Напоминание

Диагностика гастритов, рака желудка


Автор: Гусейнова Луиза Маммаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК"
Населённый пункт: г. Махачкала Республика Дагестан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Диагностика гастритов, рака желудка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан

«Дагестанский базовый медицинский колледж им.Р.П.Аскерханова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по теме:

«Диагностика гастритов и

рака желудка»

Дисциплина: ПМ 01 «Диагностическая деятельность»

Специальность: Лечебное дело

Автор – составитель: Л.М. Гусейнова

Махачкала 2021 г.

Согласовано

Методист

М.З.Гамзатова ___________

Аннотация

В методической разработке представлены задания для различных методов

оценки знаний обучающихся по теме занятия: вопросы для фронтального и

индивидуального опроса, тестовые задания, вопросы для терминологического и

графического диктантов, клинико-ситуационные задачи, алгоритмы практических

манипуляций.

Методическая

разработка

может

быть

использована

для

проведения

практических занятий по предмету «Терапия».

Автор – составитель: Л.М.Гусейнова

2

Рассмотрено и утверждено на

заседании цикловой методической

комиссии

________________________________

Протокол №___________

_________________________ 20___г.

Председатель ЦМК

А.А.Гасанова __________________

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

4. ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ТЕМУ

5. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

6. ХРОНОКАРТА

7. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

7.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: ДИАГНОСТИКА ГАСТРИТОВ И РАКА ЖЕЛУДКА

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

Практическое занятие.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.УЧЕБНАЯ:

усвоить понятия «острый гастрит», «хронический гастрит»,

«рак желудка»,

изучить принципы обследования больных при острых и

хронических гастритах, особенности осуществления диагностического поиска

при острых и хронических гастритах и раке желудка.

После изучения темы обучающиеся должны знать:

определение понятия «гастрит », «рак желудка»

предрасполагающие факторы и причины

симптомы и синдромы

возможные жалобы пациента

принципы диагностики гастритов и рака желудка.

В результате усвоения темы обучающиеся должны уметь:

Осуществить диагностику при гастритах и раке желудка;

Выполнить следующие процедуры и манипуляции;

- промывание желудка;

- взятие материала на исследования;

- желудочное зондирование;

- уход при рвоте

- соблюдать инфекционную безопасность.

4

2.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

усвоить значение своевременного и

правильного проведения обследования больного, соблюдения деонтологических

принципов по отношению к больному; формирование у обучающихся чувства

ответственности, внимательного отношения к больному.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ:

определить степень усвоения материала, данного

на предыдущем занятии, умения логически и последовательно мыслить,

применять полученные знания на практике.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Практическое занятие – учебный кабинет клинической практики.

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Практическое занятие – 6 часов (270 мин).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1.

Стенд

2.

Таблицы

3.

Истории болезни стационарного больного

4.

Температурный лист

5.

Ситуационные задачи

6.

Учебное пособие «Основы сестринского дела»

7.

Учебное пособие «Диагностическая деятельность»

8.

Алгоритмы манипуляций

9.

Конспект лекции.

10.Индивидуальные наборы тестовых заданий.

5

ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

6 ЧАСОВ – 270 МИН.

Элементы занятия

Время

1

Организационная часть

3 мин

2

Фронтальный опрос

15 мин

3

Индивидуальный опрос

60 мин

4

Тестовый контроль

15 мин

5

Терминологический диктант (глоссарий)

15 мин

6

Графический диктант

15 мин

7

Решение ситуационных задач

30 мин

8

Отработка практических навыков

40 мин

10

Самостоятельная работа обучающихся в

отделении

50 мин

11

Обобщение, заполнение манипуляционных

тетрадей

15 мин

12

Оценка знаний и умений обучающихся

10 мин

13

Задание на дом

2 мин

6

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ:

Проверяется готовность аудитории и обучающихся к занятию, соответствие

внешнего вида требованиям, наличие дневников и манипуляционных тетрадей,

затем проводится перекличка для выявления отсутствующих.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: определить базовый уровень знаний по теме занятия.

1.

Дайте определение гастрита.

2.

Какие факторы приводят к развитию острого гастрита? Хронического

гастрита?

3.

Назовите симптомы острого и хронического гастрита.

4.

Перечислите основные методы диагностики острого гастрита.

5.

В чем заключается диагностика хронического гастрита?

6.

В чем особенности подготовки больного к ФГДС?

7.

Перечислите основные симптомы рака желудка.

8.

Какие симптомы указывает на возможное развитие рака желудка у больного.

9.

Назовите основные принципы диагностики рака желудка.

10. Перечислите основные стадии рака желудка.

7

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА:

Цель: выявить уровень подготовленности обучающихся к домашнему

заданию.

1. Сущность понятия «гастрит», «рак желудка».

2. Этиология гастритов, факторы риска.

3. Классификация гастритов.

4. Клиника гастритов с пониженной секреторной функцией.

5. Клиника гастритов с повышенной секреторной функцией.

6. Диагностика гастритов.

7. Подготовка к диагностическим исследованиям при гастритах.

8. Факторы риска развития рака желудка.

9. Клинические проявления рака желудка.

10. Диагностика рака желудка.

8

Тестовые задания

1. При патологии ЖКТ возможны:

1)

Одышка, цианоз, тахикардия;

2)

Тахикардия, ожирение, рвота;

3)

Рвота, тошнота, изжога, диарея;

4)

Диарея, запоры, боли, повышение АД;

2. Рвота - это акт:

1)

Физиологический;

2)

Патологический;

3. Возможные осложнения при рвоте:

1)

Обезвоживание;

2)

Аспирация;

3)

Тревога;

4)

Интоксикация;

4. Возможные осложнения при желудочном кровотечении

1)

Обезвоживание;

2)

Аспирация;

3)

Геморрагический шок;

4)

Интоксикация;

5. Основная причина хронического гастрита типа В

а) отравление

б) аутоиммунные нарушения

в) нерациональное питание

г) хеликобактериальная инфекция

6. Для хронического гастрита характерны синдромы

а) диспепсический

б) гипертонический

в) интоксикационный

г) гепатолиенальный

9

7. Ранние симптомы рака желудка

а) прогрессирующее похудание, отвращение к мясу

б) горечь во рту, метеоризм

в) изжога, отрыжка кислым, понос

г) запор, метеоризм

8.

Наиболее информативный метод диагностики рака желудка

а) желудочное зондирование

б) дуоденальное зондирование

в) ультразвуковое исследование

г) эндоскопическое исследование с прицельной биопсией

9. Перед взятием кала на скрытую кровь рекомендуют пациенту:

1) соблюдать 3 дня диету №4

2) исключить из питания молочные продукты

3) исключить из питания в течение 3-х дней мясо, рыбу, гречку, яйца, овощи

4) придерживаться диеты № 15

10. Кал на копрологическое исследование доставляют:

1) в клиническую лабораторию

2) в биохимическую лабораторию

3) в бактериологическую лабораторию

4) в иммунологическую лабораторию

11. Для взятия кала на бак.исследование нужно приготовить:

1) чистую сухую банку

2) чистую сухую пробирку

3) стерильную сухую пробирку

4) стерильную пробирку с консервантом

12. Перед проведением УЗИ органов брюшной полости м/с рекомендует

пациенту:

1) в течение 3-х дней принимать активированный уголь

2) в течение 3-х дней принимать фестал

3) исключить из рациона газообразующие продукты

4) все верно

10

Терминологический диктант

Гастрит – это

Рак желудка – это

ФГДС – это

Биопсия – это

Диспепсия – это

Рвота – это

Кахексия - это

11

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

1.Острый гастрит протекает с частыми обострениями.

2.Для острого гастрита характерна тошнота, рвота.

3.К спазмолитикам относится де-нол.

4.При

хроническом

гипоацидном

гастрите

назначают

натуральный

желудочный сок.

5.Основным методом диагностики рака желудка является анализ кала на

скрытую кровь.

6.Осложнением рака желудка является метастазирование.

да

да

да

нет

нет

нет

12

КЛИНИКО - СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №1

Больной И., 30 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на чувство полноты и

боли в эпигастральной области, возникающие вскоре после еды, частую отрыжку

тухлым, отмечает похудание. Считает себя больным в течение 5 лет. Последние 2

дня ухудшение самочувствия связывает с погрешностью в диете (выпивал).

Вредные привычки: курит, употребляет алкоголь.

Объективно: общее состояние удовлетв., кожа бледная, подкожно-жировой

слой выражен недостаточно. Со стороны сердечно-сосудистой системы и легких

патологии нет. Язык обложен белым налетом. Живот вздут, при пальпации

нерезкая болезненность в эпигастральной области. Печень и селезенка не

пальпируются.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

3. Перечислите возможные осложнения.

4.Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о диагностики

заболевания.

5. Продемонстрируйте технику фракционного желудочного зондирования.

Э

ТАЛОНЫ

ОТВЕТОВ

1. Хронический гастрит с секреторной недостаточностью в стадии обострения.

Обоснование:

1) данные анамнеза: длительность заболевания,

чувство полноты и боли в эпигастральной области, возникающие после

еды, отрыжка тухлым, похудание;

связь обострения с погрешностями в диете;

вредные привычки: курение, употребление алкоголя;

13

2) объективные данные: при осмотре: бледность кожи, недостаточное развитие

подкожно-жировой клетчатки, обложенность языка,

при пальпации: болезненность в эпигастральной области.

2. Общий анализ крови: может быть анемия, фракционное желудочное

зондирование:

снижение

содержания

соляной

кислоты

и

пепсина,

эндоскопическое

исследование

желудка:

атрофия

слизистой

оболочки,

рентгенологическое исследование: истончение складок слизистой оболочки..

3. Рак желудка, железодефицитная и В12-дефицитная анемии, гиповитаминозы.

КЛИНИКО - СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА №2

Больной З., 62 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на рвоту вскоре после

приема пищи, чувство полноты и тяжести в животе после еды, нарастающую

слабость, понижение аппетита, похудание. Болен 5 лет, лечился амбулаторно по

поводу анацидного гастрита. Ухудшение самочувствия отмечает в течение 5-и

месяцев.

Объективно:

температура

36,6

0

С.

Общее

состояние

средней

тяжести.

Желтовато-серый цвет лица, тургор кожи понижен. Подкожно-жировой слой

выражен недостаточно. Со стороны сердечно-сосудистой системы и легких

патологии нет. Язык обложен бело-серым налетом. При пальпации живота

разлитая болезненность в эпигастральной области, здесь же пальпируется

уплотнение, величиной 3 см, подвижное, слабоболезненное. Пальпируется край

печени на 1 см ниже реберной дуги по правой среднеключичной линии.

Задания

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите необходимые дополнительные исследования.

14

3. Перечислите возможные осложнения.

4. Определите принципы диагностики заболевания.

5. Продемонстрируйте технику подкожных инъекций.

Э

ТАЛОНЫ

ОТВЕТОВ

1. Рак желудка, метастазы в печень.

Обоснование:

1) данные анамнеза:

чувство полноты и тяжести в животе, возникающие после еды, рвота вскоре

после еды, нарастающая слабость, понижение аппетита и похудание;

пожилой возраст;

наличие анацидного гастрита в течение продолжительного периода;

2) объективные данные:

при

осмотре:

желтовато-серый

цвет

лица,

недостаточное

развитие

подкожно-жирового слоя, обложенность языка;

при

пальпации:

болезненность

в

эпигастральной

области,

наличие

уплотнения, увеличение печени

2. Общий анализ крови: увеличение СОЭ, возможна анемия, кал на скрытую

кровь,

желудочное

зондирование:

отсутствие

соляной

кислоты,

рентгенологическое

исследование

желудка

с

применением

контрастного

вещества:

дефект

наполнения,

эндоскопическое

исследование

желудка

с

прицельной биопсией, радиоизотопное исследование печени, ультразвуковое

исследование органов брюшной полости, лапароскопия.

3. Желудочное кровотечение, метастазирование в другие органы (печень, легкие,

кости, лимфатические узлы)

15

ОТРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Преподаватель выбирает из группы успевающего обучающегося, который

принимает зачет у остальных по технике выполнения следующих практических

манипуляций:

1.

подготовка больного к рентгенологическому исследованию и ФГДС.

2.

техника проведения желудочного зондирования,

3.

техника проведения ФГДС,

4.

правила выписывания направлений на исследования,

5.

внутримышечная инъекция,

6.

внутривенное введение растворов.

При этом преподаватель внимательно контролирует ответы обучающегося,

следит за соблюдением алгоритмов выполнения манипуляций, инфекционной

безопасности и др.

16

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка

Рентгенологическое исследование желудка - это метод исследования,

основанный

на

просвечивании

рентгеновскими

лучами полых органов с

применением контрастного вещества (сульфата бария).

Рентгеноскопия и рентгенография позволяют определить: форму, величину,

положение, подвижность желудка, локализацию язвы, опухоли, оценить рельеф

слизистой оболочки и функциональное состояние желудка (его эвакуаторную

способность).

Показания: 1) диагностика заболеваний пищевода, желудка и 12-перстной

кишки;

Оснащение рабочего места:

1) манипуляционный стол; 2) кружка

Эсмарха; 3) стерильный наконечник; 4) вазелин; 5) шпатель; 6) клеенка;

7)пеленка; 8) штатив; 9) средства индивидуальной защиты; 10) направление на

исследование; 11) емкости с дезраствором; 12) судно.13) вода для клизмы.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1.

Накануне за 2-3 дня до исследования провести беседу с больным о

предстоящем исследовании.

2.

Получить согласие больного на проведение исследования

3.

Провести инструктаж больного по следующему плану: а) за 2-3 дня до

исследования необходимо исключить из рациона газообразующие продукты

(овощи, фрукты, черный хлеб, молоко); б) накануне исследования в 18

оо

легкий ужин; в) предупредить, что исследование проводится натощак, поэтому

накануне

исследования

больной

не

должен

есть

и

пить,

принимать

медикаменты и курить.

17

4.

Оформить

направление,

указав

название

метода

исследования,

Ф.И.О.

больного, возраст, адрес или номер истории болезни, диагноз, дату.

5.

В

случае

упорных

запоров

по

назначению

врача

вечером,

накануне

исследования, ставится очистительная клизма

6.

Сопроводить больного в рентгенологический кабинет с историей болезни к

назначенному часу.

Примечание: с целью контрастирования пищевода, желудка и 12-типерстной

кишки – в рентгенологическом кабинете больной выпивает водную взвесь

сульфата бария.

Подготовка больного к фиброгастродуоденоскопии (ФГДС)

Фиброгастродуоденоскопия – это инструментальный метод исследования

пищевода, желудка и 12-ти перстной кишки с помощью гибкого гастроскопа на

основе волоконной оптики.

Диагностическое значение метода: этот метод позволяет оценить просвет и

состояние слизистой оболочки пищевода, состояние слизистой оболочки, желудка

и 12-ти перстной кишки – цвет, наличие эрозий, язв, новообразований. Изучить

детально рельеф, т.е. характер, высоту, ширину складок слизистой оболочки

желудка.

С помощью дополнительных методик можно определить кислотность

желудочного сока, при необходимости выполнить прицельную биопсию для

морфологического исследования.

ФГДС используют и

в лечебных целях: произведение полипэктомии,

остановка кровотечения, местное применение лекарственных веществ.

Противопоказания: 1) сужение пищевода; 2) дивертикулы пищевода; 3)

патологические процессы в средостении, смещающие пищевод (аневризма аорты,

увеличенное левое предсердие); 4) выраженный кифосколиоз.

18

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1.

Провести беседу с больным о предстоящем исследовании, цели, ходе,

безвредности и необходимости процедуры.

2.

Получить согласие больного на исследование.

3.

Провести инструктаж по подготовке и исследованию:

накануне исследования ужин не позже 18

00

часов

утром в день исследования исключить прием пищи, воды, лекарственных

препаратов, не курить, не чистить зубы;

к назначенному часу явиться в эндоскопический кабинет, взяв с собою

полотенце и историю болезни.

Основной этап выполнения манипуляции

4.

Предупредить больного, что во время исследования нельзя разговаривать,

глотать слюну. Если есть зубные протезы, то их необходимо снять.

5.

Перед исследованием

производится орошение зева и начальных отделов

глотки раствором анестетика медсестрой эндоскопического кабинета.

Заключительный этап выполнения манипуляции

6.

После исследования проводить больного в палату.

7.

Предупредить о том, что в течение двух часов после процедуры не принимать

пищу, а если производилась биопсия, то пищу принимать только в холодном

виде.

19

Техника внутримышечной инъекции

Места

введения:

1)

верхний

наружный

квадрант

ягодицы;

2)

дельтовидная мышца плеча; 3) область средней трети бедра (передне-боковая

поверхность).

Противопоказания: 1)поражение кожи и подкожно-жировой клетчатки

любого характера в предполагаемом месте инъекции; 2)атрофия мышечной ткани.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1.

Снять все предметы с рук (кольца, часы).

2.

Провести гигиеническую антисептику рук, надеть

- фартук;

- перчатки;

3.

Подготовить манипуляционный столик к работе.

4.

Установить доброжелательные отношения и провести психологическую

подготовку больного.

5.

Подготовить к работе ампулу (флакон) с лекарственным веществом: сверив

название, концентрацию, дозировку с листом назначений, срок годности,

прозрачность и целостность ампулы (флакона).

6.

Взять стерильный шарик с антисептиком обработать верхнюю треть шейки

ампулы сверху вниз, предварительно освободив её от лекарственного

вещества, (металлическую обкатку и 1/3 флакона).

7.

Надпилить шейку ампулы и вскрыть её с помощью вышеуказанного шарика

(вскрыть

металлическую

крышечку

флакона

продезинфицированными

ножницами,

вторым

стерильным

шариком,

смоченным

антисептиком,

обработать резиновую пробку флакона).

8.

Проверить срок годности шприца, целостность упаковки.

9.

Вскрыть упаковку шприца, собрать его. Проверить проходимость иглы.

10.

Набрать в шприц необходимое количество лекарственного вещества.

11.

Сменить иглу, поместив использованную в дезраствор. Не снимая колпачка,

вытеснить из шприца воздух и отдозировать лекарственное вещество.

20

12.

Подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую упаковку.

13.

Уложить

больного.

Условно

разделить

ягодицу

на

четыре

части,

пропальпировать верхний наружный квадрант.

14.

Обработать руки в перчатках антисептиком.

15.

Стерильным пинцетом взять 2 стерильных шарика и смочить антисептиком.

Обработать одним шариком инъекционное поле сверху вниз: одной стороной

широко, другой - узко, второй шарик оставить в левой руке.

Основной этап выполнения манипуляции

1.

Взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы шприца, зафиксировать

канюлю 5-м пальцем, остальными охватить цилиндр, 2-й палец – на поршень

шприца.

2.

Фиксировать кожу в месте инъекции 1-2 пальцами левой руки.

3.

Быстрым движением ввести иглу под прямым углом в ткани, оставив не

введенным 0,5-1,0 см до муфты иглы.

4.

Ввести лекарственное вещество, надавливая на поршень большим пальцем

левой руки.

5.

Извлечь иглу, приложив к месту инъекции шарик с антисептиком, удерживая

его до остановки кровотечения.

Заключительный этап выполнения манипуляции

1.

Для обеззараживания шприцев и игл использовать 3 емкости: в 1-ой

промыть шприц с иглой, во 2-ой - заполнить иглу дезраствором, снять ее

отдельным пинцетом и погрузить в эту же емкость (контейнер) на время,

согласно инструкции по применению дезсредства.

2.

Шприц в разобранном виде поместить в контейнер (емкость №3) для

дезинфекции

инструментов

медназначения.

Экспозицию

отсчитывать

с

момента выполнения последней манипуляции.

3.

Обработать дезинфектантом фартук, манипуляционный стол, кушетку и

другие рабочие поверхности.

21

4.

Использованные

шарики

замочить

в

контейнер

соответствующей

маркировки

5.

Снять с себя передник, перчатки. Перчатки замочить в дезраствор согласно

инструкции. Руки помыть под проточной водой с мылом.

6.

Сделать отметку о выполнении манипуляции в журнале формы – 029/у.

Примечание: Суспензии и масляные растворы вводятся подогретыми до

38

о

С. При их введении, во избежание эмболии, убедиться, что игла находится не в

просвете сосуда, слегка потянув поршень на себя.

Возможные осложнения: 1) поломка иглы из-за внезапного сокращения

мышц при введении дефектной иглы и нарушении техники введения; 2)

повреждение

нервных

стволов

(неправильный

выбор

места

инъекции,

раздражающее действие лекарственного вещества); 3) жировая эмболия при

введении масляных растворов; 4) гнойная инфекция (инфильтрат, абсцесс)

вследствие нарушения асептики; 5) вирусный гепатит, СПИД, вследствие

несоблюдения

правил

дезинфекции

и

стерилизации

шприцев

и

игл;

6)

аллергическая реакция (анафилактический шок, крапивница, отек Квинке и др.);

7) гематома (кровоизлияние при повреждении сосуда).

22

Внутривенное введение лекарств

Почти все препараты перед внутривенным введением необходимо

разводить, чтобы уменьшить концентрацию и вводить в течение 3-5минут.

Для разведения используют 0,9% раствор натрия хлорида. При этом важно

соблюдать правило: вначале набрать в шприц лекарственное вещество, а

затем растворитель.

Места введения: 1) поверхностные вены локтевого сгиба, предплечья,

кисти, области голеностопного сустава.

Показания: 1) заболевания, при которых необходимо обеспечить

быстрый терапевтический эффект; 2) введение лекарственных веществ,

которые

при

подкожных,

внутримышечных

введениях

вызывают

раздражение или омертвение тканей.

Подготовительный этап выполнения манипуляции

1.

Снять все предметы с рук (кольца, часы).

2.

Провести гигиеническую антисептику рук, надеть очки; перчатки;

маску.

3.

Подготовить манипуляционный столик к работе.

4.

Установить

доброжелательные

отношения

и

провести

психологическую подготовку больного.

5.

Подготовить к работе ампулу с лекарственным веществом: сверив

название, концентрацию, дозировку с листом назначений, срок

годности, прозрачность и целостность ампулы.

6.

Подготовить к работе флакон с 0,9% раствором натрия хлорида, сверив

название, срок годности, прозрачность раствора – поставив на этикетке

дату, время вскрытия флакона и подпись медсестры.

7.

Обработать

металлическую

обкатку

и

1/3

флакона

шариком,

смоченным

антисептиком,

вскрыть

металлическую

крышечку

23

продезинфицированными ножницами. Вторым стерильным шариком,

смоченным антисептиком, обработать резиновую пробку.

8.

Взять следующий стерильный шарик с антисептиком и обработать

шейку

ампулы

сверху

вниз,

предварительно

освободив

её

от

лекарственного вещества. После чего шарик взять четвёртым и пятым

пальцами левой руки.

9.

Надпилить шейку ампулы и вскрыть её с помощью вышеуказанного

шарика.

10.

Вскрыть упаковку шприца, собрать его. Проверить

проходимость

иглы.

11.

Набрать в шприц необходимое количество лекарственного вещества,

отдозировать его.

12.

Добрать в шприц 0,9% раствор натрия хлорида до 20,0 мл.

13.

Сменить иглу, поместив использованную в дез.раствор. Не снимая

колпачка,

вытеснить из шприца воздух и каплю лекарственного

вещества.

14.

Подготовленный для инъекции шприц поместить во вскрытую

упаковку.

15.

Усадить или уложить больного, подложить под руку клеенчатую

подушечку.

16.

Наложить жгут на 10-12 см выше предполагаемого места инъекции

поверх салфетки или рубашки так, чтобы свободные концы жгута

были направлены вверх.

17.

Проверить наличие пульса на лучевой артерии. Сделать массирующие

движения ребром ладони по направлению к локтевому сгибу,

предложив больному поработать «кулаком».

18.

Обработать руки в перчатках антисептиком.

24

19.

Стерильным пинцетом взять

3 стерильных шарика и смочить

антисептиком. Обработать двумя шариками инъекционное поле (1-ым

широко, 2-ым непосредственно место инъекции), 3-ий шарик положить

на место предполагаемой инъекции.

Основной этап выполнения манипуляции

1.

Взять шприц с лекарственным веществом, снять колпачок с иглы,

убрать с места инъекции ватный шарик, захватив его 4 и 5 пальцами

левой руки.

2.

Большим пальцем левой руки натянуть кожу ниже места инъекции и

фиксировать вену.

3.

Не меняя положения шприца в руке и держа иглу срезом вверх,

проколоть

кожу,

осторожно

пунктировать

вену

до

ощущения

попадания в пустоту. Слегка продвинуть иглу по ходу вены.

4.

Потянуть

поршень

на

себя.

Появление

крови

в

шприце

свидетельствует о нахождении иглы в вене.

5.

Развязать жгут левой рукой. Повторно убедиться, что игла в вене,

потянув поршень на себя.

6.

Левой рукой медленно ввести лекарственное вещество внутривенно,

справившись о самочувствии больного. Оставить в шприце 0,5-1,0 мл

раствора.

7.

Прижать к месту инъекции 3-ий шарик, смоченный антисептиком,

извлечь иглу. Шарик оставить на месте инъекции на 3-5 минут, согнув

руку в локте.

8.

При необходимости положить на место инъекции сухой стерильный

шарик или давящую повязку.

25

Заключительный этап выполнения манипуляции

1.

Шприц в разобранном виде поместить в контейнер для дезинфекции

инструментов медназначения. Экспозицию отсчитывать с момента

выполнения последней манипуляции.

2.

Обработать

дезинфектантом

подушечку,

жгут,

фартук,

манипуляционный стол, кушетку и другие рабочие поверхности.

3.

Использованные шарики замочить в контейнер соответствующей

маркировки.

4.

Снять с себя маску, очки, перчатки. Перчатки замочить в дез.растворе

согласно инструкции. Руки помыть под проточной водой с мылом.

5.

Сделать отметку о выполнении манипуляции в журнале формы ф–

029/у.

Примечание:

Масляные

растворы

и

суспензии

внутривенно

вводить

запрещается.

Возможные осложнения: 1) образование гематомы (кровоизлияние под

кожу) при неумелой пункции вены; 2) тромбофлебит, флебит (воспаление

вены с образованием тромба или без него) при нарушении правил асептики;

3) сепсис (общее инфекционное заболевание) при грубейших нарушениях

правил асептики; 4) воздушная эмболия при нарушении техники введения

лекарственного вещества; 5) анафилактический шок при аллергической

реакции на данное лекарственное вещество.

26

ОБОБЩЕНИЕ. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Преподаватель подводит итоги занятия, дает оценку работы обучающихся во

время урока, степени их участия в ходе занятия, отмечает положительные и

отрицательные стороны в их ответах, выводит общие оценки исходя из

результатов

фронтального,

индивидуального

опросов,

тестового

контроля,

терминологического диктанта, решения

ситуационных задач, демонстрации

практических навыков по проведению венепункции, внутримышечной инъекции.

Затем каждому обучающемуся выставляется средний балл в журнал за

подготовленность к домашнему заданию и отдельно оценка в манипуляционную

тетрадь за выполнение практических навыков.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Тема: «Диагностика язвенной болезни желудка и 12перстной кишки»

27

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:

Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2.

Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»

2008.

3.

Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. –

Ростов н/д.: Феникс, 2002.

4.

Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс.

Составитель

С.Е.

Хвощёва.

М.:

ГОУ

ВУНМЦ

по

непрерывному

медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

5.

Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.:

ГЭОТАР – Медиа, 2008.

6.

Маколкин В.И., Овчаренко СИ., Семенков Н.Н. Внутренние болезни, АН-

МИ - М, 2000.

7.

Диагностика и лечение внутренних болезней, под редакцией Ф.И. Комарова

1-3 том. М. Медицина 1991.

8.

«Справочник фельдшера» под редакцией Ю.Ю. Елисеева Москва 2005.

28



В раздел образования




Яндекс.Метрика