Автор: Ошуркова Роза Алексеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Росинка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но
есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения,
которые одно поколение передает другому.
Проблематика нравственного воспитания это материальные ценности
преобладающие над духовными, поэтому у детей искажены представления о
доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.
Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не
лучшие образцы поведения и отношений.
Именно в поведении отражается сущность личности человека,
особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы,
желания, предпочтения. Только по поступкам мы можем определить
внутренние побуждения, мысли и чувства.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего
мира, человеческих отношений.
Нравственное воспитание с первых лет жизни ребенка направлено на
формирование его нравственной позиции, ценностных ориентиров,
интересов и потребностей. Именно на этом этапе закладываются основы
нравственного развития личности, развиваются воображение, чувства,
навыки, которые направляются на дальнейшее их совершенствование.
Решая социально-личностные задачи воспитания, педагогам
необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке и помогать
каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной
жизнедеятельности, тем самым обрести чувство ответственности за
сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного
нравственного воспитания и образования, органически вплетённого в
деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования
нравственности является детская художественная литература.
Именно из произведений художественной литературы ребёнок черпает
знания и представления о разных сферах действительности (о жизни и
поведении взрослых и сверстниках; о животных; о дальних странах; о
героизме; понятие добра и зла). У ребёнка появляется уникальная
возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Особенности нравственного воспитания:
v
целенаправленность (четко определенная цель педагогического
влияния);
v
многофакторность (учет всех факторов влияния, которые играют
существенную роль в процессе воспитания);
v
отдаленность во времени результатов работы (длительный процесс
воспитания, результаты которого достигаются не сразу);
v
непрерывность (систематичность взаимодействия воспитателя и
воспитуемого (воспитанника));
v
определяющая роль педагога (взрослого), как образца
нравственности для ребенка;
v
целостность (предусматривает внутреннее единство всех средств
воспитания и влияния формирования нравственности человека).
Содержанием нравственного воспитания является формирование
таких нравственных качеств дошкольника, как:
-уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками;
-умение сопереживать (эмпатия)
-добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений,
воспитание начал ответственности.
Среди них можно выделить два направления:
-создание условий для практического опыта
-формирование правильных моральных оценок.
В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает
действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому,
что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного
правила в отношениях между людьми.
Нравственное развитие – уровень усвоения представлений о нормах
нравственности, сформированность нравственных чувств и нравственного
поведения.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к
социальным воздействиям.
В каждый период дошкольного возраста ребенок выходит на новые
уровни нравственного развития:
v
представление о нравственных нормах;
v
нравственные чувства и мотивы поведения;
v
привычки нравственного поведения;
v
основы социальной компетентности (о развитии личности ребенка
свидетельствуют изменения его активности в социальной ситуации – влияние
окружающей среды и отношение к ней ребенка).
Задачи нравственного воспитания
Главная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы
сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,
устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать
активную жизненную позицию каждого человека, привычку
руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством
общественного долга.
Педагоги выделяют три группы задач нравственного воспитания.
1.
Формирование нравственного сознания подрастающего поколения —
системы нравственных представлений, понятий, суждений.
2.
Совокупность нравственных идей, взглядов, теорий, понятий,
традиций составляет общественное нравственное сознание.
3.
В общественном нравственном сознании отражается общественный
опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные
отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и
общения.
Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются
убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От
них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение
характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий,
развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и
отношений.
Итак, содержание нравственного воспитания включает определенный
объем знаний о нормах морали, умения и привычки нравственного
поведения, нравственные чувства.
Все задачи нравственного воспитания
решаются комплексно, в процессе деятельности, в условиях коллективного,
совместного образа жизни в детском саду.
Механизм нравственного воспитания
Для формирования любого нравственного качества важно,
чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых
у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного
качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством,
т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего
нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к
качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.
Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и
потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и
чувства порождают потребность в их практической реализации – в
поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию
обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность
формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и
привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда,
при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества
личности.
Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается
в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый
компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен
другим.
Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но
необходимо помнить, что это единый механизм и поэтому при
формировании одного компонент обязательно предполагается влияние на
другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его
содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий:
запросов общества, экономических факторов, уровня развития
науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом
этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания
подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные
идеалы человека.
Принципы нравственного воспитания:
1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа,
ее содержание и методы подчинены цели.
2. Принцип комплексного воспитания предусматpивает единство задач,
средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь
воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и
обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.
3.Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать
возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их
своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую
деятельность.
4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в
сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления
педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в
принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в
справедливом отношении к детям.
5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В
каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно
увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это
вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения,
будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как
подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям
избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.
6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников
ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят,
приобретает элементарные навыки коллективной жизни.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы нравственного воспитания — это пути и способы
реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы
нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также
возрастными возможностями детей.
Основные методы нравственного воспитания:
1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение,
показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство
деятельностью, поручения);
2) методы формирования нравственного сознания (убеждение, внушение,
этическая беседа);
3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).
В детском саду и в школе этические беседы проводятся учителем,
воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение
индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности
отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам»,
оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.
Коллективные беседы, так же как индивидуальные, должны отличаться
конкретностью, четкостью и действенностью. Разъяснение и указание
воспитателя (учителя), сделанные в ходе беседы, должны отразиться в
практической деятельности и поведении детей, в их взаимоотношениях.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и
поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются
копировать их действия, манеры и т. д.
Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик
педагога. Пример поведения воспитателя детского сада и учителя школы
является эталоном для поведения самих детей.
Воспитатель и учитель оказывают влияние на детей своим обликом,
своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и
деятельности детей и предмет преподавания.
Высоко оценивают дети моральные качества учителя: внимательность,
чуткость, справедливость, а также его волевые качества. Они стараются
подражать учителю во всем, быть похожим на него. Специфика и сила
примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при
его использовании знания формируются в единстве со способами поведения.
Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных
ситуациях.