Напоминание

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»


Автор: Перевышина Наталья Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: детский сад 7
Населённый пункт: г.Киселевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое объединение

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через

интеграцию образовательных областей»

Старший воспитатель: Перевышина Н.В.

Цель: повышение профессионального и педагогического мастерства; изучение, обобщение и

внедрение в практику опыта коллег; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной

самообразовательной деятельности.

Задачи: - Систематизировать знания педагогов по образовательной области «Здоровье» и ее

интеграции с другими образовательными областями; - Показать важность работы педагогов по

привитию привычки у детей к здоровому образу жизни; - Заинтересовать педагогов по данной

проблеме, вызвать желание делиться опытом.

План проведения МО:

1. Просмотр интегрированной образовательной деятельности «Отправляемся в полет,

приключение нас ждет» (старшая группа)

Воспитатель:

Музыкальный руководитель:

Физинструктор:

2. Вступительное слово –

3. Круглый стол: «Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию

образовательных областей» - Старший воспитатель Доронина Т.П.

- сообщение «Поговорим о ценности здорового образа жизни»

- представление проекта «Неделя здоровья в ДОУ»

- деловая игра для педагогов

4. Выработка решения методического объединения.

Ход МО:

1. Интегрированная образовательная деятельность «Отправляемся в полет, приключение нас

ждет» (старшая группа)

Цель: Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию образовательных

областей.

Задачи:

Образовательная область «Здоровье»

- формировать представление о здоровье и здоровом образе жизни»;

- продолжать воспитывать желание заботиться о своем здоровье;

- обогащать и закреплять ранее полученные знания о здоровом питании;

Образовательная область «Безопасность»

- продолжать учить устанавливать связи между неправильными действиями и их опасными

последствиями для жизни и здоровья;

Образовательная область «Физическая культура»

- формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье с помощью

физических упражнений;

Образовательная область «Коммуникация»

- развивать разговорную речь и коммуникативные навыки;

Образовательная область «Социализация»

- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

- Физминутка для педагогов «Мы устали, засиделись» - физинструктор Ника Е.Н.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Приступили мы к зарядке:

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз,

Вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на стулья сели.

2. Вступительное слово – главный специалист Отдела образования

3. Круглый стол: «Привитие привычки к здоровому образу жизни через интеграцию

образовательных областей» - Старший воспитатель Доронина Т.П.- Сообщение старшего

воспитателя «Поговорим о ценности здорового образа жизни»

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач

развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми

документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья

населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной

социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые,

более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно

возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это

важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это

вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача

педагогов — научить детей покорять эту вершину. Современный человек не имеет права считать

себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего,

умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Итак, нет задачи важнее и вместе

с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой

проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во

всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического,

социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате

целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А ведь

критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и

психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.

Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование

у них привычки к здоровому образу жизни. Привычка к здоровому образу жизни – это главная,

основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования

имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и

совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные

возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества,

вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются

привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы

здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском

образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно

раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша

самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад)

должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность (учебная,

спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить

оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а

затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия

самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и

остается актуальной проблемой. Данную проблему мы стараемся решать и в нашем ДОУ. Этому и

посвящена тема нашего МО.

- Представление проекта «Неделя здоровья»

Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья

ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное

время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно,

возникает необходимость создания такой системы работы, при которой бы происходила

интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге

способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка,

формированию привычки здорового образа жизни. В ДОУ был разработан и реализован проект

«Неделя здоровья».

Образовательный процесс основывался на комплексно-тематическом принципе, в основу

которого положена идея интеграции содержания разных образовательных областей вокруг

единой, общей темы, которая на определенный промежуток времени становится объединяющей.

Ведущую образовательную область «Здоровье» целесообразно интегрировать со следующими

образовательными областями «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация»,

«Познание», «Коммуникация», «Музыка» и др.

Проект проходил под девизом: «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»

В. А. Сухомлинский

Цель проекта: формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей

человеческой жизни.

Задачи:

- Способствовать формированию потребности здорового образа жизни, ответственного

отношения к своему здоровью.

- Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

- Формировать привычки выполнения гигиенических требований.

Участники: педагоги, дети и их родители.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Основные формы реализации проекта: беседы, образовательная деятельность, детское

творчество, театрализованные представления, эстафеты, игры, викторины, конкурсы, работа с

родителями.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный Так как, главным содержанием недели была оздоровительная работа с

детьми, то вся методическая работа с педагогами и работа с родителями проводилась

предварительно.

Работа с педагогами

Цель: Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья.

- Разработка и планирование системы работы к «Неделе здоровья» в детском саду;

(планирование цикла занятий, проектов, мероприятий для детей, родителей, педагогов)

- Оформление выставок, стендов, альбомов и папок.

- Консультация для педагогов: «Роль организации проведения прогулок в зимний период для

формирования здорового образа жизни детей», «Основные правила ЗОЖ», «Ознакомление детей

со здоровым образом жизни». - Анкетирование педагогов - Педсовет «Привитие привычки к ЗОЖ

через интеграцию образовательных областей» - Разработка презентаций для детей «У здоровья

есть враги, с ними дружбы не води», «Как устроен человек? »

Работа с родителями

Цель: повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья

дошкольников. Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.

- Анкетирование - Деловая игра «Здоровый образ жизни – залог долголетия»

- Консультации специалистов ДОУ: «Лечимся спортом», «Закаливайте своих детей с раннего

возраста», «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей», «Сон и его

организация», «Основные правила ЗОЖ». - Родительское собрание «Здоровье ваших детей в

ваших руках»

Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к формированию привычки к

здоровому образу жизни у детей.

2 этап – реализация проекта

Работа с детьми проводилась на протяжении всей «Недели здоровья».

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в

ДОУ:

• Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон,

гимнастика после сна, выполнение культурно-гигиенических навыков. • Учебно-воспитательный

процесс: гимнастика, минутки здоровья, физминутки, физкультурные занятия, музыкальные

занятия, логопедические занятия, рисование и т. д.

Так же проводятся ежедневные оздоровительные мероприятия с часто болеющими детьми (2

младшая группа) согласно программы «Здоровье», утвержденной районным педиатром,

физинстуктором ведется физкультурно-оздоровительный кружок «Здоровейка».

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у

воспитанников ДОУ.

Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели дня, в конце дня подводятся

итоги. Структура образовательной деятельности, бесед и др. меняется в соответствии с возрастом

детей.

Темы дня - Ожидаемый результат

Понедельник

«Как устроен человек? » - Дети могут назвать органы и части тела, отличия здорового человека от

больного.

Вторник

«Мойдодыр" - Дети опрятные, регулярно выполняют гигиенические процедуры, соблюдают

режим дня.

Среда

«Здоровое питание. Витамины. » - Дети соблюдают элементарные правила режима питания,

пользуются столовыми приборами; моют руки перед едой с мылом.

Четверг

«Физкульт-ура! » - Дети правильно выполняют физические упражнения, понимая их значимость

для здоровья, осуществляют контроль за самочувствием после физической нагрузки, проявляют

самостоятельную двигательную активность в повседневной жизни

Пятница

«Я здоровье берегу» - Дети знают о способах сохранения здоровья, профилактике заболеваний,

пользе закаливания, режимах активности и отдыха, учатся устанавливать связь между

привычками и состоянием своего организма, самостоятельно выбирать способы действий по

обеспечению здоровья.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Тема дня: «Как устроен человек? »

Цели дня: Ознакомить детей с тем. Как устроено тело человека. Уточнить знания детьми названий

и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя. Здоровье и болезнь.

- Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»

- Беседа «Я и моё тело» (Дать ребенку знание о себе, о своем теле, росте и весе.)

- Измерение роста и веса детей.

- Дыхательная гимнастика «Вырасту большой»

- Самомассаж «Лепим лицо»

- Рассматривание плаката «Строение тела человека»

- Беседа «Здоровье и болезнь» (Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций,

приносящих вред здоровью.)

- Продуктивная деятельность (лепка, рисование) «Человек»

- Презентация: «Как устроен человек? » - старшая, подготовительная группа

- Чтение художественной литературы К. И. Чуковский «Айболит»

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

- Дидактическая игра «Узнай по описанию»

ВТОРНИК

Тема дня: «Мойдодыр»

Цели дня: формирование представлений о правилах личной гигиены, дать детям элементарные

представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробы и вирусы) .

- Утренняя гимнастика «Рано утром умываюсь… »

- Беседа «Микробы и вирусы»

- Д/и «Предметы личной гигиены», «Небылицы от Незнайки»

- Разучивание потешек, отгадывание загадок.

- Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто-чисто»

- Чтение художественной литературы «Девочка чумазая», К. И. Чуковский «Мойдодыр»

- Продуктивная деятельность «Микробы»

- Игра-эстафета «Собери мусор»

- Совместная игра «Как я помогаю маме»

- Беседа «Чтоб кусался зубок» (Познакомить детей со строением зубов, способами ухода за

ними) .

- Беседа по плакатам «Личная гигиена»

СРЕДА

Тема дня: «Здоровое питание. Витамины. »

Цели дня: расширение знаний дошкольников о наличии витаминов во фруктах и овощах;

создание условий для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем

столе; создание мотивации для детей и родителей на формирование здорового образа жизни.

- Утренняя гимнастика «Во саду ли в огороде»

- Беседа «Витамины и полезные продукты» (рассказать о пользе витаминов и их значении для

здоровья человека)

- Разучивание стихотворений, отгадывание загадок

- П/и – эстафета «Витаминная семья»

- Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

- Продуктивная деятельность «Овощи и фрукты – полезные продукты»

- Инсценировка по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»

- Д/и: «Полезная и вредная еда»

ЧЕТВЕРГ

Тема дня: «Физкульт-ура! »

Цели дня: формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности, интереса и

потребности к физическому самосовершенствованию.

- Утренняя гимнастика «Со спортом дружим мы всегда»

- П/и – эстафеты с участием родителей

- П/и: «Ловишки с ленточками», «Веселый шнурок»

- Закаливающий массаж стоп «Поиграем с ножками»

- Выставка рисунков о спорте.

ПЯТНИЦА

Тема дня: «Я здоровье берегу»

Цели дня: формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его,

учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим

упражнениям, закаливанию;

- Утренняя гимнастика «Здоровью скажем – да! »

- Д/и: «Путешествие в страну здоровья»

- Спортивный досуг «Азбука здоровья»

- Д/и «Если малыш поранился»

- Интегрированная образовательная деятельность «Отправляемся в полет, приключение нас

ждет» (старшая группа)

- Презентация «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води»

3 этап - Результаты проекта:

Дети умеют выполнять основные, культурно-гигиенические правила; понимают значимость

физических упражнений для здоровья; умеют оценивать полезность продуктов и блюд в

ежедневном рационе.

Продуктами проекта стали:

- Выставка рисунков «Овощи и фрукты - полезные продукты».

- Выставка рисунков «Мы со спортом крепко дружим»

- Выставка рисунков «Микробы»

- Презентации для детей «У здоровья есть враги, с ними дружбы не води», «Как устроен человек?

»

Дальнейшее развитие проекта

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь

при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических

упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому

работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-

оздоровительной работы, включающей в себя все направления.



В раздел образования




Яндекс.Метрика