Автор: Тахтарова Аида Адильгереевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследование желудочной секреции
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский
колледж им.Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по теме:
«ИССЛЕДОВАНИЕ СЕКРЕТОРНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕЛУДКА»
ПМ 04 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА ПОСРЕДСТВОМ
СЕСТРИНСКОГО УХОДА
Для специальности: 34.02.01 Сестринское дело
Автор – составитель: А.А.Тахтарова
Махачкала 2020-21г.
Рассмотрено и утверждено на
заседании цикловой методической
комиссии
________________________________
Протокол №___________
_________________________ 20___г.
Председатель ЦМК
_________________________________
(ФИО)
2
Согласовано
Методист
_____________________
(ФИО)
В
методической разработке
«Исследование
секреторной функции
желудка»
представлены
задания
для
различных
методов
оценки
и
закрепления
знаний
обучающихся
по
теме
занятия:
вопросы
для
фронтального опроса, индивидуального опроса, тестовые задания, слайд-
презентация.
Методическая разработка рекомендована для проведения практических
занятий по предмету «Основы сестринского дела».
Автор – составитель: А.А.Тахтарова
3
Содержание:
1. Пояснительная записка.......................................................................................
4
2. Основная часть....................................................................................................
5
2.1. Технологическая карта учебного занятия...................................................5
2.2. Содержание теоретического материала......................................................8
2.3. Дидактический материал............................................................................
11
3. Заключительная часть.......................................................................................
34
4. Информационные источники
…………………………………………………………………………………………..
37
5. Приложение.......................................................................................................
38
4
1.
Пояснительная записка
Методическая
разработка
предназначена
для
проведения
практического занятия по теме «Исследование секреторной функции
желудка».
Исследование секреторной функции желудка проводится с целью
определения кислотности желудочного сока. Кислотообразующую функцию
желудка характеризуют количество и характер секреции соляной кислоты,
определяемой в желудочном соке, в котором она может находиться в виде
диссоциированных ионов водорода и хлора (свободная соляная кислота) или
связанной с белковыми молекулами (связанная соляная кислота).
Наиболее
полное
представление
о
кислотообразующей
функции
желудка можно получить, сравнивая показатели работы желез желудка в
покое и после их возбуждения. В первом случае исследуется базальная
секреция, во втором – секреция после применения так называемых пробных
завтраков. У здоровых людей отмечается значительное расхождение этих
показателей, у больных может наблюдаться их сближение за счет увеличения
базальной
секреции
либо
уменьшения
ответа
желез
желудка
после
применения специального раздражителя.
Данная тема входит в Раздел «Зондовые манипуляции в сестринском
деле».
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практика.
Цели: изучение и первичное закрепление новых знаний.
5
2.Основная часть
2.1. Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя,
квалификационная
категория
Тахтарова Аида Адильгереевна
Код, наименование
специальности
34.02.01. Сестринское дело
Учебная дисциплина/МДК
ПМ 04 «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода»
Интегративные связи
Межпредметные
Внутрипредметные
Анатомия,
физиология,
патология,
фармакология,
психология.
Дезинфекционный режим в МО.
Предстерилизационная очистка использованного
медицинского инструментария.
Формируемые компетенции
Общие компетенции
Профессиональные компетенции
ОК 1 - 8.
ПК 2.1 – 2.8
Уровень освоения
3 - базовый
Тема учебного занятия
Исследование секреторной функции желудка
Количество часов
4час (180мин)
Вид учебного занятия
Практическое занятие
Тип учебного занятия
Изучение нового материала
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод
Цели учебного занятия
Обучающая
Развивающая
Воспитательная
Усвоить
технику
проведения
желудочного
зондирования,
возможные проблемы пациентов при
проведении
медицинской
манипуляции,
возможные
осложнения и их профилактика.
Активизация мыслительной
деятельности, развитие логического
мышления, развитие аналитического
мышления.
Воспитать чувство
ответственности и понимания
социальной значимости своей
будущей профессии.
Методы контроля
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестовый контроль, демонстрация практических навыков,
6
результатов обучения темы
учебного занятия
самостоятельная работа обучающихся.
Организация
образовательного
пространства учебного
занятия
Материально-техническое
обеспечение
Основная
литература
Дополнительная литература
Методическая
литература
Мультимедийное оборудование,
ноутбук, оборудование для
выполнения исследования
секреторной функции желудка,
фантом головы с пищеводом и
желудком
Е.В.Смолева
«Сестринское
дело»
Т.П.Обуховец
«Основы
сестринского дела»
Справочник медицинской
сестры по уходу за
больными. Ростов на Дону.
«Феникс», 2000г.
Рабочая программа,
календарно-
тематический план,
поурочный план,
методическая разработка
Характеристика этапов
урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формы обучения
Результат
Организационный момент
(5 мин)
Приветствует, проверяет
готовность к занятию
Приветствуют педагога,
проверяют уровень своей
готовности к уроку
Фронтальная
Волевая саморегуляция
Проверка домашнего задания
(55 мин)
Проводит фронтальную проверку
домашнего задания с целью
выявления обучающихся, не
выполнивших данный вид работы;
организует повторение базового
теоретического и практического
материала
Демонстрируют уровень
выполнения домашнего
задания, задают вопросы,
возникавшие в ходе
осуществления
самостоятельной работы.
Фронтальная,
индивидуальная
Умение отличать
выполненное задание
от невыполненного,
определять объем
знаний, которые уже
были усвоены и
которые еще предстоит
усвоить.
Первичная проверка
понимания изученного
(10 мин)
Озвучивает важные положения
ранее пройденной темы,
осуществляет постановку учебной
проблемы.
Отвечают на вопросы педагога,
участвуют в процессе
постановки учебной проблемы.
Фронтальная
Умение точно
выражать свои мысли и
формулировать
вопросы для получения
ответов. Формирование
четких мыслительных
процессов, выработка
7
умения анализировать
информацию.
Изучение новых знаний
(55мин)
Излагает новый материал,
организовывает повторение особо
важных моментов для
выравнивания условий восприятия
информации разными группами
обучающихся
Слушают объяснения, задают
уточняющие вопросы
Иллюстративно-
демонстрационн
ая
Подведение под
понятие,
целеполагание
Самостоятельная работа
обучающихся
(45 мин)
Осуществляет контроль за
соблюдением алгоритма действий
при выполнении медицинской
манипуляции
Отрабатывают практические
навыки на фантомах путем
многократного повторения
Самостоятельная
работа
Знание алгоритма
выполнения
манипуляции
Подведение итогов занятия,
рефлексия (10мин)
Актуализирует внимание на
пройденном материале, задает
вопросы о задачах урока,
побуждает к высказыванию своего
мнения, соотносит достигнутые
цели с поставленным
результатом.
Формулируют результат работы
на уроке, называют основные
тезисы усвоенного материала.
Тестовый
контроль
Самоопределение,
самоусвоение знаний,
определение объема
материала, который
еще предстоит
выучить.
8
2.2.Содержание теоретического материала
Тема: Исследование секреторной функции желудка
После изучения темы студент должен знать:
-
цели, противопоказания и возможные осложнения при выполнении
зондовых манипуляций
-
тонкий желудочный зонд
-
энтеральные и парентеральные раздражители желудочной секреции
- беззондовые методы исследования желудочной секреции.
После изучения темы студент должен уметь:
-
объяснить пациенту сущность манипуляции и правила подготовки к ней
-
провести желудочное зондирование с парентеральными и энтеральными
раздражителями (на фантоме).
Содержание учебного материала:
Цель проведения желудочного зондирования.
Противопоказания и возможные осложнения при его выполнении.
Тонкий желудочный зонд.
Исследование секреторной функции желудка зондовым методом.
Взятие на анализ желудочного содержимого с помощью энтеральных и
парентеральных раздражителей.
Беззондовые методы исследования желудочной секреции.
Дидактические единицы:
Плакат «Исследование секреторной функции желудка».
Ситуационные задачи.
Тестовые задания.
Учебное пособие для студентов «Основы сестринского дела».
9
Алгоритмы практических манипуляций в сестринском деле.
Глоссарий.
Контрольные вопросы:
1.
Цели проведения желудочного зондирования.
2.
Противопоказания
и
возможные
осложнения
при
проведении
желудочного зондирования.
3.
Оснащение для взятия желудочного сока на исследование, тонкий
желудочный зонд.
4.
Техника взятия желудочного содержимого на анализ с помощью
энтеральных раздражителей.
5.
Техника взятия желудочного содержимого на анализ с помощью
парентеральных раздражителей.
6.
Техника беззондовых методов исследования желудочной секреции.
Самостоятельная работа студентов:
1.Выполнение тестовых заданий по теме занятия.
2.Решение ситуационных задач по теме занятия.
3.Работа с учебным пособием для студентов «Основы сестринского дела».
4.Отработка практических навыков по взятию желудочного сока на
исследование (на фантоме).
5.Выполнение глоссария по теме занятия.
Внутрипредметные связи:
Медицинская этика и деонтология. Мастерство общения в сестринском деле.
Сестринский процесс. Дезинфекция предметов ухода за больным.
Межпредметные связи:
Медицинская психология, анатомия с физиологией, гигиена.
10
Тема: «Исследование секреторной функции желудка»
Форма организации учебного процесса: доклиническая практика.
Цели занятия:
1.учебная:
отработать и закрепить практические навыки по выполнению
исследования секреторной функции желудка.
2.воспитательная:
усвоить
значение
своевременного
и
правильного
проведения
манипуляции,
формирование у обучающихся чувства
ответственности, этики, воспитание чуткого, внимательного отношения к
больному.
3.методическая:
определить
степень
усвоения
материала,
данного
на
предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,
применять полученные знания на практике.
Место проведения занятия:
кабинет доклинической практики ДБМК.
Время, отведенное на изучение темы:
4 часа – 180 мин.
Оснащение занятия
Фантом головы с пищеводом и желудком, тонкий желудочный зонд,
штатив
с
пробирками,
вазелин,
энтеральный
и
парентеральный
раздражители, шприц Жане, зажим, марлевая салфетка, бланк направления.
Ситуационные
задачи,
тестовые
задания,
учебное
пособие
для
обучающихся
«Основы
сестринского
дела»,
алгоритмы
практических
манипуляций в сестринском деле, графический диктант, сценарий ролевой
игры, примерная сестринская история болезни.
11
2.3 Дидактический материал
Вопросы для фронтального опроса:
Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.
1. Цель манипуляции, показания и противопоказания..
2. Необходимое оснащение манипуляции.
3. Алгоритм введения желудочного зонда.
4. Алгоритм взятия желудочного сока с энтеральным раздражителем.
5. Алгоритм взятия желудочного сока с парентеральным раздражителем.
6. Дезинфекция желудочного зонда.
7. Возможные проблемы пациента при проведении манипуляции.
Эталоны ответов
1.Цель: Собрать желудочный сок для исследования в 9 чистых банок.
Показания: Заболевания желудка - гастрит, язвенная болезнь желудка.
Противопоказания: кровотечения, язва желудка, сердечная недостаточность.
Выявляются в процессе обследования пациента медицинской сестрой и
врачом.
2.Оснащение:
Тонкий желудочный зонд длиной 110-115 см, диаметр-4-5 мм.
9 чистых пробирок с этикетками, шприц Жане для извлечения желудочного
содержимого, шприц 2,0 мл для введения раздражителя с иглами, спирт,
лоток с марлевыми салфетками, растворы гистамина - 0,1%, пентагастрина -
0,025%, перчатки.
Полотенце, направление, ёмкость для дезинфекции, стул.
3.Алгоритм введения зонда:
1.
Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения. Получить согласие на проведение манипуляции
12
2.
Усадить пациента, так чтобы он опирался на спинку стула.
3.
Надеть чистый халат. Вымыть руки на гигиеническом уровне. Надеть
стерильные перчатки.
4.
Положить на грудь пациента полотенце.
5.
Снять съемные зубные протезы (если имеются).
6.
Определить расстояние, на которое пациент должен будет проглотить
зонд (рост минус 100 см).
7.
Взять стерильный зонд правой рукой на расстояние 10-15 см от слепого
конца зонда.
8.
Поддерживать левой рукой свободный конец зонда.
9.
Предложить пациенту открыть рот. Смазать конец зонда вазелином или
смочить кипяченой водой.
10.Положить слепой конец зонда на корень языка пациента.
11.Попросить пациента сделать глотательные движения, при этом глубоко
дышать через нос.
12.Ввести зонд до нужной метки (вводить до резцов).
4. Алгоритм взятия желудочного сока с энтеральным раздражителем:
1.
Извлечь все желудочное содержимое натощак при помощи шприца
Жане в пробирку (порция №1).
2.
Извлечь далее в течение 1 часа желудочное содержимое, меняя емкости
для сока каждые 15 минут (вторая, третья, четвёртая, пятая порции).
3.
Ввести через зонд 50-100 мл энтерального раздражителя (мясной
бульон, капустный отвар), подогретого на водяной бане до 37-38
0
4.
Продолжить извлекать содержимое в течение часа, меняя емкость
каждые 15 минут (шестая, седьмая, восьмая, девятая порции).
5.
Отправить промаркированные емкости с полученным желудочным
содержимым в лабораторию.
6.
Продезинфицировать перчатки, зонд, шприц, лоток.
13
5. Алгоритм взятия желудочного сока с парентеральным раздражителем:
1.
Извлечь все желудочное содержимое натощак при помощи шприца
Жане в пробирку (порция №1).
2.
Извлечь далее в течение 1 часа желудочное содержимое, меняя емкости
для сока каждые 15 минут (вторая, третья, четвёртая, пятая порции).
3.
Ввести подкожно раствор гистамина 0.1% из расчета 0.1мл на 10 кг
веса пациента.
4.
Продолжить извлекать содержимое в течение часа, меняя емкость
каждые 15 минут (шестая, седьмая, восьмая, девятая порции).
5.
Отправить промаркированные емкости с полученным желудочным
содержимым в лабораторию.
6.
Продезинфицировать перчатки, зонд, шприц, лоток.
6. Дезинфекция желудочного зонда:
1.
Поместить зонд в 1% раствор хлорамина на 30 мин.
2.
Промыть зонд от дезраствора под проточной водой до исчезновения
запаха хлорамина
3.
Промыть зонд в моющем растворе ватно-марлевым тампоном в
течение 2 минут, канал зонда промывают с помощью шприца.
4.
Ополоснуть зонд проточной водой в течение 3 минут.
5.
Ополоснуть зонд дистиллированной водой в течение 1 минуты.
6.
Завернуть зонд в салфетку, поместить его в бикс и отправить на
стерилизацию.
7. Возможные проблемы пациента:
позывы на рвоту при введении зонда
страх перед вмешательством
необоснованный отказ от вмешательства
удушье пациента при введении зонда.
14
Вопросы для индивидуального опроса
Цель: выявить уровень подготовленности студентов к домашнему заданию.
1.Техника мытья рук по EN-1500.
2.Продемонстрировать технику исследования секреторной функции желудка
с энтеральным раздражителем.
3. Продемонстрировать технику исследования секреторной функции желудка
с парэнтеральным раздражителем.
Эталоны ответов:
1.Техника мытья рук по EN-1500.
Открыть кран, выдавить локтем жидкое мыло в ладонь второй руки.
Тереть
одну
ладонь
о
другую
ладонь
возвратно-поступательными
движениями.
Правой ладонью растирать тыльную поверхность левой кисти, поменять
руки.
Соединить пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой, тереть
внутренние поверхности пальцев движениями вверх и вниз.
Соединить пальцы в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать
ладонь другой руки.
Охватить основание большого пальца левой кисти между большим и
указательным пальцами правой кисти, вращательное трение. Повторить на
запястье. Поменять руки.
Круговым движением тереть ладонь левой кисти кончиками пальцев правой
руки, поменять руки.
Смыть мыло с каждой руки под краном в направлении от кисти к локтю.
Закрыть кран локтем.
15
Осушить
обе
руки
бумажными
полотенцами,
меняя
их,
и
скинуть
использованные полотенца в контейнер для отходов класса А.
2.
Техника исследования секреторной функции желудка с энтеральным
раздражителем.
Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения. Получить согласие на проведение манипуляции
Усадить пациента, так чтобы он опирался на спинку стула.
Надеть чистый халат. Вымыть руки на гигиеническом уровне. Надеть
стерильные перчатки.
Положить на грудь пациента полотенце.
Снять съемные зубные протезы (если имеются).
Определить расстояние, на которое пациент должен будет проглотить
зонд (рост минус 100 см).
Взять стерильный зонд правой рукой на расстояние 10-15 см от слепого
конца зонда.
Поддерживать левой рукой свободный конец зонда.
Предложить пациенту открыть рот. Смазать конец зонда вазелином или
смочить кипяченой водой.
Положить слепой конец зонда на корень языка пациента.
Попросить пациента сделать глотательные движения, при этом глубоко
дышать через нос.
Ввести зонд до нужной метки (вводить до резцов).
Извлечь все желудочное содержимое натощак при помощи шприца
Жане в пробирку (порция №1).
Извлечь далее в течение 1 часа желудочное содержимое, меняя емкости
для сока каждые 15 минут (вторая, третья, четвёртая, пятая порции).
Ввести через зонд 50-100 мл энтерального раздражителя (мясной
бульон, капустный отвар), подогретого на водяной бане до 37-38
0
16
Продолжить извлекать содержимое в течение часа, меняя емкость
каждые 15 минут (шестая, седьмая, восьмая, девятая порции).
Отправить промаркированные емкости с полученным желудочным
содержимым в лабораторию.
Продезинфицировать перчатки, зонд, шприц, лоток.
3. Техника исследования секреторной функции желудка с парэнтеральным
раздражителем.
Информировать пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее
выполнения. Получить согласие на проведение манипуляции
Усадить пациента, так чтобы он опирался на спинку стула.
Надеть чистый халат. Вымыть руки на гигиеническом уровне. Надеть
стерильные перчатки.
Положить на грудь пациента полотенце.
Снять съемные зубные протезы (если имеются).
Определить расстояние, на которое пациент должен будет проглотить
зонд (рост минус 100 см).
Взять стерильный зонд правой рукой на расстояние 10-15 см от слепого
конца зонда.
Поддерживать левой рукой свободный конец зонда.
Предложить пациенту открыть рот. Смазать конец зонда вазелином или
смочить кипяченой водой.
Положить слепой конец зонда на корень языка пациента.
Попросить пациента сделать глотательные движения, при этом глубоко
дышать через нос.
Ввести зонд до нужной метки (вводить до резцов).
Извлечь все желудочное содержимое натощак при помощи шприца
Жане в пробирку (порция №1).
17
Извлечь далее в течение 1 часа желудочное содержимое, меняя емкости
для сока каждые 15 минут (вторая, третья, четвёртая, пятая порции).
Ввести подкожно раствор гистамина 0.1% из расчета 0.1мл на 10 кг
веса пациента.
Продолжить извлекать содержимое в течение часа, меняя емкость
каждые 15 минут (шестая, седьмая, восьмая, девятая порции).
Отправить промаркированные емкости с полученным желудочным
содержимым в лабораторию.
Продезинфицировать перчатки, зонд, шприц, лоток.
18
Тестовые задания по теме:
«Исследование секреторной функции желудка»
1.Зондовые манипуляции проводят:
а) после завтрака
б) натощак
в) в любое время
г) после обеда
2.Фракционное зондирование позволяет исследовать:
а) секреторную функцию желудка
б) желчь
в) переваривающую способность кишечника
г) всасывающую способность кишечника
3.При исследовании желудочного сока беззондовым методом используют:
а) ацидо – тест
б) раствор магния сульфата
в) раствор гистамина
г) капустный отвар
4.Длина введения зонда при желудочном зондировании:
а) рост – 35 см
б) рост – 100 см
в) рост + 100 см
г) не имеет значения
5.С какой целью применяют фракционное зондирование с парентеральным
раздражителем:
а) получение для исследования желчи
19
б) получение для исследования слизи
в) получение для исследования желудочного сока
г) получение промывных вод
6.Раздражитель при фракционном желудочном зондировании по методу
Лепорского:
а) ацидо – тест
б) раствор магния сульфата
в) раствор гистамина
г) капустный отвар
7. В качестве возбудителя секреции при исследовании секреторной
функции желудка с парентеральным раздражителем используется:
а) 0,1% раствор гистамина
б) 0,1% раствор атропина
в) 33% раствор магния сульфата
г) 200 мл капустного отвара
8. Для проведения желудочного зондирования необходимо приготовить:
а) тонкий резиновый зонд
б) толстый резиновый зонд
в) тонкий резиновый зонд с металлической оливой
г) два толстых желудочных зонда, соединенных стеклянной
трубкой
9.Элемент сестринского ухода при рвоте:
а) обильное щелочное питье
б) гигиена полости рта
в) промывание желудком
г) применение пузыря со льдом на эпигастральную область
20
10. В качестве возбудителя секреции при исследовании секреторной
функции желудка с энтеральным раздражителем используется:
а) раствор гистамина
б) мясной бульон
в) раствор пентагастрина
г) капустный отвар.
Эталон ответов:
1.
б
2.
а
3.
а
4.
б
5.
в
6.
г
7.
а
8.
а
9.
б
10. а,в.
Критерии оценок:
1 ошибка – оценка «5»
2 ошибки – оценка «4»
3 ошибок – оценка «3»
4 и более ошибок – оценка «2»
21
Глоссарий
Аспирация –
Кардия -
Желудок -
Пищеварение -
Моторная функция -
Ахилия -
Желудочный сок -
Ацидотест -
22
Эталон ответа
1. Аспирация - попадание в дыхательные пути застойного содержимого
пищевода.
2. Кардия - область пищеводно-желудочного перехода.
3. Желудок — полый мышечный орган, часть пищеварительного тракта,
расположен между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой.
4. Пищеварение -
совокупность
процессов,
обеспечивающих
гидролиз
основных компонентов пищи в ЖКТ до мономеров, их последующее
всасывание и перенос во внутреннюю среду организма.
5. Моторная
функция
- координированная
сократительная
активность
поперечно-полосатых
и
гладких
мышц
пищеварительного
тракта,
обеспечивающая ее продвижение в дистальном направлении.
6. Ахилия - отсутствие соляной кислоты и пищеварительных ферментов в
желудочном соке.
7. Желудочный
сок
-
сложный
по
составу
пищеварительный
сок,
вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.
8. Ацидотест — один из методов беззондового исследования кислотности
желудочного сока, основанный на обнаружении в моче красителя.
23
Графический диктант
1.
Капустный отвар – парентеральный раздражитель.
2.
Расчет глубины введения зонда: рост- 100.
3.
Для исследования желудочной секреции необходимо 3 пробирки.
4.
Исследование желудочной секреции проводят утром натощак.
5.
Зонды стерилизуют методом кипячения.
6.
К парентеральным раздражителям относятся гистамин и пентагастрин .
Эталон ответа:
да
да
да
нет
нет
нет
24
Изложение новой темы с демонстрацией манипуляции на фантоме
«Дуоденальное зондирование»
Цель:
получение
дуоденального
содержимого
для
лабораторного
исследования.
Показания к дуоденальному зондированию: заболевания печени, желчного
пузыря,
желчевыводящих
путей.
Противопоказания.
Острый
холецистит;
обострение
хронического
холецистита;
варикозное
расширение
вен
пищевода;
коронарная
недостаточность.
Оснащение. Стерильный дуоденальный зонд с оливой на конце; стерильный
шприц емкостью 20 мл; мягкий валик; теплая грелка; полотенце; лоток; 50 мл
25 % раствора магния сульфата подогретого до +40...+42 °С; штатив с
лабораторными пробирками (не менее трех пробирок, на каждой пробирке
указывают порцию желчи А, В, С); направление в лабораторию; чистая сухая
баночка; жесткий топчан без подушки; скамеечка; комплект белья; стакан с
кипяченой водой (раствором калия перманганата розового цвета, 2 %
раствором натрия гидрокарбоната или слабосолевым раствором).
Техника выполнения:
1. Подготовить все необходимое оснащение.
2. Установить доброжелательные отношения с пациентом и объяснить ему
цель и ход процедуры, получить согласие.
3. Надеть маску, подготовить руки к работе, надеть перчатки.
4.Объяснить пациенту необходимость процедуры и ее последовательность.
5.
Накануне
вечером
предупредить,
что
предстоящее
исследование
25
проводится натощак, а ужин перед исследованием должен быть не позднее
18.00.
3. Пригласить пациента в специальный кабинет, удобно усадить на стул со
спинкой, слегка наклонить его голову вперед.
4. На шею и грудь пациента положить полотенце, попросить его снять
зубные
протезы,
если
они
есть.
Дать
в
руки
лоток
для
слюны.
5. Достать из бикса стерильный зонд, увлажнить кипяченой водой конец
зонда с оливой. Взять его правой рукой на расстоянии 10 - 15 см от оливы, а
левой рукой придерживать свободный конец.
6. Встав справа от пациента, предложить ему открыть рот. Положить оливу
на корень языка и попросить сделать глотательное движение. Во время
проглатывания
продвигают
зонд
в
пищевод.
7. Просят пациента глубоко подышать носом. Свободное глубокое дыхание
подтверждает нахождение зонда в пищеводе и снимает рвотный рефлекс от
раздражения задней стенки глотки зондом.
8. При каждом глотании пациента зонд вводят глубже до четвертой отметки,
а затем еще на 10 - 15 см для продвижения зонда внутри желудка.
9. Присоединяют к зонду шприц и тянут поршень на себя. Если в шприц
поступает мутноватая жидкость, значит зонд находится в желудке.
10. Предлагают пациенту проглотить зонд до седьмой отметки. Если
позволяет его состояние, лучше это сделать во время медленной ходьбы.
11. Пациента укладывают на правый бок. Под таз подкладывают мягкий
валик, а под правое подреберье - теплую грелку. В таком положении
облегчается продвижение оливы к привратнику.
12. В положении лежа на правом боку пациенту предлагают проглотить зонд
до девятой отметки. Зонд продвигается в двенадцатиперстную кишку.
13. Свободный конец зонда опускают в баночку. Баночку и штатив с
пробирками
ставят
на
низкую
скамеечку
у
изголовья
пациента.
14. Как только из зонда в баночку начинает поступать желтая прозрачная
жидкость, свободный конец зонда опускают в пробирку А (дуоденальная
26
желчь порции А имеет светло-желтую окраску). За 20 - 30 мин поступает 15 -
40
мл
желчи
-
количество,
достаточное
для
исследования.
15. Используя шприц как воронку, вводят в двенадцатиперстную кишку 30 -
50 мл 25 % раствора магния сульфата, подогретого до +40...+42°С. На зонд
накладывают зажим на 5-10 мин или свободный конец завязывают легким
узлом.
16. Через 5-10 мин снимают зажим. Опускают свободный конец зонда в
баночку. Когда начинает поступать густая желчь темно-оливкового цвета,
опускают конец зонда в пробирку В (порция В из желчного пузыря). За 20 -
30 мин выделяется 50 - 60 мл желчи.
17. Как только из зонда вместе с пузырной желчью будет поступать желчь
ярко-желтого цвета, опускают его свободный конец в баночку до выделения
чистой ярко-желтой печеночной желчи.
18. Опускают зонд в пробирку С и набирают 10 - 20 мл печеночной желчи
(порция С).
19. Осторожно и медленно усаживают пациента. Извлекают зонд. Пациенту
дают
прополоскать
рот
приготовленной
жидкостью
(водой
или
антисептиком).
20. Поинтересовавшись самочувствием пациента, доставляют его в палату,
укладывают в постель, обеспечивают покой. Ему рекомендуют полежать, так
как магния сульфат может снизить АД.
21.
Пробирки
с
направлениями
доставляют
в
лабораторию.
22. Зонд после исследования замачивают в 3 % растворе хлорамина на 1 ч,
потом
обрабатывают
по
ОСТ
42-21-2-85.
23. Результат исследования подклеивают в историю болезни.
27
3.Заключительная часть
Тестовые задания для закрепления новой темы:
«Дуоденальное зондирование»
1.Показание для дуоденального зондирования
а) острый холецистит
б) хронический холецистит
в) острый гастрит
г) печеночная колика
2.Подготовка пациента к дуоденальному зондированию
а) вечером – легкий ужин, утром – натощак
б) вечером – легкий ужин, утром – очистительная клизма
в) в течение 3 дней до исследования исключаются железосодержащие
продукты
г) не проводится
3.При подготовке пациента к дуоденальному зондированию очистительная
клизма
а) ставится вечером накануне исследования
б) ставится утром в день исследования
в) ставится вечером и утром
г) не ставится
4.При дуоденальном зондировании медсестра использует сульфат магния для
получения содержимого
а) желудка
б) 12-перстной кишки
в) желчного пузыря
г) внутрипеченочных протоков
28
5.Порция
«В»,
полученная
при
дуоденальном
зондировании,
–
это
содержимое
а) желудка
б) 12-перстной кишки
в) желчного пузыря
г) внутрипеченочных протоков
6.При заболеваниях желчевыводящих путей медсестра готовит пациента к
проведению
а) желудочного зондирования
б) дуоденального зондирования
в) ирригоскопии
г) колоноскопии
7. При дуоденальном зондировании получают:
а) 3 порции желчи
б) 7 порций желчи
в) не делят на порции
г) столько, сколько медсестра приготовит пробирок
8.Для стимуляции при дуоденальном зондировании используют:
а) 0,9% раствор натрия хлорида 50 мл
б) 0,01% раствор калия перманганата 50 мл
в) 25% раствор магния сульфата 50 мл
г) 4% раствор натрия гидрокарбоната 50 мл
9.Дуоденальное зондирование проводят
а) толстым желудочным зондом
б) тонким зондом с оливой
в) тонким желудочным зондом
29
г) шприцем Жане
10.При дуоденальном зондировании порцию «С» :
а) Пузырная желчь
б) печеночная желчь
в) желчь из 12 – ти перстной кишки
г) желчь из желудка
Эталоны ответов: 1б, 2а, 3г, 4в, 5в, 6б, 7а, 8в, 9в, 10б.
Задание на дом: «Дуоденальное зондирование».
Учебное пособие Е.В.Смолева «Сестринское дело» стр. 58-65.
Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», стр. 92-99.
30
4.
Информационные источники
1.
Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Сестринское дело в
терапии, АН-МИ - М, 2000.
2.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
3.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела»
Москва Издательская группа «Гэотар-
Медиа» 2008.
4.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела.
– Ростов н/д.: Феникс, 2002.
5.
Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.
Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.
6.
Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –
М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
7.
Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии. Практикум, Феникс, Ростов-
на-Дону - 2002.
8.
Сестринское дело, учебник /под редакцией Краснова А.Ф., Самара -
1999.
9.
Е.В.Смолева Сестринское дело в терапии» Феникс, Ростов-на-Дону -
2010.
31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Слайд-презентация