Автор: Субботина Ольга Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ "Спектр"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Инновационный проект художественной направленности
Тема: "Юный хореограф"
Раздел: дополнительное образование
Инновационный проект художественной направленности
«Юный хореограф»
для обучающихся 10-14 лет
Автор:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ЦДТ «Спектр» г.о. Самара
Субботина Ольга Анатольевна
Обоснование актуальности проекта
Реформирование образования с целью более полного удовлетворения запросов
родителей
и
интересов
детей
предъявляет
новые
требования
к
учреждениям
дополнительного образования детей. Внедрение инноваций в работу образовательного
учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы
дополнительного образования. Инновационная деятельность – процесс, который
развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более
качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и
распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
В современной образовательной системе педагоги дополнительного образования
вовлечены
в
инновационные
процессы,
касающиеся
обновления
содержания
образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания как
детям, так и их родителям. Концепция модернизации российского образования требует
от педагогов повышения качества дополнительного образования, создания условий для
личностного развития каждого ребенка.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений –
проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной
деятельности. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым
видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения,
деятельностная
проработка
понятий,
рефлексия
результатов
реализации
проекта,
построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной
деятельности и пр. Концепция модернизации Российского образования определила
важнейшую
задачу
деятельности
педагогических
коллективов:
достижение
современного качества образования. В настоящее время сложилось новое понимание
основной цели образования. Педагог должен заботиться о формировании у обучающихся
определённого набора компетенций, способности к саморазвитию.
Актуальность. Для создания
условий
раскрытия и развития творческого
потенциала обучающихся, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям
хореографией и достижения ими высокого творческого результата используются
различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных
и
инновационных
педагогических
подходов
на
занятиях
с
хореографическим
коллективом.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по
изучению танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций,
изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие
занимающихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные
педагогические
технологии
развития
лидерских
и
диалогических
способностей;
педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного
1
общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого
продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами
хореографии.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ослабло
стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
телевизор, компьютерные игры, которые окружают детей дома, ограничиваются в
основном только развлекательной средой. Только некоторые родители создают дома все
условия для развития творческих танцевальных способностей детей, большинство же
родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не
пригодится.
Работая с детьми младшего и среднего школьного возраста, столкнулась с тем, что
творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над
особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональности, активности,
развивающейся потребности в движении и общении. Поэтому проблема развития
творчества, посредством танца, над которой мы работаем, актуальна.
В ходе работы над проектом, я определила проблему: необходимо искать более
интересные формы подачи хореографического материала, нежели традиционная «педагог
- обучающийся».
Так возникла идея проекта: «Юный хореограф». Подготовка материалов по
хореографическим дисциплинам вполне может осуществляться самими обучающимися,
а затем они могут представить результат своей поисковой деятельности в виде
презентации своего творческого проекта другим обучающимся.
Новизна и практическая ценность проекта заключается в разработке и апробации
различных способов и методов развития коммуникативной, познавательной и творческой
активности у всех участников проекта. Обчающиеся расширяют свой кругозор, получая
опыт от практического его использования, учатся слушать и понимать друг друга при
защите проектов, что способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает
появление различных психологических комплексов.
Участие в данном проекте дает возможность развивать у обучающихся комплекс
умений самостоятельно или под руководством педагога осваивать новые способы
деятельности в сфере хореографического творчества, помогает в достижении результатов,
которые
повышают
у
обучающихся
интерес
к
хореографическому
искусству,
обеспечивают интеграцию хореографии с такими общеобразовательными предметами, как
история, литература, музыка, мировая художественная культура.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – переход на качественно иной уровень взаимодействия педагога и
обучающихся в рамках деятельности творческого объединения; создание условий для
формирования, развития умений и навыков проектной деятельности обучающихся на
занятиях по хореографии и раскрытие их творческого потенциала.
Задачи:
1.
Повышать
внимание
и
интерес
у
обучающихся
к
танцевальному искусству.
2.
Воспитывать интерес к истории классического, народного и
современного танца.
3.
Формировать умения и навыки самообразования, то есть
формировать способы активной познавательной деятельности.
4.
Повышать уровень развития хореографических компетенций
обучающихся, участвующих в реализации проекта.
5.
Изучать
основные
особенности
жанров
современной
хореографии (изучение основных движений современных танцевальных направлений,
в том числе: contemporary, стилизованный народный и т.д.).
2
6.
Улучшение процесса самостоятельной исследовательской и
творческой деятельности ребенка.
7.
Развивать музыкальный кругозор через грамотный подбор
музыкального сопровождения, совершенствовать музыкально-двигательные навыки.
8.
Поддерживать интерес к танцевальному творчеству через
ознакомление
обучающихся
с
лучшими
творениями
выдающихся
русских
хореографов – создателей лучших балетных спектаклей мира.
9.
Формировать
сценическую
аналитическую
культуру
обучающихся.
10.
Формировать умение презентовать свой творческий результат.
Ожидаемый результат
1.
Расширение общего кругозора детей путем ознакомления с лучшими образцами
хореографического искусства.
2.
Освоение обучающимися принципов проектной деятельности.
3.
Личностное развитие обучающихся, формирование ключевых компетентностей
при решении проблем: информационно-коммуникационной, эстетико-технологической,
учебной и компетентности взаимодействия.
4.
Расширение информационного поля, источников по предмету, который преподает
педагог.
Этапы реализации проекта
Цель
Содержание деятельности
Результат
I этап. Подготовительный
(декабрь 2020 г. – январь 2021 г.)
Разработка идеи и
концепции проекта
работа педагога над созданием
концепции проекта;
создание методических рекомендаций,
подборка видеоматериалов и примерных тем
для обучающихся по разработке и созданию
танцевальной композиции;
анкетирование-опрос о
заинтересованности танцами (обучающиеся в
объединение «Хореографический ансамбль
«Планета»; родители, обучающихся в
объединение. (Приложение №4)
1. Разработка
Положения о
конкурсе.
(Приложение №1).
2.
Разработка
критериев для
проведения конкурса.
II этап. Организационный
(февраль- март 2021 г.)
Ознакомление
обучающихся
хореографического
объединения
«Хореографически
й ансамбль
«Планета» с
критериями и
условиями
размещение объявления в социальных
сетях и в образовательном учреждении;
ознакомление участников с условиями и
критериями проекта;
подача заявок на участие в проекте;
(Приложение №3)
приглашение жюри.
1.
Выбор каждым
обучающимся
индивидуальной темы
для выполнения
проекта.
2.
Сбор необходимых
источников
информации по теме
проекта: музыкальные
произведения,
3
конкурса
выразительные
средства (движения),
художественные
материалы (эскизы
костюмов,
декорационного
оформления, атрибуты
необходимые для
постановок
музыкально-
двигательных образов).
поиск танцевального
стиля, подбор музыки,
разработка костюмов,
реквизита),составление
сметы проекта.
II этап. Основной
(апрель-ноябрь 2021 г.)
Реализация проекта
и создание
творческого
продукта
Педагог-хореограф организует работу по
следующим заданиям, выполняя их
совместно с подростками:
прослушать музыкальные
произведения;
определить характер музыкального
произведения, музыкальной формы, темпа,
ритма;
соотнести выбранные музыкальные
произведения с отобранными
художественными образами;
соединить музыку с движениями,
которые были придуманы дома;
протанцевать полученные
музыкально-двигательные образы в
хореографическом классе.
Педагог-хореограф предлагает домашнее
задание: просмотр фильмов, сказок, книг,
интернет-ресурсов, которые помогут в
создании танцевального образа и эскиза
костюма.
Работа по следующим заданиям:
составьте устный рассказ о действиях и
событиях выбранного вами образа в
танцевальной композиции:
начало является вступлением к рассказу,
показываются обстоятельства, с которых
начинается действие и первая
характеристика героев;
введение в действие: происходит
знакомство с действующими лицами;
завязка предполагает знакомство героев
друг с другом;
развитие действия – развитие конфликта,
1.
По итогам
домашних работ
обучающиеся
совместно с педагогом
выбирают лучшие
эскизы, по которым
изготавливаются
костюмы.
2.
Написание
сценария (либретто)
танцевального номера.
3.
Формирование
креативно-
коммуникативных
групп позитивного
взаимодействия.
4
которое выражается в ряде поступков,
взаимодействии; кульминация – высшая
точка эмоционального действенного
построения рассказа;
развязка – заключение, которое
рождается в результате всего действия;
последействие – рефлексия.
Ребята разбиваются на группы, дуэты и
сольных исполнителей и начинается работа
над сочинением танцевальных комбинаций,
которая происходит по следующим
критериям:
составление групп танцевальных
движений, характерных для образа с учетом
физических сил и возможностей
исполнителей;
соединение движений в танцевальные
комбинации;
характер и выразительность
исполнения танцевальных комбинаций
(владение хореографической речью);
гармоничная связь музыки и
движения при исполнении движений
(ритмичность, эмоциональность);
техническое исполнение танцевальных
комбинаций (четкость, такт).
Разделение задач
между творческими
группами
подростков
Педагог-хореограф организует работу в
творческих группах:
отработка танцевальных комбинаций;
закрепление пройденного материала;
повтор танцевальных композиций.
Педагог определяет схему
взаимодействия в группах и планирует
порядок работ. Совместными усилиями
обучающиеся собирают выученные
комбинации в единую танцевальную
композицию по следующим заданиям.
Сочинение композиционного построения
– рисунок танца.
Педагог ставит задачу:
работа с музыкальным материалом для
данного танца, где существуют правила: с
изменением музыкальной фразы, меняется
рисунок (из линии – перестроение в круг и т.
д.); с окончанием музыкальной фразы
должен заканчиваться рисунок;
выделить основной композиционный
принцип – ключ постановки танца
Совместными усилиями участники
«собирают» все танцевальное произведение
(костюм, рисунок, движения, музыку) в
хореографическом классе. Определяют
Единая танцевальную
композицию
5
название каждой танцевальной композиции,
исходя из образов танцевальных
комбинаций.
Далее идет отработка и повтор
танцевальных композиций. Педагог на
данном этапе работы является консультантом
групп.
III этап. Заключительный
(ноябрь-декабрь 2021 г.)
Презентация
творческого
продукта.
Защита проекта
Представление обучающимися
результатов работы в виде презентации
танцевального номера
или видеопрезентации.
1. Организационный момент. Вступительное
слово педагога (актуальность, цель и задачи
проекта, представление профессионального и
детского жюри).
2. Жеребьёвка.
3. Исполнение номеров. Каждый участник
самостоятельно объявляет свою фамилию и
название танца. Ведётся видеосъёмка
каждого номера.
4. Выбор победителя и присуждение званий
участникам конкурса по различным
номинациям (Приложение 2).
5. Церемония награждения.
Творческие номера
обучающихся
Подведение итогов
проекта.
Анализ подготовки
и реализации
проекта «Юный
хореограф»
1. Просмотр видеоматериалов.
2. Обсуждение и анализ качественных
характеристик творческих номеров, в
соответствии с условиями и критериями
конкурса.
3. Рецензирование проведения проекта
членами жюри.
Реализованный проект
6
Приложение №1
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса в рамках реализации творческого проекта «Юный
хореограф»
хореографического ансамбля «Планета»
Цель:
раскрытие творческого потенциала обучающихся средствами применения
хореографических умений и навыков.
Задачи:
повышать внимание и интерес у обучающихся к танцевальному искусству;
изучать основные особенности жанров современной хореографии;
развивать
музыкальный
кругозор
через
грамотный
подбор
музыкального
сопровождения;
формировать сценическую аналитическую культуру обучающихся;
совершенствовать музыкально-двигательные навыки;;
уметь презентовать свой творческий результат.
Организатор: МБУ ДО ЦДТ «Спектр» г.о Самара
Участники конкурса:
В конкурсе принимают участие все желающие обучающиеся в хореографическом
ансамбле «Планета» (индивидуально, по парам и группам).
Основные требования:
В программу конкурса включается 1 номер от каждого участника, время исполнения
1,5-3 мин.
Репертуар, тематика выступления, костюм и музыка определяется участником
самостоятельно
и
согласуется
с
куратором
конкурса.
Конкурсанты
используют
аппаратуру организаторов конкурса.
Оценка защиты конкурсных номеров:
профессиональное жюри (педагоги, имеющие специальное образование);
непрофессиональное жюри (детское).
Критерии оценок: (10 – балльная система)
Оригинальность постановки и воспроизведения балетмейстерского замысла в
танце, композиционное построение номера.
Соответствие хореографического и музыкального материалов, художественного
оформления (реквизит, костюм и т.д.)
Уровень исполнительского мастерства, его соответствие стилевым особенностям
репертуара.
Природные
профессиональные
данные
(гибкость,
выворотность,
растяжка,
подъём).
Музыкальность.
Артистизм, сценичность, владение сценическим пространством.
Награждение:
По итогам конкурса все участники награждаются специальными дипломами по
номинациям.
Время и место проведения: апрель 2021г., школа № 139
Заявки принимаются до 20 апреля 2021г по форме (Приложение №3)
Координатор конкурса: педагог дополнительного образования Субботина О.А.
7
Приложение №2
Специальные дипломы победителей по номинациям конкурса:
«Лучший балетмейстер (лауреаты 1,2,3 степени)», «Самый оригинальный танец»,
«Самый эмоционально выразительный», «Самый оригинальный костюм», «Зрительская
симпатия».
8
Приложение №3
Заявка
на участие в конкурсе в рамках реализации творческого проекта «Юный хореограф»
Фамилия, имя участника___________________________________________________
Название творческого номера_______________________________________________
Дата заполнения______________________
Подпись________________
9
Приложение №4
Анкетирование-опрос на тему «Заинтересованность танцами»
1. Зачем вы занимаетесь хореографией? (для обучающихся в объединении)
а) нравится танцевать
б) для общения
в) нравится выступать
г) не знаю
д) свой вариант ответа: ________________
2. С какой целью вы водите своих детей на хореографию? (для родителей)
а) для общего развития
б) для здоровья ребёнка
в) моему ребёнку нравиться танцевать
г) мне нравится, что мой ребёнок танцует и выступает
д) свой вариант ответа: ________________
Анкета-опрос по окончанию проекта для участников
1.
Понравилось ли участвовать в проекте?
2.
Чьи выступления считаете наиболее удачными?
3. Сколько раз корректировался ваш танец?
4. На какие темы консультировались с педагогом?
5. Отличительные особенности вашего танца?
6. Недостатки вашего танца?
7.Будете ли ещё участвовать в подобном проекте?
8. Что хотели бы изменить в проекте?
Обобщение результатов проведенного опроса:
Было опрошено 60 обучающихся в объединении «Хореографический ансамбль «Планета»
а) нравиться танцевать – 30
б) для общения – 5
в) нравиться выступать – 15
г) не знаю – 0
д) пункт а, б и в – 10
Были опрошены 28 родителей обучающихся в объединение «Хореографический ансамбль
«Планета»
а) для общего развития – 2
б) моему ребёнку нравиться танцевать – 4
в) мне нравится, что мой ребёнок танцует и выступает – 2
г) все пункты – 20
10
Распределение ответов на анкету-опрос по окончанию проекта для
участников
1) Все участники однозначно ответили ДА.
2) Все участники были полностью согласны с выбором и награждением жюри.
3) Ответы были разными: кто-то ни разу ничего не корректировал, а кто-то несколько
раз.
4) участники консультировались по костюмам, по музыкальному сопровождению, по
движениям.
5) Основные ответы: народный или современный, костюм, музыкальное оформление.
6) Неудачно подобранное музыкальное сопровождение, костюм и движения.
7) Обязательно будут все участвовать.
11
Приложение №5
Оценочный лист для жюри конкурса в рамках реализации проекта «Юный
хореограф»
№
п/
п
Фамилия,
имя
обучающегос
я
Название
танца
Оригинальность постановки и
воспроизведения
балетмейстерского замысла в
танце, композиционное
построение номера.
Соответствие хореографического
и музыкального материалов,
художественного оформления
(реквизит, костюм и т.д.)
Уровень исполнительского
мастерства, его соответствие
стилевым особенностям
репертуара.
Природные профессиональные
данные
( гибкость, выворотность,
растяжка, подъём).
Музыкальность.
Артистизм, сценичность,
владение сценическим
пространством.
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
Информационно-аналитическая справка
по итогам проведения конкурса в рамках реализации творческого проекта
«Юный хореограф»
27 апреля 2021года в 17:00 в актовом зале школы № 139 г.о.Самара проходил
конкурс в рамках реализации проекта «Юный хореограф».
Общий
охват
участников
мероприятия
50
человек
(участники
конкурса,
болельщики, жюри детское и взрослое, педагоги, родители).
Цель проекта была достигнута полностью. Конкурс помог раскрыть творческий
потенциал не только обучающихся, но и некоторых родителей.
Задачи творческого проекта были реализованы не в полной мере. Стоит отметить,
что у обучающихся повысился интерес к танцевальному искусству. Они стали более
грамотно относится к подбору музыкального сопровождения, взаимодействовать в
сценическом пространстве. Но не все обучающиеся научились презентовать свой
творческий результат, так как присутствовала боязнь публичных выступлений.
Участниками
конкурса
стали
обучающиеся
хореографического
ансамбля
«Планета» в количестве 20 человек (педагог Субботина Ольга Анатольевна) представили
на суд жюри 10 танцевальных номеров.
Участников конкурса оценивало 2 жюри. Детское независимое жюри было из
ребят, занимающихся в других объединениях. Их роль в конкурсе: выбрать один номер в
номинацию «Приз зрительских симпатий». Профессиональное
жюри состояло из
педагогов, имеющих специальное профессиональное образование.
Лучшими были признаны номера: «Притяжение мыслей», «Дыхание розы»,
«Босиком по росе», « По дороге в Париж», « Неразделенные», «Соприкоснуться с
мечтой».
После окончания конкурса был проведён круглый стол для членов жюри с подведением
итогов, обсуждением анкетирования и планированием дальнейшей работы, в том числе
путей развития реализованного проекта. Некоторые представленные номера были высоко
оценены членами жюри и было принято решение представить лучшие работы на
городской конкурс детских и юношеских работ «Начало» в октябре 2021 года.
По результатам реализации проекта можно сделать следующий вывод: развитие
творческих способностей детей посредством танца имеет большое значение для
всестороннего развития личности. Такие конкурсы нужно проводить чаще, и в нашем
коллективе он будет традиционным ежегодным проектом.
Лучшие танцевальные номера, отмеченные на творческом проекте «Юный
хореограф», были представлены на городском конкурсе детских и юношеских работ
«Начало» в октябре 2021 года. По итогам городского конкурса хореографические
постановки «Соприкоснуться с мечтой» (постановка Марии Златкиной) и «Притяжение
мыслей» (постановка Арзамасцевой Кристины, Бароненковой
Ирины, Новожениной
Полины) стали лауреатами конкурса 1 и 2 степени.
Далее было принято решение выставить номера-победители, а также еще две
постановки: «По дороге в Париж» и «Неразделенные» на международный конкурс
фестиваль «Паруса мечты», который проходил с 20 октября по 3 ноября в г. Самаре.
Ребята выступили в дополнительной номинации фестиваля «Детские балетмейстерские
13
работы», где стали победителями (лауреаты 1 и 2 степени) и получили кубки и дипломы
конкурса.
Таким
образом,
организация
хореографических
проектов
в
дополнительном
образовании позволяет подросткам:
- проявлять творческую индивидуальность;
- расширять кругозор;
- осваивать основные этапы работы над созданием хореографического проекта;
- овладевать хореографической речью;
- развивать и применять хореографические умения;
- выполнять креативно-коммуникативные роли, пробовать себя как в роли
исполнителя, так и в роли постановщика – балетмейстера;
- научиться работать в коллективе – хореографической группе;
- позитивно взаимодействовать, сотрудничать, достигать договоренности, оказывать
помощь участникам проектов – обучать партнеров, делиться своим опытом со
сверстниками;
- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого;
- применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
Педагог ведет подростков к соучастию постепенно: от наблюдений за его
самостоятельной деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и,
наконец,
к
сотрудничеству.
Педагог-хореограф
занимает
лидирующую,
но
не
доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет
роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который
строится как диалог подростков в хореографическом проекте как взаимообогащение их
личностного опыта. Работа ориентирована на
приоритет разнообразных видов
самостоятельной деятельности подростков (индивидуальных, парных, групповых видов
самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).
В ходе реализации проекта мной были выявлены некоторые проблемы в процессе
работы: не все дети активно участвовали в поиске материалов для раскрытия
танцевального образа и лексического решения, не хватает лексических навыков для
сочинения танцевальной комбинации, не все обучающиеся научились презентовать свой
творческий проект, так как присутствовала боязнь публичных выступлений. Но высокие
результаты других детей, участвовавших в проекте и получивших призовые места и
награды, явились мотивацией и стимулом для творческого роста остальных ребят и их
стремлению к активному участию в подобных проектах.
По окончании проекта мной был разработан перспективный план для будущего
проекта с учетом опыта реализации предыдущего.
14
Список литературы
1.
Господникова М.К., Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе. –
Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
2.
Кривобок
Е.В.,
Саранюк
О.Ю.
Исследовательская
деятельность
младших
школьников. - Волгоград. Издательство «Учитель», 2008.
3.
Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических
исследований // Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006,
с.14
4.
Фельдштейн Д.И. Развитие личности – важнейший фактор социального прогресса//
Образовательная система «Школа 2100» - Москва. Баласс, 2006, с.38
15
16