Автор: Реук Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Святославский детский сад №5
Населённый пункт: Ижморский район, Кемеровская обл..
Наименование материала: методическое описание интерактивной тематической папки
Тема: "Развиваем речь"
Раздел: дошкольное образование
Методическое описание
интерактивной тематической
папки
Развиваем речь
для детей 3-7 лет
Комплекс игр и заданий, направленный на закрепление
полученных знаний, развитие речи детей, обучение
рассказыванию по картинке, обогащение словарного запаса,
развитие внимания, памяти, логического мышления,
воображения, наблюдательности.
Реук Наталья Петровна
Воспитатель 1 кв . категории
МКДОУ Святославский детский сад №5
Методическое описание
интерактивной тематической папки
(Лэпбук)
Тема: Развиваем речь.
Актуальность:
Овладение связной монологической речью является высшим достижением
речевого воспитания дошкольников. Поэтому, очень важно создавать
условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для
выражения своих мыслей. К сожалению, в современном мире, всё чаще
живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция
постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество
детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи
становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Цель:
Создание благоприятных условий для развития речи детей.
Задачи:
-учить составлять небольшие рассказы по картинкам;
- развивать связную речь детей;
-развивать устную речь, логическое мышление, память, воображение и
фантазию;
-обогащать и активизировать словарь детей;
-формировать зрительное внимание;
-тренировать мелкую и крупную моторику;
-стимулировать познавательную активность, способствовать развитию
коммуникативных навыков;
-воспитывать любознательность и культуру речи.
Содержание:
Лэпбук включает в себя 10 заданий –игр по развитию речи.
Левый разворот:
1. Блокнотик «Составь рассказ».
Цель: Обучение составлению небольших рассказов по картинкам в
определенной последовательности, развитие устной речи, логического
мышления, памяти, воображения и фантазии.
Задание: Взрослый просит рассмотреть картинки в логической
последовательности, ответить на вопросы полным ответом, Ребенку
предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин,
последовательность которых служит планом рассказывания ( примеры
рассказов и вопросы к картинкам прилагаются ).
2. Книжка - малышка « Составь предложение».
Цель: Обучение детей составлению предложения, используя мнемотаблицы.
Задание: Рассмотреть таблицу и разобрать ее. Что изображено на ней?
Преобразовать абстрактные символы и картинки в слова. Воспроизвести
предложение.
Правый разворот:
3. Книжка-малышка «Артикуляционная гимнастика».
Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений
органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Задание: Взрослый читает стихи и показывает движения артикуляционной
гимнастики. Ребенок повторяет движения за взрослым. Затем ребенок
выполняет задание без помощи взрослого.
4. Модули-загадки.
Цель: Закрепление умения детей подбирать слова, подходящие по звучанию
и смыслу, внимательно слушать загадку.
Задание: Внимательно слушать загадку и быстро подбирать слова
подходящие по звучанию и смыслу.
Центральное полотно:
5. Дидактическая игра «Телевизор».
Цель: Закрепление умения детей переставлять, заменять звуки и буквы на
заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Формировать предпосылки к учебной деятельности через игровую
деятельность.
Задание: Рассмотреть изображение на картинке, назвать его. Выложить слово
(обозначающее изображение на картинке) из букв. Назвать буквы, из
которых выложили слово. Попробовать заменить букву на другую. Какое
слово получилось?
6. Дидактическая игра «Звуковые часы».
Цель: Упражнение детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним
звуком. Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Задание: Рассмотреть картинки, изображенные на часах, назвать их.
Взрослый показывается стрелкой предмет, а ребенок называет его и
подбирает другой стрелкой предмет, похожий по звучанию (созвучный).
7. Ленточный блокнотик с чистоговорками
Цель: Улучшение речи, дикции детей, автоматизация поставленных звуков
в речи детей. Развитие внимания, памяти, воображения.
Задание: Произносить чистоговорки сначала медленно, четко, артикулируя
каждый звук. Постепенно увеличивая темп, не снижая качества.
8. Кармашек с набором букв.
Цель: закреплять образ буквы.
Нижний разворот сверху:
9. Картинка виммельбух.
Цель: Обучение составлению рассказов по картинке, развитие связной речи
фантазии, логики у детей.
Задание: Ищем предметы, героев. Изучаем новые слова, понятия. Считаем
предметы, животных, птиц.
Придумать истории, описать характеры и настроение героев, сочинять
диалоги между героями.
Нижний разворот снизу:
10. Модули для развития воздушной струи.
Цель: Закрепление правильного речевого дыхания. Формирование умения
контролировать силу и длительность воздушной струи.
Задание: Предложить ребенку подуть на перышко так, чтобы оно залетело в
домик-модуль. (Следить за тем, чтобы ребенок сделал длительный плавный
выдох. «Носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на
перышко». Дуть можно при помощи трубочки). Можно проводить
соревнования на скорость задувания перышка среди нескольких детей.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает
использование совремменных технологий: технологии организации,
индивидуальной творческой деятельности, коммуникативных
технологий,технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий в группах,
где одновременно могут быть заняты несколько детей разного возраста.
Можно выбрать задания под силу каждому.( Одним –загадки или
чистоговорки по данной теме, а другим –задания, подразумевающие умение
читать.) Предназначен для детей от 3 до 7 лет.
ОБРАЗЦЫ РАССКАЗОВ К ЗАДАНИЮ № 1
Образец рассказа «Маленькие лягушата».
Маленький лягушонок Пилька сидел на листике лотоса и глядел на полную
луну. Неожиданно из воды с шумом выскочил лягушонок Пулька. Пилька от
неожиданности квакнул. Пилька с Пулькой стали квакать на все лады. К ним
присоединился лягушонок Булька. И вместе они запели веселую песню о
жизни на болоте. Лягушата так весело и громко пели, что не заметили, как
разбудили цаплю, самого главного врага лягушек. Пилька, Булька и Пулька,
увидев цаплю, кинулись в воду. На болоте стало тихо. Цапля осталась без
ужина.
1. Ответить на вопросы:
Кто из лягушат первым появился на листике лотоса?
Что делал Пилька?
Кто неожиданно с шумом выскочил из воды?
Как звали лягушонка, который выскочил из болота последним?
Чем на болоте занимались Пилька, Пулька и Булька?
Кого разбудила веселая песня?
Почему цапля осталась без ужина?
2. Пересказать рассказ.
« Домик для гусеницы»
1Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Домик для гусеницы».
(Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в
случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа).
Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей
жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под
солнышком. Вот только дома у гусеницы не было, и она мечтала его найти.
Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и
начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как
прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей
там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко
и дверцу.
«Неудачная прогулка».
1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку
собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке? Получился чудесный домик
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Неудачная прогулка».
(Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в
случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.)
Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и
побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из
цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка
разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли
слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки
пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в
щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой..
«Удачная рыбалка».
1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь, что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под
воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь, кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Удачная рыбалка».
(Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в
случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.)
Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял
ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл
под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан
вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в
воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с
Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой
обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор
пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.
«Находчивый мышонок».
1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.
Образец рассказа «Находчивый мышонок».
(Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в
случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.)
Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала
молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа
выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко.
Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную
макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил
макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила
и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за
шкаф.