Напоминание

Применение современных педагогических технологий на уроках истории в соответствии с ФГОС


Автор: Постникова Светлана Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 45
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Применение современных педагогических технологий на уроках истории в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Формирование

информационно-коммуникативной

компетенции

у

обучающихся в ходе изучения истории.

В

настоящее

время

на

смену

знаниевой

парадигме

пришёл

компетентностный подход. Особое значение при изучении истории приобретает

формирование информационно-коммуникативной компетенции. Она включает в

себя владение навыками поиска и систематизации информации, её электронной

обработки, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст,

таблица, схема).

Формирование этой компетенции требует применения различных

моделей урока и методов развивающего обучения, что широко представляют

современные

педагогические

технологии.

Современные

педагогические

технологии базируются на общем понимании изменения роли информации в

образовательном процессе и общих принципах взаимодействия в данной среде.

Всё вместе стимулирует познавательный интерес к истории, придаёт учебной

работе проблемный, творческий, аналитический исследовательский характер,

способствует обновлению содержательной стороны преподаваемого предмета,

развивает самостоятельность учащегося.

Примерами таких технологий являются проектная технология,

технология развития критического мышления, практикумы.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой

педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом

проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и

образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи,

а также его учеником В.-Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение

на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с

его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям

их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и

должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из

реальной жизни. Учитель может подсказать новые источники информации, а

может просто направить мысль ученика в новом направлении. Но в результате

они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.

В современном понимании проектная деятельность – это способ

достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая

должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным

тем или иным образом.

Технология развития критического мышления способствует выработке

своей точки зрения, овладению навыками поиска и систематизации информации,

что является одной из составных частей информационно-коммуникативной

компетенции, способности отстоять свою точку зрения.

На уроках истории и обществознания я применяю элементы

вышеназванных

технологий,

формируя

ряд

ключевых

компетенций

у

обучающихся, особенно информационно-коммуникативную. Так, проектная

деятельность

развивает

познавательные

навыки,

умение

самостоятельно

конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Примером проектной деятельности может служить исследовательский проект по

теме: Гражданская война – смутное время новейшей истории России. Введением

в проект стало занятие «Гражданская война в России 1918-1920 гг.». На занятии

была проведена деловая игра «Выбор народа», в ходе которой обучающиеся

знакомились с программами различных политических сил, участвовавших в

Гражданской войне. В ходе занятия были сформированы группы для участия в

дебатах по теме «Победа красных в Гражданской войне была неизбежна»,

определены задания группам. Формами продуктов проектной деятельности стали

презентации «Белое движение», «Красные полководцы», «Интервенция», «Малая

гражданская война», буклет «Периодизация Гражданской войны». В ходе

дебатов

школьники

приводили

в

качестве

аргументов

разнообразную

информацию, полученную ими при подготовке из многочисленных источников.

В итоге пришли к выводу, что белые были обречены на поражение.

Применение технологии критического мышления не менее эффективно

позволяет

решать

задачу

формирования

информационно-коммуникативной

компетенции у обучающихся, которая предполагает не только умение работать с

информацией, но и владение речью, умение работать в коллективе, общаться. В

отличие от проектной, технология критического мышления предполагает работу

с источниками в ходе учебного занятия, используя такие методы и приёмы

работы, которые побуждают учащихся осмысливать информацию, творчески её

перерабатывать и применять для решения поставленных задач. Например, приём

«инсерт» - активное, внимательное чтение, когда учащийся значками отмечает в

тексте известный уже ему материал, моменты, заставляющиеся задуматься, и

новую информацию. В ходе занятия учащиеся могут работать как в парах и

группах, так и индивидуально.

Технология критического мышления предполагает стадию вызова, когда

обучающиеся, выяснив, что им известно по данной теме, сами формулируют

задачу урока. Например, при изучении темы «Установление Советской власти в

1917 г.» студенты поставили следующую проблему: «Октябрь 1917 г. – спасение

Отечества или общенациональная катастрофа?» В ходе занятия шла активная

работа с разнообразными источниками, обсуждение в группах, а затем

разгорелась довольно бурная дискуссия по поставленной проблеме. Большинство

подростков

настаивали,

что

Октябрь

1917

г.

стал

общенациональной

катастрофой, но в итоге высказали мнение, что единого решения быть не может:

для большинства населения страны (рабочих и крестьян) октябрьский переворот

стал пропуском в лучшую жизнь, дав им то, чего они безуспешно добивались в

течение многих десятилетий и даже (крестьяне) столетий. А для многих людей из

других сословий Октябрь 1917 г., конечно, стал катастрофой.

Формировать информационно-коммуникативную компетенцию вместе

с другими общими компетенциями у обучающихся помогает ещё одна

оригинальная современная технология – практикум. В основу инновационных

уроков положены активные способы решения проблемы в коллективно-

творческой (или групповой) деятельности, логические и проблемные задания,

дискуссии, анализ, синтез и сравнение исторической информации. Основные

задачи педагогической деятельности при организации и проведении данного

типа урока – формировать базовые понятия курса; научить осмысливать на их

основе актуальные идеи и теории, опираться на теоретические аспекты при

описании и анализе фактов и явлений; показать приёмы работы со специальной

учебной

и

дополнительной

литературой

с

целью

поиска

необходимой

информации в источниках. Важную роль в практикуме играют сотрудничество,

доверительные отношения ученика и учителя, а также применение личного

социального опыта учащегося. Эти составляющие урока позволяют узнать

индивидуальные склонности и особенности обучающегося.

Данная технология проведения занятий предполагает групповую форму

работы.

Так

как

именно

практикум

является

уроком

развивающего

дифференцированного закрепления, то задания, получаемые группой, после

выполнения обязательно комментируются. Представление отчётов может быть

различным: в устной форме учителю, ученику-контролёру, либо группе-

конкуренту. Отчёты могут быть представлены в виде печатных или электронных

документов.

Практикум – это мобильная форма урока, позволяющая достигать

разнообразных педагогических целей. Роль учителя заключается в умении

организовать неформальную защиту отчётов о работе групп, чтобы вопросы

были значимыми и интересными для обучающихся. Возможны варианты

частично групповой работы или перегруппировка в ходе урока. Обязательной

составляющей урока является рефлексия .

Оценки выставляются в диагностическую карту, в которой, кроме

фамилии учащегося, представлен перечень заданий, с которыми он должен

справиться в ходе урока. Оценивание осуществляется в зависимости от уровня

сложности, что позволяет ученику выстроить собственную образовательную

траекторию и двигаться к своей «точке роста», а учителю – дифференцировать

обучение по содержанию и уровню сложности заданий.

Практикумы помогают реализовывать на уроках истории и

обществознания

проблему

развивающего,

личностно

ориентированного

обучения, формировать образовательные компетенции обучающихся через

предметное содержание и технологический подход к организации учебной

деятельности

на

уроке.

Основное

назначение

этой

формы

обучения

углублённое

самостоятельное

ознакомление

с

альтернативными

идеями,

теориями и концепциями, что позволит учащимся аргументировано отстаивать

свои взгляды и позиции на семинарах, в дискуссиях.

Пример применения вышеуказанной технологии – учебное занятие по

теме: История политических репрессий и судьбы людей. В начале занятия

учитель ставит перед школьниками вопросы, которые будут обсуждаться в ходе

последующей дискуссии, формирует группы, определяет задания для групп,

выдаёт необходимые материалы для работы (информацию для размышления,

проблемные логические задания, документы, фотографии, эссе, интервью,

записанные при встрече с членами семей репрессированных и т.п.). Три группы

работают

с

вышеуказанными

материалами,

группа

аналитиков,

заранее

ознакомившаяся с необходимыми материалами, дополняет, уточняет ответы

оппонентов, делает обобщения и выводы, оценивает работу групп.

Таким образом, применение современных педагогических технологий

помогает успешно решать задачу формирования не только информационно-

коммуникативной, но и ряда других общих компетенций у обучающихся.



В раздел образования




Яндекс.Метрика