Напоминание

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»


Автор: Мельникова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ»
Раздел: среднее образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ

КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

СИСТЕМАМИ

Подготовила: Мельникова Е.В., учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь

В

ходе

совместной

деятельности

люди

обмениваются

различными

представлениями,

идеями,

взглядами,

предложениями,

знаниями,

установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс

коммуникации представить как процесс обмена информацией.

Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды

управленческой

деятельности, мы называем коммуникации связующим

процессом. А одним из важнейших

инструментов управления в руках

менеджера

является

находящаяся

в

его

распоряжении

информация.

Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы,

он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое

зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы

достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому

она предназначена.

Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель

получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений,

и

доводит

принятые

решения

до

сотрудников

организации.

Если

коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными,

люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или,

наконец, от этого могут страдать межличностные отношения.

Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то,

как они в действительности будут реализованы[ 1].

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении.

Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации

достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если

люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе,

формулировать цели и достигать их.

Однако

коммуникации

-

это

сложный

процесс,

состоящий

из

взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы

сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в

котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем,

смысл может быть утрачен.

Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% всего времени тратит

на

коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если

учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в

межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия

решений,

не

говоря

об

управленческих

функциях

планирования,

организации,

мотивации

и

контроля.

Именно

потому,

что

обмен

информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности,

мы называем коммуникации связующим процессом.

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре

основные функции, с тем, чтобы сформулировать цели организации и

достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень

реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций

необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации —

одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая

коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться

снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться

лучшими, более

эффективными менеджерами. Эффективно работающие

руководители

это

те,

кто

эффективны

в

коммуникациях.

Они

представляют

суть

коммуникационного

процесса,

обладают

хорошо

развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда

влияет на обмен информацией [2].

Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений,

ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в

устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой

реакции.

При рассмотрении коммуникационного процесса необходимо учитывать,

что в условиях человеческого общения важно не только то, как информация

передается, но и то, как

формируется, уточняется, развивается.

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи.

Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что»

передается.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум,

наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми

или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать

запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон

определенных навыков и умений. Общение нужно рассматривать не только

как отправление и прием информации, так как мы имеем дело с отношением

двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом

- взаимное информирование их предполагает налаживание совместной

деятельности. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только

движение информации, но и активный обмен ею [3].

В специфически человеческом обмене информацией особую роль для

каждого участника общения играет значимость информации, так как люди не

просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий

смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но

и понятна, осмыслена.

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс

получения и обработки информации. Он заключается в том, что информация,

добытая из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный

порядок и систематизируется. Она содержит в себе представление человека

об окружающей среде и ложится в основу его действий, выступая исходным

материалом

для

поведения

человека.

Восприятие

каждым

человеком

действительности различно и всегда носит субъективный характер.

Восприятие человеком организационного окружения включает в себя два

процесса, каждый из которых протекает как в соответствии с общими

закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей

личности: отбор информации и систематизация информации.

Важнейшей

особенностью

восприятия

информации

является

избирательность. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные

каналы получения

информации. Воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а

только ту, которая имеет для него специальное значение. На отбор

информации оказывают влияние не только физические возможности органов

чувств, но и психологические составляющие личности человека, как

например отношение к происходящему, предыдущий опыт, исповедуемые

ценности, настроение и т.п. В результате отбор информации, с одной

стороны,

позволяет

человеку

отбросить

неважную

или

ненужную

информацию, а с другой - привести к потере важной информации, к

существенному искажению реальности [3].

Систематизация информации предполагает ее обработку с целью приведения

к определенному виду и осмыслению, что позволяет человеку определенным

образом отреагировать на полученные сведения.

Систематизация информации человеком осуществляется двумя методами:

логическая обработка информации; обработка информации на основе

человеческих чувств, предпочтений, эмоций, убеждений.

Для первого метода, базирующегося на научном способе обработки

информации, характерно систематическое и последовательное на основе

логических операций преобразование информации.

При втором методе человек обрабатывает информацию, используя чувства,

предпочтения, эмоции, убеждения.

Несмотря на то, что отбор и систематизация информации в целом

осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого

человека этот процесс индивидуален. Это всегда делает восприятие

индивидуальным и субъективным. Поэтому для того, чтобы эффективно

взаимодействовать с человеком и управлять им, необходимо знать основные

характерные черты восприятия данным человеком действительности.

Все факторы, влияющие на восприятие человека можно подразделить на

внутренние и внешние. Среди внутренних по отношению к человеку

факторов можно выделить следующие: состояние человека, его потребности

и ожидания,

предшествующие восприятию сигнала; наличие чувств позитивного или

негативного характера по отношению к воспринимаемому сигналу; степень

первоначальной известности получаемых сигналов [2].

К

внешним

факторам,

влияющим

на

восприятие

человеком

действительности,

относятся:

интенсивность

передаваемого

сигнала;

подвижность сигнала; размер; состояние окружения, в котором находится

человек.

Необходимо учитывать, что восприятие - очень сложный и неоднозначный

процесс, зависящий от влияния многих факторов (предыдущего опыта,

текущего состояния человека, воздействия внешней среды).

Поэтому нередко оно может быть ошибочным. Известно несколько

распространенных способов восприятия, которые затрудняют, создают

барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком:

стереотипизация, сведение более сложного и оригинального явления к

определенному стереотипу и соответственно к упрощенному представлению

об этом явлении.

Перенос

оценок

отдельных

характеристик

явления

на

другие

его

характеристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до

явления

в

целом.

Проекция

человеком

своих

собственных

чувств,

настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности на других людей;

Первое впечатление оказывает значительное влияние на долгосрочное

восприятие человека окружающими [2].

Чтобы избежать множества проблем, трудностей ошибок в организационном

поведении, и не вызвать предубеждения, которое может отрицательно

сказаться на многих организационных процессах, в частности на найме

продвижении

по

службе,

вознаграждении

и

увольнении

работников,

руководителям необходимо критически расценивать свое восприятие.

Человек

должен

стараться

избегать

стереотипизации,

обобщения,

приписывания другим черт, желаний и настроений, им не присущих,

следования

первому

впечатлению

и

должен

стремиться

к

более

объективному восприятию реальности.

Эффективно работающие менеджеры - это те люди, которые эффективны в

коммуникации. Они представляют суть коммуникационного процесса,

обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и

понимают, как среда влияет на обмен информацией.

Задачи менеджера в области коммуникации [1]:

1. Обеспечение эффективного обмена информацией между руководителями и

подчиненными.

2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена

информацией.

3. Создание информационных каналов для обмена информацией между

отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.

4. Регулирование и рационализация информационных потоков[4- 10].

Таким образом, коммуникация - это обмен информацией между двумя и

более людьми. Поскольку руководитель исполняет все свои управленческие

роли

(межличностные,

информационные

и

принятия

решений)

и

осуществляет функции управления для того, чтобы сформулировать цели

организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо

влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивидов

и организации необходимы эффективные коммуникации. И наоборот, плохо

поставленная в организации система обмена информацией становится одной

из главных причин возникновения проблем.

Список литературы

1.

Алехин

И.А.,

Чесноков

Н.А.

Угрозы

и

опасности

психолого-

педагогического

характера

для

образовательных

систем

Российской

Федерации // Мир образования - образование в мире. 2014. № 2. С. 162-168.

2. Алехин И.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности //

Мир образования - образование в мире. 2010. № 3. С. 3-8.

3.Борисова Е.Н. Формирование культуры личности через сотворчество

педагога и студента // Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. С.

14-17.

4. Борисова Е.Н. Особенности формирования иноязычной коммуникативной

компетенции будущего педагога-музыканта // Среднее профессиональное

образование. 2012. № 9. С. 30-32.

5. Ростовцева П.П., Рякина О.Р. Формирование и развитие коммуникативных

способностей студентов неязыковых вузов // Мир образования - образование

в мире. 2014. № 2. С. 100-106.

6. Моисеева А.П. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. -

Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 104с.

7. Зверинцев А.В. Коммуникационный менеджмент. - СПб.: Изд-во Союз,

1977. - 106с.

8. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. - СПб, 2000. - 76с.

9.

Пименова

Е.В.,

Семина

И.С.

Проблема

подготовки

кураторов

к

содействию

психологической

адаптации

первокурсников

к

условиям

вуза

//Мир

образования - образование в мире. 2010. № 2. С. 136-139.

10. Пименова Е.В., Семина И.С. Проблема адаптации одаренных студентов к

условиям вуза //Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 117-118

11. Уварова Н.Н., С.мина И.С. Применение гендерного подхода в процессе

формирования

имиджа

будущего

педагога

//

Мир

науки,

культуры,

образования. 2014. № 4 (47). С. 206-207.

12. Семина И.С.Развитие познавательных способностей студентов в процессе

профессионального обучения в вузе //Прикладная психология и психоанализ.

2012. № 3. С. 10.

13. Igropulo I.F., I.S. Semina, Yu.V. Sorokopud, V.K. ShapovalovThe Use of

Tuning Methodology for Designing Master’s Degree Programs in Teacher

Education. // World Applied Sciences Journal, 2013.

27(Education,

Law,

Economics, Language and Communication): 116-121



В раздел образования




Яндекс.Метрика