Напоминание

Инновационные формы и методы экологического воспитания в ДОУ


Автор: Трапезникова Анна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 "ПЕЛИКАН" ДО
Населённый пункт: Бердск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы и методы экологического воспитания в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Инновационные формы и методы экологического воспитания в ДОУ

Взаимодействие

дошкольников

с

природой

в

процессе

экологического

образования

развивает

психику

ребенка

,

двигательную

активность

и

делает

его

физически

более

крепким

и

здоровым.

Наряду

с

традиционными

формами

и

методами

экологического

воспитания

в

своей

педагогической

деятельности

(

беседы

,

наблюдения

,

чтение

литературы

,

рассматривание

,

непосредственно

образовательная

деятельность

,

практическая

деятельность

)

я

применяю

и

инновационные

формы

и

методы

.

Приведу

примеры

различных

инновационных

направлений

экологического

воспитания

дошкольников

.

1.

«

Экологические

игры

»

Экологическая

игра

помогает

педагогу

в

более

доступной

форме

донести

до

детей

смысл

сложных

природных

явлений

;

развивает

познавательные

способности

у

детей

;

уточняет

,

закрепляет

,

расширяет

имеющиеся

у

детей

представления

о

предметах

и

явлениях

природы

,

растениях

,

животных

.

Игры

можно

проводить

с

детьми

как

коллективно

,

так

и

индивидуально

,

усложняя

их

с

учетом

возраста

детей

.

Дидактические

игры

проводят

в

часы

досуга

,

на

занятиях

и

прогулках

.

Содержанию

сюжетно

-

ролевых

игр

я

придаю

экологический

характер

: «

В

лес

за

грибами

и

ягодами

», «

На

рыбалку

вместе

с

дедом

», «

Путешествие

по

горам

», «

К

бабушке

на

грядку

»

и

т

.

д

.

Игры

-

ребусы

,

игры

-

опыты

,

игры

-

исследования

,

игры

-

медитации

Я

цветок

ромашка

»,

«

Я

-

осенний

дождь

», «

Я

-

маленький

лягушонок

», «

Я

-

фермер

»

и

другие

)

дают

новые

впечатления

о

жизни

и

труде

людей

,

о

состоянии

природы

и

её

изменениях

;

пробуждают

интерес

к

природе

и

развивают

ценностное

отношение

к

ней

;

формируют

мотивы

и

практические

умения

экологически

целесообразной

деятельности

.

Предоставляют

детям

возможности

для

проявления

самостоятельности

,

инициативности

,

сотрудничества

,

ответственности

и

способности

принимать

правильные

решения

.

В

данных

играх

дети

применяют

свой

жизненный

опыт

и

отражают

то

,

что

их

интересует

,

волнует

,

радует

.

2. «

Письмо

-

жалоба

»

Интересным

приёмом

в

работе

с

детьми

,

является

получение

писем

-

жалоб

от

жителей

живого

уголка

,

жителей

леса

,

сада

,

огорода

-

те

,

кто

нуждается

в

помощи

и

защите

человека

.

При

получении

такого

письма

дети

задумываются

над

его

содержанием

,

обговаривают

различные

экологические

ситуации

,

решают

,

как

можно

помочь

тому

или

иному

живому

существу

,

лесу

,

реке

и

т

.

д

.

Как

нужно

оберегать

и

охранять

природу

своего

края

и

всей

планеты

.

3. «

Кейс

технология

».

Метод

«

Кейс

технология

»-

это

разбор

ситуации

или

конкретного

случая

,

деловая

игра

.

Главное

ее

предназначение

развивать

способность

анализировать

различные

проблемы

и

находить

их

решение

,

а

также

умение

работать

с

информацией

.

Кейс

-

технологии

развивают

коммуникативные

компетенции

в

тех

образовательных

областях

,

где

нет

однозначного

ответа

на

поставленный

вопрос

,

а

есть

несколько

ответов

,

и

нужно

найти

правильный

ответ

,

аргументируя

свои

доводы

..

Например

,

кейс

-

фото

или

кейс

-

иллюстрация

«

Правильно

ли

ведет

себя

ребенок

в

природе

Игра

«

Узнай

по

объявлениям

»

знакомит

с

особенностями

животных

и

птиц

(

внешний

вид

,

поведение

,

среда

обитания

),

развивает

логическое

мышление

.

Дети

внимательно

слушают

объявление

,

и

отгадывают

о

ком

идёт

речь

(

животное

или

птица

).

Примеры

объявлений

:

-

Я

болотная

ягода

,

оранжевого

цвета

.

Состою

из

множества

сочных

шариков

.

-

Потерялось

хвойное

деревце

,

которое

скидывает

хвою

на

зиму

.

-

Приходите

ко

мне

в

гости

!

Адреса

не

имею

.

Свой

домик

ношу

всегда

на

себе

.

-

Друзья

!

Кому

нужны

иглы

,

обращаться

ко

мне

.

Деловая

игра

«

Хорошо

плохо

»

совершенствует

знания

детей

о

явлениях

живой

и

неживой

природы

,

животных

и

растений

: «

Комар

это

хорошо

или

плохо

?», «

Болото

-

это

хорошо

или

плохо

», «

Деревья

без

листьев

зимой

это

хорошо

или

плохо

и

так

далее

.

Деловая

игра

«

Охотники

»

показывает

детям

,

что

в

природе

всё

связано

между

собой

.

Я

предлагаю

одному

ребёнку

разложить

в

определенной

последовательности

животных

,

которые

охотятся

друг

за

другом

.

Другие

дети

тоже

помогают

найти

правильные

картинки

с

животными

.

Можно

предложить

начинать

игру

с

растения

,

лягушки

или

комара

.

4. «

ИОС

»

Применяю

в

своей

работе

и

игровые

обучающие

ситуации

(

ИОС

)

со

сказочными

героями

: «

Жар

-

птица

беседует

с

детьми

о

деревьях

», «

Вини

Пух

идет

на

луг

за

медом

»,

«

Человек

Рассеянный

знакомится

с

комнатными

растениями

», «

Чиполино

проводит

опыты

с

луком

».

Игровые

обучающие

ситуации

типа

путешествий

также

пробуждают

познавательный

интерес

к

природе

.

Путешествия

это

собирательное

название

различного

рода

игр

в

посещение

,

поездки

,

походы

.

Посещая

интересные

места

-

леса

,

зоопарка

,

музеи

,

фермы

,

дети

в

игровой

форме

получают

новые

знания

о

природе

.

5. «

Диалог

с

природой

»

Использование

приёма

диалога

с

природой

-

нацеливает

на

развитие

эмоциональной

сферы

ребенка

,

чувствительности

.

Диалоги

осуществляются

в

различных

вариантах

-

"

секретные

" (

дети

"

один

на

один

"

общаются

с

природой

)

или

"

открытые

" (

устные

обращения

). «

Спросим

у

реки

,

какая

рыба

в

ней

живёт

», «

Спроси

у

бабочки

,

на

какие

растения

она

сегодня

опускалась

».

6. «

Метод

экологической

идентификации

»

«

Метод

экологической

идентификации

»

-

отождествление

себя

с

каким

-

либо

природным

объектом

или

явлением

,

игровой

прием

«

превращения

»

в

образы

животных

,

растений

,

действия

от

их

имени

.

Побывав

в

роли

какого

-

либо

предмета

или

объекта

природы

,

ребенок

начинает

относиться

к

нему

с

уважением

.

Например

,

обыгрывание

ситуации

«

Я

-

муравей

… », «

Я

сломанное

дерево

… », «

Я

-

птенчик

,

выпавший

из

гнезда

… », «

Я

-

засохшее

комнатное

растение

».

7. «

Метод

моделирования

».

Моделирование

основано

на

принципе

замещения

реальных

объектов

предметами

,

схематическими

изображениями

,

знаками

.

Цель

моделирования

в

экологическом

воспитании

-

обеспечение

успешного

усвоения

дошкольниками

знаний

об

особенностях

объектов

природы

,

их

структуры

и

взаимосвязях

.

Познание

дошкольниками

явлений

природы

или

свойств

объектов

природы

может

проходить

ещё

путём

практического

моделирования

,

т

.

е

.

экспериментирования

.

Используя

предметы

-

заместители

дети

делают

выводы

,

почему

у

рыб

обтекаемая

форма

,

почему

животные

имеют

защитную

окраску

,

для

чего

хищникам

нужны

когти

.

Другой

вид

моделирования

графическое

,

которое

помогает

дошкольникам

проследить

закономерности

изменения

в

росте

,

в

развитии

живых

существ

,

изменения

по

временам

года

и

другое

.

Например

,

фенологические

календари

природы

,

которые

мы

ведем

в

группе

.

Он

в

графическом

виде

дает

наглядно

представление

о

смене

и

признаках

времен

года

,

смене

температуры

,

осадках

в

разные

времена

года

и

т

.

д

.

В

разных

возрастных

группах

мы

заполняем

календарь

наблюдения

за

птицами

,

календарь

роста

и

развития

лука

,

всходов

семян

растений

.

Моделирование

(

предметное

,

графическое

,

практическое

)

формирует

глубокое

и

осмысленное

познание

явлений

природы

,

помогает

подготовить

дошкольников

к

школе

и

сохранить

непрерывность

в

образовании

детского

сада

и

начальной

школы

.

8. «

Мнемотехника

»

Заниматься

мнемотехникой

лучше

с

детьми

4-5

лет

,

когда

у

них

уже

накоплен

основной

словарный

запас

,

используя

алгоритмы

процессов

ухода

за

комнатными

растениями

,

посадка

семян

и

т

.

д

.

Обучение

строится

от

простого

к

сложному

.

Работу

мы

начинаем

с

простейших

мнемоквадратов

,

затем

переходим

к

мнемодорожкам

,

а

позже

к

мнемотаблицам

.

Мнемотаблица

-

это

графическое

или

частично

графическое

изображение

явлений

природы

,

некоторых

действий

,

персонажей

сказки

,

то

есть

можно

нарисовать

то

что

посчитаете

нужным

.

Но

изобразить

так

,

чтобы

нарисованное

было

понятно

детям

.

Примером

может

служить

мнемотаблица

: «

Путешествие

капельки

»,

«

Почему

пришла

весна

», «

Кому

необходима

вода

», «

Кому

нужен

лес

»

и

т

.

д

.

9. «

Проектно

-

исследовательская

деятельность

»

Проектно

-

исследовательская

деятельность

также

частью

работы

по

экологическому

образованию

и

воспитанию

детей

.

Дошкольники

прирожденные

исследователи

.

Это

возраст

,

когда

ребенок

хочет

познать

все

,

ему

интересны

природные

объекты

,

явления

,

взаимосвязи

в

природе

.

Организация

проектно

-

исследовательской

деятельности

дошкольников

на

экологическом

материале

позволит

педагогам

формировать

ключевые

компетентности

у

ребенка

:

умение

увидеть

проблему

,

искать

и

находить

информацию

,

работать

в

группе

,

рассказывать

о

результатах

,

размышлять

,

сравнивать

,

отвечать

на

вопросы

,

делать

выводы

,

устанавливать

причинно

-

следственную

связь

.

Большой

интерес

вызывают

у

детей

проект

- «

Приключения

капельки

»

о

свойствах

воды

,

в

ходе

реализации

которого

мы

познакомились

со

свойствами

воды

с

помощью

простых

экспериментов

.

Реализуя

проект

«

Огород

на

подоконнике

»,

чтобы

подвести

детей

к

выводу

о

необходимости

влаги

для

роста

растений

,

проращивали

семена

в

двух

блюдцах

(

в

пустом

и

с

влажной

ватой

).

Чтобы

подвести

детей

к

выводу

о

необходимости

тепла

для

роста

растений

поместить

два

одинаковых

растения

в

разные

условия

:

одно

в

теплое

место

,

другое

в

холодное

и

наблюдали

за

их

ростом

.

Проектная

деятельность

«

Плесень

это

гриб

»

познакомила

детей

с

разновидностью

грибов

.

Один

из

проектов

,

успешно

реализованных

в

моей

группе

,

является

проект

«

Лесное

царство

»

по

ознакомлению

с

хвойными

растениями

архангельской

области

.

10. «

Экологические

акции

»

Дети

,

совместно

с

родителями

активно

стали

участвовать

в

проведении

экологических

акций

,

праздников

,

осознанно

понимая

необходимость

защиты

природы

,

Земли

от

разрушения

,

стремление

к

активной

деятельности

по

охране

окружающей

среды

в

рамках

детского

сада

,

города

.

Дети

сплотились

с

родителями

,

которые

являются

нашими

надежными

помощниками

в

экологическом

воспитании

детей

.

В

нашей

группе

мы

принимали

участие

в

акциях

«

Посади

дерево

-

сохрани

лес

»,

«

Сохраним

ели

»,

«

Сбережем

лес

от

пожаров

», «

Кормушки

для

птиц

», «

Чистая

территория

-

чистый

дом

»,

«

Сдай

макулатуру

-

сохрани

дерево

», «

Эко

-

сумка

для

семьи

»



В раздел образования




Яндекс.Метрика