Напоминание

"Личностный рост"


Автор: Шахмарданова Мая Юзбековна
Должность: преподавтель терапии
Учебное заведение: ГБПОУ РД "ДБМК" имени Р.П.Аскерханова
Населённый пункт: г.Махачкала республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: "Личностный рост"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения РД

ГБПОУ РД «ДБМК» им. Р.П.Аскерханова

ДОКЛАД

на тему:

«

Личностный рост»

Преподаватель: Шахмарданова М.Ю.

Председатель цикловой комиссии:

Гасанова А.А.

МАХАЧКАЛА 2021 г.

Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика инди

видуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе спо

собности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориен

тиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и

смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях .

Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических

свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать

свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из

своих внутренних представлений и критериев. Разные авторы предлагают

различные показатели личностного потенциала : личностная автономия и

независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в

сложных

обстоятельствах;

готовность

к

внутренним

изменениям;

способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная

готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная

перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не

противоречивы, а дополняют друг друга. Воспоминания людей , переживших

затяжные

тяжелейшие

жизненные

ситуации

(Ленинградскую

блокаду,

концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о

том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным р

ешениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто

имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутрен

ним принципам, не терял человеческого достоинства. Личностный рост

зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно.

Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек

опирается на доброжелательное участие окружающих, если о н добивается

признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, п о крайней

мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный

потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формир

уется в совместной деятельности с другими людьми. Важно отличать

личностный рост от широко распространенного понятия «гармоническое

2

развитие

человека»,

под

которым

понимается

обычно

приобретение

человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических

норм и правил поведения. При личностном росте происходят изменения как

во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним

миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно

освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится

способным доверять воспринимаемой и нформации, а не «фильтровать» ее с

целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он

становится

более

открытым

для

новой

внешне

й

информации

и,

одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может

здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за

то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как

свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами. Более

полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют

такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие он и

есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность кото

рого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контакта

х с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом

более

реалистичным,

гибким,

способным

компетентно

разрешать

межличностные

противоречия.

Личностный

рост

способствует

формированию

целостной

личности,

у

которой

нет

неразрешимых

противоречий

между

стремлениями,

желаниями

и

возможностями,

междутребованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п.

Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и

неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным » и

«Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство прео

доления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленнос

ти (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий.

Поп адая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы

типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?»

3

Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой

ситуации? Какой опыт получу для себя и других?» Например, представим

себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал

старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он

испытывает

отрицательные

эмоции.

Существует

много

способов

неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить

внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить зло на того, кто

критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы

доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику.

Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать.

Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь

позитивный опыт из ситуации. Более развитая личность прежде всего

попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме

того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней

выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть,

критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно

как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик

рассматривается не как враг, а как источник ценной информации . Даже если

человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно

неконструктивной, он получит неоценимый опыт. Процесс личностного

роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды

жизни, когда неприходится решать сложных жизненных задач и общение не

очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных

кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими

людьми. Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс

личностного

рост

а

целостный,

взаимосвязанный,

и

рост

в

одном

«личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и

обретение

себя

дают

возможность

человеку

становиться

все

более

свободным и ответственным, дружелюбным , открытым, сильным и

творческим .

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика