Автор: Шахмарданова Мая Юзбековна
Должность: преподавтель терапии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК" имени Р.П.Аскерханова
Населённый пункт: г.Махачкала республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка теоретического занятия
Тема: "Диагностика гастритов, рака желудка"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
ДАГЕСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Дагестан
«Дагестанский базовый медицинский колледж им.Р.П.Аскерханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
Тема: «Диагностика гастритов, рака желудка»
Дисциплина: Терапия
Специальность: Лечебное дело
Курс: 3
Автор - составитель: Шахмарданова М.Ю.
Махачкала 2018
Рассмотрено и утверждено на
заседании- цикловой методической
комиссии
______________________________
______
Протокол
№________________________
__________________________20_1
8_____
Председатель ЦМК
___________________
Гасанова
А.А
________________
(ФИО)
В данной методразработке используются, тесты, ситуационные задачи, глоссарий,
слайд - презентация.
Автор – составитель М.Ю. Шахмарданова .
Согласовано
Методист
______________________
_
(ФИО)
Пояснительная записка.
В данной МР теоретического занятия по теме: «Диагностика
гастритов, рака желудка» , используются современные методы
организации учебного процесса: ситуационные задачи, тесты,
кроссворд, слайды.
Материалы этой МР могут помочь преподавателю при подготовке и
проведению теоретического занятия, по самому современному
требованию Государственного образовательного стандарта. Для
активизации познавательной деятельности и воспитания чувства
коллективизма, используются ситуационные задачи, тесты, что
развивает также логическое мышление и самостоятельность суждения
студента.
Проведенное по материалам данной МР занятие способствует
развитию и активизации познавательной деятельности,
самостоятельности в оказании медпомощи , логического мышления, а
также творческой активности студентов
Данная МР рассмотрена на заседании терапевтической цикловой
комиссии и рекомендована для применения преподавателям
медицинского колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
1.
Пояснительная записка
2.
Схема интегративных связей
3.
Хронокарта урока
4.
Цели занятия
5.
Рекомендуемая литература
6.
Содержание урока
7.
Приложение (раздаточный материал)
СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ
ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ
-Анатомия, физиология: АФО
органов пищеварения.
-Фармакология
-Сестринское дело: наблюдение
и
уход
за
больными
с
заболеванием
органов
пищеварения.
Обследование пациента: -
субъективное;
-объективное: (осмотр,
перкуссия, пальпация,
аускультация), -
дополнительные методы
исследования: лабораторные,
инструментальные.
ХРОНОКАРТА УРОКА(90 минут)
№
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Кол-во
уч-ся
Время в
минутах
1.
Организационная часть
30
3
2.
Опрос (контроль знаний):
фронтальный опрос
15
3.
Изложение нового материала:
Устно:
Слайд - презентация
22
25
4.
Закрепление материала
15
5
Подведение итогов занятия
5
6.
Домашнее задание
5
I.Форма организации учебного процесса - теоретическое занятие.
II.Цели занятия:
а) Учебная:
Ознакомить с актуальностью и статистикой заболеваний
желудка.
-Формировать умение, необходимое фельдшеру в диагностике
заболеваний желудка, гастритов, рака желудка.
-Обучить учащихся действовать чётко и грамотно, уметь правильно
оценить состояние больного, поставить быстро диагноз.
б) Развивающая:
-
Развивать такие профессиональные качества, как самостоятельность,
ответственность, точность определения обьема обследования
пациентов при гастритах и раке желудка.
- Развивать у обучающихся клиническое мышление, путём
раскрытия механизма развития симптомов болезни, сопоставляя
субъективные и объективные проявления с патологическими
процессами.
в) Воспитательная:
Стремиться воспитывать умение, в любых
ситуациях сохранить самообладание, выдержку, чуткость к людям.
- Воспитывать наблюдательность и внимательное отношение к
больному - важные профессиональные качества для правильной и
своевременной диагностики .
г) Методическая: Совершенствование организации теоретического
занятия и активизация познавательной деятельности студентов с
помощью: ситуационных задач, тестов, слайдов.
III.Место проведения: Учебная комната №35.
IV.Время, отведённое на тему: 90 минут
V.Оснащение занятия:
1.Демонстрационные стенды по теме занятия.
2. Лекционные тетради, ручки
3.Дидактические материалы : лекции, тесты, ситуационные
задачи,слайд-презентация.
4.Слайд - презентация, компьютер
5.тонометр,часы,
Раздаточный материал:
Методические пособия по кардиологии для учащихся, карточки с
клиническими задачами и тест - эталонный контроль, , алгоритм
оказания неотложной догоспитальной помощи, кроссворд, задачи.
VI. Рекомендуемая литература
:
1. Астахов В.А. Лечение гастрита // Здоровье – 2000 - №3 – С.14-15
2. Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение гастрита // Здоровье,
2000 - №2-С.15
3. Веселов А.В. Лечение хронического гастрита // Здоровье, 2000 -
№12-С.21
4. Драгунов С.К. Профилактические средства // Здоровье – 2000 - №3
– С.32
5. Яковлева М.Ю. Функциональная диагностика // Здоровье, 2000 -
№5- С.10
6.Лечение болезней внутренних органов, А.Н. Окороков, Витебск,
1998 г.
7.Дифференциальная диагностика внутренних болезней.
8."Внутренние болезни” под редакцией Федюковича Н.И. - 2000 г.
9.Справочник терапевта под редакцией Шулутко - 1998 г.
10. Черноусов А.Ф., Поликарпов С.А., Годжело Э.А. Ранний рак и
предопухолевые заболевания желудка – М.:ИздАТ, 2002.–256 с.
11. Щепотин И.Б., Эванс С.Р. Рак желудка: практическое руководство
по профилактике, диагностике и лечению. Киев «Книга Плюс» 2000.–
227с.
12. Гарин А.М., Базин И.С., Нариманов М.Н. Обзор возможностей
химиотерапии рака желудка. Русский мед. журнал, т. 9, №22, 2001, с.
989–991.
13. Rothenberg M.L. Иринотекан (СРТ–11): новые данные и
перспективы применения – колоректальный рак и другие
злокачественные опухоли. The Oncologist, 2001:6;66–80.
14.Интернет -ресурс
Содержание
1.Организационная часть:
Проверяется готовность кабинета и учащихся к занятию, внешний
вид, проверка присутствующих, наличие лекционных тетрадей.
2. Контроль знаний:
Фронтально:
1.Дать определение хронической сердечной недостаточности
2.Классификация ХСН по стадиям
3.Симптомы сердечной недостаточности
4.Дополнительные методы обследования при ХСН
3.Изложение новой темы (с использованием слайд – презентации).
4.Закрепление нового материала проводится (тестами и задачами.)
ТЕСТЫ
Гастриты
1.
Основная причина хронического гастрита типа В
а)
отравление
б)
аутоиммунные нарушения
в)
нерациональное питание
г)
хеликобактер пилори
2.
Заболевание, при котором происходит выработка антител к обкладочным клеткам
слизистой оболочки желудка
а)
хронический гастрит типа А
б)
хронический гастрит типа В
в)
острый гастрит
г)
хронический холецистит
3.
Основная проблема пациента при хроническом гастрите с сохраненной секрецией
а)
отрыжка кислым
б)
отрыжка тухлым
в)
метеоризм
г)
поносы
4.
Приоритетная проблема пациента при хроническом гастрите с сохраненной
секрецией
а)
изжога
б)
отрыжка кислым
в)
запор
г)
боль в эпигастральной области
5.
Основная проблема пациента при хроническом гастрите с секреторной
недостаточностью
а)
изжога
б)
отрыжка кислым
в)
отрыжка тухлым
г)
запор
6.
Приоритетная проблема пациента при хроническом гастрите с секреторной
недостаточностью
а)
тяжесть в эпигастральной области
б)
тошнота
в)
снижение аппетита
г)
урчание в животе
7.
При подготовке пациента к желудочному зондированию очистительная клизма
а)
ставится вечером накануне исследования
б)
ставится утром в день исследования
в)
ставится вечером и утром
г)
не ставится
8.
Осложнение хронического гиперацидного гастрита
а)
рак желудка
б)
холецистит
в)
цирроз печени
г)
язвенная болезнь
9.
Наиболее информативный метод диагностики хронического гастрита - это
исследование
а)
рентгенологическое
б)
радиоизотопное
в)
ультразвуковое
г)
эндоскопическое
10.
Осложнение хронического анацидного гастрита
а)
рак желудка
б)
холецистит
в)
цирроз печени
г)
язвенная болезнь
11.
Информацию о секреторной функции желудка позволяет получит
ь
а)
общий анализ кала
б)
желудочное зондирование
в)
рентгенологическое исследование
г)
эндоскопическое исследование
12.
Подготовка пациента к желудочному зондированию
а)
вечером - легкий ужин, утром - натощак
б)
вечером - очистительная клизма
в)
вечером и утром - очистительная клизма
г)
утром - сифонная клизма
13.
Подготовка пациента к эндоскопическому исследованию пищевода, желудка
и 12- перстной кишки
а)
вечером - легкий ужин, утром - натощак
б)
вечером - очистительная клизма
в)
вечером и утром
-
очистительная клизма
г)
утром - сифонная клизма
14.
Эндоскопическое исследование пищевода, желудка и 12-перстной к
ишк
и
а)
ирригоскопия
б)
колоноскопия
в)
лапороскопия
г)
эзофагогастродуоденоскопия
15.
При подготовке пациента к эндоскопическому исследованию пищевода,
желудка и 12-перстной кишки очистительная клизма
а)
ставится вечером накануне исследования
б)
ставится утром в день исследования
в)
ставится вечером и утром
г)
не ставится
16. Для стимуляции желудочной секреции медсестра использует
а)
пентагастрин
б)
растительное масло
в)
сульфат бария
г)
сульфат магния
17.
Наиболее эффективный стимулятор желудочной секреции
а)
капустный
б)
мясной
в)
хлебный
г)
пентагастрин
18.
Парентеральный стимулятор желудочной секреции
а)
капустный
б)
мясной
в)
хлебный
г)
пентагастрин
19.
При хроническом гастрите с сохраненной секрецией рекомендуется диета №
а) 1
б) 2
в)
3
г)
4
20.
При хроническом гастрите с секреторной недостаточностью рекомендуется
диета №
а)
1
б)
2
в)
3
г)
4
21.
Лекарственное растение, стимулирующее секреторную функцию желудка
а)
алтей
б)
багульник
в)
девясил
г)
подорожник
22.
При хроническом гастрите с секреторной недостаточностью в качестве
заместительной терапии используется
а)
альмагель
б)
атропин
в)
желудочный сок
г)
маалокс
23.
Беззондовое исследование секреторной функции желудка
а)
ацидотест
б)
глюкотест
в)
рентгенография
г)
лапороскопия
Тесты : рак желудка
1. .Приоритетные проблемы пациента при раке желудка
а)
прогрессирующее похудание, отвращение к мясу
б)
горечь во рту, метеоризм
в)
изжога, отрыжка кислым
г)
запор, метеоризм
2. Наиболее информативный метод диагностики рака желудка
а)
желудочное зондирование
б)
дуоденальное зондирование
в)
ультразвуковое исследование
г)
эндоскопическое исследование с прицельной биопсией
3. Потенциальная проблема пациента при раке желудка
а)
снижение аппетита
б)
слабость
в)
желудочное кровотечение
г)
отрыжка
Ответы на тесты:
1г 2а . За
4г
5в
6а 7г
8г 9г
10а
116
12а
13а
14г
15г 16а
17г
18г
19а
206 21г
22в
23а
24г
256 26а
27а
28г
29в
306
31а
32г ЗЗв
346
35а
36г
37г
38а
39в
40в
416 42в 43г
44г
45г
46г
47а
48а
49г 50г
51а
52г
53а
54а
55г
56в
57г
58а
59в 60г
61в
62г
63г
64г
65г
66в 676
68г
696
Задача №1
Больной И., 30 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на чувство полноты и боли в
эпигастральной области, возникающие вскоре после еды, частую отрыжку тухлым, отмечает
похудание. Считает себя больным в течение 5 лет. Последние 2 дня ухудшение самочувствия
связывает с погрешностью в диете (выпивал). Вредные привычки: курит, употребляет
алкоголь.
Объективно: общее состояние удовлетворительное, кожа бледная, подкожно-жировой
слой выражен недостаточно. Со стороны сердечно-сосудистой системы и легких патологии
нет. Язык обложен белым налетом. Живот вздут, при пальпации нерезкая болезненность в
эпигастральной области. Печень и селезенка не пальпируются.
Задания
1.
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
3.
Перечислите возможные осложнения.
4.
Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения,
прогнозе и профилактике заболевания.
5.
Продемонстрируйте технику фракционного желудочного зондирования.
Э
ТАЛОНЫ
ОТВЕТА
№1
1.
Хронический гастрит с секреторной недостаточностью в стадии обострения.
Обоснование:
1)
данные анамнеза:
•
чувство полноты и боли в эпигастральной области, возникающие после еды, отрыжка
тухлым, похудание;
•
длительность заболевания;
•
связь обострения с погрешностями в диете;
•
вредные привычки: курение, употребление алкоголя;
2)
объективные данные :
•
при осмотре: бледность кожи, недостаточное развитие подкожно-жировой клетчатки,
обложенность языка
•
при пальпации: болезненность в эпигастральной области.
2.
Общий анализ крови: может быть анемия, фракционное желудочное зондирование:
снижение содержания соляной кислоты и пепсина, , эндоскопическое исследование желудка:
атрофия
слизистой
оболочки,
рентгенологическое
исследование:
истончение
складок
слизистой оболочки..
3.Рак желудка, железодефицитная и В 12-дефицитная анемии, гиповитаминозы.
4.
Пациент нуждается в амбулаторном лечении.
Принципы лечения:
Режим полупостельный
Диета № 2, механически и термически щадящая, т.е., измельченная и в теплом виде. Исключается
трудноперевариваемая пища - жирное мясо, мучные продукты (сдобные пироги). Разрешаются пряности и
приправы.
Заместительная терапия - натуральный желудочный сок, соляная кислота с пепсином
Фитотерапия: сок подорожника, плантаглюцид Ферментные препараты во время еды: фестал,
панзинорм Санаторно-курортное лечение.
Прогноз для жизни благоприятный. При аккуратном соблюдении режима питания возможно добиться стойкой
ремиссии.
Профилактика:
первичная:
•
соблюдение режима питания (прием пищи 3-4 раза в день, в определенное время);
•
исключение сухоедения;
•
тщательное пережевывание пищи;
•
разнообразное питание;
•
запрещение курения и злоупотребления алкоголем;
•
санация очагов хронической инфекции;
•
при отсутствии зубов - протезирование;
•
воспитание определенного ритуала приема пищи (спокойная обстановка, красивая сервировка стола,
эстетичное оформление блюд);
вторичная:
•
диспансерное наблюдение за пациентами с хроническим гастритом;
•
соблюдение диетических рекомендаций с целью достижения стойкой ремиссии;
•
осторожное применение лекарственных препаратов, обладающих раздражающим действием на желудочно-
кишечный тракт.
27
Задача №2
К фельдшеру обратилась женщина 21 года с жалобами на появление боли в эпигастральной области после еды,
отрыжку кислым, изжогу. Режим питания не соблюдает. Боли беспокоят 2 года.
Объективно: температура 36,6°С. Состояние удовлетворительное. Кожа чистая. Язык обложен беловатым налетом.
Живот при пальпации мягкий, отмечается слабая бблёзненность в эпигастральной области. Со стороны других органов
патологии нет.
Задания
1.
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
3.
Перечислите возможные осложнения.
4.
Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике
заболевания.
5.
Продемонстрируйте технику фракционного желудочного зондирования.
Э
ТАЛОНЫ
ОТВЕТА
№2
1.
Хронический гастрит с сохраненной секрецией в стадии обострения.
Обоснование:
1)
данные анамнеза:
•
боль в эпигастральной области;
•
связь с приемом пищи;
•
отрыжка кислым, изжога;
•
нарушение режима питания;
2)
объективные данные :
•
при осмотре языка - обложенность;
•
при пальпации живота - болезненность в эпигастральной области;
2.
Фракционное желудочное зондирование: повышенная кислотность, эндоскопическое исследование: гиперемия
слизистой оболочки, набухание складок, могут быть эрозии. Рентгенологическое исследование: повышение тонуса
желудка, усиленная перистальтика, набухание складок слизистой оболочки.
3.
Язвенная болезнь.
4.
Пациентка нуждается в амбулаторном лечении.
Принципы лечения:
Режим полупостельный
Диета № 1, механически, химически и термически щадящая, т.е. измельченная, без пряностей и острых
приправ, в теплом виде. Исключается трудноперевариваемая пища - жирное мясо, мучные продукты (сдобные
пироги). Не рекомендуется черный хлеб, квашеная капуста, кислые фрукты
Холинолитики: гастроцепин Антациды: альмагель, маалокс
Спазмолитики: но-шпа, папаверин Н2-
гисгаминоблокаторы: ранитидин, фамотидин
28
Задача №3
Больной 3., 62 лет, обратился к фельдшеру с жалобами на рвоту вскоре после приема пищи, чувство полноты и
тяжести в животе после еды, нарастающую слабость, понижение аппетита, похудание.
Болен 5 лет, лечился амбулаторно по поводу анацидного гастрита. Ухудшение самочувствия отмечает в течение 5-
и месяцев.
Объективно: температура 36,6°С. Общее состояние средней тяжести. Желтовато-серый цвет лица, тургор кожи
понижен. Подкожно-жировой слой выражен недостаточно. Со стороны сердечно-сосудистой системы и легких
патологии нет. Язык обложен бело-серым налетом. При пальпации живота разлитая болезненность в эпигастральной
области, здесь же пальпируется уплотнение величиной 3 см, подвижное, слабоболезненное. Пальпируется край печени
на 1 см ниже реберной дуги по правой среднеключичной линии.
Задания
1.
Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.
Назовите необходимые дополнительные исследования.
3.
Перечислите возможные осложнения.
4.
Определите Вашу тактику в отношении пациента, расскажите о принципах лечения, прогнозе и профилактике
заболевания.
5.
Продемонстрируйте технику подкожных инъекций.
Э
ТАЛОНЫ
ОТВЕТА
№3
1.
Рак желудка, метастазы в печень.
Обоснование:
1)
данные анамнеза:
•
чувство полноты и тяжести в животе, возникающие после еды, рвота вскоре после еды, нарастающая слабость,
понижение аппетита и похудание;
•
пожилой возраст;
•
наличие анацидного гастрита в течение продолжительного периода;
2)
объективные данные :
•
при осмотре: желтовато-серый цвет лица, недостаточное развитие подкожно-жирового слоя, обложенность
языка;
•
при пальпации: болезненность в эпигастральной области, наличие уплотнения, увеличение печени
2.
Общий анализ крови: увеличение СОЭ, возможна анемия, кал на скрытую кровь, желудочное зондирование:
отсутствие соляной кислоты, рентгенологическое исследование желудка с применением контрастного вещества: дефект
наполнения, эндоскопическое исследование желудка с прицельной биопсией, радиоизотопное исследование печени,
ультразвуковое исследование органов брюшной полости, лапароскопия.
3.
Желудочное кровотечение, метастазирование в другие органы (печень, легкие, кости, лимфатические узлы)
4.
Пациент нуждается в обязательной консультации онколога для решения вопроса о возможности оперативного
лечения
Принципы лечения:
Режим полупостельный
Питание не реже 4 раз в день небольшими порциями
При возникновении рвоты назначают препараты, регулирующие моторику желудка и 12- перстной кишки
(галидор, церукал), местные анестетики (раствор новокаина)
При болях - анальгетики ненаркотические и наркотические Физраствор в/в при обезвоживании на фоне рвоты
Прогноз в отношении жизни благоприятный при ранней диагностике заболевания, отсутствии метастазов и
радикальном оперативном лечении. При поздней диагностике заболевания, наличии отдаленных метастазов и
невозможности проведения радикальной операции прогноз для жизни неблагоприятный (продолжительность жизни
больного не превышает 1-2 года)
Профилактика:
первичная:
•
рациональное питание;
•
исключение курения и злоупотребления алкоголем;
29
Глоссарий
Эзофагогастродуоденоскопия - инструментальное
исследование пищевода, желудка и 12п.к-ки.
Гастрит - воспаление желудка
Регенерация - восстановление
Ремиссия - затишье
Рецидив - обострение заболевание
Резекция - частичное удаление
Диспепсия - нарушение пищеварения
Малигнизация - озлокачествление
Диарея - понос
Запор - задержка стула
30
5.Подводится итог занятию
6. Домашнее задание
31
32