Напоминание

«М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра» (6 класс)


Автор: Ефременко Людмила Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Урок литературы
Тема: «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра» (6 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы

Тема: «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра» (6 класс)

подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 22 Ефременко Л.И

Цель:

- познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;

- раскрыть особенности композиции и жанра произведения.

Ход урока:

1.

Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе,

адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого

неповторимого художника слова. Необязательно стремиться к тому, чтобы ученики

запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к

раскрытию своего таланта.)

А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской

губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша

был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.

Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс

гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы.

Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было

семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за

неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».

В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию».

Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.

В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был

Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся

русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в

«Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права

поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16

лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.

В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в

реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в

ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета.

Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.

В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую

революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия,

агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По

всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства

воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны

природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в

«школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году

тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в

России.

В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В

течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции

в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не

литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа

В.Ф.Оствальда.

В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной

сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского

учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует

сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на

такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре»

(1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.

И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в

1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в

Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла

цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок

записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю

непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях

Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.

Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с

Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве

Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.

Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в

учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.

2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».

Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания

Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать

над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися

дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну

общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).

3. Актуализация знаний учащихся.

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?

1.

Слово учителя об особенностях композиции произведения.

А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый

лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной

суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом

жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном»

отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное.

Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко

всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в

разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во

многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и

упрямства.

Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку

Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни

получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с

травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и

животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы,

глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я

всё перешепну»).

Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь

рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как

очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…»,

«Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не

раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и

самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С

большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности,

дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют

слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут

настоящие люди.

Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него

шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет

рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями,

сопереживать их бедам и радостям.

В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с

природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с

первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём

горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой

фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую

тональность всему произведению.

2.

Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.

1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь

ребятам - карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному

материалу, учитель помогает обобщить ответы.

Вопросы для работы групп

Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».

1.

Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?

2.

Чем начало произведения напоминает сказку?

3.

Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать

сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.

4.

Что в «Кладовой солнца» является былью?

Обобщение результатов работы в группах:

Сказка

Быль

1.

Активное участие в судьбе детей

принимают животные:

o

ворон, ядовитая змея, сорока,

волк по кличке Серый помещик –

враждебны детям4

o

собака Травка – представитель

«доброй природы» - верно

служит человеку

2.

Есть зачин, как в народной сказке

3.

Природные образы: сосна и ель, ёлочки-

старушки, Лежачий камень

4.

Волшебный камень – лежачий камень.

На нём не написано: 2направо пойдёшь

– коня потеряешь. Налево пойдёшь – сам

пропадёшь». Но именно во время отдыха

на камне встаёт перед детьми проблема

выбора пути.

5.

Добро побеждает зло.

1.

События имеют реальную основу:

конкретная история осиротевших во

время войны детей, которым трудно

жилось, но они дружно трудились и

помогали друг другу и людям, чем

могли.

2.

Подробное описание жизни детей и их

самих (главы 1,2)

6.

Итоги урока.

«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование,

основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин

подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет,

чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые

заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого

произведения.

7.

Рефлексия.

8.

Домашнее задание.

Приготовить характеристику героев (1 вариант – Насти, 2 вариант – Митраши) по плану:

1.

Портрет.

2.

Черты характера.

3.

Отношение друг к другу.

4.

Авторская характеристика героев.



В раздел образования




Яндекс.Метрика