Автор: Назмутдинов Ильдар Загитович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Югорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по технологии 6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Согласовано:
заместитель директора
Рабочая программа учебного предмета (курса)
Технология
(наименование учебного предмета)
___________________основное общее образование, 6 класс________________
(уровень образования, класс)
______________________ 2021 -2022 уч. год___________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе рабочей программы
__________________________Технология 5 - 9 классы______________________
(наименование программы)
______________________________Е.С. Глозман, Е.Н. Кудакова, _____________________
(автор программы)
______________________Назмутдинов Ильдар Загитович____________________
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу учебного предмета (курса)
Югорск 2021 г.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными
результатами
освоения
учащимися
предмета
«Технология»
являются:
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни
в группах и сообществах;
сформированность ценности здорового и безопасного образажизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения;
сформированность основ экологической культуры, соответствующейсовременному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировкив мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетомустойчивых познавательных интересов;
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные УУД
Учащийся сможет:
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной ипознавательной
задачи и находить средства для их устранения;
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенныхусловий и требований;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлятьошибки
самостоятельно;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы исуществующих
возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи.
Познавательные УУД
Учащийся сможет:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контекстерешаемой задачи;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
— анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта
наоснове предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
Учащийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутыйплансобственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
— использовать компьютерные технологии для решения информационных и
коммуникационныхучебных задач.
Предметными результатами
освоения учащимися программы «Технология»
являются:
овладение средствами и формами графического отображения объектов;
освоение правил выполнения графической документации;
овладение методами чтения технологической и инструктивной информации;
освоение способами подбора материалов, инструментов с учетом характера
объекта труда и технологии.
разъяснять содержание понятий «технология», «технологическийпроцесс»,
«потребность», «конструкция», «механизм», «проект» иадекватно пользоваться
этими понятиями;
приводить примеры производственных технологий и технологий всфере быта;
составлять памятку, инструкцию, технологическую карту;
приводить произвольные примеры производственных технологийи технологий в
сфере быта;
конструировать модель по заданному прототипу;
называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных
производственных технологий, приводить примерыфункций работников этих
предприятий;
соблюдать безопасные приемы труда, санитарии и гигиены; правила культуры
труда;
осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза,
фотографии.
2.
Содержание учебного предмета, курса
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Технология»
соответствует
Федеральному государственному образовательному стандартуи Примерной основной
образовательной программе основного общего образования.
Содержание предмета «Технология» определено образовательным учреждением с
учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также
использования следующих направлений и разделов курса:
«Техника и техническое
творчество», «Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов»,
«Технологии получения и преобразования текстильных материалов», «Технологии обработки
пищевых
продуктов»,
«Технологии
художественно-прикладной
обработки
материалов»,
«Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности», «Технология ведения
дома», «Современные и перспективные технологии», «Электротехнические работы. Введение в
робототехнику
».На изучение предмета «Технология. Обслуживающий труд» в 6 классе
отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
3. Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
№ раздела,
занятия
Раздел программы
Темы занятий раздела
Количество
Даты уроков
Параграф, пункт
и т.д.учебника,
учебного
пособия
учебни
ка
Характеристика основных видов учебной деятельности
учащихся
1
2
3
4
1.Основыпроектнойиграф
ическойграмоты
Основные составляющие
творческого проекта
учащихся
Основные составляющие
практического задания и
творческого проекта
учащихся
Основы графической
грамоты.
Практическая работа.
Сборочные чертежи
4 ч
6а
6б
6в
—
Приводитьпримерывыполненияпроизводственно-
гопроекта;
—
характеризовать основные этапы
выполненияпрактических работ, основные требования к
содер-жанию сборочного чертежа, оформлению таблицы-
спецификации;
—
знакомитьсяспрофессиейтехнолога;
—
анализироватьвыполнениеучебныхпроектов
«Подставкидляработучащихся»,«Фартукибываютразные»;
—
разрабатыватьграфическуюдокументациюдляиндивиду
ального проекта «Подставка для смарт-фона»;
—
демонстрироватьнаурокахтехнологиисвоинаработки,
эскизы;
—
объяснятьправилачтениясборочногочертежа;
—
применятьнапрактикеопытчтениясборочногочертежа;
выполнятьпоисксборочногочертежанаизделиеиз древесины
или ткани в различных источникахинформации
5
6
7
8
2. Современные и
перспективные
технологии
Актуальные и
перспективные технологии
обработки материалов.
Виды сварки.
Технологии сельского
хозяйства.
Инновационные текхнологии
4ч
—
Систематизировать и обобщать полученные зна-
нияотрадиционныхисовременныхтехнологияхоб-работки
конструкционных материалов, универсальных и
перспективных технологиях, технологическихпроцессах
порошковой металлургии, процессахэлектрическойсварки;
—
знакомитьсяспрофессиейсварщика;
—
находить информацию о воздействии региональ-
ныхпредприятийнаэкологию,отемпературесвароч-
нойдугиитемпературеплавленияжелеза;
—
приводитьпримерыпромышленныхпредприятий,
неимеющи
хотходов;
—
работатьсинформацией(стекстомучебникаидополнит
ельнойлитературой);
—
объяснятьиспользованиеразличныхвидовобра-
боткипочвподсельскохозяйственныекультуры;
—
различатьвидысельскохозяйственныхкультуриживотно
водства;
—
называтьинновационныевидывыращивания
и ухода за
сельскохозяйственными культурамииживотными;
формироватьнавыкиуважительныхкультурныхотношенийсовс
емичленамибригады
9
10
3. Технологии получения
и преобразования
металлов и
искусственных
материалов
Металлы и способы их
обработки
.
Практическая работа.
12 ч
—
Обосновыватьприменениечёрныхицветных
металловис
плавов;
—
характеризоватьвидыинструментальной
иконструкц
ионнойсталейиихсвойства;
—
выполнятьпрактическуюработупоознакомлениюсвидами
ипрофилямиметаллов,рубкеметалла
втискахпоуровнюгубок;
—
анализировать способы обработки металлов дав
лением,
виды резания металлов путём снятия струж
ки, основные
11
12
13
14
15
16
17
Знакомство с видами
металлов.
Их металлических
профилей.
Определение способа
изготовления детали.
Измерительный
инструмент -
штангенциркуль.
Практическая работа.
Измерение
штангенциркулем
Рубка металла и резание
металлов.
Практическая работа.
Освоение приёмов рубки
металлов и приёмов
работы ручной слесарной
ножовкой.
Опиливание металла
Практическая работа.
Опиливание металла.
Виды соединений деталей
из металла и искусственных
материалов
способы ручной обработки металлов и искусственных
материалов, суть технологии резания металла ручной и
механической ножовками;
—
определять способы изготовления деталей по
внешним
признакам;
—
обосновыватьиспользованиеконтрольно-измери-
тельныхинструментов,профилейнапильников;
—
измерять размеры штангенциркулем;
—
работать инструментами, используя различные приёмы
и способы ручной и механизированной
рубки металлов,
технологии опиливания металлов и
искусственных материалов, работы ручной слесарной
ножовкой, опиливания и контроля;
готовить ручную слесарную ножовку к работе;
—
проводить анализ допущенных ошибок и устранять их;
—
изготовлять по чертежу и технологической карте
фиксаторы для ручки слесарного молотка;
—
сравнивать и делать вывод о целесообразности выбора
необходимого процесса ручного или механизированного
опиливания металла;
—
соблюдать правила безопасной работы при выполнении
практических работ;
—
осваивать работу в бригаде;
—
формировать навыки уважительных культурных
отношений со всеми членами бригады;
—
разрабатывать творческий проект;
—
находить необходимую информацию с использованием
сети Интернет и других источников информации;
—
оформлять необходимую графическую документацию
(рисунки, эскизы, чертежи, плакатыидр.);
—
составлять технологические карты с помощью
компьютера;
18
19
20
Практическая работа.
Выполнение заклёпочного
соединения.
Пайка металлов.
Практическая работа.
Пайка медных
одножильных проводов.
—
изготовлять материальные объекты(изделия);
—
контролировать качество выполняемой работы;
—
рассчитывать затраты на выполнении е иреализа
цию
проекта;
—
подготавливать пояснительную записку;
проводить презентацию проекта
21
22
4.Технология получения
и преобразования
текстильных материалов.
Производство тканей на
основе натуральных
волокон животного
происхождения.
Свойства шерстяных и
шёлковых тканей
.
2 ч
—
Анализировать
свойства
тканей
из
натуральных
волокон,
конструкции
швейной
машины,
основные
направления моды;
- проводить поиск и презентацию информации о новых
свойствах современных тканей.
23
24
5. Технологии обработки
пищевых продуктов
Основы рационального
питания.
Минеральные вещества.
Технологии производства
круп, бобовых
и их кулинарной
обработки.
10ч
—
Проводить поиск информации и разрабатывать
презентацию о содержании в пищевых продуктах
микроэлементов;
—
определять доброкачественность круп, бобовых и
макаронных изделий, соотношения крупы и жидкости при
варке гарнира из крупы, консистенцию блюда, качество
молока органолептическими и лабораторными методами,
сроки хранения молока и кисломо-молочных продуктов в
25
25
27
28
29
30
31
Технологии производства
макаронных изделийи их
кулинарной обработки.
Практическая работа
«Приготовление
кулинарного блюда из
макаронных изделий».
Технологии производства
молока
и его кулинарной
обработки.
Практическая работа
«Приготовление
кулинарного блюда с
молоком».
Технология производства
кисломолочных продуктов.
Приготовление блюд
из кисломолочных
продуктов.
Практическая работа
«Определение примесей
крахмала в сметане».
Технология приготовления
холодных десертов.
разных условиях, доброкачественность пищевых продуктов,
входящих в состав кулинарных блюд; выбирать
оптимальные режимы работы электронагревательных
приборов;
—
приготавливать рассыпчатую, вязкую или жидкую каши,
гарнир из макаронныхизделий;
—
оформлять блюда из крупы и макаронных изделий;
—
соблюдать правила безопасных работ с горячими
жидкостями, меры противопожарной безопасности и
бережного отношения к природе;
—
осваивать приёмы кипячения и пастеризации
молока;
—
готовить молочный суп, молочнуюкашу ,творог из
простокваши;
—
оценивать качество кисломолочных продуктов, блюда из
творога;
—
рассчитывать количество и состав продуктов
для похода;
—
сравнивать, обобщать и делать выводы о способах контроля
качества природной воды, способах подго-товки природной
воды к употреблению, приготовления пищи в походных
условиях;
—
находить и использовать нужную информацию в
различных источниках;
—
работать в группе;
—
разрабатывать творческий проект; находить необходимую
информацию с использованием сети Интернет и других
источников информации;
—
оформлять необходимую документацию;
—
составлять технологические карты с помощью
компьютера;
—
изготовлять материальные объекты(изделия);
—
контролировать качество выполняемой работы;
32
Практическая работа
«Приготовление
десертного блюда»
—
рассчитывать затраты на выполнение и реализа
цию проекта;
—
подготавливать пояснительную записку;
—
оформлять проектные материалы;
проводить презентацию проекта
33
34
35
36
37
38
6. Технологии получения
и преобразования
древесины и древесных
материалов
Подготовка к работе
ручных столярных
инструментов
Практическая работа.
«Подготовка к работе
ручных столярных
инструментов».
Токарный станок по
обработке древесины.
Практическая работа.
«Изучение устройства,
назначения и техники
безопасности токарного
станка по обработке
древесины».
Работа на токарном станке
для обработке древесины.
Практическая работа.
«Изучение способов
14 ч
—
Осуществлять этапы подготовки ручных столярных
инструментов к работе, приёмов заточки и наладки
столярных инструментов, подготовки заготовки
—
из древесины к работе; понимать назначение режущих
инструментов;
—
готовить столярные инструменты к работе;
—
конструировать и изготавливать однодетальные
изделия
из фанеры;
—
знакомиться с историей развития токарного дела
в России, назначением и основными частями токарного
станка по обработке древесины;
—
проводить самостоятельный поиск в различных
источниках информации образцов детских игрушек,
изготовленных на токарных станках;
—
выполнять эскизы с указанием габаритных размеров;
—
организовывать рабочее место в соответствии
с правилами безопасной работы на токарном станке;
—
подготавливатьзаготовкидлякреплениявкре-
пёжныхприспособленияхтокарногостанка;
—
закреплять заготовки в крепёжных приспособлениях
токарного станка;
—
использовать правильные приёмы точения цилин
дрических
поверхностей, правильные приёмы работына СТД-120М,
технологическую карту изготовления ручки для резцов-
39
40
41
42
43
44
45
46
точения».
Технология точения
древесины цилиндрической
формы.
Практическая работа.
«Изготовление ручки для
резца стамески».
Конструирование и
изготовление изделий из
древесины с
криволинейными формами.
Практическая работа.
«Конструирование
декоративной полки».
Шиповые столярные
соединения.
Практическая работа.
«Расчёт шипового
соединения»
Изготовление изделий с
шиповым соединением.
Практическая работа.
стамесок;
анализировать и использовать этапы конструирования и
последовательность изготовления изделий из древесины с
криволинейными формами; приёмы обработки различными
инструментами и приспособлениями;
—
разрабатывать графическую документацию и
изготавливать многодетальные изделия;
—
характеризоватьвидысоединениядеталей
издревесины
,преимуществаинедостатки;
—
различатьосновныеэлементышиповыхсоедине
нийиопредел
ятьихназначение;
—
рассчитывать параметры элементов шиповых
с
оединений;
—
применять нужные инструменты для разметки,
технологических операций по сборке шиповых
соединений;
—
соблюдать правила безопасной работы при выполнении
практических работ;
—
осваивать работу в бригаде;
—
формировать навыки уважительных культурных
отношений со всеми членами бригады;
—
разрабатывать творческий проект;
—
находить необходимую информацию с использованием
сети Интернет и других источников информации;
—
оформлять необходимую графическую документацию
(рисунки, эскизы, чертежи, плакаты и др.);
—
изготовлять материальные объекты(изделия);
—
контролировать качество выполняемой работы;
—
рассчитывать затраты на выполнение и реализа
цию проекта;
подготавливать пояснительную записку;
проводитьпрезентациюпроекта
«Выполнение шиповых
соединений».
47
48
49
50
7. Технологии
художественно-
прикладной обработки
материалов
Художественная обработка
древесины.
Практическая работа.
«Выполнение разметки на
учебной заготовке».
Контурная резьба.
Практическая работа.
«Выполнение контурной
резьбы на тонированной
заготовке»
4 ч
—
Анализировать и различать виды художественной
обработки древесины;
—
приводить примеры видов декоративно-прикладного
искусства при работе с древесиной;
—
объяснять способы выполнения контурной резьбы,
использование материалов, инструментов, техники
разметки и резьбы по естественной и тонированной
древесине;
—
выполнять контурную резьбу на учебной заготовке и
бытовых тонированных изделиях;
—
работать с информацией;
проводить поиск рисунков для
контурной резьбы по тонированной древесине в различных
источниках информации;
—
распознавать материалы, оснастку, инструменты
и
приспособления для выполнения практических работ;
51
52
53
8. Технология ведения
дома
.
Интерьер комнаты
школьника.
Практическая работа
«Планирование интерьера
комнаты школьника»
Технология «Умный дом».
4 ч
—
Осуществлять поиск и презентацию информации по
истории интерьера народов мира; — выполнять эскизы
интерьера кухни, столовой, кухни-столовой, элементов
декоративного оформления столовой; — изготавливать макет
кухни, столовой (по выбору)
54
Практическая работа.
«Планировка квартиры»
55
56
57
58
9. Техника и техническое
творчество
Технологические машины.
Практическая работа.
«Составление
классификации машин».
Основы начального
технического
моделирования
Практическая работа.
«Конструирование
подставки под
электрический паяльник и
выжигатель»
4 ч
—
Анализировать основания развития технологий, опираясь
на произвольно избранную группу потребностей, которые
удовлетворяют эти технологии;
— приводить произвольные примеры производственных
технологий и технологий в сфере быта;
— называть материалы с заданными свойствами
и технологии их получения;
— выполнять поиск в Интернете и других источниках
информации предприятий региона проживания, работающих
на основе современных производственных технологий;
— осуществлять сохранение информации в формах описаний,
схем, эскизов, фотографий.
59
60
10. Элементы тепловой
энергетики,
электротехники и
робототехники
Виды проводов и
электроарматуры.
Практическая работа.
«Оконцовывание и
сращивание проводов».
Устройство квартирной
6ч
—
Характеризовать виды проводов и электропроводки,
устройство квартирной проводки, применяемые защитные
устройства;
—
называть виды и назначение электроарматуры,
алгоритмические конструкции, входящие в алгоритм;
—
использовать приёмы работы электромонтажными
инструментами, условные обозначения
элементовэлектрической цепи, принципиальной и
монтажнойсхемыодноламповогоосветителя;
—
выполнять практические работы по оконцовыванию,
сращиванию и ответвлению проводов, монтаж учебной
схемы однолампового осветителя на базе
61
62
63
64
электропроводки.
Практическая работа.
«Составление схемы
квартирной
электропроводки»
Функциональное
разнообразие роботов.
Практическая работа.
«Монтаж учебной схемы
однолампового
светильника»
электроконструктора;
—
соблюдать правила безопасных работ;
—
классифицировать роботизированные устройства;
—
анализировать возможности современных циф-ровых
устройств в познавательной и практической деятельности
при проведении экспериментов, исследований и рутинных
операций,
65
66
67
11. Технологии
творческой, проектной и
исследовательской
деятельности
Выбор и обоснование темы
проекта.
Практическая работа
«Оформление графической
документации».
Составление
технологической карты.
Практическая работа
6 ч
— Разрабатывать творческий проект;
— подготавливать пояснительную записку;
— оформлять необходимую графическую документацию
(рисунки, схемы, чертежи, плакаты и др.);
— составлять технологические карты с помощью
компьютера;
— изготовлять материальные объекты (изделия);
— контролировать качество выполняемой работы;
— рассчитывать затраты на выполнение и реализацию
проекта; — подготавливать пояснительную записку;
—
— проводить презентацию проекта.
68
69
70
«Изготовление изделия
проекта».
Расчет затрат на
выполнение и реализацию
проекта.
Защита проекта