Автор: Куклева Елена Владимировна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МАУДО Центр детского творчества Промышленного района
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: конспект занятия по изодеятельности для детей 5-6 лет
Тема: "Посуда для чаепития"
Раздел: дополнительное образование
Тема занятия: Посуда для чаепития
Цель: создание условий для развития умений у детей располагать рисунок по всему листу
бумаги, рисовать различные предметы и украшать их.
Задачи:
- развивать умение самостоятельно составлять композицию;
- развивать технические навыки - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти,
держа ее в вертикальном положении, всей кистью, свободно двигать в разных
направлениях);
- учить рисовать предметы посуды, самостоятельно придумывать узоры и украшать
посуду в одном стиле;
- закреплять умение располагать элементы узора на поверхности предмета;
- развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение и чувство цвета;
- воспитывать отзывчивость и доброту.
Материалы и оборудование:
- бумага для рисования, шаблоны, простой карандаш, ластик, гуашь или акварель, кисти,
стаканчик с водой, салфетка.
Демонстрационный материал:
Фарфоровый набор из чашки и блюдца, оформленный в одном стиле.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Всем говорю я, здравствуйте!
День наступил прекрасный,
Потому, что в нём есть - вы и я!
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
Он от недуга исцеляет и усталость прогоняет.
Силы новые дает и друзей за стол зовёт.
- Кто любит чай? ( ответы детей).
- А как называется мероприятие, когда пьют чай? (чаепитие)
- А когда устраивают чаепитие?
2. Введение в тему:
Послушайте загадки и определите, что мы будем рисовать на занятии.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
2. Она всем очень нравится
На блюдечке красавица
С одной рукой милашка,
Голубенькая ….. (чашка)
3.Чтоб позавтракать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды… ( тарелку)
4. Из песочницы песок,
Сыплют в чай, в кефир и в сок (сахарница)
- Каким, одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
3. Сообщение темы, постановка учебной задачи.
- Вы уже догадались, какая тема нашего занятия? О чём мы будем говорить сейчас?
Сегодня тема нашего занятия: Посуда для чаепития.
Стихотворение Р. Сефа «Совет»:
Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это
Очень
Опасно.
– Как вы думаете, почему поссорились чашка и блюдце? (Возможно, они стали спорить,
кто из них нужнее и красивее.)
Рассмотрите одинаково оформленные фарфоровую чашку и блюдце. Обратите внимание,
что в сервизе вся посуда должна иметь одинаковый рисунок, одни и те же цвета.
Нарисуйте свою чашку и блюдце и, чтобы они не ссорились, одинаково украсить их.
Тогда чашка и блюдце не будут спорить.
Детям надо обвести силуэт чайника, чашки и блюдца по шаблону и оформить в едином
стиле.
4. Актуализация опорных знаний.
- Что такое посуда? ( Это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу)
- А как называется одинаковая посуда для чаепития? (Сервиз)
Дайте определение понятию сервиз.
(Сервиз — это полный набор чайной или столовой посуды на определенное количество
человек)
Какую чайную посуду вы знаете? (чайник, сахарница, блюдце, чашка).
5. Изучение теоретического материала.
Но прежде, чем приступить к работе над сервизом мы с вами должны еще поработать,
поразмыслить над следующим:
- А какие же профессии людей вы знаете, связанные с посудой?
( гончар, художник, стеклодув, продавец)
- А какой символ именно русского чаепития? (Самовар)
- В наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром
символизирует русское гостеприимство.
- У кого дома или на даче есть самовар, и кто участвовал в чаепитии?
- В каких еще странах, кроме России любят пить чай? Где это добрая традиция?
- Китай, Япония, Англия. Китайцы и японцы пьют зелёный чай, англичане — чёрный,
индийский чай с молоком или сливками.
Если хворь с кем приключиться –
Чаем можно полечиться
Чай всех снадобий полезней –
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг.
- А какие пословицы вы знаете, связанные с чаепитием?
«Выпей чайку – забудешь тоску»
«ЧАЙ КРЕПЧЕ, ЕСЛИ ОН С ДОБРЫМ ДРУГОМ РАЗДЕЛЕН»
«Чай пить - приятно жить!»
Физминутка: «Посуда»
Вот большой блестящий чайник.
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес.
ИГРА «Назови ласково»: А теперь становитесь в круг. Я буду вам по очереди бросать
мяч и называть посуду, а вы будете называть ее ласково.
Кто называет правильно, тот садится за стол.
6.
Практическая работа.
- Вы, ребята, давайте нарисуем новую посуду, а именно чайник и чашечку и блюдце.
Рассматривание чайника, блюдца и чашки.
Рисование блюдца, чашки и чайника детьми. Украшение их.
Итог занятия. Рефлексия.
Представление своей композиции группе. Обсуждение.
Чему вы научились на занятии? Что нового узнали?
Вопросы для самоанализа детей:
- Какие чашка и чайник вам понравились больше всего? Почему?
- Какие чашка и чайник получились самыми яркими? Почему?