Напоминание

Парентеральное питание


Автор: Магомедова Шамайбика Саидовна
Должность: преподаватель реанимации
Учебное заведение: ГБПОУ РД ДБМК им. Р.П. Аскерханова
Населённый пункт: Республика Дагестан г. Махачкала
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Парентеральное питание
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский

колледж им.Р.П.Аскерханова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по теме:

ПРИНЦИПЫ ИНФУЗИОННОЙ ТРАНСФУЗИОННОЙ ТЕРАПИИ И

ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Дисциплина:

ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и

экстремальных состояниях

МДК.03.01. Основы реаниматологии

Специальность:

34.02.01. «Сестринское дело»

Курс: 3,4

Автор – составитель: Ш.С. Магомедова

Махачкала 2021

2

Согласовано

Методист

_____________________

(ФИО)

Аннотация

В методической разработке «Принципы инфузионной трансфузионной

терапии и парентерального питания» содержится лекционный материал, в

котором подробно освещены понятия инфузионной, трансфузионной терапии,

парентерального питания. В МР содержится, также, перечень препаратов для

парентерального питания, задания для различных методов оценки и

закрепления знаний обучающихся по теме занятия.

Методическая разработка может быть использована для проведения

теоретических и практических занятий по реанимации, хирургии.

Содержание:

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

_________________________________

(ФИО)

3

1. Пояснительная записка4

2. Основная часть6

2.1. Технологическая карта учебного занятия

2.2. Содержание теоретического материала

2.3. Дидактический материал

17

3. Заключительная часть

23

4. Информационные источники

4

1.

Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического

занятия по теме «Принципы инфузионной трансфузионной терапии и

парентерального питания».

В клинической практике, особенно в хирургии, важным является

выявление тех нарушений в организме, которые требуют проведения

инфузионной терапии. В настоящее время инфузионная терапия занимает

ведущее положение среди методов лечебного воздействия и что в

клинической хирургии она применяется не менее, чем у 2/3 больных.

Следует отметить, что в клинической практике отсутствует точная

формулировка понятия «инфузионная терапия», однако будем считать, что из

двух методов парентерального введения лекарственных растворов

инфузионной терапии можно назвать введение этих средств внутривенно,

длительное время (30 минут и более), в достаточно больших объемах (50 мл

и более. Данные определения условны и не претендуют на академичность.

Широкое применение метода инфузионной терапии в медицине и

особенно в клинической хирургии, во-первых, связано с надежностью пути

введения, поскольку лекарственные вещества не подвергаются воздействию

энтерального содержимого и, следовательно, появляется возможность

уменьшить трансформацию и инактивацию препаратов по сравнению с

энтеральным приемом. Во-вторых, многие лекарственные вещества вводятся

с целью воздействия на сердечно - сосудистую систему и их введение

непосредственно в эту систему оказывается более эффективным и

управляемым. Немаловажное значение имеет быстрота проявления эффекта,

что важно и для экстренности воздействия и для определения адекватности

выбранной скорости введения.

Очень важным показанием к инфузионной терапии является ситуации,

когда исключается энтеральный путь приема пищи, особенно постоянного

характера. Это: и состояние после операций на желудочно-кишечном тракте,

и различные заболевания желудка и кишечника (стеноз привратника, болезнь

5

Крона, резекция кишечника и др.). Во всех этих случаях проводится

парентеральное питание – один из видов инфузионной терапии.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: лекция.

Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.

6

2.Основная часть

2.1. Технологическая карта учебного занятия

ФИО преподавателя,

квалификационная

категория

Магомедова Шамайбика Саидовна

Высшая

Код, наименование

специальности

34.02.01.

Сестринское дело

Учебная дисциплина/МДК

ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.03.01. Основы реаниматологии

Интегративные связи

Межпредметные

Внутрипредметные

Анатомия,

физиология,

патология,

фармакология,

терапия, физика

Основы реаниматологии

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1 - 14

ПК 3.1 – 3.3

Уровень освоения

1 - ознакомительный

Тема учебного занятия

Принципы инфузионной трансфузионной терапии и парентерального питания

Количество часов

2час (90мин)

Вид учебного занятия

Лекция

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Усвоить основы инфузионной

трансфузионной терапии и

парентерального питания, показания к

проведению и возможные осложнения.

Активизация мыслительной

деятельности, развитие логического

мышления, развитие аналитического

мышления.

Воспитать чувство

ответственности и понимания

социальной значимости своей

будущей профессии

Методы контроля

результатов обучения темы

учебного занятия

Фронтальный опрос, тестовый контроль.

7

Организация

образовательного

пространства учебного

занятия

Материально-техническое

обеспечение

Основная

литература

Дополнительная литература

Методическая

литература

Мультимедийное оборудование,

ноутбук

Курс лекций ПМ03

М.В. Долина

Анестезиология и

реаниматология

Э.Д. Рубан

Хирургия

Г.И. Козинца Практиче-

ская трансфузиология.

А.А. Еременко, Никифо-

ров Ю.В. Трансфузиоло-

гия в реаниматологии.

Рабочая программа,

календарно-

тематический план,

поурочный план,

методическая

разработка

Характеристика этапов

урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формы

обучения

Результат

Организационный момент

(5 мин)

Приветствует, проверяет

готовность к занятию

Приветствуют педагога,

проверяют уровень своей

готовности к уроку

Фронтальная

Волевая саморегуляция

Проверка домашнего задания

(15 мин)

Проводит фронтальную проверку

домашнего задания с целью

выявления обучающихся, не

выполнивших данный вид работы;

организует повторение базового

теоретического материала

Демонстрируют уровень

выполнения домашнего

задания, задают вопросы,

возникавшие в ходе

осуществления

самостоятельной работы.

Фронтальная

Умение отличать

выполненное задание от

невыполненного,

определять объем

знаний, которые уже

были усвоены и которые

еще предстоит усвоить.

Первичная проверка

понимания изученного

(5 мин)

Озвучивает важные положения

ранее пройденной темы,

осуществляет постановку учебной

проблемы.

Отвечают на вопросы педагога,

участвуют в процессе

постановки учебной проблемы.

Фронтальная

Умение точно выражать

свои мысли и

формулировать вопросы

для получения ответов.

Формирование четких

мыслительных

процессов, выработка

умения анализировать

информацию.

Изучение новых знаний

(55мин)

Излагает новый материал,

организовывает повторение особо

важных моментов для

Слушают объяснения, задают

уточняющие вопросы

Фронтальная

Подведение под понятие,

целеполагание

8

выравнивания условий восприятия

информации разными группами

обучающихся

Подведение итогов занятия,

рефлексия (10мин)

Актуализирует внимание на

пройденном материале, задает

вопросы о задачах урока,

побуждает к высказыванию своего

мнения, соотносит достигнутые

цели с поставленным

результатом.

Формулируют результат работы

на уроке, называют основные

тезисы усвоенного материала.

Тестовый

контроль

Самоопределение,

самоусвоение знаний,

определение объема

материала, который еще

предстоит выучить.

9

2.2. Содержание теоретического материала

Тема: Принципы инфузионной трансфузионной терапии и

парентерального питания

Инфузионная терапия является одним из главных методов профилактики

и лечения нарушений функций жизненно важных органов и систем при

любом тяжелом заболевании или повреждении. Этот метод позволяет управ-

лять

и

контролировать

снабжение

организма

водой,

электролитами,

энергией, белками, лекарственными средствами. Кроме того, задачами

инфузионной

терапии

являются:

восстановление

центрального

кровообращения, восстановление микроциркуляции, восстановление диуреза

и нормализация водно-солевого обмена, кислотно-щелочно- го состояния,

выведение

токсинов,

ликвидация

острых

нарушений

свертываемости,

парэнтеральное питание, ликвидация гипоксии и анемии.

Инфузионная терапия проводится по строгим показаниям при тщательном

соблюдении

мер

по

профилактике

инфекционных

осложнений,

под

постоянным наблюдением за состоянием пациента, физиологическими и

биохимическими показателями, отражающими состояние функции дыхания,

кровообращения, почек.

Выбор препаратов для инфузии зависит от характера основного и

сопутствующих

заболеваний,

стадии

болезни,

патофизиологических

изменений в организме и других факторов.

Нарушение водно-электролитного баланса

У взрослых в зависимости от пола и возраста 60—65 % массы тела

составляет вода: l/З ее содержится вне клеток и 2/3 — внутри клеток. В воде

растворены или взвешены все необходимые организму вещества, а также

такие клетки, как эритроциты, лимфоциты и лейкоциты. Содержание солей

неодинаково

во

внеклеточной

и

внутриклеточной

жидкостях.

Это

обусловлено тем, что они разделены между собой стенкой клетки —

10

сложным

образованием,

избирательно

пропускающим

в

разных

направлениях определенные вещества. Так, во внеклеточной жидкости боль-

ше натрия, чем в жидкости внутри клеток. Наоборот, калия больше во

внутриклеточной жидкости почти в 20 раз, чем во внеклеточной жидкости.

Передвижение всех электролитов и других веществ и клеток возможно

только в водной среде за счет особой силы, называемой осмотическим

давлением.

Нарушения осмолярности. Все вещества, растворенные или взвешенные в

жидкостях организма — крови, межклеточной и внутриклеточной

жидкостях, являются частицами. Они постоянно движутся и давят на стенки

клеток и сосудов. Стенки клеток проницаемы для растворителя этих частиц

— воды — и малопроницаемы или совсем непроницаемы для частиц. Чтобы

уравновесить давление по обе стороны мембраны, через отверстия в ней

проникают молекулы растворителя. Это движение называется осмосом, а

сила, с которой частицы давят на мембрану, — осмотическим давлением.

Для удобства оно измеряется в специальных единицах — осмолях. Эти

единицы отражают сумму всех частиц — натрия, калия, глюкозы и др. В

нормальных условиях осмотичность жидкости равна 285—310 мосм/л.

Измеряют

эту

величину

с

помощью

специальных

приборов

осмометров. Можно определить ее расчетным методом, измерив в крови

концентрацию (в ммоль/л) натрия, глюкозы и мочевины:

осмолярность = 1,86 + натрий + глюкоза + мочевина

(в мосм/л).

Осмолярность изменяется при уменьшении или увеличении количества

любых частиц — ионов натрия, молекул глюкозы. Поэтому признаки ее

нарушений могут быть связаны с признаками нарушений обмена этих

электролитов. Вместе с тем имеются и определенные отличия, так как

суммарные изменения осмотического давления могут иметь для организма

большее значение, чем изменения его отдельных составляющих.

11

Гиперосмолярность возникает тогда, когда осмолярность превышает 310

мосм/л.

Она

бывает

двух

видов

— гипернатриемическая

и

гипергликемическая.

Особенно

опасна

тяжелая

гипернатриемическая

гиперосмолярность, когда осмолярность плазмы превышает 360 мосм/л. У

таких

пациентов

часто

нет

признаков

обезвоживания,

не

изменена

концентрация белков, а обычные меры терапии не устраняют этого тяжелого

синдрома, проявляющегося комой и поражением мозга.

Гипоосмолярпостъ возникает при снижении осмоляр- ности ниже 285

мосм/л. Она проявляется головной болью, сонливостью, а при резком

снижении этого показателя (270—250 мосм/л) — комой. Дальнейшее

снижение

ведет

к

смерти.

Гипоосмолярность

часто

возникает

как

осложнение при использовании больших количеств плаз- мозаменителей,

при введении раствора Рингера после операций, избыточном введении

антидиуретического гормона (АДГ).

Все нарушения обмена воды и электролитов изменяют осмотическое

состояние. Оно в свою очередь влияет на клинику и терапию этих

нарушений.

Нарушения обмена воды

Необходимое количество воды в организме, а также электролитов и

энергии поддерживается при том условии, что выделение из организма не

превышает

их

поступление

в

организм.

Необходимые

количества

рассчитывают разными способами. Удобно пользоваться номограммой

(графиком) Абердина для расчета необходимого количества калорий, воды,

натрия и калия. Разумеется, повышение и понижение температуры,

присоединение инфекции и многие другие факторы влияют на должные

значения. Поэтому недостаток воды (гипогидратация или дегидратация), ее

избыток (гипергидратация) резко нарушают обмен всех видов.

Три главных синдрома нарушений водного обмена — это гиповолемия,

гипо- и гипергидратация (их называют еще «дизгидриями»).

12

Гипогидратация

(обезвоживание). Она подразделяется на три типа, в

зависимости от изменений осмотического состояния.

Гипертоническая гипогидратация.

Это состояние, при котором в

организме уменьшено общее количество воды, а осмолярность повышена.

Она возникает вследствие рвоты, диареи (поноса), потерь воды через свищи

и через кожу (при обильном потоотделении), при отсасывании кишечного

содержимого,

при

асците

и

после

трансуретральной

резекции

предстательной

железы

(ТУР-синдром).

Клинически

она

проявляется

угнетением функции ЦНС (сонливость, безразличие, иногда возбуждение),

западением глазных яблок, снижением эластичности кожи и подкожной

клетчатки, учащением пульса и снижением АД. Почти всегда понижается

температура

тела,

уменьшается

мочеотделение

(олигурия),

в

крови

повышается гематокрит.

Изотоническая гипогидратация. В этом случае организм теряет в равной

степени и воду, и электролиты. Чаще всего это бывает при кровопотере,

ожогах, кишечной непроходимости. Осмотическое давление плазмы при

этом нормальное, а гематокрит повышен, пульс учащен, при больших

потерях воды и электролитов снижается АД.

Инфузионную терапию проводят коллоидными или сбалансированными

растворами от 1,5 до 2,5 л/сут (желати- ноль, волекам, квартасоль и др.).

Гипотоническая

гипогидратация.

Осмотическое

давление

крови

снижено, а клетки перенасыщены водой. Она бывает при осложнении

сахарного диабета, при разрешении острой почечной недостаточности, но

чаще всего ятро- генной (вызванной неправильным лечением): избыточным

введением растворов глюкозы, мочегонных, слабительных.

Характерно, что у этих пациентов отсутствует жажда, а АД резко

снижено, также, как и мочеотделение. Устраняют такую гипогидратацию

гипертоническим раствором хлорида натрия.

13

Нарушения обмена натрия

Крайними выражениями являются гипер- и гипонат- риемия, обычно

сочетающиеся с нарушениями водного обмена.

Гипернатриемия возникает при ограничении питья, избыточном введении

растворов хлорида натрия (поваренной соли), при ожогах, обезвоживании в

жарком климате. При этом наблюдаются жажда, возбуждение (затем

сонливость и кома), судороги и ригидность мышц; учащается пульс,

уменьшается мочеотделение, становятся сухими кожа и язык; возникает

опасность кровоизлияния в мозг.

Особенности

интенсивной

терапии

зависят

от

быстроты

развития

гипернатриемии и особенностей нарушений гидратации. В острых ситуациях

коррекция должна быть быстрой; в подострых — постепенной, чтобы

избежать отека мозга.

Если гипергидратация сочетается с гиповолемией, терапию начинают с

введения коллоидных растворов — же- латиноля, волекама и др. При

высоком содержании натрия внутривенно форсированно вводят 5 % раствор

глюкозы

(до

5

л/сут,

учитывая

жидкость,

введенную

в

желудок!).

Одновременно в зонд вводят 25 мг спиронолактона (диуретик, хорошо

выводящий натрий) или в/в 10—20 мг фурасемида.

Гипонатриемия (недостаток натрия) развивается при потере жидкости и

электролитов (рвота, свищи, диарея, накопление жидкости в третьем

секторе). Это может быть следствием полиурии в периоде разрешения ОПН

и при неконтролируемом форсированном диурезе, а также при избыточном

введении

жидкости.

Клиническая

картина

очень

напоминает

гипергидратацию, но еще более выражено поражение ЦНС: утрата сознания

вплоть до комы, судороги, а у детей — выбухание родничков, тошнота и

рвота. Характерны отеки или пастозность мягких тканей. Уровень натрия в

плазме снижается до 125 ммоль/л.

Устраняют

гипонатриемию

прекращением

введения

изотонических

растворов и внутривенным вливанием 10 % раствора хлорида натрия. В 1 мл

14

такого раствора содержится около 2 ммоль иона натрия. Если выражены

отеки, вводят фуросемид (10—20 мг) или маннитол (0,5 г/кг), замещая

потери натрия в количестве, равном его выделению.

Количество гипертонического раствора рассчитывают по разнице между

обнаруженным и должным (около 140 ммоль/л) содержанием натрия плазмы.

Эту величину умножают на 1/5 массы тела в кг. Концентрацию натрия в

крови необходимо проверять каждые 3 ч. За сутки нельзя вводить более 20

ммоль/л натрия!

Нарушения обмена калия

Они могут быть также двух основных видов — недостатка и избытка

калия. Но нужно помнить, что ионы калия находятся в большем количестве

внутри клеток. Поэтому концентрация его в плазме неточно отражает дей-

ствительное состояние обмена калия. Очень важны клинические признаки

гипер- и гипокалиемии, в частности изменения на ЭКГ, а также выяснение

причин нарушения концентрации калия.

Гиперкалиемия (избыток калия) возникает вследствие тяжелых травм,

ожогов, почечной недостаточности, переливания крови сроком хранения

более 5 сут, а также быстрого введения калийсодержащих растворов. Очень

важно определить причины повышения концентрации калия, тогда легче

бороться с этим тяжелым нарушением обмена.

Клиническая

картина

характеризуется

нарастающей

сердечной

недостаточностью, проявляющейся редким пульсом, а на ЭКГ — блокадой

ножек пучка Гиса, высоким зубцом Т, уменьшением зубца К, отсутствием

зубца Р и уширением комплекса QRS. Часто бывают кишечные колики,

понос, тошнота.

При

начальных

признаках

гиперкалиемии

прекращают

введение

калийсодержащих растворов и в вену вводят глюконат кальция. При

выраженной гиперкалиемии внутривенно вводят дополнительно 200—500

мл 40 % раствора глюкозы с раствором инсулина.При очень тяжелой

15

гиперкалиемии,

обусловленной

недостаточностью

почек,

проводят

гемодиализ или перитонеальный диализ.

Гипокалиемия (недостаток калия) имеет более многочисленные причины:

недостаточное введение калия с пищей и растворами, кишечный свищ,

отсасывание желудочного содержимого, введение мочегонных средств типа

фуросемида. Гипокалиемия часто наблюдается при длительном применении

гидрокортизона и его аналогов.

Для этого вида нарушения обмена характерны общая слабость, угнетение

сердечной

деятельности

и

перистальтики

вплоть

до

паралитической

непроходимости, мышечные судороги. На ЭКГ удлиняется интервал S-T, а

зубец

Т

становится

низким

или

даже

отрицательным.

Возникают

тахикардия, экстрасистолия.

Дефицит

иона

калия

устраняют

дозированным

введением

калийсодержащих растворов. Удобно использовать растворы, содержащие

7,5 % калия, т. е. 1 ммоль/мл. Их добавляют к бескалиевым растворам в

нужном количестве и вводят так, чтобы не превышать 15 ммоль калия за 1 ч.

В

современных

биохимических

экспресс-лабораториях

имеется

все

необходимое для определения избытка или недостатка и других ионов —

кальция, магния, хлора, фосфатов. Клиника этих нарушений обмена менее

четкая,

а

их

устранение

проводят

как

введением

соответствующих

препаратов, так и прекращением введения растворов, содержащих такие

ионы.

Нарушения килотно-основного состояния (КОС)

В организме существует очень сложная система, которая поддерживает

реакцию внутренней среды организма близкой к нейтральной. Реакция среды

определяется количеством ионов водорода — Н

+

. Их величину определяют

величиной рН. В нормальных условиях рН равен 7,36—7,45. Если в

организме накапливаются кислые продукты — молочная, пировиноградная,

фосфорная и другие кислоты — рН смещается в кислую сторону. Это же

16

происходит, если угнетается дыхание и накапливается двуокись углерода.

Кислые продукты увеличиваются в организме не только из-за недостаточной

вентиляции легких, но и при плохой работе почек, когда не удаляются из

организма кислоты.

Таким образом, нарушения КОС могут быть обусловлены нарушениями

дыхания и нарушениями обмена. Поэтому первые называют дыхательными,

или респираторными, а вторые — обменными, или метаболическими. В

организме есть вещества, которые нейтрализуют избыток кислот. Их

называют

буферами.

Больше

всего

во

внеклеточной

жидкости

гидрокарбонатного буфера; есть еще и другие буферы; в эритроцитах им

является гемоглобин.

17

2.3.Дидактический материал

Вопросы для фронтального опроса по теме: «Реанимация и

интенсивная терапия при острых экзогенных отравлениях»:

1.

Отравление (интоксикация) определение, виды отравлений

2.

Типичные клинические синдромы отравления

3.

Форсированный диурез

4.

Перитонеальный диализ

5.

Гемодиализ

6.

Гемосорбция и плазмосорбция

7.

Лечение токсического отека легкого

8.

Острое отравление опиатами

9.

Острое отравление окисью углерода

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1.

Отравление (интоксикация) — патологическое состояние организма в

ответ на взаимодействие его с ядом, которым может быть

любое

химическое соединение, способное вызвать нарушения жизненно важных

функций организма

В зависимости от пути поступления яда в организм различают

отравления ингаляционные, пероральные, парентеральные и кожные. По

причине и месту их возникновения — бытовые, производственные,

случайные, преднамеренные. По тяжести отравления бывают легкие, средней

тяжести, тяжелые, крайне тяжелые, летальные.

2.

Типичные клинические синдромы отравления:

1) синдром

нарушения

дыхания

аспирационно-обтурационные

нарушения, нарушения ритма и глубины дыхания вплоть до его

остановки, токсический отек легкого, токсическая пневмония;

18

2) синдром поражения сердечно-сосудистой системы — острая сердечно-

сосудистая недостаточность, экзотоксический шок, остановка сердца,

токсические миокардиопатии и миокардиодистрофии;

3) синдром поражения нервной системы — сопор, кома, интоксикационный

психоз, судорожный синдром, токсические полиневриты и др.;

4) синдром поражения кроветворной системы — при отравлении угарным

газом — карбоксигемоглобинемия, при отравлении мышьяковистым

водородом и прижигающими ядами — гемолиз, при отравлении

нитросоединениями

метгемоглобинемия,

при

отравлении

сероводородом и цианидами — венозная гипероксия;

5) синдром поражения почек — токсическая нефропатия;

6) синдромы поражения печени — токсическая гепатопатия;

7) синдром поражения ЖКТ — токсический гастроэнтероколит;

8) синдром поражения кожи — токсический дерматит, химический ожог.

3.

Форсированный диурез массивная инфузия кристаллоидных и плазмо-

замещающих

растворов

с

последующим

введением

диуретиков

и

проведение заместительной терапии (введение солей калия, кальция,

магния). Проводится под контролем ЦВД и

почасового контроля

диуреза..

Применяется

при

отравлении

ядами,

преимущественно

выделяемыми почками (барбитураты, опиаты, салицилаты, этиловый и

метиловый спирт, соли тяжелых металлов, гемолитические яды).

Метод

противопоказан

при

сердечно-сосудистой

и

почечной

недостаточности.

4.

Перитонеальный диализ. Показан при отравлении ФОС, барбитуратами и

снотворными

небарбитурового

ряда,

транквилизаторами

и

нейролептиками, хлорированными углеводородами и др. В брюшную

полость через дренаж вводят диализирующий раствор и перекрывают

дренаж на 30-40 мин. За это время яд из кровеносных сосудов поступает в

брюшную полость и диализирующий раствор, который затем удаляют из

брюшной полости через систему трубок в сосуд, расположенный ниже

19

уровня постели пациента. Диализирующий раствор меняют несколько раз

до улучшения показателей состояния пациента

5.

Гемодиализ

основан на способности токсических веществ проходить

через полупроницаемую мембрану диализатора только в одном направ-

лении — в диализирующую жидкость аппарата. Кровь забирается через

катетер, введенный в лучевую вену, и специальными, насосом аппарата

нагнетается в диализатор . Там она очищается и возвращается в локтевую

вену

пациента.

Одновременно

в

вену

вводят

электролиты

и

плазмозамещающие растворы для профилактики нарушений водно-

электролитного обмена. Гемодиализ наиболее эффективен в ранние сроки

интоксикации. Существует много моделей аппаратов для гемодиализа

(искусственная почка).

Показан при отравлении соединениями ртути, мышьяка, метиловым

спиртом, барбитуратами, салицилатами, дихлорэтаном, уксусной эссенцией

и др.

Противопоказан у пациентов с нарушениями свертывающей системы

крови, острой сердечно-сосудистой недостаточностью.

6.

Гемосорбция и плазмосорбция — методика очищения крови, основанная на

адсорбции токсинов ионообменными смолами или активированным углем.

Кровь забирается из вены пациента специальным насосом и пропускается

через колонку с адсорбентом, после очищения возвращается в другую вену.

Так же проводится операция плазмосорбции, только через колонку с

адсорбентом пропускается плазма, отделенная от форменных элементов кро-

ви на специальной центрифуге или в аппарате для плазмафереза. Побочным

эффектом этой процедуры является частичное разрушение некоторых

форменных элементов крови. Это же возможно и при гемодиализе.

20

Методика используется при отравлениях психотропными препаратами

небарбитурового ряда, алкалоидами, сердечными гликозидами и др.

Противопоказана

при острой сердечно-сосудистой недостаточности

(шоке), ДВС-синдроме, гипопротеинемии, анемии, тромбоцитопении.

7.

Лечение токсического отека легкого включает:

1)

обеспечение проходимости верхних дыхательных

путей, ингаляции пеногасителей (5,0-10,0 мл этанола в интубационную

трубку);

2)

гормонотерапию — гидрокортизон (250-500 мг),

преднизолон (300-400 мг) внутривенно;

3)

введение бронхолитиков и спазмолитиков — 2,4%

эуфиллин (10,0 мл), алупент (0,5 мл) внутривенно на 0,9% -ном растворе

натрия хлорида, 2% папаверин (5,0-8,0 мл);

0,1% аминостигмин (1,0-2,0 мл) внутримышечно, при их отсутствии —

диазепам,

оксибутират

натрия.

Требуется

нормализация

дыхания

и

гемодинамики.

8.

Острое отравление опиатами

Опиаты (морфин, героин, опий, омнопон, кодеин и др.) относятся к

препаратам

угнетающего

действия;

смертельная

доза

морфина

при

внутривенно введении составляет 0,2 г, при приеме внутрь — 0,1-0,4 г.

При поступлении токсических доз развивается коматозное состояние.

Дыхание становится поверхностным, аритмичным (вплоть до апноэ), зрачки

резко сужены и вяло реагируют на свет, кожные покровы цианотичные,

холодные, покрыты холодным потом, мышцы в гипертонусе. Выявляются

брадикардия, снижение артериального давления. Возможен коллапс.

Для

отравления

кодеином

характерны

нарушения

дыхания

и

артериальная гипотензия при сохраненном сознании.

21

Главное мероприятие — поддержание дыхания (введение воздуховода,

ИВЛ).

Больному

промывают

желудок

с

последующим

введением

энтеросорбентов.

Антидот

-

налоксон

(0,8

мг)

его

вводят

внутривенно,

при

необходимости инъекции повторяют. Проводят инфузионную терапию

глюкозой,

полиглюкином,

раствором

натрия

гидрокарбоната,

кислородотерапию, витаминотерапию. При брадикардии вводят атропин (1

мг) внутривенно.

9.

Острое отравление окисью углерода

Окись углерода (угарный газ) — продукт неполного сгорания

углерода,

он

вытесняет

кислород

из

гемоглобина,

образуя

карбоксигемоглобин,

в

результате

возникает

гемическая

гипоксия,

нарушаются процессы окисления.

В клинической картине характерны жалобы на головную боль,

слабость, головокружение, шум, звон в ушах, тошноту, рвоту. Кожные

покровы приобретают ярко-красную окраску. Дыхание шумное, глубокое.

Могут быть расстройства сознания в виде возбуждения, галлюцинаций. При

тяжелых отравлениях быстро наступает сопор, переходящий вкому, тонико-

клонические судороги, нарушения ритма дыхания, падение артериального

давления.

Требуются восстановление свободной проходимости дыхательных

путей, кислородотерапия. Больному внутривенно капельно вводят 10%

глюкозу с аскорбиновой кислотой, 0,25% цитохром С (7,0-8,0 мл)

внутримышечно — антидот — ацизол (1,0 мл). Симптоматическая терапия:

1)

при возбуждении и судорогах — феназепам

(0,0005 г), седуксен или реланиум (0,005 г) 2-3 раза в день, 0,5- 1%

галоперидол (0,4-1,0 мл) внутримышечно, 0,25% дроперидол (2,0-10,0 мл)

внутримышечно, 20% ГОМК (5,0-20,0 мл) внутривенно медленно струйно

под контролем артериального давления;

22

2)

при отеке легких:

a.

преднизолон (400 и более мг) внутривенно;

b.

стимуляция диуреза с маннитолом (1-2 г/кг) внутривенно или

мочевиной (30 г) на глюкозе внутривенно внутривенно капельно;

c.

ИВЛ с положительным давлением в конце выдоха 20-30 мм водн.

ст.;

d.

лазикс (40 мг и более) внутривенно;

e.

гепарин (5000 ЕД) внутримышечно 3-4 раза в день

f.

оксигенотерапия с пеногасителями;

g.

антибиотикотерапиядля профилактики инфекционных осложнений

— антибиотики широкого спектра действия;

3)

лечение эндотоксического шока;

4)

витаминотерапия

23

3.Заключительная часть

Тестовые задания для закрепления

Основной задачей интенсивной терапии гиповолемического шока на

догоспитальном этапе является:

+ 1. восполнение дефицита объема циркулирующей крови

2. стимуляция сократительной способности миокарда

3. улучшение реологических свойств крови

4. Дегидратация

Инфузионная терапия при травматическом шоке без признаков

внутрибрюшного кровотечения на догоспитальном этапе должна

проводиться в объеме не менее

1. 400 мл

2. 50% предполагаемой кровопотери

+ 3. 100% предполагаемой кровопотери

4. 200% предполагаемой кровопотери Вопрос:

Скорость инфузии при травматическом шоке i степени без признаков

внутрибрюшного кровотечения на догоспитальном этапе должна

составлять не менее

1.

20 мл\мин

+ 2. 50-99 мл\мин

3. 100-199 мл\мин

4. 200-300 мл\мин

Скорость инфузии при травматическом шоке ii степени без признаков

внутрибрюшного кровотечения на догоспитальном этапе должна

составлять не менее

24

1. 20 мл/мин

2. 50-99 мл/мин

+ 3. 100-199 мл/мин

4.

200-300 мл/мин

Скорость инфузии при травматическом шоке iii степени без признаков

внутрибрюшного кровотечения на догоспитальном этапе должна

составлять не менее

1. 20 мл/мин

2. 50-99 мл/мин

3. 100-199 мл/мин

+ 4. 200-300 мл/мин

Увеличение скорости восполнения объема циркулирующей крови при

геморрагическом или травматическом шоке достигается (найдите

ошибочный ответ)

+ 1. проведением капельной инфузии

2. использованием периферических венозных катетеров размером 18G и

более

3. катетеризацией двух и более вен

4. проведением инфузии струйно под давлением

При острой кровопотере до 2 литров шок i и ii степени объемное

соотношение переливаемых кристаллоидных и коллоидных растворов

должно составлять

+ 1. 2:1

2. 1:1

3. 1:2

4. коллоидные препараты не применяются

25

При острой кровопотере более 2 литров шок iii степени объемное

соотношение переливаемых кристаллоидных и коллоидных растворов

должно составлять

1.

2:1

+ 2. 1:1

3. 1:2

4. кристаллоидные препараты не применяются

При травматическом или геморрагическом шоке на догоспитальном

этапе показаны следующие инфузионные растворы н(айдите

ошибочный ответ)

1. 0,9% раствор натрия хлорида

2. раствор гидроксиэтилкрахмала

+ 3. Реополиглюкин

4.

Полиглюкин

При острой кровопотере до 2 литров шок i и ii степени на

догоспитальном этапе препаратом выбора из коллоидных инфузионных

растворов является

1. Альбумин

2. Реополиглюкин

+ 3. 6% раствор гидроксиэтилкрахмала

4. 10% раствор гидроксиэтилкрахмала

При острой кровопотере более 2 литров шок iii степени на

догоспитальном этапе инфузионную терапию целесообразно начинать с

введения (найдите ошибочный ответ)

1.

комбинированного раствора 7,2% натрия хлорида и 6%

гидроксиэтилкрахмала 2000.5 ГиперХАЕС

2.

+ 2. 5% раствора глюкозы

26

3.

3. 10% раствора гидроксиэтилкрахмала 2000.5

4.

4. Полиглюкина

Задание на дом

Диагностика повреждений грудной клетки и органов грудной полости

И.В. Яромич Общая хирургия

Э.Д. Рубан Хирургия

Курс лекций по хирургии ПМ01

4.

Информационные источники

1.

Практическая трансфузиология. Под ред. Г.И. Козинца. М.: Практи-

ческая медицина, 2018. – 544 с.

2.

Рагимов А.А., Еременко А.А., Никифоров Ю.В. Трансфузиология в

реаниматологии. М.: ООО «Медицинское информационное агент-

ство», 2018. – 784 с.

27

3.

Донсков С.И., Мороков В.А., Дубинкин И.В. Групповые антигены

эритроцитов. Руководство для иммунологов и трансфузиологов. М.:

«ИП Скороходов», 2018. – 172 с.

4.

Постников А.А. Лечебная практика очищения крови. М.: Практиче-

ская медицина, 2019. – 222 с.

5.

Постников А. Водно-минеральный обмен. Пособие для врачей, кур-

сантов медицинского факультета послевузовского профессионально-

го образования, М.: Триада-фарм, 2018. – 238 с.

6.

Организация отделения экстракорпоральных методов очищения кро-

ви. Учебное пособие для врачей. Под ред. Калинина Н.Н. М., 2005. –

84 с.

7.

Рагимов А.А., Щербакова Г.Н. Инфузионно-трансфузионная терапия.

Руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 – 244 с.

8.

Трансфузиология. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа,

2019. – 1183 с.

9.

Технологии трансфузиологии. Под ред. д.т.н. А.Г. Гудкова. М.:

Сайнс-Пресс, 2018. – 271 с.

10.Щербакова Г.Н., Рагимов А.А., Никода В.В. «Искусственное лечеб-

ное питание в многопрофильном хирургическом стационаре» Руко-

водство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. –124 с.

11.Оприщенко С.А., Захаров В.В., Русанов В.М. «Лечебные препараты

крови в современной медицине». МЕДПРАКТИКА-М, Москва 2018,

328 стр.

12.Бйрамалибейли И.Э., Рагимов А.А., Гаджиев Д.Б. «Трансфузионная

терапия анемий «Практическая медицина, 2005, 127 стр.

13.Рагимов А.А., Порешина С.А., Салимов Э.Л Плазмаферез при си-

стемном воспалительном ответе. Практическая медицина 2018, 123

стр.

14.Парентеральное и энтеральное питание. Национальное руководство.

Под ред. М.Ш.Хубутия, Т.С.Поповой, А.И.Салтанова. Москва

«ГЭОТАР-Медиа», 2018 799 стр.



В раздел образования




Яндекс.Метрика