Автор: Антоненко Елена Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДЮТ" Симферопольского района
Населённый пункт: Симферопольский район
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРЫМСКОГО ШКОЛЬНИКА"
Раздел: среднее образование
Антоненко Елена Николаевна, методист по географии
МБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества»
Симферопольский район
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И РОССИЙСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ КРЫМСКОГО ШКОЛЬНИКА
С чего же начинается Родина? С любви к родной природе, родному языку,
к людям, своему народу, деревне, с уважения и почитания обычаев, традиций.
Обучая школьников, убеждаешься, что воспитывать патриотические чувства у
детей - это значит вырабатывать уважение, любовь ко всему тому, что добыто,
сделано старшим поколением; это значит -
научить детей своими делами
проявлять заботу о Родине, быть её гражданином.
Ключевые слова: Родина, патриотизм, личность.
The role of the course «The Crimean Studying» in forming patriotism and
Russian identity of student.
One of the most important things, connecting studying and upbringing of life,
is the course «The Crimean Studying» that provides learning about the country, its
past and present. We need it for real participation in its development, as native coutry
is an alive, active part of the great World. The country studying brings the feeling of
patriotism-the deep love for the Motherland. We can’t force students to love their
state, their small motherland. This love is necessary to bring up. The upbringing of
patriotism through studying the course «The Crimean studying» is a complex and
difficult process, that broadens students' mind and develops their learning interests. It
involves creative activity, forms practical and mental skills, helps to choose an
occupation.
Key words: the Motherland, patriotism, personality
«Воспитание
любви
к
родному
краю,
к
родной
культуре,
к
родному
городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости
это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к
родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому
и
н а с т о я щ е м у ,
а
з а т е м
к о
в с е м у
ч е л о в е ч е с т в у » .
Академик Д.С. Лихачёв
Вырастить
молодое
поколение
россиян,
готовых
жить
в
правовом,
демократическом государстве, работать на его развитие и благо, в условиях
рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача
определяет
новую
идеологию
воспитательной
деятельности,
важнейшим
направлением
которой
является
патриотическое
воспитание.
Л.
Н.
Толстой
писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи
ими.
Не
кричи
о
любви
к
Родине,
а
трудись
во
имя
ее
блага,
счастья,
могущества». [3,
с.
368].
Любовь
к
Родине
деятельна,
сопричастна
с
ее
историей,
природой,
достижениями
и
проблемами,
это
фундамент
общественной
и
политической
систем,
духовно-нравственная
основа
их
жизнедеятельности.
Именно
образование
призвано
собрать
воедино
все
общественно
значимые
установки,
отечественные
традиции,
сохранить
уникальную национальную культуру народов России. Образованный человек
должен иметь целостное представление о Земле, о своей стране, о родном крае.
Целью
любого
цивилизованного
общества
является
все стороннее
гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной
школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, в век компьютеризации,
ребенок подчас не замечает окружающий его мир.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с
жизнью, является курс «Крымоведения», который способствует
изучению
своего края, его прошлого и настоящего. Он нам, педагогам, необходим для
непосредственного
участия
в
построении
мировоззрении
школьника,
поскольку
родной
край
–
живая,
деятельная
частица
великого
мира.
Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине, которое
должна прививать школа. Учащихся нельзя заставить любить свое государство,
свою малую родину. Эту любовь нужно прививать. Воспитание патриотизма
через изучение курса «Крымоведение» – это многогранный и сложный процесс,
который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,
приобщает
к
творческой
деятельности,
формирует
практические
и
интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.
Данный курс в настоящее время получило новый импульс, связанный с
усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием
территорий нашего края. Региональные факторы приобретают приоритетное
значение в экономике, в жизни каждого человека. В среднем образовании также
усиливается
региональный
компонент,
что
предъявляет
повышенные
требования к изучению малой родины, как части большого
пространства России.
Таким
образом,
проблема
патриотического
воспитания
актуальна,
своевременна и современна. В ее решении велика роль краеведения, так как
разнообразные
формы,
методы,
приемы
патриотического
воспитания
в
условиях
сельской
школы
позволяют
приобщить
ребенка
к
поисковой,
исследовательской,
аналитической
деятельности,
воспитать
личность
учащегося
в
духе
активного
созидательного
труда,
развивать
духовность
человека, формировать его гражданственность.
Следует
отметить,
что
обучающиеся
Симферопольского
района
на
протяжении
многих
лет
принимали
активное
участие
во
Всероссийских
конкурсах
и
олимпиадах
по
краеведению.
Результатами
творческой
работы
стали призовое место во Всероссийской краеведческой олимпиаде, а также в
республиканском этапе научно-исследовательских работ «Отечество», «Крым -
наш общий дом», «Крым – ХХI век».
В
современных
условиях
воспитание
культуры
подрастающего
поколения,
во
всех
ее
аспектах
и
направлениях,
невозможно
без
учета
менталитета каждого народа, его традиций, обычаев и ценностей. Развитие
человека,
познание
мира,
становление
мировоззрения,
формирование
установок, ценностей, идеалов начинается с семьи, окружения, той местности,
где он родился и вырос. Из этой аксиомы следует, что полноценное воспитание
патриота,
гордящегося
своей
страной
и
стремящегося
к
ее
процветанию,
невозможно без серьезной и глубокой краеведческой работы. Она является
основой
и
необходимым
этапом
в
формировании
патриотических
чувств
гражданина.
Термин «краеведение» в педагогическую литературу был введен В. Я.
Улановым в работе «Опыт методики истории в начальной школе» в 1914 году.
До
этого
употреблялись
термины
«родиноведение»
(Н.
Спасский)
и
«отечествоведение», с которым К. Д. Ушинский связывал изучение родного
языка, географии и истории. [2, с. 896]
В ходе изучения курса «Крымоведение» учащиеся:
-приобщаются к богатейшей культуре и традициям великого крымского
многонационального народа;
- осваивают различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в
процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к
культуре общества;
- получают новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы,
ученики не только оценивают их значимость для общества, людей, но и делают
их ценностными лично для себя;
- у учащихся с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой
беспокойство за будущее своего края;
-
чувствует
свою
сопричастность
к
социально-значимым
событиям,
явлениям, действиям;
- приобретают возможность практической реализации знаний и навыков;
-
п о л у ч а ю т
р е а л ь н у ю
в о з м о ж н о с т ь
с а м о п о з н а н и я ,
самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
- получают коммуникативные навыки, которые позволяют быть им быть
активными гражданами общества.
Чувство
патриотизма
является
внутренней
потребностью
гармонично
развитой личности. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком
искусстве
преподавания
верности
Отечеству,
гуманизма,
благородства,
гражданской
чести,
которую
невозможно
объяснить
путём
наставлений
и
рекомендаций.
Только
собственным
примером,
«горением
души»,
проявляя
уважение
к
людям
и
к
родной
земле,
взаимопониманием
и
уважением
к
воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-
нравственным ценностям.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными
усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
Уроки краеведения – это толчок к тому, чтобы каждый учащийся задумался, где
его место в этом мире, какова его роль для реализации потребностей родного
края, для совершенствования и процветания Республики Крым. Воспитание
патриотизма
через
краеведение
–
это
многогранный
и
сложный
процесс,
который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,
приобщает
к
творческой
деятельности,
формирует
практические
и
интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Участие
в
поисково-собирательной
работе,
встречи
с
интересными
людьми,
знакомство
с
историческими
фактами
помогают
учащимся
узнать
историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души
вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является
семья
и
школа.
Это
воспитывает
уважение
к
памяти
прошлых
поколений,
бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя
воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. Ведь
школьные
годы
–
это
ступень
для
формирования
гармонично
развитой
личности, а на протяжении жизни человек совершенствует, развивает, шлифует
то, что получил в школе. «От того, как относится человек в годы детства к
героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик,
отношение
к
общественным
интересам,
к
труду
на
благо
Родины»
(В.А.
Сухомлинский).
Литература
1. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-
методологичесские и прикладные основы: монография / А. Н. Вырщиков, М. Б.
Кусмарцев, В. И. Лутовинов и др.; под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К.
Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь русского. М.: ЭКСМО, 2012. 896 с.
3. Лушников А. М. История педагогики: учеб. пособие для студ. пед.
высш. учеб. заведений. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1994. 368 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад;
редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая
Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. завед. / под общ. ред. В. А. Сласте-нина. М.: Академия,
2007. 576 с.
6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., пе-рераб. и доп.
М.: Республика, 2001. 719 с.