Напоминание

«Путешествие по стране Русский язык»


Автор: Петрова Сааскылаана Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Хомустахская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Хомустах, МР "Усть-Алданский район", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Интеллектуальная игра
Тема: «Путешествие по стране Русский язык»
Раздел: среднее образование





Назад




Интеллектуальная игра

«Путешествие по стране Русский язык»

Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых

предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры.

Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Страна, по которой мы

будем путешествовать очень большая, поэтому мы успеем побывать лишь в

нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания,

которые есть у нас по русскому языку. На ДЗ было задано придумать название

команды и девиз. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.

Д/З Представление команд ( капитан команды; название, связанное с русским

языком, девиз )

И так мы отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно

отгадать, для этого выполните задание «Соберите слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В.

Т, С, К, И, А» (Лингвистика)

Что такое Лингвистика? (Лингвистика - это наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будуд наши города, на которых мы

остановимся.

1. В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)

- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? ( улица Гласная и Согласная).

2.Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).

1 команда [Л

,

ОН] - [ НОЛ

,

] ( лен – ноль ), [ Й

,

ЭЛ

,

] - [ Л

,

ЭЙ

,

] (ель – лей).

2 команда [ПРУТ] –[ ПРУТ] (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ

,

] (брат- брать).

В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и

происхождение. (ЛЕКСИКА)

1.

Исправьте речевые ошибки.

1 команда:

У нее были прекрасные коричневые глаза. ( Карие)

Мама сварила рыбий суп. (Рыбный)

2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)

Одень пальто, на улице холодно. (Надень)

2. Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов,

которые употребляются в современном языке.

УСТА (рот, губы); ПЕРСТ (палец); ОЧИ (глаза); ЧАЯТЬ (очень ждать чего-

либо); ТЩАНИЕ ( усердие, старание), ШЕЛОМ ( шлем ).

КОНКУРС КАПИТАНОВ

4. Объясните значения выражений: ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить раз и

навсегда), ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ (жить богато).

А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно

ставить в словах ударение. (ОРФОЭПИЯ)

Задание на карточках каждой команде.

Прочитай слова, правильно поставь ударение: магазин, километр, звонишь,

изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.

В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в

разных вариантах, образуя новые слова.

1.

Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые

(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):

Сено вал

Яр марка

Хор овод

Пчело вод

Гриб очки

Зверо лов

Банк рот

2. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить;

окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))

А в этом городе живут части речи, какой это город? (МОРФОЛОГИЯ).

Кроссворд:

-Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

-Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

-Как называется изменение имен существительных?

-Какая часть речи является в предложении подлежащим?

-Определи

часть

речи

выделенного

слова:

Снежное

покрывало

землю

покрывало

4.

Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:

1 Команда: ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ,

МЕДЛЕННЫЙ.

2 Команда: ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.

В этом городе нас научат правильно составлять словосочетания и предложения,

какой же этот город?. (СИНТАКСИС)

1.Соберите предложение, выполнив ряд действий.

1 Из предложения Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы возьмите

определение и добавьте слово листья

2 Из предложения Пушкин очень любил осень возьмите дополнение

3 Добавьте обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса

краской

4 Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный

ковер

5 Из предложения Куда ведете нас, дороги? Возьмите имя существительное,

которое является обращением

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

Подведение итогов и награждение победителей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика