Автор: Занина Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Синдром отличника
Раздел: начальное образование
Статья: «Синдром отличника»
Занина Наталия Леонидовна ,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол
Синдром отличника – это психологический термин. Под ним
понимаются психологические особенности личности, при которых человек
стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих.
То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и
учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.
Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается
выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.
Желание ребенка быть лучше других, делать все идеально, отвечать на
вопросы учителя, выполнять контрольные работы – это стало
распространённой проблемой. Синдром «лучшего ученика», синдром
«отличника»- становится навязчивой идеей. Как избавиться от синдрома
отличницы или отличника?
Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и
отличники, причем чаще всего в одном лице». Проблемы современной
школы видятся по-разному родителями, учителями, чиновниками,
учениками.
Ребенка с синдромом отличника можно распознать по некоторым
отличительным от других детей чертам. Это всегда очень ответственные
дети, их пугает даже мысль о том, что кто-то усомнится в этом. Они не
привыкли у неудачам, болезненно на них реагируют, считают, что все
должно быть выполнено идеально, они зависимы от мнения окружающих,
тревожны и любят, чтобы их хвалили.
Чаще всего синдром отличника возникает из-за гиперответственных и
тревожных родителей, которые любят контролировать все действия и
поступки своего ребенка. Не понимая, что тем самым наносят вред
психическому состоянию ребенка. Они постоянно сравнивают своего
ребенка с окружающими, что не является правильным методом воспитания.
Отсюда , у ребенка с синдромом отличника возникает не любовь к себе, ведь
они часто ставят мнение других на первое место. Правильным было бы
принять себя и свои недостатки, понять, что он имеет право на ошибки
,
нужно бороться с зависимостью от чужого мнения, и главное, надо помнить
что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или
успеха в жизни.
Ребенку с синдромом отличника необходимо помочь научиться
правильно реагировать на ошибки и неудачи ведь это один из самых важных
пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок
не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи
и проблемы. Необходимо делать выводы из любой не удачной ситуации,
которой бы хотелось избежать в будущем. Следует принять как истину, что
каждая неудача – это опыт, и он поможет в следующий раз, потому что,
скорее всего, ребенок уже не совершит ту же ошибку и быстро разберётся с
ситуацией.
Следует помочь ребенку с синдромом отличника понять, чего хочет он
сам. Ведь зачастую, такой ребенок, не умеет слушать себя и понимать, чего
надо добиться от жизни. Необходимо задуматься о том, чем ему заниматься
сейчас, хочет ли он этого? Или это цели, навязанные другими? Интересы
должны его вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что
это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы мы
эту вещь, если бы она не была бы так популярна? То же самое и с целями,
которые часто бывают навязаны окружающими.
Рядом всегда и везде должен присутствовать, с таким ребенком,
разумный, рассудительный опытный взрослый человек, но которому ребенок
доверяет и надеется на его опору в жизни. Полюбить процесс достижения
желаемой цели, получать он него удовольствие, вот к чему нужно подводить
ребенка, но к сожалению, чаще всего детям с синдромом отличника важнее
результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения
цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие.
Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его
достижению?
Следует научить ребенка доверять другим. Недоверие присутствует не
у каждого человека с синдром отличника, но встречается часто. Такие люди
боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют
работать в группе им трудно общаться. Их круг общения сводится к
минимуму. Надо научиться принимать недостатки других.
Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил
и времени, но это возможно.
Во первых, необходимо полюбить себя,
перестать думать о том, что скажут другие. Необходимо начать правильно
расставлять приоритеты. Не сравнивать себя с другими. Ребенок должен
понять, что любят не за достижения, а за вашу индивидуальность, просто за
то что ты дорог, ты нужен и любим. Следует изменить подход к учёбе,
работе и другим сферам жизни, научиться правильно реагировать на ошибки
и неудачи. Надо понять чего хочет сам ребенок, полюбить процесс и
научиться доверять другим.
Главная мысль статьи заключается в том, что многие дети с
синдромом отличника проходят путь страдания, им необходима добрая
обстановка мира и понимания, а не отрицания себя. Но не следует внушать
детям, что отличник – это плохо, это прекрасно, это билет в будущее. Но это
только билет, а жить надо всесторонними интересами, не зацикливаясь на
мире, где только существует стремление к признанию окружающими «быть
лучшим».
Список использованной литературы.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт
оправдания — М.: издательство «Академический проект», 2015.
Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм,
депрессия и тревога — Московский психотерапевтически
Хорни К. Неврозы и личностный рост. — М.: Прогресс, 1997.
. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интеграция когнитивного
и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных
расстройств. Московский психотерапевтический журнал, 1996,N4,с.112-141.
2. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
(с. 442-449)
3. Корчагина Ю.В. Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков:
основные понятия, факторы риска, профилактика.//Методическое
пособие АПКиППРО 2010- 57-59
4.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления
личности. М., 1994.
5. Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения
ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика"