Автор: Кашапова Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ лицей
Населённый пункт: пгт Красная Поляна Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: "Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5-9 классов"
Раздел: среднее образование
Контрольно-измерительные материалы составлены к программе по русскому
языку Т.А. Ладыженской для 5-9 классов. Включают разные формы проверки
знаний учащихся: контрольный диктант, контрольное списывание, тестовая
работа, выполнений грамматических заданий
Контрольно-измерительные материалы
5 класс
Входная контрольная работа.
Контрольное списывание с умением вставлять пропущенные буквы и
знаки препинания
Осень в лесу.
После теплых дней лета наступа…т золотая осень. На опушке леса
можно найти подосиновики розовые сыроежки сколь…кие грузди душ…
стые рыжики. На старых пнях жмутся друг к дружке опенки. На лесных п…
лянках краснеют гроздья рябины а в моховых болотах на кочках по…
вляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая тр…винка. Ле…
кий ветерок гонит облач(?)ка по прозрачному небу. В тихие дни над землей
летает липкая паутина.
Птицы начинают готовит(?)ся к отлету на юг. В дальний путь
отправляются дикие гуси. П…кидают родные болота журавли. Далеко
разносятся их голоса.( По В. Павлову.)85 слов
Грамматические задания.
1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
2.
Обозначьте морфемы в словах :
1 вар.: подосиновики, моховых,
2 вар.: краснеют, разносятся.
3.
Из 4 предложения выпишите 2 слова с безударными гласными в корне,
проверяемыми ударением. Подберите проверочные слова
4.
Выпишите
1вар. - из 5 предложения
2 вар.- из 6 предложения
все имена существительные, у одного из них определите склонение,
род, число, падеж
5.
Подчеркните в тексте диктанта однородные члены предложения.
Система оценивания
1.
А)Грамотность
Текст списан без ошибок- 3 балла (каждая ошибка при
списывании – минус 0,5 балла)
Нет ошибок в словах, где были пропущены буквы, – 3 балла
(каждая ошибка – минус 0,5 балла)
Нет пунктуационных ошибок – 3 балла (каждая ошибка – минус
0,5 балла)
ИТОГО – 9 баллов
2.
Морфемный разбор – 1 слово – 1 балл (одна ошибка- минус 0,5)
Итого 2 б.
3.
Выписывание слов с безударной проверяемой гласной – 2 балла (по
0,5 – слово и проверка)
4.
Выписывание существительных (по 0,5) , определение признаков –
по 0,5 каждый признак. Итого 3,5 балла (Лишнее – минус балл)
5.
Подчеркивание однородных членов – 2б.
Итого 9+2+2+3,5+2=18,5
«5»- 17-18,5; «4»- 13-16; «3» - 9-12
Контрольный диктант по теме «Морфология».
Кошка.
Кошки у меня не было, а мыши одолевали. В доме все крадут, что ни
положишь.
Вот я пошел в город. Достану, думаю, себе веселую кошечку, она мне
мышей переловит, а вечером на коленях будет сидеть и мурлыкать. Пришел в
город и начал по всем дворам ходить - ни одной кошки нет.
Куда же все кошки делись?
Но вот встретил я одну кошечку на берегу. Она была большая , серая. Злыми
глазами на меня смотрит. Вся напружинилась, замерла, только хвост
вздрагивает. Ждет, что я буду делать.
Я достал из кармана корку хлеба и бросил ей. Кошка долго смотрела на меня,
а потом прыгнула, схватила корку и побежала к себе домой. (106 слов)
( По Б. Житкову)
Грамматические задания .
1.
В первом абзаце определите время каждого глагола и спряжение.
2.
Во втором (четвертом) абзацах подпишите разряды местоимений
3.
В первом абзаце подпишите союз, предлог, частицу
4.
В четвертом (пятом) абзацах укажите падежи имен существительных.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».
Шепот рыб.
Когда заглянешь под воду, так и хочется присмотреться к жизни подводного
царства. Я устроил под водой сад, чтобы приручить к себе рыб. Спустил на
дно елочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил
аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины, Ночью в
саду загорался фонарь, и на огонек приплывали яркие рыбы: окуньки,
плотвички, уклейки.
«О чем они шепчутся?» - прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом
хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые
ловят их сетью, просили не загрязнять озера и реки, прекратить сбрасывать в
них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоемов.(Н. Сладков) 99
слов.
Грамматические задания.
1.
Выпишите
предложение
с
однородными
членами,
подчеркните
однородные члены как члены предложения.
2. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем основы, составьте
схему предложения.
3. Выпишите предложение с прямой речью, составьте его схему.
4. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант по теме «Фонетика».
Песчаная буря.
Погода начинала портиться, и уже на пути к оазису мы начали испытывать её
удары. На третий день утром с запада стали надвигаться черные тучи.
Тихо, шепотом начинает сначала шелестеть песок, затем немного теряют
ясность и резкость контуры. Окрестные вершины вдруг превращаются в
дымящиеся вулканы. Первые тяжелые капли дождя падают на землю, ветер
рвёт ветви акаций и цитрусовых деревьев. Вас яростно бьёт в лицо песчаная
буря. Жёсткий песок засыпает глаза. Тучи мчатся над нами, но до станции
ехать еще далеко.
Но вот тяжесть капель увеличивается, и под их тяжестью смиряется песок.
Влага спаивает песчинки. Опасность миновала. (В.Снегирев)
(94 слова. Слова, выделенные курсивом, выносятся на доску)
Грамматические задания.
1.Произведите фонетический разбор слова: тучи, лицо (по вариантам) -
3балла
2.Выпишите 2 слова, в которых не совпадает количество букв и звуков,
напишите их транскрипции.(1вар. – 2 абзац, 1 предложение; 2 вар. – 2
абзац, последнее предложение) – 2 балла
3. Обозначьте орфограммы: начинала портит(?)ся, ш…потом, б…ёт,
акац…я, ш…лестеть, ре…кость, ц…трусовые, ярос(?)но, ч…рные,
опас(?)ность – 5 баллов
4. Выпишите одно сложное предложение, подчеркните в нем основы.
Составьте его схему. – 2 балла ИТОГО 12 баллов «5» - с 11б.; «4» - с
8 б.; «3» - с 5б.
Контрольный диктант по теме «Правописание морфем».
Старый парк.
Километрах в трех от нашего села протекает глубокая извилистая речка.
Она мне казалась причудливо бегущей змейкой. Весной все луга покрывала
вода, и они превращались в сплошное море, вокруг которого располагались
тут и там перелески. В ветреный
день трава колыхалась, и по лугам
пробегали волны. На заре лицо обладало речной свежестью, радостно было
смотреть на разгорающееся небо.
Этот огромный приречный простор тянулся на много километров и
назывался Бежин луг. Неподалеку на взгорье , где росли старые ветлы,
раскинулось село Тургенево. На краю села сохранился заглохший парк с
тенистыми липовыми аллеями. Казалось, в нем растут только дубы-
великаны. Прекрасен парк был в любую погоду. (Г. Богданов)
(99 слов).
Грамматические задания.
1.
Выпишите 5 слов с чередующимися гласными в корне слова и
произведите их морфемный разбор.
2.
Выпишите слова с приставками пре-
при- и произведите
морфемный разбор этих слов.
3.
Определите способ образования следующих слов: речка, перелесок,
ветреный, приречный, тенистый.
Контрольный диктант по итогам года.
1 вариант
1. Задание
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Март первый месяц в..сны, он всему л..сному году начало. Снег в л..су
ещё глубокий, на открыт..х м..стах рыхлый. (Не)б..льшие сугробы бл..стят и
радужно искрят..ся на свету.
(4)
С веток д..рев..ев вдруг падают
(3)
огромные
ша(б/п)ки снега а в солнеч..ные дни от д..рев..ев разб..гают..ся дли(н,нн)ые
син..е тени. На реках и прудах обр..зовались первые полын..и. Под
серебря(н,нн)ой короч..кой наста проб..вают себе д..рогу руч..йки. На
крышах ноч..ю выр..стают огромные с..сульки а днём на них красиво играет
со..нце.
В л..су уже запылил орешник
(2)
. Л..гонеч..ко стукни по его веткам — в
воздух.. сразу же повисн..т нежное (жёлто)з..лёное обл..ч..ко. На согретых
со..нцем взгорках и откосах выскоч..ли з..л..тые солнышки мать-и-мачехи.
Изм..нился цвет к..ры осины. Её ств..лы стали (з..леновато)серыми.
2. Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) —
морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический
разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
2 вариант
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
(На)летела тучка, и пош..л дождь. Лё(x/г)кий тёплый
(1)
дождик падал на
землю. А в небе св..тило со..нце. Никто (не)прятался от дождика. В кустах
ш..повника пела о(в/ф)сянка. По стволу р..бины полз чёрный муравей нёс на
спине бука(ш/ж)ку. В траве стр..котал маленький кузнеч..к. Цветы и травы
умывались дождём т..нулись к небу
(4)
. А дождик всё шёл и шёл
(под)малиновыми лучами
(3)
со..нца. Вдруг над лесной ..пушкой над нежно-
з..лёным полем пш..ницы ярко вспыхнула радуга. По..вление радуги
пр..двещало
(2)
щедрый ур..жай.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые
разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
6 класс
Входная контрольная работа (итоговая контрольная работа 5
класс)
1 вариант
1. Задание
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Март первый месяц в..сны, он всему л..сному году начало. Снег в л..су
ещё глубокий, на открыт..х м..стах рыхлый. (Не)б..льшие сугробы бл..стят и
радужно искрят..ся на свету.
(4)
С веток д..рев..ев вдруг падают
(3)
огромные
ша(б/п)ки снега а в солнеч..ные дни от д..рев..ев разб..гают..ся дли(н,нн)ые
син..е тени. На реках и прудах обр..зовались первые полын..и. Под
серебря(н,нн)ой короч..кой наста проб..вают себе д..рогу руч..йки. На
крышах ноч..ю выр..стают огромные с..сульки а днём на них красиво играет
со..нце.
В л..су уже запылил орешник
(2)
. Л..гонеч..ко стукни по его веткам — в
воздух.. сразу же повисн..т нежное (жёлто)з..лёное обл..ч..ко. На согретых
со..нцем взгорках и откосах выскоч..ли з..л..тые солнышки мать-и-мачехи.
Изм..нился цвет к..ры осины. Её ств..лы стали (з..леновато)серыми.
2. Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) —
морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический
разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
2 вариант
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
(На)летела тучка, и пош..л дождь. Лё(x/г)кий тёплый
(1)
дождик падал на
землю. А в небе св..тило со..нце. Никто (не)прятался от дождика. В кустах
ш..повника пела о(в/ф)сянка. По стволу р..бины полз чёрный муравей нёс на
спине бука(ш/ж)ку. В траве стр..котал маленький кузнеч..к. Цветы и травы
умывались дождём т..нулись к небу
(4)
. А дождик всё шёл и шёл
(под)малиновыми лучами
(3)
со..нца. Вдруг над лесной ..пушкой над нежно-
з..лёным полем пш..ницы ярко вспыхнула радуга. По..вление радуги
пр..двещало
(2)
щедрый ур..жай.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые
разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
1.
Тестовая работа по теме «Имя существительное» (Тестовые
задания по русскому языку. 6 класс. Малюшкин А.Б., 2018)
Доп. Задания: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник
тестовых заданий для тематич. и итогового контроля. Русский язык. 6
класс– М.: «Интеллект-центр», 200
Контрольная работа по теме «Глагол»
Муравьи.
Трудно пройти в лесу мимо муравьиной кучи. В яркий солнечный
день тысячи муравьев копошатся, что-то делают, куда-то торопятся.
Вот один муравей забегает вперед, с большим усилием втаскивает на
муравейник еловую хвою. Муравьи тащат хвою на сооружение своего
жилища, которое строят много лет. Муравьи хорошо знают свой дом.
Догорает день. Муравьишка спешит, останавливается, кружится –
разыскивает дорогу к дому. Ему помогает запах. Если бы муравьи не
различали запахи, они не отличали бы своих муравьев от чужих. Чужих
в свой дом они не пускают.
Ударьте слегка прутом по муравейнику, присмотритесь. В прут
вцепились сразу десятки муравьев. Они защищают свое жилище.
Не разоряйте муравейников! Муравьи – безобидные, полезные
жители леса, они истребляют вредных насекомых. (110 слов)
ЗАДАНИЯ
1.
Морфологический разбор: торопятся, не отличали бы, ударьте,
вцепились (по 2 слова на вариант).
2.
Морфемный разбор: пройти, втаскивает, догорает, присмотритесь,
вцепились.
3.
Обозначьте орфограммы на месте пропусков: торопят(?)ся, тащ…т,
(не) различали, втаск…вают, удар(?)те.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Подготовка к Новому году.
В гостиную втащили большую мерзлую елку, Дерево оказалось таким
высоким, что нежно-зеленая верхушка согнулась под потолком.
От ели веяло холодом, но понемногу ветви ее оттаяли, распушились.
Вскоре по всему дому запахло свежей хвоей. Дети принесли деревянные
коробки с украшениями, достали старинные фонарики с цветными
слюдяными окошечками, яркую большую звезду. Но оказалось, что
игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать
к пряникам тонкие серебряные веревочки. Затем подставили к елке стулья
и стали ее наряжать.
Елку украсили: окутали искусственной паутинкой, повесили стеклянные
бусы и вставили небольшие свечи в цветные защипочки. Когда все было
готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите в свою комнату и до
вечера в гостиную не заглядывайте» ( 110 слов: 18 орф., 5 пункт.)
Объяснить постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
ЗАДАНИЯ
1.
Морфологический разбор: большую (елку), стеклянные (бусы) (по
вариантам.)
2.
Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных:
яркий, тонкий (по вариантам).
3.
Обозначьте орфограммы на месте пропусков: свеж…й хвоей, деревя…
ые, слюд…ные, стари…ые, серебря…ые, искусстве…ой, (не)большую,
дет…ую, (нежно)зеленая, высок…м (оказалось).
Контрольная работа по теме «Имя числительное»
Успехи многоборцев.
В легкоатлетическом школьном многоборье четыре дисциплины: бег на
шестьдесят метров, прыжки в высоту, метание мяча и кросс – пятьсот
метров для девочек и восемь сот метров для мальчиков.
Финальные соревнования по многоборью в тысяча девятьсот семьдесят
восьмом году проходили в Евпатории. Многие участники показали на них
очень высокие результаты. Среди девочек победительницей была
признана ученица двести десятой ташкентской средней школы Света
Кокарева. Она пробежала шестьдесят метров за семь целых восемь
десятых секунды, прыгнула в высоту на сто пятьдесят восемь
сантиметров, бросила мяч на пятьдесят пять метров семьдесят два
сантиметра и пробежала пятьсот метров за одну минуту двадцать пять
секунд. Она набрала в итоге триста шестьдесят очков. Лучшим среди
мальчиков был признан ученик семьдесят пятой московской школы Гена
Кузнецов. (117 слов)
Объяснить постановку тире в первом предложении.
ЗАДАНИЯ
1.
Морфологический разбор: семьдесят пятой (школы), пятьсот метров;
двести десятой (школы), за семь целых восемь десятых (секунды). По
два слова для каждого варианта.
2.
Просклоняйте числительные:
1 вар. – семьдесят пятый, сто пятьдесят восемь.
2 вар – двести десятый, триста шестьдесят.
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Ночью в лесу.
Смеркалось. Под ногами попадались какие-то кочки. С каждым
шагом их становилось больше.
Что это такое? Передо мною расстилалось болото. Я пошел вправо и
стал искать какую-нибудь другую дорогу. Вот показалась едва
заметная дорожка. По ней давно никто не ездил. Куда она меня
приведет? Но спросить не у кого. Делать нечего, нужно рассчитывать
на себя.
Останавливался, прислушивался, смотрел во все стороны, но не было
никаких признаков жилья, ничьи голоса не доносились до моего слуха.
Только колючие кустарники, между которыми вилась тропинка , не
давали мне сбиться с дороги. Сам не знаю, сколько километров я
прошел.
Утренняя заря осветила опушку леса и какие-то строения. Я
направился к ним. (108 слов: 20 орф., 3 пункт.)
ЗАДАНИЯ
1.
Морфологический разбор: какие-то(кочки), с каждым (шагом),
(становилось больше) их, передо мною. Каждому варианту по 2
слова.
2.
Укажите разряды местоимений во 2 и 3 абзацах (по вариантам).
Диктант по теме «Наречие»
С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко
запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с
трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое
ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду
не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их
существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских
скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую
половину выпаливал короткими лающими очередями. Лидия Михайловна,
учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и
закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и
снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных,
просила повторять. Я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался.
Все было впустую.
ЗАДАНИЯ
1.Произведите синтаксический разбор.
1в: 1предложение
2в: 5предложение
6.
Произведите морфологический разбор
1в легко
2в быстро
7.
Произведите морфемный разбор
1в прекрасно, очередями
2в бессильно, впустую
8.
Обозначьте разряды 5 местоимений (на выбор)
9.
Обозначьте орфограммы: снов…, (по)французски, (н..)кто (не)
выговаривал (с)роду, бе(с,сс)ильн…
10.
Итоговая работа
1 вариант
1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания
Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н,нн)ой(2) горе у самого
моря. За деревя(н,нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под
г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По
другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…
Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это
ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А
бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся
без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т. (4) Словно ж..лая их пр..ободрить,
загудят на г..ре
́
сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.
Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни
виден (К,к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы
(судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды. (По Р. Погодину)
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
2 вариант
1.Перепишите
текст
1,
раскрывая
скобки,
вставляя,
где
это
необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после
самых тяжк..х потр..сений.
Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..
(н,нн)ыми
(2)
языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная,
(не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок
сем..на се..т их в п..крытую трещинами почву.
И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш.., как проб..вают..ся
из-под пней упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых
корней вдруг сверкнёт алая(1)
земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят
(з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т
(3)
от утре(н,нн)его ветерка лист..я
на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся на ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт
к..лючий малинник.
(4)
Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю
пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!
2. Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (1)-
фонетический, (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3)
—
морфологический
разбор
слова;
(4)
—
синтаксический
разбор
предложения.
7 класс
Входная контрольная работа (Итоговая работа 6 класс)
1 вариант
1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания
Дач..ный п..сёлок ра(з/с)пол..жился на песча(н,нн)ой(2) горе у самого
моря. За деревя(н,нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под
г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По
другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…
Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это
ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А
бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся
без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т. (4) Словно ж..лая их пр..ободрить,
загудят на г..ре
́
сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т.
Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни
виден (К,к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы
(судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды. (По Р. Погодину)
2.Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
2 вариант
1.Перепишите
текст
1,
раскрывая
скобки,
вставляя,
где
это
необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после
самых тяжк..х потр..сений.
Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..
(н,нн)ыми
(2)
языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная,
(не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок
сем..на се..т их в п..крытую трещинами почву.
И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш.., как проб..вают..ся
из-под пней упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых
корней вдруг сверкнёт алая(1)
земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят
(з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т
(3)
от утре(н,нн)его ветерка лист..я
на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся на ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт
к..лючий малинник.
(4)
Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю
пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!
2. Задание
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (1)-
фонетический, (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3)
—
морфологический
разбор
слова;
(4)
—
синтаксический
разбор
предложения.
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ « Местоимение»
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь
палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает.
Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны.
Окуни, ерши, лещи бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды
иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли
кузнечик или муха.
Ветер шевелит желтые листочки. Вот какой-нибудь из них оказывается в
воде. Жадные рыбы хватают листочек, тащат в воду, но скоро он выныривает
обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня. Толкаются,
кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не
увидишь. Спокойна темная вода. ( 111 слов: 19 орф., 3 пункт.)
ЗАДАНИЯ
1.
Подпишите в тексте все местоимения, укажите их разряды. Одно из
местоимений разберите как часть речи.
2.
Обозначьте орфограммы на месте пропусков: « (не)хочет(?)ся, ж…
лтыми, оказыва..тся, брос(?)те, (н…)чего, какой(нибудь), водя…ые.
3. Выпишите из текста диктанта 1 сложное предложение (1-ый вариант),
1 простое предложение, осложненное однородными членами (второй
вариант). Докажите свое мнение, начертите схемы предложений.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
(Промежуточный контроль после темы «Страдательные причастия
прошедшего времени»)
1.
Запишите словосочетания, укажите в них прилагательные и причастия:
рассеянная девочка, разбросанные вещи, временный переход,
засеянное поле. (1 б.)
2.
Продолжите фразу: «Причастия изменяются по …» (1 б.)
3.
Запишите предложения, найдите в них причастия, выделите
причастные обороты, указав главное слово для причастного оборота,
подчеркните причастия и причастные обороты как члены предложения:
1.
Солнце сияло на расчищенном от туч небе.
2.
Лагуну окружали горы, покрытые ржавчиной веков.
3.
В окружающем мире нередко улавливал я тончайшие ароматы.
(2 б.)
4. Запишите словосочетания, определите: действительные или
страдательные причастия в них представлены:
Щебечущие птицы, построенный дом, расколовшийся орех, сжатый
воздух, разросшийся сад, оберегаемый от сырости, таящий неожиданности,
непроходимые заросли. (2 б.)
5. Запишите причастия, выделите в них суффиксы, докажите правильность
употребления гласных в этих суффиксах:
Увлекаемый, строящий, открывающий, видимый, остановленный,
прослушанный. (2 б.)
6. Запишите глаголы, образуйте от них действительные причастия
настоящего времени: «бороться, клеить». (1 б.)
7. Запишите глаголы, образуйте от них действительные причастия
прошедшего времени: «пилить, пронести» (1 б.)
8. Запишите глаголы, образуйте от них страдательные причастия
настоящего времени: «решать, гнать» (1 б.)
9. Запишите глаголы, образуйте от них страдательные причастия
прошедшего времени (в полной и краткой форме): «решить, обуть,
написать». (2 б.)
10. Запишите словосочетания, охарактеризуйте причастия как часть речи,
указав их постоянные и непостоянные признаки: «убежавший заяц, лед
пробит». (2 б.)
«5» - 14-15 б.
«4» - 11-13 б.
«3» - 7-10 б.
«2» - менее 7 баллов
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
У ПАВИЛЬОНА.
Лес окончился. Перед глазами гостей открылась окруженная лесом
широкая площадка, усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял
восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.
Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из
разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка
оставалась почти не освещенной. Вдруг с обоих концов вспыхнули
ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор
тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы, окружавшие
площадку, сразу выдвинулись вперед. За ними слабо вырисовывались на
совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в
серо-зеленую мглу.
Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так громко и
дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит
отовсюду: и справа, и слева, и сверху. ( 117 слов: 20 орф., 5 пункт.
Прокомментировать постановку двоеточия во втором предложении второго
абзаца, употребление удвоенной «н» в слове «совершенно»)
ЗАДАНИЯ
1.
Подчеркните в тексте причастные обороты, докажите знаки
препинания при них.
2.
Произведите морфологический разбор слов: 1 вар. – «окружавшие» (2
абзац, 4-ое предл.); 2 вар. – «замаскированные» ( 2 абзац, 3-е предл.)
3.
Обозначьте орфограммы на месте пропусков: почти (не)освещ…ная,
окут..ные, (не)заглуша…мые музыкой, дли…ые цепи, (восьми)гра…
ый, (серо)зеленую, разукраш…ный.
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
ЛЕБЕДИ
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен
необычайным и еще не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая
лебедей, возвращающихся с далекого юга на родной север, стала кружить
над заливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья,
вытянутые шеи, слушал их голоса.
Лебеди долго кружили над заливом, потом стали садиться на воду.
Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины.
Изогнув длинные шеи, лебеди плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и
любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные
пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались,
переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом
по какому-то знаку, шумя крыльями, лебеди вдруг стали подниматься и,
собравшись в стаю, потянулись дальше на север. (117 слов: 23 орф., 5
пункт.)
ЗАДАНИЯ
1.
Обозначьте в тексте диктанта деепричастные обороты.
2.
Произведите морфологический разбор одного из деепричастий.
3.
Произведите морфемный разбор слов: «удивлен, многочисленная,
напоминавшим, кружили, садиться, невиданным, собравшись,
розоватые».
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГ»
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
В течение долгого времени биологи не могли определить, видит ли в
темноте летучая мышь. Проделали такой опыт. Принесли в кабинет летучую
мышь, зашторили окна, заткнули все щели и дыры, следя за тем, чтобы в
комнату не проникал свет. Несмотря на полный мрак, летучая мышь
спокойно летала по комнате, не натыкаясь на стены, не задевая мебели. Затем
пластырем ей заклеили глаза. Мышь по-прежнему летала так, как будто все
прекрасно видела.
Сначала ученые предположили, что мышь не натыкается на окружающие
предметы вследствие необычайно развитого осязания, позволяющего ей
чувствовать препятствия на расстоянии. Но в дальнейшем выяснилось, что
все дело в особом строении голосового и слухового аппаратов,
приспособленных для подачи и приема ультразвуков. На лету мышь издает
не улавливаемые человеческим ухом звуки. Отражаясь от встречных
предметов, звуковые волны возвращаются назад и предупреждают мышь об
опасности. (131 слово: 26 орф., 4 пункт. Прокомментировать написание слов:
«как будто, ультразвук)
ЗАДАНИЯ
1.
Подпишите все предлоги в указанном абзаце (1 вар. – 1-ый абзац, 2 вар.
– 2-ой абзац). Разберите 2 предлога как часть речи.
2.
Произведите синтаксический разбор указанных предложений (1 вар. –
1-ый абзац, 4-ое предл.; 2 вар. – 2-ой абзац, 1-ое предл.)
3.
Обозначьте орфограммы на месте пропусков: (не)могли, (не)смотря на
мрак,(не)задевая, (не)улавливаемые ухом,(не)обычайно, (в)следстви…
развитого осязания, (по)прежнему, (в) течении… времени.
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
ПИНГВИНЫ
Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не
приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки.
Ученые специально приезжали в далекую Антарктиду, чтобы побольше
узнать об этих необычных птицах. Пингвины замечательно
приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также
кальмарами.
В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную
гибкую торпеду. Иногда пингвины так разгоняются, что вылетают на лед
из воды, как будто камешек из рогатки.
В полярную ночь пингвинихи приносят полукилограммовое яйцо, а
пингивны-папы вынашивают его в течение двух месяцев, оберегая от
лютого холода. Но мамы тоже не остаются без дела: они запасают пищу.
Если надо передать драгоценное яйцо, отец быстро выкатывает его на
снег, а мать так же быстро прячет его в складках своего теплого живота.
(123 слова: 25 орф., 5 пункт. Прокомментировать написание слов:
манишки, кальмары, торпеда)
ЗАДАНИЯ
1. Произвести синтаксический разбор указанных предложений (1 вар.-
1-ое предл., 2 вар. – 2-ое предл.)
2. Подпишите все союзы в указанных абзацах (1 вар. – 2,3 абзацы; 2 вар.
– 4-ый абзац). Разберите как части речи 2 союза (один сочинительный,
один подчинительный)
3. Докажите слитное или раздельное написание в указанных случаях:
(не) приняли, что(бы) (2-ое предл.), (по)больше, (не)обычных, так(же) (3-е
предл., 2 абзаца), как(будто), (полу)килограммовое, (в)течение (1-ое
предл., 3-й абзац), то(же) (2-ое предл., 3-й абзац), так(же) (3-е предл., 3
абзац). (указанные случаи подчеркнуть и доказывать в тексте диктанта)
ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИЦЫ»
На седьмые сутки своего вынужденного похода Алексей, совершенно
измученный, тащился по оттаявшей лесной дороге. Он переполз болотце,
и перед ним открылась поляна, пересеченная старой изгородью. Кое-где
из-под снега проглядывала колея заброшенной дороги. Алексей
решил, что где-то недалеко жилье. Чувствуя близкий конец скитаниям,
Алексей полз, не жалея сил, не отдыхая. Он торопился добраться до
пригорка, чтобы оттуда увидеть деревню. «Найти бы там хоть кого-
нибудь из своих», - думал он. Каким же страшным показалось летчику
то, что открылось перед ним. Еще недавно здесь была небольшая
деревня. Сейчас под заметенными снегом холмами пожарищ только кое-
где торчали печные трубы. Кругом не было ни души, ни звука, ни дымка.
Как будто и не жил здесь никогда человек. Как ни тяжело было Алексею,
он решил ползти вперед. Используя последние минуты светлого
времени, Алексей, не разбирая дороги, пополз в лес. (131 слово: 26 орф., 6
пункт.)
ЗАДАНИЯ
1.
Докажите постановку знаков препинания в выделенных курсивом
предложениях: по 3 предложения по вариантам. (3 балла)
2.
Произведите синтаксический разбор указанных (жирный шрифт)
предложений: по вариантам. (3 балла)
3.
Подпишите в тексте все частицы, одну из них разберите как часть речи.
(5 баллов плюс 2 балла)
ИТОГО13 баллов. С 11.5 – «5». С 9 б. – «4». С 6 б. – «3»
ДИКТАНТ по теме «Текстоведение»
Многие из вас, ребята, мечтают познакомиться с подводным миром. Как
же это сделать? Во-первых, надо уметь хорошо плавать. Тот, кто хочет
покорять глубины морей и океанов, должен плавать так, чтобы ему
завидовали даже рыбы. А уж освоить ласты и простую резиновую маску с
дыхательной трубкой несложно. Плавая под водой, вы сможете наблюдать
жизнь совершенно неизвестного вам мира, фотографировать, охотиться.
Каждое путешествие в морское царство обогатит ваши знания и оставит
незабываемые впечатления.
Вот, надвинув маску, вы в течение нескольких минут медленно плывете
вдоль скалистого берега. Заросли морской травы поражают яркостью.
Такой зелени на земле не увидишь. Вблизи царят медузы. Песчаное дно
исчерчено какими-то полосами. Это моллюски, ползающие по дну,
оставляют загадочные узоры на песке. А вот из-за камня выглядывает
краб.
Подводный мир охотно раскрывает перед вами свои тайны. (126 слов: 28
орф., 6 пункт. Прокомментировать написание слов: медуза, моллюск;
постановку запятой при вводном слове)
ЗАДАНИЯ
1.
Произведите текстоведческий анализ: определите тему текста,
сформулируйте его основную мысль, определите и докажите тип речи,
стиль текста, средства связи между предложениями в тексте.
2.
Произведите синтаксический разбор предложений: 1 вар. – 1-ый абзац,
последнее предложение; 2 вар. – 2-ой абзац, первое предложение.
3.
Найдите в тексте диктанта и подчеркните как члены предложения (по
одному примеру) причастные и деепричастные обороты.
Итоговая контрольная работа
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните указанные виды
разборов. (1 вар.)
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о крепла.
(4)
Часто по д..рог.. в
школу я слышал чудес..н..ю музыку доносивш..юся из больш..го дома
покрыт..го
(3)
черепиц..й. (От)туда (до)темна
(2)
л..ли
́
сь по улиц.. звуки разных
инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк.. .
В
этом
дом..
живёт
(много)детная
сем..я
извес..ного
скрипача
(С,с)ветловского. Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на
скрипк..
на
альте
или
на
флейт..
.
(Кое)кто
из
р..бят
мож..т
во(з/с)произве(з/с)ти
(не)затейливую
мелодию
на
стекля(н,нн)ых
стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его
о скрипк.. . Мальчик об..яснил что скрипка — самый (бл..го)родный
инструмент. (За)тем он пр..гласил меня в гост.. и я с зам..рающ..м сер..цем
переступил поро(г/к) музыкального рая.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните указанные виды
разборов. (2 вар.)
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о
(2)
крепла. Часто по д..рог.. в
школу я слышал чудес..н..ю музыку доносивш..юся
(3)
из больш..го дома
покрыт..го черепиц..й. (От)туда (до)темна л..ли
́
сь по улиц.. звуки разных
инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк.. .
В
этом
дом..
живёт
(много)детная
сем..я
извес..ного
скрипача
(С,с)ветловского.
(4)
Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на
скрипк..
на
альте
или
на
флейт..
.
(Кое)кто
из
р..бят
мож..т
во(з/с)произве(з/с)ти
(не)затейливую
мелодию
на
стекля(н,нн)ых
стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его
о скрипк.. . Мальчик об..яснил что скрипка — самый (бл..го)родный
инструмент. (За)тем он пр..гласил меня в гост.. и я с зам..рающ..м сер..цем
переступил поро(г/к) музыкального рая.
8 класс
Входная контрольная работа (Итоговая контрольная работа 7
класс)
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните указанные виды
разборов. (1 вар.)
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о крепла.
(4)
Часто по д..рог.. в
школу я слышал чудес..н..ю музыку доносивш..юся из больш..го дома
покрыт..го
(3)
черепиц..й. (От)туда (до)темна
(2)
л..ли
́
сь по улиц.. звуки разных
инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк.. .
В
этом
дом..
живёт
(много)детная
сем..я
извес..ного
скрипача
(С,с)ветловского. Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на
скрипк..
на
альте
или
на
флейт..
.
(Кое)кто
из
р..бят
мож..т
во(з/с)произве(з/с)ти
(не)затейливую
мелодию
на
стекля(н,нн)ых
стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его
о скрипк.. . Мальчик об..яснил что скрипка — самый (бл..го)родный
инструмент. (За)тем он пр..гласил меня в гост.. и я с зам..рающ..м сер..цем
переступил поро(г/к) музыкального рая.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,
пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните указанные виды
разборов. (2 вар.)
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о
(2)
крепла. Часто по д..рог.. в
школу я слышал чудес..н..ю музыку доносивш..юся
(3)
из больш..го дома
покрыт..го черепиц..й. (От)туда (до)темна л..ли
́
сь по улиц.. звуки разных
инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк.. .
В
этом
дом..
живёт
(много)детная
сем..я
извес..ного
скрипача
(С,с)ветловского.
(4)
Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на
скрипк..
на
альте
или
на
флейт..
.
(Кое)кто
из
р..бят
мож..т
во(з/с)произве(з/с)ти
(не)затейливую
мелодию
на
стекля(н,нн)ых
стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его
о скрипк.. . Мальчик об..яснил что скрипка — самый (бл..го)родный
инструмент. (За)тем он пр..гласил меня в гост.. и я с зам..рающ..м сер..цем
переступил поро(г/к) музыкального рая.
Контрольная работа по теме «Словосочетание. Культура речи»
Контрольная работа по материалам КИМ ВПР.Русский язык. 8 класс.
Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа.
ФГОС/ М.Ю. Никулина – М.: Издательство «Экзамен», 2019 (с.5-9) 1,2
вариант
Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения»
Многие из вас, ребята, мечтают познакомиться с подводным миром. Как
же это сделать? Во-первых, надо уметь хорошо плавать. Тот, кто хочет
покорять глубины морей и океанов, должен плавать так, чтобы ему
завидовали даже рыбы. А уж освоить ласты и простую резиновую маску с
дыхательной трубкой несложно. Плавая под водой, вы сможете наблюдать
жизнь совершенно неизвестного вам мира, фотографировать, охотиться.
Каждое путешествие в морское царство обогатит ваши знания и оставит
незабываемые впечатления.
Вот, надвинув маску, вы в течение нескольких минут медленно плывете
вдоль скалистого берега. Заросли морской травы поражают яркостью.
Такой зелени на земле не увидишь. Вблизи царят медузы. Песчаное дно
исчерчено какими-то полосами. Это моллюски, ползающие по дну,
оставляют загадочные узоры на песке. А вот из-за камня выглядывает
краб.
Подводный мир охотно раскрывает перед вами свои тайны.
(126 слов: 28 орф., 6 пункт. Прокомментировать написание слов: медуза,
моллюск)
ЗАДАНИЯ
1.
Произведите синтаксический разбор предложений: 1 вар. – 1-ый абзац,
последнее предложение; 2 вар. – 2-ой абзац, первое предложение.
2.
Найдите в тексте диктанта и подчеркните по 1 примеру сказуемых
разных типов, докажите свое мнение.
3.
Выпишите из последнего предложения все словосочетания, разберите
их.
Проверочная работа по теме «Второстепенные члены
предложения».
a.
Дать определения всех второстепенных членов предложения.
(дополнение, определение, приложение – по 1 баллу,
обстоятельство – 2 балла (перечислить 8 видов с вопросами))
b.
Дать определения
1 вар.: А) Согласованное определение
Б) Прямое дополнение
2 вар.: А) Распространенное определение
Б) Несогласованное приложение (по 1 баллу за ответ)
3. Выписать из предложенных предложений по 1 примеру
словосочетаний, в состав которых входят
А) Согласованное определение
Б) несогласованное определение
В) Согласованное приложение
Г) Прямое дополнение
Д) Косвенное дополнение
Е) Обстоятельство (3 разных вида)
Выбор обосновать, второстепенные члены подчеркнуть (по 1 баллу за
каждый пример)
Итого: 15 баллов
13,5-15 – «5»
10-13 – «4»
6-9 –«3»
Диктант по тем «Односоставные предложения»
Осенью на Прорве.
Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь
покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких
репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.
Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки
часто нельзя высадиться на берег.
Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько
недель. Устанавливаю палатку, в ней тепло и сухо. Вечером при свете
фонаря я даже читаю, но недолго. На Прорве слишком много помех: то за
кустом крикнет какая-то птица, то ударит хвостом пудовая рыба, то
оглушительно выстрелит в костре ивовый прут.
Начинает разгораться зарево, и мрачная луна всходит над просторами
вечерней земли. Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету
лицо обжигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.
Воздух густ и прохладен. Пахнет травяной свежестью и осокой.(130 слов:
23 орфограммы, 4 пунктограммы)
ЗАДАНИЯ
1.
Подчеркните основы односоставных предложений, определите их
типы.(7)
2.
Найдите в тексте неполное предложение, выпишите его, докажите, что
оно неполное.(1)
3.
Синтаксический разбор: 1 вар. – 4-ое предл.
2 вар. – 1-ое предл. 3 абзац
Диктант
по теме «Однородные члены предложения».
Игрушка русского народа
На улице моросит дождик, а в зале музея от ярких дымковских
игрушек в душу врывается ликующая весна. Откуда такое половодье
радости?
На северной земле нелегко было прокормиться, и люди искали ремесло,
которым можно было бы заниматься зимой, не покидая избы.
В Дымкове нашли такой промысел. Женщины стали делать на ребячью
радость игрушки из обнаруженных вблизи запасов глины. Глиняные
лошадки, олешки с золочёными рогами, уточки — всё это сначала
лепили, сушили, затем обжигали, белили и раскрашивали. Весёлый
товар вывозили на ярмарку, и никто уже не мог пройти мимо игрушек,
в каждую из которых можно было подуть, чтобы насладиться
переливчатым озорным свистом.
Со временем неистощимые на выдумку мастерицы стали лепить
человечков: барыню, кормилицу, водоноску, модника в шляпе-
цилиндре.
Все дымковские игрушки как дети одной семьи. Они схожи как
линиями, так и тёплыми красками, озаряющими неподдельным весель-
ем. Никогда не увидишь в их неповторимой росписи холодного тона. А
выучка, точный глаз, терпение мастериц помогли им достичь
высочайшего искусства.
Дымковская игрушка — один из любимых русских сувениров.
(По Г. Громыко) (158 слов)
Задание
Подчеркнуть в тексте однородные члены предложения, выделить
союзы, их связывающие, одно из предложений с однородными членами
разобрать синтаксически.
Диктант
по теме «Обособленные члены предложения»
На опушке леса в одну ночь высыпали дивные цветы. На высоких
упругих стеблях тянулись к утреннему солнцу изящные, сверкающие, как
золото, миниатюрные розы. Они и сами были крохотным подобием
солнца: такие лучистые, радостные, до яркого блеска умытые росой. И
название у этих милых цветков под стать их красоте: купальницы,
купавки. Разбежались купавки по росистой траве, как беспечные
шаловливые дети. Глядел бы и глядел на этих златоглавых детишек земли,
впитывая глазами и душой их веселую свежесть и праздничные краски.
Короткий и потому бесценный дар юного лета в пору его цветения.
Но вот на опушку с веселой стайкой купавок, согревавших этот уголок
земли своей солнечной улыбкой, пришли из поселка две дачницы, бодрые
и деловитые. Не спеша прошлись по полянке и в считанные минуты
обобрали ее дочиста, выдрав едва ли не с корнем все до единой купавки. И
оборвалась, едва начавшись, сказка, сотканная из лесной свежести и
теплых солнечных лучей. И больше их тут не будет никогда, потому что
без цветов нет семян и нет продолжения жизни.(164 слова: 21
орфограмма, 7 пунктограмм. Объяснить постановку двоеточия в
бессоюзном сложном предложении)
ЗАДАНИЯ
1.
Доказать постановку знаков препинания при обособленных членах
предложения. (5 случаев)
2.
Синтаксический разбор предложения. (5 баллов)
3.
Морфологический разбор: согревавших (купавок), сотканная (сказка)
(5 баллов)
ИТОГО 15 баллов «5» с 13б; «4» с 10б; «3» с 7б.
Диктант
По теме «Вводные и вставные конструкции»
Вы, друзья мои, вероятно, любите выбираться на природу? Конечно же,
находясь на лоне ее, нельзя остаться равнодушным. Чувства,
появляющиеся в этот миг, разумеется, противоречивы, но прекрасны.
Человек и природа находятся в неразрывной связи.
Пребывая в лесу, мы, во-первых, отвлекаемся от одолевших городских
проблем ( кто же помнит о них в эти минуты?). Во-вторых, полной грудью
вдыхаем чистый, ничем не загрязненный воздух. В-третьих, мы как будто
сливаемся всем существом своим с окружающими нас вековыми
деревьями, травой, расстилающейся под ногами, непролазными кустами
дикой малины и смородины. Такое состояние не настораживает, а,
наоборот, рассеивает тревоги, успокаивает, уводит в глубины
подсознания. Частое пребывание на природе поможет избежать многих
неприятностей: снимет стресс, а может быть, излечит тяжелую болезнь.
Бесспорно, неповторимые пейзажи не могут не дополнять
необыкновенные звуки леса: пение птиц, шорохи трав и, конечно же,
шепот листьев на ветру. Как все-таки хорошо, мои дорогие, забыть на
время о наступившем двадцать первом веке и хотя бы на миг оказаться
ближе к природе. (158 слов) (по Г. Гуревичу)
ЗАДАНИЯ
1.
В тексте отметить обращения и вводные (вставные) конструкции.
2.
Синтаксический разбор (Как все-таки хорошо… - 1 вар; В-третьих…-2
вар.)
3.
В тексте диктанта подчеркнуть как член предложения прич. об. и
дееприч. об.
(по Г. Гуревичу)
Итоговая контрольная работа
I вариант
1. Найдите и отметьте словосочетание.
а) менее удобный
б) книги выданы
в) идти по дороге
г) перед выступлением
2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в
словосочетании читать книгу?
а) окончанием
б) предлогом и окончанием
в) только по смыслу
3. Укажите словосочетание со связью согласование.
а) увидел берег
б) правдивый по натуре
в) крайне неприятно
г) моих друзей
4. Укажите словосочетание со связью управление.
а) что-то необычное
б) прикрикнул на собаку
в) слишком глубоко
г) широкий пояс
5. Укажите словосочетание со связью примыкание.
а) недостаточно прочно
б) в пятом ряду
в) приехать в лес
г) бледный от испуга
6. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.
а) снежные равнины – примыкание
б) прилетает с добычей – управление
в) лучший ученик – согласование
г) крепко держаться – примыкание
7. Укажите ошибку в определении способа связи.
а) каждый день - согласование
б) со второй командой – управление
в) никогда не будет – примыкание
г) заросло камышом – управление
8. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?
а) рецензия о книге
б) отзыв на роман
в) отчёт о работе
г) опираться на фактах
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
За правое дело стой смело.
10. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление.
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
а) Вчера посадили мы дерево.
б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.
г) Сквозь тучу пробился луч солнца.
12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
б) Некоторые отошли в сторону.
в) Далече грянуло ура.
г) У самой воды стояла скамеечка.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
Старый огородник услышал песню скворца.
а) услышал песню
б) огородник услышал
в) старый огородник
г) песню скворца
14. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
а) Дежурные внимательно следили за порядком.
б) Вдруг все остановились и замолчали.
в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.
г) Учиться всегда пригодится.
15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
а) Мрачен свод голубых небес.
б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.
в) Посоветовались бы сначала со мной!
г) Они были первыми.
16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Его нужно было поддержать в эту минуту.
а) простое глагольное сказуемое
б) составное глагольное сказуемое
в) составное именное сказуемое
г) сказуемое отсутствует
17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим
оборотом?
а) Я буду выступать в заключительном концерте.
б) Всю дорогу пассажиры клевали носом.
в) Решайте быстрее!
г) Человек должен стремиться к высшей цели.
18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Родители не должны оставлять детей без присмотра.
б) В доме коменданта был я принят как родной.
в) Долго будет Карелия сниться.
г) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.
19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) По прогнозам синоптиков, в воскресенье ветер будет усиливаться.
б) Бопре в отечестве своем был парикмахером.
в) Я был готов провалиться сквозь землю.
г) Мы будем петь в хоре.
20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?
а) Завтра будет гроза.
б) Пусть будет по-вашему.
в) Я буду петь в этом концерте.
г) Она будет хорошим специалистом.
21. Какое из несогласованных определений нельзя заменить
синонимичным согласованным?
а) свитер из шерсти
б) пиджак в клетку
в) ученик первого класса
г) платье цвета беж
22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли
дополнения?
а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.
б) Я должен найти ключ к этой тайне!
в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.
г) Продолжали упорно тренироваться.
23. Какое приложение пишется через дефис?
а) (товарищ) полковник
б) (река) Ока
в) (храбрецы) воины
г) (девушка) медсестра
24. Выпишите из данного предложения приложение.
В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.
25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми
мальчишками.
II вариант
1. Найдите и отметьте словосочетание.
а) тёмный от загара
б) более высокий
в) у дороги
г) пришла зима
2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в
словосочетании приехал на поезде?
а) окончанием
б) предлогом и окончанием
в) только по смыслу
3. Укажите словосочетание со связью согласование.
а) своих вещей
б) их дети
в) поросший мхом
г) голоса птиц
4. Укажите словосочетание со связью управление.
а) истинный друг
б) чрезвычайно приятно
в) второй из участников
г) сделать наспех
5. Укажите словосочетание со связью примыкание.
а) играть на рояле
б) рецензия на статью
в) точный расчёт
г) одеться по-летнему
6. Укажите словосочетание, где вид связи определён неверно.
а) постоянно заботиться – управление
б) справедливое решение – согласование
в) работать над чертежом – управление
г) успеть засветло – примыкание
7. Укажите ошибку в определении способа связи.
а) ярко озаряется − примыкание
б) лучший ученик – согласование
в) льёт свет – управление
г) прилетает с добычей – примыкание
8. Укажите словосочетание с ошибкой.
а) заплатить за проезд
б) беспокоиться за сына
в) рецензия на статью
г) беспокоиться о сыне
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается,
нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной,
черты.
10. Замените словосочетание металлическая банка, построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление.
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
а) Утро было прекрасное.
б) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.
в) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.
г) Отправился царевич на поиски невесты.
12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
а) Ночью ветер злится да стучит в окно.
б) Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.
в) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
г) И кто-то камень положил в его протянутую руку.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.
а) вечера не кричат
б) не кричат перепела
в) не кричат коростели
г) не кричат перепела и коростели
14. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?
а) Мрачен свод голубых небес.
б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.
в) Горные вершины спят во тьме ночной.
г) Сижу за решёткой в темнице сырой.
15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
а) Деревья начали желтеть.
б) Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.
в) В мае зацвели тюльпаны.
г) Дворец казался островом печали.
16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
К вечеру стал подниматься сильный ветер.
а) простое глагольное сказуемое
б) составное глагольное сказуемое
в) составное именное сказуемое
г) сказуемое отсутствует
17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим
оборотом?
а) Вечер был испорчен неожиданным телефонным звонком.
б) Лентяй всю жизнь течёт по течению.
в) Бездонную бочку водой не наполнишь.
г) Щенок повизгивал и весело вилял хвостом.
18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Женщина была высокая, стройная.
б) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.
в) Люблю я пышное природы увяданье.
г) В сени вышел царь-отец.
19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Сердце у него сильно стучало.
б) Без собаки я не нашёл бы тропу.
в) Мало-помалу деревья начали редеть.
г) Бабушка больна гриппом.
20. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?
а) Он будет участвовать в концерте.
б) Они, несомненно, будут победителями.
в) Я скоро буду.
г) Будут у вас и другие впечатления.
21. В каком предложении есть прямое дополнение?
а) Налей мне чаю, пожалуйста!
б) Бабушка всегда беспокоится обо мне.
в) Вера в победу помогла команде.
г) Ночь незаметно ползла над лесом.
22. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли
дополнения?
а) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.
б) Вы перестанете разговаривать на уроке?!
в) Мушкетёры всегда готовы помочь друг другу.
г) Капитан приказал поднять якорь.
23. Какое приложение пишется через дефис?
а) (тренер) Сёмин
б) (балет) «Жизель»
в) (студент) математик
г) (умница) дочка
24. Выпишите из данного предложения приложение.
В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.
25. Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим
долгом.
Ответы
Задание
Ответ
Вариант 1
1
в
2
а
3
г
4
б
5
а
6
а
7
б
8
в
9
стой смело
10
дом из дерева
11
а
12
а
13
б
14
б
15
в
16
б
17
б
18
б
19
в
20
г
21
в
22
в
23
г
24
«Обоз»
25
недорослем, гоняя голубей,
играя в чехарду с дворовыми
мальчишками;
образ действия
Тексты для контрольных диктантов
9 класс
Входная контрольная работа (Итоговая контрольная работа 8
класс)
Диктант
«Повторение изученного в 5-8 классах»
Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья
реки в Уссурийском крае, я нашел гнездо болотной совы. Это гнездо, к
моему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищенной
кочке. В гнезде лежали шесть беспомощных совят, видимо, больших
обжор.
К такому предположению я пришел неслучайно. Все знают, что совы
– ночные птицы. Однако родители найденных мною совят вынуждены
были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за
мышами-полевками не только в ночное время, но и, как мне удалось
убедиться позднее, большую часть дня.
Сильно подросшие совята нуждались в обильной пище, и бедным
родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное
количество грызунов. При достаточном количестве пищи совы целый
день неподвижно сидят в гнездах, заботливо оберегая теплом своих
тел беспокойных птенцов. (121 слово)
Задания.
1.
Фонетический разбор: ночное, птенцов (по вариантам) – 1 слово для
варианта
2.
Морфемный разбор: удивлению, маленькой, охотились, оберегая,
сильно.
3.
Морфологический разбор: нашел, найденных – 1 слово для
варианта
4.
Выписать из первого предложения (1 абзац- 1 вариант, 2 абзац – 2
вариант) по одному примеру словосочетаний с разными типами
связи (согласование, управление, примыкание), разобрать
словосочетания.
Сложносочиненные предложения.
Мне нужно было попасть на утиное озеро к рассвету, и я вышел из
дому ночью.
Я шел по мягкой пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на
пригорки, проходил реденькие сосновые боры с застоявшимся запахом
смолы и земляники, снова выходил в поле. Никто не догонял меня,
никто не попадался навстречу. Иногда вдоль дороги тянулась рожь.
Она созрела уже, стояла неподвижно, нежно светлея в темноте.
Скоро дорога, мягкая и беззвучная, ушла в сторону, и я ступил на
твердую, мозолистую тропку, суетливо вившуюся вдоль берега реки.
Плывущие в темноте бревна изредка сталкивались, и тогда раздавался
глухой слабый стук, будто кто-то стукнул обухом топора по дереву.
Далеко впереди, на другой стороне реки, яркой точкой горел костер, и
узкая прерывистая полоска света тянулась от него по воде. Воздух был
свеж, а вода, еще не нагретая солнцем, казалась совсем ледяной.
Я пошел быстрее, прошел осиновым перелеском и внизу, в
небольшом углублении, окруженном со всех сторон густым лесом,
увидел озеро. (153 слова)
Задания
1.
Найти в тексте сложносочиненные предложения, подчеркнуть в них
основы, выделить границы простых предложений, подписать
сочинительные союзы. (4балла) Произвести синтаксический разбор
одного сложносочиненного предложения.(5баллов)
2.
Из последнего предложения выписать 3 словосочетания,
построенные на основе разных типов связи: согласования,
управления, примыкания. Доказать свое мнение. (3балла)
3.
Обозначить орфограммы: ути…ое (озеро), (н…)кто (не)догонял,
стояла (не)подвижно, г..рел, пр…рывистая, воздух свеж(?),
(не)нагретая со(?)нцем, в (не)большом углублении (5баллов)
4.
Выписать из текста один пример использования выразительных
средств (название средства – пример)
(2 балла)
ИТОГО 19 баллов
С 17 баллов – «5», с 13 – «4», с 8 баллов –«3»
Сложноподчиненное предложение
Прошла неделя, другая. Дни были еще жаркие, а ночи – прохладные. В
городе наступила такая тишина, что было слышно, как рвется под легким
ветерком первая сентябрьская паутинка. И вот в такую бесшумную ночь Аня,
проснувшись, услышала… Трудно объяснить, что она услышала, потому что
это были не звуки, а как бы полузабытые воспоминания, незаметно
переходившие одно в другое.
И хотя Аня условилась разбудить Петю, она полежала еще немного, думая
о том, как трепещут листья осины, как зеленый, поблескивающий
лиственный дым окружает березу и как ровно, важно и плоско качаются на
своих длинных черенках молодые кленовые листья.
Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в
речку. И Аня вспомнила, как она с одной девочкой проплыла поздним
вечером по серебряной дорожке, которую проложила по реке луна. Но потом
пришлось все-таки встать и, пройдя на цыпочках через комнату, в которой
еле слышно посапывала мама, спуститься в гостиную. Там, в гостиной, в
комнате, которую так любила Аня, она смогла успокоиться и уснуть. (160
слов )
Задания
Найти в тексте сложноподчиненные предложения, подчеркнуть в них
основы, определить типы придаточных предложений; одно из предложений
разобрать синтаксически (1 вар – 2 предл. 1 абзац; 2 вар. – 2 предл. послед.
абзац)
Диктант
Бессоюзные сложные предложения
Грибы – дары леса.
Осени без грибов не бывает. В лесах, в лугах, в огородах – везде осенью
набирается не менее двадцати видов съедобных грибов. Самый
многосемейный гриб – осенний опенок. Этот гриб можно встретить повсюду:
лепится по дубовым, ольховым, осиновым, березовым пням, забирается выше
человеческого роста, прячется под полегшей, перепутанной травой, под
опавшими листьями. Увидел семейство опят – ищи рядом другие. При сборе
опят не требуется строгое соблюдение каких-либо правил грибной охоты:
можно только шляпки резать, можно и всю семью с куском пня оторвать. От
этого опят в лесу не убудет.
А вот, чуть приподняв над собой бугорок, как в уютном гнезде, прячется
молодой рыжик. Весь в каплях росы, твердый, скользкий; как живого
лягушонка, не удержишь в пальцах такой. Наберется сил – выпрямится,
разрывая траву над собой. Порвать не удастся – может себе половинку
шляпки обломить и такой ценой освободиться.
Из густого зеленого мха торчат разноцветные сыроежки: темно-красные,
беловатые, серовато-синие. Это не летние недотроги - это упругие, крепкие
грибки.
Осенние грибы – последний и самый щедрый дар наших лесов. (157 слов )
Задания
Доказать постановку двоеточий и тире в тексте диктанта. Сложное
предложение с бессоюзной связью разобрать синтаксически.
Диктант
Сложные предложения с разными видами связи
Когда всходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачный,
свежий и теплый, всё хорошо видно, и даже можно различить у дороги
отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облако по
небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и
громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко.
А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором нет ни
облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему
природа настороже и боится пошевельнуться. Ей жутко, ей жаль потерять
хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба
можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно
глядит ласково, томно и манит к себе, но от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой. Попадается на пути молчаливый старик-курган,
бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память
приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и
все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. (161 слово)
Задания Найти в тексте сложные предложения с разными видами связи,
подчеркнуть в них основы, определить тип связи: союзная (сочинительная,
подчинительная), бессоюзная.
Диктант
Предложения с чужой речью
Мне было пять лет, когда я впервые оказался в роли переводчика. Это
случилось в горах, где я был с бабушкой.
В то лето случилась беда: племенной жеребец, купленный колхозом
незадолго до этого, внезапно околел. Табунщики переполошились: жеребец
был ценный, донской породы, привезенный из далекой России. Послали
гонца в колхоз, оттуда гонца в район. И через день к нам в горы приехал
русский человек. Он не знал ни слова по-киргизски, а наши – по-русски.
Табунщики, недолго думая, решили, что переводчиком буду я.
- Пошли, - сказал мне один из табунщиков. – Этот человек не знает языка, ты
переведи, что он говорит, а то, что мы скажем, скажешь ему.
Я застеснялся, испугался и убежал к бабушке. Бабушка всегда была
ласкова, а в этот раз строго нахмурилась.
- Ты что, стыдишься говорить по-русски или стыдишься своего языка?
Она взяла меня за руку и привела к ветеринару. Он поманил меня и сказал:
- Заходи, мальчик. Как тебя зовут?
Я тихо пробормотал. А он продолжал:
- Спроси у них, почему этот жеребец погиб.
Табунщики объяснили, а я переводил:
- Дядя, это место называется Уу-Саз, ядовитый луг, жеребец отравился
ядовитой травой.
На вопрос о том, почему другие лошади не отравились, табунщики ответили,
что местные лошади не трогают эту траву, зная, что она несъедобная. (200
слов)
Итоговая контрольная работа
1.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст. Спишите предложения,
подчеркните в них грамматические основы, выделите границы
простых предложений в составе сложных. (5 б)
(1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2)
Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание
милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение
взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день,
обычно и становится основой их собственных отношений с людьми.
(5)Поэтому
научить
ребенка
любить
без
примера
сострадательного
отношения к другим невозможно.
Укажите
варианты
ответов,
в
которых
ВЕРНО
выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной
из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. (1б.)
1) Милосердие определяется характером (предложение 1)
2) Вкладывать понимание (предложение 2)
3) Дети копируют (предложение 3)
4) Модель становится основой (предложение 4)
5) Научить любить (предложение 5)
2.
Пунктуационный анализ. Спишите предложение. Расставьте знаки
препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые. Докажите постановку знаков препинания. (1б. +3б.)
Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3)
и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились
по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.
3.
Синтаксический анализ. Замените словосочетание «радостно сообщил»,
построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (1б.)
4.
Орфографический анализ.
А) Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение
написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. (1б.)
1) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) — в форме повелительного наклонения глагола
после шипящих пишется буква Ь.
2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей
звонкий согласный звук, пишется буква С.
3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ —
написание
безударной
чередующейся
гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот
гласный звук находится в ударном слоге.
4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) — частица НЕ с деепричастием пишется
раздельно.
5) ИСПУГАННАЯ (птица) —
в
полном
страдательном
причастии
прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
Б) Выпишите номера ответов, содержавших ошибки в
формулировке орфограмм, запишите верные формулировки
орфограмм. (3б.)
5. Анализ средств выразительности.
А)
Укажите
варианты
ответов,
в
которых
средством
выразительности речи является ЭПИТЕТ. (1б.)
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя
скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.
2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и
понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные
картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.
3) Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту
событий, которые он увидел и перенёс на холст.
4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеется от радости.
5) Именно красками, а не тонами — тонов у него нет, как и нет у него
иных настроений, кроме радости и любования жизнью.
Б) Выпишите эпитеты из указанных предложений (2б)
6.
Лексический анализ. Подберите антоним к слову спускаться
(предложение 13). Напишите этот антоним. (1б.)
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля,
начали медленно спускаться в колодец.