Напоминание

Синдром отличника


Автор: Занина Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Синдром отличника
Раздел: начальное образование





Назад




Статья: «Синдром отличника»

Занина Наталия Леонидовна ,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол

Синдром отличника – это психологический термин. Под ним

понимаются психологические особенности личности, при которых человек

стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих.

То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и

учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.

Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается

выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.

Желание ребенка быть лучше других, делать все идеально, отвечать на

вопросы учителя, выполнять контрольные работы – это стало

распространённой проблемой. Синдром «лучшего ученика», синдром

«отличника»- становится навязчивой идеей. Как избавиться от синдрома

отличницы или отличника?

Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и

отличники, причем чаще всего в одном лице». Проблемы современной

школы видятся по-разному родителями, учителями, чиновниками,

учениками.

Ребенка с синдромом отличника можно распознать по некоторым

отличительным от других детей чертам. Это всегда очень ответственные

дети, их пугает даже мысль о том, что кто-то усомнится в этом. Они не

привыкли у неудачам, болезненно на них реагируют, считают, что все

должно быть выполнено идеально, они зависимы от мнения окружающих,

тревожны и любят, чтобы их хвалили.

Чаще всего синдром отличника возникает из-за гиперответственных и

тревожных родителей, которые любят контролировать все действия и

поступки своего ребенка. Не понимая, что тем самым наносят вред

психическому состоянию ребенка. Они постоянно сравнивают своего

ребенка с окружающими, что не является правильным методом воспитания.

Отсюда , у ребенка с синдромом отличника возникает не любовь к себе, ведь

они часто ставят мнение других на первое место. Правильным было бы

принять себя и свои недостатки, понять, что он имеет право на ошибки

,

нужно бороться с зависимостью от чужого мнения, и главное, надо помнить

что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или

успеха в жизни.

Ребенку с синдромом отличника необходимо помочь научиться

правильно реагировать на ошибки и неудачи ведь это один из самых важных

пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок

не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи

и проблемы. Необходимо делать выводы из любой не удачной ситуации,

которой бы хотелось избежать в будущем. Следует принять как истину, что

каждая неудача – это опыт, и он поможет в следующий раз, потому что,

скорее всего, ребенок уже не совершит ту же ошибку и быстро разберётся с

ситуацией.

Следует помочь ребенку с синдромом отличника понять, чего хочет он

сам. Ведь зачастую, такой ребенок, не умеет слушать себя и понимать, чего

надо добиться от жизни. Необходимо задуматься о том, чем ему заниматься

сейчас, хочет ли он этого? Или это цели, навязанные другими? Интересы

должны его вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что

это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы мы

эту вещь, если бы она не была бы так популярна? То же самое и с целями,

которые часто бывают навязаны окружающими.

Рядом всегда и везде должен присутствовать, с таким ребенком,

разумный, рассудительный опытный взрослый человек, но которому ребенок

доверяет и надеется на его опору в жизни. Полюбить процесс достижения

желаемой цели, получать он него удовольствие, вот к чему нужно подводить

ребенка, но к сожалению, чаще всего детям с синдромом отличника важнее

результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения

цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие.

Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его

достижению?

Следует научить ребенка доверять другим. Недоверие присутствует не

у каждого человека с синдром отличника, но встречается часто. Такие люди

боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют

работать в группе им трудно общаться. Их круг общения сводится к

минимуму. Надо научиться принимать недостатки других.

Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил

и времени, но это возможно.

Во первых, необходимо полюбить себя,

перестать думать о том, что скажут другие. Необходимо начать правильно

расставлять приоритеты. Не сравнивать себя с другими. Ребенок должен

понять, что любят не за достижения, а за вашу индивидуальность, просто за

то что ты дорог, ты нужен и любим. Следует изменить подход к учёбе,

работе и другим сферам жизни, научиться правильно реагировать на ошибки

и неудачи. Надо понять чего хочет сам ребенок, полюбить процесс и

научиться доверять другим.

Главная мысль статьи заключается в том, что многие дети с

синдромом отличника проходят путь страдания, им необходима добрая

обстановка мира и понимания, а не отрицания себя. Но не следует внушать

детям, что отличник – это плохо, это прекрасно, это билет в будущее. Но это

только билет, а жить надо всесторонними интересами, не зацикливаясь на

мире, где только существует стремление к признанию окружающими «быть

лучшим».

Список использованной литературы.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт

оправдания — М.: издательство «Академический проект», 2015.

Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм,

депрессия и тревога — Московский психотерапевтически

Хорни К. Неврозы и личностный рост. — М.: Прогресс, 1997.

. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интеграция когнитивного

и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных

расстройств. Московский психотерапевтический журнал, 1996,N4,с.112-141.

2. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

(с. 442-449)

3. Корчагина Ю.В. Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков:

основные понятия, факторы риска, профилактика.//Методическое

пособие АПКиППРО 2010- 57-59

4.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления

личности. М., 1994.

5. Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения

ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика"



В раздел образования




Яндекс.Метрика