Автор: Грязнухина Евгения Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Вельская СШ № 23"
Населённый пункт: д. Горка- Муравьевская, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сокращение алгебраических дробей
Раздел: среднее образование
АННОТАЦИЯ
В разработке представлен конспект урока повторения и отработки навыков
математических действий для учащихся 7 класса. Данный урок является третьим в
разделе «Сокращение алгебраических дробей». На уроке используются различные
формы и методы работы, что позволяет поддерживать высокую активность и
заинтересованность учащихся.
Название технологии
для организации
урока с позиции
системно-
деятельностного
подхода
Используемые
Методы
Приемы
Дифференцированног
о обучения
Метод контроля и
самоконтроля
Самостоятельная работа
(разноуровневые задания),
домашнее задание по трем
уровням
Проблемного
обучения
Частично-поисковый
Нестандартный подвод к теме
урока (анаграмма),
эвристические задания
Личностно-
ориентированного
обучения
Метод стимулирования и
мотивации учения
Беседа,
решение заданий разного уровня
сложности
Словесный
Послушать- обсудить,
запомнить,
хочу спросить
Оценка и коррекция
своей деятельности
Лестница успеха,
найди ошибку
Наглядный
Составление динамической
схемы, работа с раздаточным и
наглядным материалом
2
Тема «Сокращение алгебраических дробей»
Цель урока: повторение и отработка умений и навыков сокращения алгебраических
дробей.
Задачи урока:
обучающие:
- практическое применение формул сокращенного умножения испособов разложения
многочлена на множители;
-развивающие:
- развивать познавательный интерес к уроку математики, самостоятельность,
логическое
мышление,
память,
внимание,
математическую
речь,
навыки
самоконтроля, взаимоконтроля.
воспитательные:
- продолжить формировать коммуникативные навыки при работе в парах.
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
коллективная, парная, индивидуальная.
Оборудование к уроку: рабочие листы, карточки с многочленами, карточки для игры
«лото»,
карточки
для
самостоятельной
и
домашней
работы,
мультимедиа,
презентация.
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ход урока
№
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
- Надеюсь, настроение у вас хорошее, деловое,
попробуйте с помощью улыбки передать своё
настроение друг другу и нашим гостям, и так
приступаем к уроку.
Учащиеся
приветствуют
учителя
и
друг
друга.
II
Ввод
темы
и
целей урока
- Разгадайте, пожалуйста, анаграммы(сл.1,2)
- я думаю, вы определили тему сегодняшнего
урока. (Да, вы правы, «Сокращение дробей»)
(Сл.3)
- назовите цели нашего урока(Сл. 4):
Разгадывают
анаграммы.
Формулируют
тему урока
Озвучивают цели
III
Актуализа
ция знаний
Организация беседы по основным вопросам
темы урока:
- назовите, пожалуйста, алгоритм сокращения
дробей.
- Какие способы разложения на множители вы
знаете?
Называют
алгоритм
и
способы
разложения
на
множители
Организация работы учащихся по теме формулы сокращенного
умножения (создание ситуации успеха)
Индивидуальная
у
доски:
Устная коллективная работа
сократите
дроби:
- среди предложенных равенств найдите
4
100
−
49 a
2
7 a
+
10
;
21 a
2
−
12 ab
20 b
2
−
35 ab
;
x
2
−
y
2
x
2
−
2 xy
+
y
2
неверные (Сл. 5,6)
1
¿
4 х
¿
2
−
81 у
2
=
(
2 х
−
9 у
)
∙
(
2 х
+
9 у
)
(+)
2
¿
3 x
4
(
a
−
b
)
15 x
(
b
−
a
)
=
x
3
5
(-)
3
¿
49
+
28 c
+
4 c
2
=
(
7
+
2 c
)
¿
2
(+)
4
¿
a
+
2
(
a
+
2
)
2
=a+2 (-)
5
¿
64
+
х
3
=
(
4
+
х
)
∙
(
16
−
4 х
+
х
2
)
(+)
6
¿
4 b
2
−
6 b
+
9
=(
2 b
−
3
)
2
(-)
Организация
проверки
выполнения
индивидуального задания на доске.
Оценка деятельности ученика
Проверяют
правильность
выполнения
и
задают вопросы по
теме
урока
отвечающему.
(Какие
способы
разложения
на
множители
применял(а)
?
и
т.д.)
IV
Обобщение
и
закрепление
ранее
изученного
материала
Работа с динамичной схемой: распределить
карточки многочленов по способу разложения
на множители.
2
человека
работают у доски,
комментируют,
что они делают.
Итог
см. Приложение 1
Давайте,
воспользуемся
приёмом
взаимопроверки – задай вопрос отвечающему.
Данная работа позволит вам ещё раз вспомнить
правила по теме.
- Назовите, какой
общий множитель
можно вынести в
данном
выражении;
5
Оценка деятельности учащихся
Поразмышляете в парах.
- Я предлагаю вам сыграть в известную игру
«лото»: у вас на столах лежат карточки, на
белой
бумаге
задание.
Вам
предлагается
сократить четыре дроби, задание оформить в
рабочих
листах,
а
ответы
разместить
на
карточке
лото.
Среди
этих
ответов
есть
лишние.
-Будьте внимательны, в одном из заданий есть
«ловушка».
Организация проверки заданий из ЛОТО на
доске. Если все задания выполнены верно, то у
вас должна получиться – вот такая цветная
карточка
ЛОТО.
(Показываю
квадрат-
Приложение 4)
Значит, и пример с «ловушкой» вы решили
правильно.
- В каком примере встретилась «ловушка»?
Кто
желает
объяснить
решение
данного
примера?
Древнеримский философ Цицерон говорил:
-
По
какому
принципу отнесли
данные выражения
к
способу
группировки?
-Какую
формулу
сокращенного
умножения можно
здесь применить?
Парная работа:
игра ЛОТО
(Приложение 2)
(рабочие листы см.
Приложение 3)
1человек
выполняет задание
из
ЛОТО
на
закрытой доске
Дети
сверяют
свой
результат
с
правильным
ответом.
Отвечают:
в
четвертом задании
встретилось
правило
смены
знака.
6
«Без
знания
дробей
никто
не
может
признаваться знающим математику»
-
Сейчас
мы
попрактикуемся
еще
раз
в
сокращении дробей. Откройте учебник с. 153
№ 35.16 (а), 35.22(в), №35.38(а).
-
Чем
данные
задания
отличаются
от
предыдущих?
Коллективная
работа:
решают номера из
учебника
в
рабочих листах,
3 человека
работают у доски
Отвечают: (в этих
заданиях
применяются
комбинации
нескольких
приемов)
V
Самостоят.
работа
-
А
сейчас
предлагаю
вам
выполнить
самостоятельную работу.
- Задания выберите сами.
-Задания первого уровня проще, 2-го и 3-го
посложнее,
оцените
свои
способности
и
приступайте к работе. Всем успехов!
Выбирают задание
и
выполняют
самостоятельную
работу.
Приложение 5
Организация самопроверки:
- Ребята, время вышло, заканчиваем работу.
Проверим ваши ответы.(Сл. 7)
Поднимите руку, кто выполнил задание верно.
Молодцы!
Проверяют ответы
со слайда.
VI
Итог урока
- Наш урок подошел к концу.
Вернемся к целям урока (Сл. 8)
- Ребята, что вы делали на уроке, чтобы достичь
цели?
- Скажите, а помогают ли дроби в жизни?
- Где используют знания сокращение дробей?
Высказывают свое
мнение
Высказывают свое
мнение:
- ученые – физики
теперь
могут
указывать размеры
7
- Знания используются практически во всех
сферах деятельности.
(сл. 9, 10,11,12)
мельчайших
частиц-атомов;
-
медики
могут
выражать
дозировку
лекарственных
препаратов;
- ученые – химики
производят расчет
количества
вещества и т. д.
VII
Домашнее
задание
- На столах у вас лежат карточки с домашним
заданием. (Сл. 13) Кто недостаточно уверен в
своих силах, вы выберите пять заданий из
нижних квадратов. Ну, а задания из верхних
квадратов
требуют
определенного
опыта.
Желаю успехов.
- Ребята, хочу поблагодарить всех вас за
проделанную работу, вы сегодня старались,
работали над своими ошибками, стремились
улучшить свои знания. Работа с дробями
продолжится у вас на протяжении всей вашей
учебы.
Выбирают
домашнее задание
в зависимости от
уровня
усвоения
темы урока.
Кладут карточку в
дневник.
VIII
Рефлексия
- Оцените свою деятельность на уроке и
определите свое положение на лестнице успеха.
- Возьмите со столов маленьких человечков и
при выходе поместите его на выбранную
ступеньку. Спасибо за урок.
(Наглядность
на
доске)
Приложение 6
При
выходе
помещают
своего
человечка
на
выбранную
ступеньку
8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989 г.
2.
Гамбарин В. Г., Зубарева И. И. «Сборник заданий и упражнений по математике»
М.: 2012.
3.
Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС//Вестник
Образования, 2012.
4.
Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. – 2000 г.
5.
Осмоловская И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.:
Сентябрь.
6.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
– М.: Просвещение, 96 г.
9