Напоминание

Экологическое воспитание младших школьников через уроки литературного чтения


Автор: Болотова Александра Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание младших школьников через уроки литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Болотова А.П.

Экологическое воспитание младших школьников через уроки

литературного чтения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

г.Старый Оскол

Белгородская область

Основная

цель

экологического

воспитания

-

формирование

экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

Современный человек с детства должен осознавать свою роль на Земле,

чувствовать ответственность за состояние родной природы. Мы стремимся к

тому, чтобы наши учащиеся научились понимать и любить окружающий мир и

бережно относиться к нему. Следовательно, формирование экологического

сознания, экологических знаний и убеждений – одна из важнейших задач

современной

школы.

Необходимо

дать

ребенку

не

только

знания

об

окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие

жизнь

человека,

соблюдать

нравственные

и

правовые

принципы

природопользования.

Уроки

литературного

чтения

дают

возможность

при

восприятии

художественных произведений вызвать у детей эмоциональный отклик, чувство

удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических

чувств. Очень нравятся ребятам задания, включающие элементы драматизации,

когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети

исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те

состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность

встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.

Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы

самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё

окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ

превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по

его началу. Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых

– воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым»

животным (жабе, лягушке, гадюке). Эти задания направлены на то, чтобы

ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее

восхищение,

симпатию,

сочувствие

(Емельянов

Б.

«Зеленая

букашка»,

Пантелеев Л. «Две лягушки»).

В

работе

учителя

начальных

классов

следует

использовать

нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют

эмоционально позитивный отклик у детей, но и способствуют решению задач

экологического воспитания и образования. Например: урок-загадка при

изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или

растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми

народных песен; урок-викторина «Умники и умницы» проводится после

знакомства с несколькими произведениями о природе, причем вопросы

викторины дети готовят самостоятельно.

Наверное, это и есть цель уроков литературного чтения, которые дают

прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы,

формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного

отношения к природным объектам.

Использованная литература:

1. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в

процессе изучения природы. //Начальная школа. – 1989. - №5. – с.25.

2. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы.

//Начальная школа. – 1998. - №5. – с.74.

3.

Седых

В.И.

Формирование

у

младших

школьников

ответственного

отношения к природе. //Начальная школа. – 1995. - №5. – с.34.

4. Симонова Л.П. О перспективах экологического образования в начальной

школе. //Начальная школа. – 1988. - №6. – с.14.



В раздел образования




Яндекс.Метрика