Автор: Петрова Сааскылаана Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Хомустахская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Хомустах, МР "Усть-Алданский район", Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Интеллектуальная игра
Тема: «Путешествие по стране Русский язык»
Раздел: среднее образование
Интеллектуальная игра
«Путешествие по стране Русский язык»
Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых
предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры.
Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Страна, по которой мы
будем путешествовать очень большая, поэтому мы успеем побывать лишь в
нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания,
которые есть у нас по русскому языку. На ДЗ было задано придумать название
команды и девиз. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.
Д/З Представление команд ( капитан команды; название, связанное с русским
языком, девиз )
И так мы отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно
отгадать, для этого выполните задание «Соберите слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В.
Т, С, К, И, А» (Лингвистика)
Что такое Лингвистика? (Лингвистика - это наука о языке)
Лингвистика имеет разделы – это и будуд наши города, на которых мы
остановимся.
1. В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)
- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? ( улица Гласная и Согласная).
2.Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).
1 команда [Л
,
ОН] - [ НОЛ
,
] ( лен – ноль ), [ Й
,
ЭЛ
,
] - [ Л
,
ЭЙ
,
] (ель – лей).
2 команда [ПРУТ] –[ ПРУТ] (пруд - прут ), [ БРАТ] –[ БРАТ
,
] (брат- брать).
В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и
происхождение. (ЛЕКСИКА)
1.
Исправьте речевые ошибки.
1 команда:
У нее были прекрасные коричневые глаза. ( Карие)
Мама сварила рыбий суп. (Рыбный)
2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)
Одень пальто, на улице холодно. (Надень)
2. Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов,
которые употребляются в современном языке.
УСТА (рот, губы); ПЕРСТ (палец); ОЧИ (глаза); ЧАЯТЬ (очень ждать чего-
либо); ТЩАНИЕ ( усердие, старание), ШЕЛОМ ( шлем ).
КОНКУРС КАПИТАНОВ
4. Объясните значения выражений: ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить раз и
навсегда), ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ (жить богато).
А в этом городе все жители правильно произносят слова, умеют правильно
ставить в словах ударение. (ОРФОЭПИЯ)
Задание на карточках каждой команде.
Прочитай слова, правильно поставь ударение: магазин, километр, звонишь,
изобретение, красивее, начал, прибыл, свекла, понял, центнер, столяр.
В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в
разных вариантах, образуя новые слова.
1.
Соедините слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые
(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):
Сено вал
Яр марка
Хор овод
Пчело вод
Гриб очки
Зверо лов
Банк рот
2. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить;
окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))
А в этом городе живут части речи, какой это город? (МОРФОЛОГИЯ).
Кроссворд:
-Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
-Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
-Как называется изменение имен существительных?
-Какая часть речи является в предложении подлежащим?
-Определи
часть
речи
выделенного
слова:
Снежное
покрывало
землю
покрывало
4.
Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:
1 Команда: ЗАБАВНЫЙ, КРАСИВЫЙ, СЛЕПОЙ, СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ,
МЕДЛЕННЫЙ.
2 Команда: ПЛОХОЙ, ОПАСНЫЙ, ГРОМКИЙ, ЛЕГКИЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ.
В этом городе нас научат правильно составлять словосочетания и предложения,
какой же этот город?. (СИНТАКСИС)
1.Соберите предложение, выполнив ряд действий.
1 Из предложения Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы возьмите
определение и добавьте слово листья
2 Из предложения Пушкин очень любил осень возьмите дополнение
3 Добавьте обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса
краской
4 Добавьте сказуемое из предложения Весна выстлала на лугу разноцветный
ковер
5 Из предложения Куда ведете нас, дороги? Возьмите имя существительное,
которое является обращением
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
Подведение итогов и награждение победителей.