Напоминание

Нравственное воспитание дошкольников


Автор: Ошуркова Роза Алексеевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Росинка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения

детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но

есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения,

которые одно поколение передает другому.

Проблематика нравственного воспитания это материальные ценности

преобладающие над духовными, поэтому у детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности.

Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не

лучшие образцы поведения и отношений.

Именно в поведении отражается сущность личности человека,

особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы,

желания, предпочтения. Только по поступкам мы можем определить

внутренние побуждения, мысли и чувства.

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего

мира, человеческих отношений.

Нравственное воспитание с первых лет жизни ребенка направлено на

формирование его нравственной позиции, ценностных ориентиров,

интересов и потребностей. Именно на этом этапе закладываются основы

нравственного развития личности, развиваются воображение, чувства,

навыки, которые направляются на дальнейшее их совершенствование.

Решая социально-личностные задачи воспитания, педагогам

необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке и помогать

каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной

жизнедеятельности, тем самым обрести чувство ответственности за

сохранение моральных основ общества.

Это осуществимо средствами специально организованного

нравственного воспитания и образования, органически вплетённого в

деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования

нравственности является детская художественная литература.

Именно из произведений художественной литературы ребёнок черпает

знания и представления о разных сферах действительности (о жизни и

поведении взрослых и сверстниках; о животных; о дальних странах; о

героизме; понятие добра и зла). У ребёнка появляется уникальная

возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

Особенности нравственного воспитания:

v

целенаправленность (четко определенная цель педагогического

влияния);

v

многофакторность (учет всех факторов влияния, которые играют

существенную роль в процессе воспитания);

v

отдаленность во времени результатов работы (длительный процесс

воспитания, результаты которого достигаются не сразу);

v

непрерывность (систематичность взаимодействия воспитателя и

воспитуемого (воспитанника));

v

определяющая роль педагога (взрослого), как образца

нравственности для ребенка;

v

целостность (предусматривает внутреннее единство всех средств

воспитания и влияния формирования нравственности человека).

Содержанием нравственного воспитания является формирование

таких нравственных качеств дошкольника, как:

-уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками;

-умение сопереживать (эмпатия)

-добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений,

воспитание начал ответственности.

Среди них можно выделить два направления:

-создание условий для практического опыта

-формирование правильных моральных оценок.

В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает

действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому,

что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного

правила в отношениях между людьми.

Нравственное развитие – уровень усвоения представлений о нормах

нравственности, сформированность нравственных чувств и нравственного

поведения.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к

социальным воздействиям.

В каждый период дошкольного возраста ребенок выходит на новые

уровни нравственного развития:

v

представление о нравственных нормах;

v

нравственные чувства и мотивы поведения;

v

привычки нравственного поведения;

v

основы социальной компетентности (о развитии личности ребенка

свидетельствуют изменения его активности в социальной ситуации – влияние

окружающей среды и отношение к ней ребенка).

Задачи нравственного воспитания

Главная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы

сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание,

устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать

активную жизненную позицию каждого человека, привычку

руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством

общественного долга.

Педагоги выделяют три группы задач нравственного воспитания.

1.

Формирование нравственного сознания подрастающего поколения —

системы нравственных представлений, понятий, суждений.

2.

Совокупность нравственных идей, взглядов, теорий, понятий,

традиций составляет общественное нравственное сознание.

3.

В общественном нравственном сознании отражается общественный

опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные

отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и

общения.

Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются

убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От

них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение

характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий,

развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и

отношений.

Итак, содержание нравственного воспитания включает определенный

объем знаний о нормах морали, умения и привычки нравственного

поведения, нравственные чувства.

Все задачи нравственного воспитания

решаются комплексно, в процессе деятельности, в условиях коллективного,

совместного образа жизни в детском саду.

Механизм нравственного воспитания

Для формирования любого нравственного качества важно,

чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых

у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного

качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством,

т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего

нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к

качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и

потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и

чувства порождают потребность в их практической реализации – в

поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию

обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность

формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и

привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда,

при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества

личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается

в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый

компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен

другим.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но

необходимо помнить, что это единый механизм и поэтому при

формировании одного компонент обязательно предполагается влияние на

другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его

содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий:

запросов общества, экономических факторов, уровня развития

науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом

этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания

подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные

идеалы человека.

Принципы нравственного воспитания:

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа,

ее содержание и методы подчинены цели.

2. Принцип комплексного воспитания предусматpивает единство задач,

средств и методов воспитания дошкольников, преемствeнную связь

воспитания и развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и

обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение.

3.Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать

возможности каждой из них, организовывать благоприятные условия для их

своевременного возникновения и развития, базироваться на ведущую

деятельность.

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в

сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя проявления

педагогического такта. Требовательность воспитателя к детям проявляется в

принципиальности, которая выражается в поощрениях и наказаниях, в

справедливом отношении к детям.

5. Принцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В

каждом ребенке есть положительные черты, достоинства, которые нужно

увидеть педагогу и дать им развитии в соответствующей деятельности. Это

вызовет у ребенка склонность к усовершенствованию своего поведения,

будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как

подчеркивание недостатков, непрерывное указание на них не поможет детям

избавиться от них, а часто еще больше укрепляет эти недостатки.

6. Принцип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников

ребенок приучается совмещать свои интересы с интересами других ребят,

приобретает элементарные навыки коллективной жизни.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методы нравственного воспитания — это пути и способы

реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы

нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также

возрастными возможностями детей.

Основные методы нравственного воспитания:

1) методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение,

показ действий, воспитывающие ситуации, пример взрослых, руководство

деятельностью, поручения);

2) методы формирования нравственного сознания (убеждение, внушение,

этическая беседа);

3) методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

В детском саду и в школе этические беседы проводятся учителем,

воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение

индивидуальной беседы — опираясь на особенности и возможности

отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам»,

оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.

Коллективные беседы, так же как индивидуальные, должны отличаться

конкретностью, четкостью и действенностью. Разъяснение и указание

воспитателя (учителя), сделанные в ходе беседы, должны отразиться в

практической деятельности и поведении детей, в их взаимоотношениях.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и

поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются

копировать их действия, манеры и т. д.

Сильнейшим воспитательным примером является для детей облик

педагога. Пример поведения воспитателя детского сада и учителя школы

является эталоном для поведения самих детей.

Воспитатель и учитель оказывают влияние на детей своим обликом,

своим отношением и требованиями к ним, через организацию жизни и

деятельности детей и предмет преподавания.

Высоко оценивают дети моральные качества учителя: внимательность,

чуткость, справедливость, а также его волевые качества. Они стараются

подражать учителю во всем, быть похожим на него. Специфика и сила

примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при

его использовании знания формируются в единстве со способами поведения.

Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных

ситуациях.



В раздел образования




Яндекс.Метрика