Автор: Киямова Люция Фатиховна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Играя развиваем память
Раздел: дошкольное образование
Играя развиваем память
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью
которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал
учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в
школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти. Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица,
цвета, звуки.
Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия,
словесные формулировки, формулы.
Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают
наглядно-образный и словесно-логический материал.
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает
стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи
запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят
способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память
ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов
памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень
важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке
интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев
является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и
разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше
внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и
воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.
Именно
поэтому
во
все
наиболее
действенные
методики
раннего
интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на
развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и
игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры:
Игра « Заблудились животные»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а
после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено?
Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра « Что потерялось?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и
небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по
памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные
признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют
формировать в его памяти образ предметов.
Игра « Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Вариант 1:
Задание: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с
изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет ли на ней
предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало?
Какие предметы появились вновь?
Вариант 2:
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором
изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый,
на котором уже 7 предметов. Спросить его, нет ли здесь предметов, которые
были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических
фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем
нарисовать такие же бусы на листе бумаги.