Автор: Трапезникова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 "ПЕЛИКАН" ДО
Населённый пункт: Бердск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы и методы экологического воспитания в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Инновационные формы и методы экологического воспитания в ДОУ
Взаимодействие
дошкольников
с
природой
в
процессе
экологического
образования
развивает
психику
ребенка
,
двигательную
активность
и
делает
его
физически
более
крепким
и
здоровым.
Наряду
с
традиционными
формами
и
методами
экологического
воспитания
в
своей
педагогической
деятельности
(
беседы
,
наблюдения
,
чтение
литературы
,
рассматривание
,
непосредственно
образовательная
деятельность
,
практическая
деятельность
)
я
применяю
и
инновационные
формы
и
методы
.
Приведу
примеры
различных
инновационных
направлений
экологического
воспитания
дошкольников
.
1.
«
Экологические
игры
»
Экологическая
игра
помогает
педагогу
в
более
доступной
форме
донести
до
детей
смысл
сложных
природных
явлений
;
развивает
познавательные
способности
у
детей
;
уточняет
,
закрепляет
,
расширяет
имеющиеся
у
детей
представления
о
предметах
и
явлениях
природы
,
растениях
,
животных
.
Игры
можно
проводить
с
детьми
как
коллективно
,
так
и
индивидуально
,
усложняя
их
с
учетом
возраста
детей
.
Дидактические
игры
проводят
в
часы
досуга
,
на
занятиях
и
прогулках
.
Содержанию
сюжетно
-
ролевых
игр
я
придаю
экологический
характер
: «
В
лес
за
грибами
и
ягодами
», «
На
рыбалку
вместе
с
дедом
», «
Путешествие
по
горам
», «
К
бабушке
на
грядку
»
и
т
.
д
.
Игры
-
ребусы
,
игры
-
опыты
,
игры
-
исследования
,
игры
-
медитации
(«
Я
–
цветок
ромашка
»,
«
Я
-
осенний
дождь
», «
Я
-
маленький
лягушонок
», «
Я
-
фермер
»
и
другие
)
дают
новые
впечатления
о
жизни
и
труде
людей
,
о
состоянии
природы
и
её
изменениях
;
пробуждают
интерес
к
природе
и
развивают
ценностное
отношение
к
ней
;
формируют
мотивы
и
практические
умения
экологически
целесообразной
деятельности
.
Предоставляют
детям
возможности
для
проявления
самостоятельности
,
инициативности
,
сотрудничества
,
ответственности
и
способности
принимать
правильные
решения
.
В
данных
играх
дети
применяют
свой
жизненный
опыт
и
отражают
то
,
что
их
интересует
,
волнует
,
радует
.
2. «
Письмо
-
жалоба
»
Интересным
приёмом
в
работе
с
детьми
,
является
получение
писем
-
жалоб
от
жителей
живого
уголка
,
жителей
леса
,
сада
,
огорода
-
те
,
кто
нуждается
в
помощи
и
защите
человека
.
При
получении
такого
письма
дети
задумываются
над
его
содержанием
,
обговаривают
различные
экологические
ситуации
,
решают
,
как
можно
помочь
тому
или
иному
живому
существу
,
лесу
,
реке
и
т
.
д
.
Как
нужно
оберегать
и
охранять
природу
–
своего
края
и
всей
планеты
.
3. «
Кейс
–
технология
».
Метод
«
Кейс
–
технология
»-
это
разбор
ситуации
или
конкретного
случая
,
деловая
игра
.
Главное
ее
предназначение
–
развивать
способность
анализировать
различные
проблемы
и
находить
их
решение
,
а
также
умение
работать
с
информацией
.
Кейс
-
технологии
развивают
коммуникативные
компетенции
в
тех
образовательных
областях
,
где
нет
однозначного
ответа
на
поставленный
вопрос
,
а
есть
несколько
ответов
,
и
нужно
найти
правильный
ответ
,
аргументируя
свои
доводы
..
Например
,
кейс
-
фото
или
кейс
-
иллюстрация
«
Правильно
ли
ведет
себя
ребенок
в
природе
?»
Игра
«
Узнай
по
объявлениям
»
знакомит
с
особенностями
животных
и
птиц
(
внешний
вид
,
поведение
,
среда
обитания
),
развивает
логическое
мышление
.
Дети
внимательно
слушают
объявление
,
и
отгадывают
о
ком
идёт
речь
(
животное
или
птица
).
Примеры
объявлений
:
-
Я
болотная
ягода
,
оранжевого
цвета
.
Состою
из
множества
сочных
шариков
.
-
Потерялось
хвойное
деревце
,
которое
скидывает
хвою
на
зиму
.
-
Приходите
ко
мне
в
гости
!
Адреса
не
имею
.
Свой
домик
ношу
всегда
на
себе
.
-
Друзья
!
Кому
нужны
иглы
,
обращаться
ко
мне
.
Деловая
игра
«
Хорошо
–
плохо
»
совершенствует
знания
детей
о
явлениях
живой
и
неживой
природы
,
животных
и
растений
: «
Комар
–
это
хорошо
или
плохо
?», «
Болото
-
это
хорошо
или
плохо
», «
Деревья
без
листьев
зимой
–
это
хорошо
или
плохо
?»
и
так
далее
.
Деловая
игра
«
Охотники
»
показывает
детям
,
что
в
природе
всё
связано
между
собой
.
Я
предлагаю
одному
ребёнку
разложить
в
определенной
последовательности
животных
,
которые
охотятся
друг
за
другом
.
Другие
дети
тоже
помогают
найти
правильные
картинки
с
животными
.
Можно
предложить
начинать
игру
с
растения
,
лягушки
или
комара
.
4. «
ИОС
»
Применяю
в
своей
работе
и
игровые
обучающие
ситуации
(
ИОС
)
со
сказочными
героями
: «
Жар
-
птица
беседует
с
детьми
о
деревьях
», «
Вини
–
Пух
идет
на
луг
за
медом
»,
«
Человек
Рассеянный
знакомится
с
комнатными
растениями
», «
Чиполино
проводит
опыты
с
луком
».
Игровые
обучающие
ситуации
типа
путешествий
также
пробуждают
познавательный
интерес
к
природе
.
Путешествия
это
собирательное
название
различного
рода
игр
в
посещение
,
поездки
,
походы
.
Посещая
интересные
места
-
леса
,
зоопарка
,
музеи
,
фермы
,
дети
в
игровой
форме
получают
новые
знания
о
природе
.
5. «
Диалог
с
природой
»
Использование
приёма
диалога
с
природой
-
нацеливает
на
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка
,
чувствительности
.
Диалоги
осуществляются
в
различных
вариантах
-
"
секретные
" (
дети
"
один
на
один
"
общаются
с
природой
)
или
"
открытые
" (
устные
обращения
). «
Спросим
у
реки
,
какая
рыба
в
ней
живёт
», «
Спроси
у
бабочки
,
на
какие
растения
она
сегодня
опускалась
».
6. «
Метод
экологической
идентификации
»
«
Метод
экологической
идентификации
»
-
отождествление
себя
с
каким
-
либо
природным
объектом
или
явлением
,
игровой
прием
«
превращения
»
в
образы
животных
,
растений
,
действия
от
их
имени
.
Побывав
в
роли
какого
-
либо
предмета
или
объекта
природы
,
ребенок
начинает
относиться
к
нему
с
уважением
.
Например
,
обыгрывание
ситуации
«
Я
-
муравей
… », «
Я
–
сломанное
дерево
… », «
Я
-
птенчик
,
выпавший
из
гнезда
… », «
Я
-
засохшее
комнатное
растение
».
7. «
Метод
моделирования
».
Моделирование
основано
на
принципе
замещения
реальных
объектов
предметами
,
схематическими
изображениями
,
знаками
.
Цель
моделирования
в
экологическом
воспитании
-
обеспечение
успешного
усвоения
дошкольниками
знаний
об
особенностях
объектов
природы
,
их
структуры
и
взаимосвязях
.
Познание
дошкольниками
явлений
природы
или
свойств
объектов
природы
может
проходить
ещё
путём
практического
моделирования
,
т
.
е
.
экспериментирования
.
Используя
предметы
-
заместители
дети
делают
выводы
,
почему
у
рыб
обтекаемая
форма
,
почему
животные
имеют
защитную
окраску
,
для
чего
хищникам
нужны
когти
.
Другой
вид
моделирования
–
графическое
,
которое
помогает
дошкольникам
проследить
закономерности
изменения
в
росте
,
в
развитии
живых
существ
,
изменения
по
временам
года
и
другое
.
Например
,
фенологические
календари
природы
,
которые
мы
ведем
в
группе
.
Он
в
графическом
виде
дает
наглядно
представление
о
смене
и
признаках
времен
года
,
смене
температуры
,
осадках
в
разные
времена
года
и
т
.
д
.
В
разных
возрастных
группах
мы
заполняем
календарь
наблюдения
за
птицами
,
календарь
роста
и
развития
лука
,
всходов
семян
растений
.
Моделирование
(
предметное
,
графическое
,
практическое
)
формирует
глубокое
и
осмысленное
познание
явлений
природы
,
помогает
подготовить
дошкольников
к
школе
и
сохранить
непрерывность
в
образовании
детского
сада
и
начальной
школы
.
8. «
Мнемотехника
»
Заниматься
мнемотехникой
лучше
с
детьми
4-5
лет
,
когда
у
них
уже
накоплен
основной
словарный
запас
,
используя
алгоритмы
процессов
ухода
за
комнатными
растениями
,
посадка
семян
и
т
.
д
.
Обучение
строится
от
простого
к
сложному
.
Работу
мы
начинаем
с
простейших
мнемоквадратов
,
затем
переходим
к
мнемодорожкам
,
а
позже
к
мнемотаблицам
.
Мнемотаблица
-
это
графическое
или
частично
графическое
изображение
явлений
природы
,
некоторых
действий
,
персонажей
сказки
,
то
есть
можно
нарисовать
то
что
посчитаете
нужным
.
Но
изобразить
так
,
чтобы
нарисованное
было
понятно
детям
.
Примером
может
служить
мнемотаблица
: «
Путешествие
капельки
»,
«
Почему
пришла
весна
», «
Кому
необходима
вода
», «
Кому
нужен
лес
»
и
т
.
д
.
9. «
Проектно
-
исследовательская
деятельность
»
Проектно
-
исследовательская
деятельность
также
частью
работы
по
экологическому
образованию
и
воспитанию
детей
.
Дошкольники
прирожденные
исследователи
.
Это
возраст
,
когда
ребенок
хочет
познать
все
,
ему
интересны
природные
объекты
,
явления
,
взаимосвязи
в
природе
.
Организация
проектно
-
исследовательской
деятельности
дошкольников
на
экологическом
материале
позволит
педагогам
формировать
ключевые
компетентности
у
ребенка
:
умение
увидеть
проблему
,
искать
и
находить
информацию
,
работать
в
группе
,
рассказывать
о
результатах
,
размышлять
,
сравнивать
,
отвечать
на
вопросы
,
делать
выводы
,
устанавливать
причинно
-
следственную
связь
.
Большой
интерес
вызывают
у
детей
проект
- «
Приключения
капельки
»
о
свойствах
воды
,
в
ходе
реализации
которого
мы
познакомились
со
свойствами
воды
с
помощью
простых
экспериментов
.
Реализуя
проект
«
Огород
на
подоконнике
»,
чтобы
подвести
детей
к
выводу
о
необходимости
влаги
для
роста
растений
,
проращивали
семена
в
двух
блюдцах
(
в
пустом
и
с
влажной
ватой
).
Чтобы
подвести
детей
к
выводу
о
необходимости
тепла
для
роста
растений
поместить
два
одинаковых
растения
в
разные
условия
:
одно
в
теплое
место
,
другое
в
холодное
и
наблюдали
за
их
ростом
.
Проектная
деятельность
«
Плесень
–
это
гриб
»
познакомила
детей
с
разновидностью
грибов
.
Один
из
проектов
,
успешно
реализованных
в
моей
группе
,
является
проект
«
Лесное
царство
»
по
ознакомлению
с
хвойными
растениями
архангельской
области
.
10. «
Экологические
акции
»
Дети
,
совместно
с
родителями
активно
стали
участвовать
в
проведении
экологических
акций
,
праздников
,
осознанно
понимая
необходимость
защиты
природы
,
Земли
от
разрушения
,
стремление
к
активной
деятельности
по
охране
окружающей
среды
в
рамках
детского
сада
,
города
.
Дети
сплотились
с
родителями
,
которые
являются
нашими
надежными
помощниками
в
экологическом
воспитании
детей
.
В
нашей
группе
мы
принимали
участие
в
акциях
«
Посади
дерево
-
сохрани
лес
»,
«
Сохраним
ели
»,
«
Сбережем
лес
от
пожаров
», «
Кормушки
для
птиц
», «
Чистая
территория
-
чистый
дом
»,
«
Сдай
макулатуру
-
сохрани
дерево
», «
Эко
-
сумка
для
семьи
»