Автор: Кастерина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: Тамбовская обл. р.п.Умет
Наименование материала: Развитие речи с использованием информационно-коммуникационных технологий
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи с использованием информационно-
коммуникационных технологий
Приоритетным направлением моей работы являемся развитие речи. Это направление выбрано
неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель моей работы -
развивать у детей чистую, связную, грамматически правильную речь, учить общаться. Ставлю
перед собой такие задачи:
•
Овладение речью как средством общения и культуры
•
Обогащение активного словаря
•
Развитие речевого творчества
•
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
•
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и
средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая
информационные образовательные ресурсы.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр. учебных видеосюжетов и
демонстрационных презентаций, как средства , обучения, развивает у дошкольников
воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме
образовательной деятельности в целом.
Я хочу поделиться опытом работы в данной области.
Применение
компьютера
мотивирует
наших
воспитанников
проявлять
свою
оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи.
Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим
средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе
создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции
от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания,
проявляют стойкий интерес к новому.
С детьми ИКТ использую как в процессе совместной деятельности, на занятиях по
развитию речи, в качестве современного наглядного материала, так и свободной деятельности.
Так же компьютерные игры используются для индивидуальных занятий с детьми:
опережающими сверстников в интеллектуальном развитии, так же для коррекции детей
отстающих.
Использование
компьютерных
презентаций
на
занятиях
с
дошкольниками
имеет
множество преимуществ:
1)
увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала:
способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между
3)
использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного
возраста;
4)
способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль,
усидчивость:
5)
формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и
воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;
6)
способствует
развитию
эффекта
биологически-обратной
связи
(мгновенная
оценка
деятельности, контроль за результатом);
7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что
является залогом успеха.
В своей работе по развитию речи детей я пользуюсь |следующими направлениями ИКТ:
Мультимедийные презентации
Интерактивный ДВД
Компьютерные игры
Видеофрагменты
Цветные рисунки
Дидактические игры
Компьютерные программы
Наиболее доступным средством для создания компьютерных обучающих продуктов является
программа Power Point - мастер создания презентаций. Мультимедийные презентации мы создаём
и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе работы нами
были созданы презентации с элементами игры «Путешествие по сказкам». «Занимательные
рассказы», «Красота русской природы в произведениях художников» (по временам года),
«Весёлый огород», «Обитатели нашего леса».
Иллюстрационный материал для создания презентаций подбирается с помощью интернет
ресурсов, дополняется интересными фактами, загадками, занимательными заданиями для детей.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со
всеми детьми, подгруппами, индивидуально. Использование икт в работе по развитию речи
дошкольников.
В своей работе по развитию речи с применением ИКТ я использую следующие варианты:
1.
Составление предложений из слов по картинке, подсхеме, опорным словам.
2.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
3.
Рассказы по цепочке.
4.
Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови»
5.Широки
возможности
мультимедиа
презентаций
при
ознакомлении
с
произведениями
художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых
произведений, и это стимулирует их активность к слушанию.
В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов,
активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с
помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные
фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается
наглядно, динамично, зрелищно. Системная работа по использованию интегрированного обучения
и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие,
подчерпнуть новые знания.
Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно
способствует повышению интереса к обучению,
всестороннему развитию дошкольников.
Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно
значимые знания и умения.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы при объяснении нового
материала,
при
закреплении
и
при
обобщении
материала.
Принципиальное
новшество
использования компьютера — интерактивность, позволяющая развивать активные формы
обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала
можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедиа
—
отражение
объектов
действительности
во
всех
возможных
формах.
Мультимедийная презентация — это удобный и эффективный способ представления информации
с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е.
факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование компьютерных
презентаций на занятиях имеет множество преимуществ: 1) увеличивает познавательную
активность детей и повышает объем изученного материала; 2) способствует процессу
формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3)
использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста: 4)
способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;
5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и
воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память: 6) формирует положительное
эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха . Медиа
занятия позволяют формировать у дошкольников речь в достаточно небольшие сроки.
Благодаря организации с ИКТ у детей происходит стимулирование речевой активности
увеличение речевой деятельности появление с первых минут интереса к занятию и последующее
его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ — это средство мыслительных операций, и
при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Эффективность
применения подтверждают данные положительные факторы выраженное формирование у
дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов у детей
увеличивается мотивация к учебе благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку,
движениям, мультипликациям в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их
становится легче применить на практике после краткого повторения происходит более тесное
взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с
детьми
дома.
Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях.
Следовательно,
благодаря
информационно-коммуникативным
средствам
обучения
происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию речевых навыков у
детей дошкольного возраста. При условии постоянного использования в образовательном
процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами
обучения,
обогащаются
интеллектуальные
впечатления
и
интересы
детей,
значительно
повышается их речевая активность, моторная. Необходимость повышения качества применяемого
наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных
технологии. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством
развития речи ребенка.- слуховая; - зрительная: -В развитие связной речи особую роль имеют
средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа
требует наглядности».
Список литературы
1. Васильева B.C. Дидактические возможности информационных технологий в процессе
логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников Категория
«социального» в современной педагогике и психологии: Материалы 2-й научно-практич. конф. -
Ульяновск. 2014. - С. 24-29.
2.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград. 2010. 3..
Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.
Москва, 2011.