Автор: Ефременко Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок литературы
Тема: «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра» (6 класс)
Раздел: среднее образование
Урок литературы
Тема: «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра» (6 класс)
подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 22 Ефременко Л.И
Цель:
- познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;
- раскрыть особенности композиции и жанра произведения.
Ход урока:
1.
Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе,
адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого
неповторимого художника слова. Необязательно стремиться к тому, чтобы ученики
запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к
раскрытию своего таланта.)
А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской
губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша
был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс
гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы.
Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было
семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за
неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию».
Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был
Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся
русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в
«Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права
поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16
лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в
реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в
ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета.
Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую
революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия,
агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По
всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства
воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны
природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в
«школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году
тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в
России.
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В
течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции
в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не
литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа
В.Ф.Оствальда.
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной
сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского
учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует
сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на
такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре»
(1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в
1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в
Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла
цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок
записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю
непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях
Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с
Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве
Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в
учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.
2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания
Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать
над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися
дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну
общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).
3. Актуализация знаний учащихся.
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
1.
Слово учителя об особенностях композиции произведения.
А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый
лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной
суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом
жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном»
отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное.
Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко
всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в
разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во
многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и
упрямства.
Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку
Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни
получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с
травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и
животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы,
глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я
всё перешепну»).
Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь
рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как
очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…»,
«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не
раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и
самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С
большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности,
дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют
слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут
настоящие люди.
Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него
шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет
рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями,
сопереживать их бедам и радостям.
В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с
природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с
первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём
горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой
фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую
тональность всему произведению.
2.
Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.
1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь
ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному
материалу, учитель помогает обобщить ответы.
Вопросы для работы групп
Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».
1.
Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?
2.
Чем начало произведения напоминает сказку?
3.
Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать
сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
4.
Что в «Кладовой солнца» является былью?
Обобщение результатов работы в группах:
Сказка
Быль
1.
Активное участие в судьбе детей
принимают животные:
o
ворон, ядовитая змея, сорока,
волк по кличке Серый помещик –
враждебны детям4
o
собака Травка – представитель
«доброй природы» - верно
служит человеку
2.
Есть зачин, как в народной сказке
3.
Природные образы: сосна и ель, ёлочки-
старушки, Лежачий камень
4.
Волшебный камень – лежачий камень.
На нём не написано: 2направо пойдёшь
– коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам
пропадёшь». Но именно во время отдыха
на камне встаёт перед детьми проблема
выбора пути.
5.
Добро побеждает зло.
1.
События имеют реальную основу:
конкретная история осиротевших во
время войны детей, которым трудно
жилось, но они дружно трудились и
помогали друг другу и людям, чем
могли.
2.
Подробное описание жизни детей и их
самих (главы 1,2)
6.
Итоги урока.
«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование,
основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин
подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет,
чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые
заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого
произведения.
7.
Рефлексия.
8.
Домашнее задание.
Приготовить характеристику героев (1 вариант – Насти, 2 вариант – Митраши) по плану:
1.
Портрет.
2.
Черты характера.
3.
Отношение друг к другу.
4.
Авторская характеристика героев.