Напоминание

"Юный хореограф"


Автор: Субботина Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Спектр"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Инновационный проект художественной направленности
Тема: "Юный хореограф"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Инновационный проект художественной направленности

«Юный хореограф»

для обучающихся 10-14 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ «Спектр» г.о. Самара

Субботина Ольга Анатольевна

Обоснование актуальности проекта

Реформирование образования с целью более полного удовлетворения запросов

родителей

и

интересов

детей

предъявляет

новые

требования

к

учреждениям

дополнительного образования детей. Внедрение инноваций в работу образовательного

учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы

дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который

развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более

качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и

распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).

В современной образовательной системе педагоги дополнительного образования

вовлечены

в

инновационные

процессы,

касающиеся

обновления

содержания

образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания как

детям, так и их родителям. Концепция модернизации российского образования требует

от педагогов повышения качества дополнительного образования, создания условий для

личностного развития каждого ребенка.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений –

проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной

деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым

видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения,

деятельностная

проработка

понятий,

рефлексия

результатов

реализации

проекта,

построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной

деятельности и пр. Концепция модернизации Российского образования определила

важнейшую

задачу

деятельности

педагогических

коллективов:

достижение

современного качества образования. В настоящее время сложилось новое понимание

основной цели образования. Педагог должен заботиться о формировании у обучающихся

определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.

Актуальность. Для создания

условий

раскрытия и развития творческого

потенциала обучающихся, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям

хореографией и достижения ими высокого творческого результата используются

различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных

и

инновационных

педагогических

подходов

на

занятиях

с

хореографическим

коллективом.

К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по

изучению танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций,

изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие

занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные

педагогические

технологии

развития

лидерских

и

диалогических

способностей;

педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного

1

общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого

продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами

хореографии.

Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло

стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в

основном только развлекательной средой. Только некоторые родители создают дома все

условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же

родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не

пригодится.

Работая с детьми младшего и среднего школьного возраста, столкнулась с тем, что

творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над

особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональности, активности,

развивающейся потребности в движении и общении. Поэтому проблема развития

творчества, посредством танца, над которой мы работаем, актуальна.

В ходе работы над проектом, я определила проблему: необходимо искать более

интересные формы подачи хореографического материала, нежели традиционная «педагог

- обучающийся».

Так возникла идея проекта: «Юный хореограф». Подготовка материалов по

хореографическим дисциплинам вполне может осуществляться самими обучающимися,

а затем они могут представить результат своей поисковой деятельности в виде

презентации своего творческого проекта другим обучающимся.

Новизна и практическая ценность проекта заключается в разработке и апробации

различных способов и методов развития коммуникативной, познавательной и творческой

активности у всех участников проекта. Обчающиеся расширяют свой кругозор, получая

опыт от практического его использования, учатся слушать и понимать друг друга при

защите проектов, что способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает

появление различных психологических комплексов.

Участие в данном проекте дает возможность развивать у обучающихся комплекс

умений самостоятельно или под руководством педагога осваивать новые способы

деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов,

которые

повышают

у

обучающихся

интерес

к

хореографическому

искусству,

обеспечивают интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как

история, литература, музыка, мировая художественная культура.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – переход на качественно иной уровень взаимодействия педагога и

обучающихся в рамках деятельности творческого объединения; создание условий для

формирования, развития умений и навыков проектной деятельности обучающихся на

занятиях по хореографии и раскрытие их творческого потенциала.

Задачи:

1.

Повышать

внимание

и

интерес

у

обучающихся

к

танцевальному искусству.

2.

Воспитывать интерес к истории классического, народного и

современного танца.

3.

Формировать умения и навыки самообразования, то есть

формировать способы активной познавательной деятельности.

4.

Повышать уровень развития хореографических компетенций

обучающихся, участвующих в реализации проекта.

5.

Изучать

основные

особенности

жанров

современной

хореографии (изучение основных движений современных танцевальных направлений,

в том числе: contemporary, стилизованный народный и т.д.).

2

6.

Улучшение процесса самостоятельной исследовательской и

творческой деятельности ребенка.

7.

Развивать музыкальный кругозор через грамотный подбор

музыкального сопровождения, совершенствовать музыкально-двигательные навыки.

8.

Поддерживать интерес к танцевальному творчеству через

ознакомление

обучающихся

с

лучшими

творениями

выдающихся

русских

хореографов – создателей лучших балетных спектаклей мира.

9.

Формировать

сценическую

аналитическую

культуру

обучающихся.

10.

Формировать умение презентовать свой творческий результат.

Ожидаемый результат

1.

Расширение общего кругозора детей путем ознакомления с лучшими образцами

хореографического искусства.

2.

Освоение обучающимися принципов проектной деятельности.

3.

Личностное развитие обучающихся, формирование ключевых компетентностей

при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико-технологической,

учебной и компетентности взаимодействия.

4.

Расширение информационного поля, источников по предмету, который преподает

педагог.

Этапы реализации проекта

Цель

Содержание деятельности

Результат

I этап. Подготовительный

(декабрь 2020 г. – январь 2021 г.)

Разработка идеи и

концепции проекта

работа педагога над созданием

концепции проекта;

создание методических рекомендаций,

подборка видеоматериалов и примерных тем

для обучающихся по разработке и созданию

танцевальной композиции;

анкетирование-опрос о

заинтересованности танцами (обучающиеся в

объединение «Хореографический ансамбль

«Планета»; родители, обучающихся в

объединение. (Приложение №4)

1. Разработка

Положения о

конкурсе.

(Приложение №1).

2.

Разработка

критериев для

проведения конкурса.

II этап. Организационный

(февраль- март 2021 г.)

Ознакомление

обучающихся

хореографического

объединения

«Хореографически

й ансамбль

«Планета» с

критериями и

условиями

размещение объявления в социальных

сетях и в образовательном учреждении;

ознакомление участников с условиями и

критериями проекта;

подача заявок на участие в проекте;

(Приложение №3)

приглашение жюри.

1.

Выбор каждым

обучающимся

индивидуальной темы

для выполнения

проекта.

2.

Сбор необходимых

источников

информации по теме

проекта: музыкальные

произведения,

3

конкурса

выразительные

средства (движения),

художественные

материалы (эскизы

костюмов,

декорационного

оформления, атрибуты

необходимые для

постановок

музыкально-

двигательных образов).

поиск танцевального

стиля, подбор музыки,

разработка костюмов,

реквизита),составление

сметы проекта.

II этап. Основной

(апрель-ноябрь 2021 г.)

Реализация проекта

и создание

творческого

продукта

Педагог-хореограф организует работу по

следующим заданиям, выполняя их

совместно с подростками:

прослушать музыкальные

произведения;

определить характер музыкального

произведения, музыкальной формы, темпа,

ритма;

соотнести выбранные музыкальные

произведения с отобранными

художественными образами;

соединить музыку с движениями,

которые были придуманы дома;

протанцевать полученные

музыкально-двигательные образы в

хореографическом классе.

Педагог-хореограф предлагает домашнее

задание: просмотр фильмов, сказок, книг,

интернет-ресурсов, которые помогут в

создании танцевального образа и эскиза

костюма.

Работа по следующим заданиям:

составьте устный рассказ о действиях и

событиях выбранного вами образа в

танцевальной композиции:

начало является вступлением к рассказу,

показываются обстоятельства, с которых

начинается действие и первая

характеристика героев;

введение в действие: происходит

знакомство с действующими лицами;

завязка предполагает знакомство героев

друг с другом;

развитие действия – развитие конфликта,

1.

По итогам

домашних работ

обучающиеся

совместно с педагогом

выбирают лучшие

эскизы, по которым

изготавливаются

костюмы.

2.

Написание

сценария (либретто)

танцевального номера.

3.

Формирование

креативно-

коммуникативных

групп позитивного

взаимодействия.

4

которое выражается в ряде поступков,

взаимодействии; кульминация – высшая

точка эмоционального действенного

построения рассказа;

развязка – заключение, которое

рождается в результате всего действия;

последействие – рефлексия.

Ребята разбиваются на группы, дуэты и

сольных исполнителей и начинается работа

над сочинением танцевальных комбинаций,

которая происходит по следующим

критериям:

составление групп танцевальных

движений, характерных для образа с учетом

физических сил и возможностей

исполнителей;

соединение движений в танцевальные

комбинации;

характер и выразительность

исполнения танцевальных комбинаций

(владение хореографической речью);

гармоничная связь музыки и

движения при исполнении движений

(ритмичность, эмоциональность);

техническое исполнение танцевальных

комбинаций (четкость, такт).

Разделение задач

между творческими

группами

подростков

Педагог-хореограф организует работу в

творческих группах:

отработка танцевальных комбинаций;

закрепление пройденного материала;

повтор танцевальных композиций.

Педагог определяет схему

взаимодействия в группах и планирует

порядок работ. Совместными усилиями

обучающиеся собирают выученные

комбинации в единую танцевальную

композицию по следующим заданиям.

Сочинение композиционного построения

– рисунок танца.

Педагог ставит задачу:

работа с музыкальным материалом для

данного танца, где существуют правила: с

изменением музыкальной фразы, меняется

рисунок (из линии – перестроение в круг и т.

д.); с окончанием музыкальной фразы

должен заканчиваться рисунок;

выделить основной композиционный

принцип – ключ постановки танца

Совместными усилиями участники

«собирают» все танцевальное произведение

(костюм, рисунок, движения, музыку) в

хореографическом классе. Определяют

Единая танцевальную

композицию

5

название каждой танцевальной композиции,

исходя из образов танцевальных

комбинаций.

Далее идет отработка и повтор

танцевальных композиций. Педагог на

данном этапе работы является консультантом

групп.

III этап. Заключительный

(ноябрь-декабрь 2021 г.)

Презентация

творческого

продукта.

Защита проекта

Представление обучающимися

результатов работы в виде презентации

танцевального номера

или видеопрезентации.

1. Организационный момент. Вступительное

слово педагога (актуальность, цель и задачи

проекта, представление профессионального и

детского жюри).

2. Жеребьёвка.

3. Исполнение номеров. Каждый участник

самостоятельно объявляет свою фамилию и

название танца. Ведётся видеосъёмка

каждого номера.

4. Выбор победителя и присуждение званий

участникам конкурса по различным

номинациям (Приложение 2).

5. Церемония награждения.

Творческие номера

обучающихся

Подведение итогов

проекта.

Анализ подготовки

и реализации

проекта «Юный

хореограф»

1. Просмотр видеоматериалов.

2. Обсуждение и анализ качественных

характеристик творческих номеров, в

соответствии с условиями и критериями

конкурса.

3. Рецензирование проведения проекта

членами жюри.

Реализованный проект

6

Приложение №1

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса в рамках реализации творческого проекта «Юный

хореограф»

хореографического ансамбля «Планета»

Цель:

раскрытие творческого потенциала обучающихся средствами применения

хореографических умений и навыков.

Задачи:

повышать внимание и интерес у обучающихся к танцевальному искусству;

изучать основные особенности жанров современной хореографии;

развивать

музыкальный

кругозор

через

грамотный

подбор

музыкального

сопровождения;

формировать сценическую аналитическую культуру обучающихся;

совершенствовать музыкально-двигательные навыки;;

уметь презентовать свой творческий результат.

Организатор: МБУ ДО ЦДТ «Спектр» г.о Самара

Участники конкурса:

В конкурсе принимают участие все желающие обучающиеся в хореографическом

ансамбле «Планета» (индивидуально, по парам и группам).

Основные требования:

В программу конкурса включается 1 номер от каждого участника, время исполнения

1,5-3 мин.

Репертуар, тематика выступления, костюм и музыка определяется участником

самостоятельно

и

согласуется

с

куратором

конкурса.

Конкурсанты

используют

аппаратуру организаторов конкурса.

Оценка защиты конкурсных номеров:

профессиональное жюри (педагоги, имеющие специальное образование);

непрофессиональное жюри (детское).

Критерии оценок: (10 – балльная система)

Оригинальность постановки и воспроизведения балетмейстерского замысла в

танце, композиционное построение номера.

Соответствие хореографического и музыкального материалов, художественного

оформления (реквизит, костюм и т.д.)

Уровень исполнительского мастерства, его соответствие стилевым особенностям

репертуара.

Природные

профессиональные

данные

(гибкость,

выворотность,

растяжка,

подъём).

Музыкальность.

Артистизм, сценичность, владение сценическим пространством.

Награждение:

По итогам конкурса все участники награждаются специальными дипломами по

номинациям.

Время и место проведения: апрель 2021г., школа № 139

Заявки принимаются до 20 апреля 2021г по форме (Приложение №3)

Координатор конкурса: педагог дополнительного образования Субботина О.А.

7

Приложение №2

Специальные дипломы победителей по номинациям конкурса:

«Лучший балетмейстер (лауреаты 1,2,3 степени)», «Самый оригинальный танец»,

«Самый эмоционально выразительный», «Самый оригинальный костюм», «Зрительская

симпатия».

8

Приложение №3

Заявка

на участие в конкурсе в рамках реализации творческого проекта «Юный хореограф»

Фамилия, имя участника___________________________________________________

Название творческого номера_______________________________________________

Дата заполнения______________________

Подпись________________

9

Приложение №4

Анкетирование-опрос на тему «Заинтересованность танцами»

1. Зачем вы занимаетесь хореографией? (для обучающихся в объединении)

а) нравится танцевать

б) для общения

в) нравится выступать

г) не знаю

д) свой вариант ответа: ________________

2. С какой целью вы водите своих детей на хореографию? (для родителей)

а) для общего развития

б) для здоровья ребёнка

в) моему ребёнку нравиться танцевать

г) мне нравится, что мой ребёнок танцует и выступает

д) свой вариант ответа: ________________

Анкета-опрос по окончанию проекта для участников

1.

Понравилось ли участвовать в проекте?

2.

Чьи выступления считаете наиболее удачными?

3. Сколько раз корректировался ваш танец?

4. На какие темы консультировались с педагогом?

5. Отличительные особенности вашего танца?

6. Недостатки вашего танца?

7.Будете ли ещё участвовать в подобном проекте?

8. Что хотели бы изменить в проекте?

Обобщение результатов проведенного опроса:

Было опрошено 60 обучающихся в объединении «Хореографический ансамбль «Планета»

а) нравиться танцевать – 30

б) для общения – 5

в) нравиться выступать – 15

г) не знаю – 0

д) пункт а, б и в – 10

Были опрошены 28 родителей обучающихся в объединение «Хореографический ансамбль

«Планета»

а) для общего развития – 2

б) моему ребёнку нравиться танцевать – 4

в) мне нравится, что мой ребёнок танцует и выступает – 2

г) все пункты – 20

10

Распределение ответов на анкету-опрос по окончанию проекта для

участников

1) Все участники однозначно ответили ДА.

2) Все участники были полностью согласны с выбором и награждением жюри.

3) Ответы были разными: кто-то ни разу ничего не корректировал, а кто-то несколько

раз.

4) участники консультировались по костюмам, по музыкальному сопровождению, по

движениям.

5) Основные ответы: народный или современный, костюм, музыкальное оформление.

6) Неудачно подобранное музыкальное сопровождение, костюм и движения.

7) Обязательно будут все участвовать.

11

Приложение №5

Оценочный лист для жюри конкурса в рамках реализации проекта «Юный

хореограф»

п/

п

Фамилия,

имя

обучающегос

я

Название

танца

Оригинальность постановки и

воспроизведения

балетмейстерского замысла в

танце, композиционное

построение номера.

Соответствие хореографического

и музыкального материалов,

художественного оформления

(реквизит, костюм и т.д.)

Уровень исполнительского

мастерства, его соответствие

стилевым особенностям

репертуара.

Природные профессиональные

данные

( гибкость, выворотность,

растяжка, подъём).

Музыкальность.

Артистизм, сценичность,

владение сценическим

пространством.

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

Информационно-аналитическая справка

по итогам проведения конкурса в рамках реализации творческого проекта

«Юный хореограф»

27 апреля 2021года в 17:00 в актовом зале школы № 139 г.о.Самара проходил

конкурс в рамках реализации проекта «Юный хореограф».

Общий

охват

участников

мероприятия

50

человек

(участники

конкурса,

болельщики, жюри детское и взрослое, педагоги, родители).

Цель проекта была достигнута полностью. Конкурс помог раскрыть творческий

потенциал не только обучающихся, но и некоторых родителей.

Задачи творческого проекта были реализованы не в полной мере. Стоит отметить,

что у обучающихся повысился интерес к танцевальному искусству. Они стали более

грамотно относится к подбору музыкального сопровождения, взаимодействовать в

сценическом пространстве. Но не все обучающиеся научились презентовать свой

творческий результат, так как присутствовала боязнь публичных выступлений.

Участниками

конкурса

стали

обучающиеся

хореографического

ансамбля

«Планета» в количестве 20 человек (педагог Субботина Ольга Анатольевна) представили

на суд жюри 10 танцевальных номеров.

Участников конкурса оценивало 2 жюри. Детское независимое жюри было из

ребят, занимающихся в других объединениях. Их роль в конкурсе: выбрать один номер в

номинацию «Приз зрительских симпатий». Профессиональное

жюри состояло из

педагогов, имеющих специальное профессиональное образование.

Лучшими были признаны номера: «Притяжение мыслей», «Дыхание розы»,

«Босиком по росе», « По дороге в Париж», « Неразделенные», «Соприкоснуться с

мечтой».

После окончания конкурса был проведён круглый стол для членов жюри с подведением

итогов, обсуждением анкетирования и планированием дальнейшей работы, в том числе

путей развития реализованного проекта. Некоторые представленные номера были высоко

оценены членами жюри и было принято решение представить лучшие работы на

городской конкурс детских и юношеских работ «Начало» в октябре 2021 года.

По результатам реализации проекта можно сделать следующий вывод: развитие

творческих способностей детей посредством танца имеет большое значение для

всестороннего развития личности. Такие конкурсы нужно проводить чаще, и в нашем

коллективе он будет традиционным ежегодным проектом.

Лучшие танцевальные номера, отмеченные на творческом проекте «Юный

хореограф», были представлены на городском конкурсе детских и юношеских работ

«Начало» в октябре 2021 года. По итогам городского конкурса хореографические

постановки «Соприкоснуться с мечтой» (постановка Марии Златкиной) и «Притяжение

мыслей» (постановка Арзамасцевой Кристины, Бароненковой

Ирины, Новожениной

Полины) стали лауреатами конкурса 1 и 2 степени.

Далее было принято решение выставить номера-победители, а также еще две

постановки: «По дороге в Париж» и «Неразделенные» на международный конкурс

фестиваль «Паруса мечты», который проходил с 20 октября по 3 ноября в г. Самаре.

Ребята выступили в дополнительной номинации фестиваля «Детские балетмейстерские

13

работы», где стали победителями (лауреаты 1 и 2 степени) и получили кубки и дипломы

конкурса.

Таким

образом,

организация

хореографических

проектов

в

дополнительном

образовании позволяет подросткам:

- проявлять творческую индивидуальность;

- расширять кругозор;

- осваивать основные этапы работы над созданием хореографического проекта;

- овладевать хореографической речью;

- развивать и применять хореографические умения;

- выполнять креативно-коммуникативные роли, пробовать себя как в роли

исполнителя, так и в роли постановщика – балетмейстера;

- научиться работать в коллективе – хореографической группе;

- позитивно взаимодействовать, сотрудничать, достигать договоренности, оказывать

помощь участникам проектов – обучать партнеров, делиться своим опытом со

сверстниками;

- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого;

- применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.

Педагог ведет подростков к соучастию постепенно: от наблюдений за его

самостоятельной деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и,

наконец,

к

сотрудничеству.

Педагог-хореограф

занимает

лидирующую,

но

не

доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет

роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который

строится как диалог подростков в хореографическом проекте как взаимообогащение их

личностного опыта. Работа ориентирована на

приоритет разнообразных видов

самостоятельной деятельности подростков (индивидуальных, парных, групповых видов

самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

В ходе реализации проекта мной были выявлены некоторые проблемы в процессе

работы: не все дети активно участвовали в поиске материалов для раскрытия

танцевального образа и лексического решения, не хватает лексических навыков для

сочинения танцевальной комбинации, не все обучающиеся научились презентовать свой

творческий проект, так как присутствовала боязнь публичных выступлений. Но высокие

результаты других детей, участвовавших в проекте и получивших призовые места и

награды, явились мотивацией и стимулом для творческого роста остальных ребят и их

стремлению к активному участию в подобных проектах.

По окончании проекта мной был разработан перспективный план для будущего

проекта с учетом опыта реализации предыдущего.

14

Список литературы

1.

Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. –

Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.

2.

Кривобок

Е.В.,

Саранюк

О.Ю.

Исследовательская

деятельность

младших

школьников. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.

3.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических

исследований // Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006,

с.14

4.

Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса//

Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.38

15

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика