемных

ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их

разрешению,

в

результате

чего

происходит

творческое

овладение

профессиональными

знаниями,

навыками

и

умениями

и

развитие

мыслительных

способностей.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но

и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия: игра

на

музыкальных

инструментах,

музыкально-ритмические

движения.

Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в

школе искусств, позволяет мне утверждать, что организация системы

домашних заданий по предмету специальность - важный и необходимый

этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности

обучающихся на всех его возрастных ступенях. Урок

– это время

творчества, а значит и домашние задания должны быть творческими.

Домашние задания позволяют учителю иметь чёткое представление о

возможностях каждого ученика, диагностируя динамику развития его

музыкальных и творческих способностей. Система домашних заданий

помогает учителю корректировать и прогнозировать дальнейшую работу с

обучающимися.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность,

наблюдательность,

целеустремленность,

логику,

интуицию.

Творчество

ребенка связано с самостоятельностью и предполагает отказ от стереотипных

действий. Поэтому главная задача преподавателя - средствами искусства

учить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать у обучающихся не

только

интеллект,

но

и

душевные

качества.

Проведя педагогическое исследование, можно сказать, что организация

такой

технологии

действительно

способствует

развитию

творческого

мышления

обучающихся.

Результаты

работы

показывают,

что

в

использовании

проблемных

технологий

существуют

нераскрытые

возможности

для

развития

творческого

мышления

учащихся.

Урок

специальности позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности

каждого ученика. Для получения положительного результата учителю

необходимо

хорошо

усвоить

технологию

проблемного

обучения

и

систематически

применять

ее

на

практике.

Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически

развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить

решения в различных проблемных ситуациях. Задача учителя – сделать

творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью

жизни

ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика