Напоминание

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Гаганова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с № 139
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ

МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном)

Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не

успел. Что будешь делать? Почему?

Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему

ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуация с огнём

В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой

Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала,

что потом? Почему?

Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди,

которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача

детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения

проблемы.

Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в

Африке сильная засуха.

Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных

баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую

карту, предложить способы доставки.

Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в

результате чего пострадали звери, поломаны деревья.

Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой

для деревьев.

В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка.

Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее

изображения «печальных» цветов.

Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой

вид и почему цветы «грустные».

В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога,

появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые,

больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом

лесу и как можно ему помочь.

Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не

используя лес).

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а

какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к

ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не

знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только

фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать,

чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,

чтобы было комфортно.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне

колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из

леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не

прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -

живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать,

чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только

переезжать они никуда не хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не

знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью.

Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут

расти лучше.

Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно.

В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку

перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может

опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает,

что утонет. Что делать?

Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка

предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что

утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не

сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для

этого бумажный кораблик?

Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать

много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она

затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ

РЕСУРСОВ

«Кот в одном сапоге»

Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить

неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

«Вот так игра»

Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на

улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив

руки?

«Маша и медведь»

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз

собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в

узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст

— он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где

живет медведь?

«Помоги Золушке»

Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

«Подготовка к празднику»

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери.

«Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха

обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С

помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

«Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет.

Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и

нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И

тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью,

оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка,

котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая

предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу

без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ

ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

«Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить

ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось,

что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к

своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

«Красная Шапочка»

У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку

сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей

красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но

бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый

год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать

бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Помоги Оле»

У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки

подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла

приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту

проблему.

«Молочные проблемы кота Матроскина»

Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся

в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

«Корзинки для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила

оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в

конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила

козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но

вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И

тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза

получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать.

Помогите ей.

«Чудный лесник»

В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал

сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было

заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не

знал. Как бы вы их использовали?

«Жители города Кисельска»

С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все

обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось

так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите

жителям города, как можно использовать кисель.

«Варенье для Карлсона»

Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье.

Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и

Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось

множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их

использовать?

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им

алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем,

как используется алгоритм.

Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы

поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется

детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо

достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и

сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной

ситуации.

Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного

результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые

помогут получить этот результат.

ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на

место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый

ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что

они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети,

необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как

расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям

города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что

нет клея.

Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт

вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что

входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков,

потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это

сделать, потому что не умеет писать.

В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно

молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой

лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что

только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает,

как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется

негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные

отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы

межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая

задача педагогов.

- Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень

рассердились?

- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?

- А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке

Риты?

Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.

Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.

Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?

Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.

- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.

Права ли Наташа в такой ситуации?

Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.

Никита в раздевальной комнате кричит.

- Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.

Катя молча подошла и помогла Саше.

Чей поступок верный?

Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу.

Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.

Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.

Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.

Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты

карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Елена Ивановна разговаривает с младшим воспитателем Татьяной

Алексеевной. Маша кричит.

- Елена Ивановна , а Оля не отдает мою куклу.

Потом подходит и трогает воспитателя за руку.

- Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.

Что сказала Елена Ивановна Маше?

Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху

доску. Замок развалился.

Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?

Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал

играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.

- Ты предатель.

Рома обиделся.

Как ты думаешь, почему?

Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.

- Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней

поиграют.

Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.

Права ли Рита? Как бы ты поступил?

В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема.

Рита подходит и говорит.

- А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.

Галина Анатольевна сделала замечание Рите.

Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

Света выходит в раздевальную и громко говорит.

- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой.

Почему обиделась Света?

Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.

Витя говорит.

- Не нужна мне ваша добавка.

Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно

обращается к воспитателю.

- Поправьте мне одеяло.

- Я хочу в туалет.

- А Саша громко сопит, мне мешает.

Как бы поступили вы?

Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда

стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.

Никита громко сказал.

- Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.

Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо

от их социального происхождения, расовой и национальной

принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

Ситуация

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал,

потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла

заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала:

"Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут

ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем

черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу;

неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень

хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком

языке ты говоришь.

Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой

человек, стоя на коленях. Они

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно

относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в

город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как

бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

Ситуация

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок"

обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким,

никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права;

дружил бы

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

«…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать

мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам

безопасности.

«…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги,

закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать

быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей;

воспитывать желание помогать друг другу.

«…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы

вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и

грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать

чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

«…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними

животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с

домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых

животными; учить выражать свои мысли полными предложениями;

воспитывать любовь к животным

«…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые

птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о

безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами;

развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому

«…питаться только сладостями»

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм;

познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на

здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать

связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме;

воспитывать культуру еды.



В раздел образования




Яндекс.Метрика