Автор: Марина Анатольевна Аристова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ 33
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Система подготовки к выполнению заданий 9.2, 9.3 (ОГЭ по русскому языку) на уроках русского языка и литературы.
Тема: ОГЭ по русскому языку: задание 9.2,9.3.
Раздел: среднее образование
Аристова Марина Анатольевна МБОУ СШ33 г.Архангельск
"Из опыта работы по подготовке к написанию сочинения в формате ОГЭ 9.2, 9.3
на уроках литературы учащихся 5-9 классов".
1.
Сочинение как часть письменного экзамена по русскому языку:
А) формат сочинения-рассуждения;
Б) структура сочинения-рассуждения 9.2, 9.3 (отличия);
В связи с ведением ОГЭ по русскому языку у учителей возникла необходимость
подготовить учащихся к сдаче экзамена в этой форме. Представляю вам свой опыт работы
в этом направлении.
ОГЭ по русскому языку состоит из 3 частей: изложение, теоретическая часть, сочинение.
9-тиклассники зачастую справляются с частью 2 хуже, чем с частью 1 и 3. А удачное
выполнение 1 и 9 задания позволяет им получить по итогам ОГЭ 4. В первые годы передо
мной не стояло задачи подготовить детей на «4» и «5». Хотелось, чтобы просто сдали. Но
результат экзамена убедил меня в том, что можно и нужно работать на хороший и даже
отличный результат.
Для себя я выбрала следующую стратегию в подготовке 9-тиклассников к ОГЭ:
1)
Правила написания сжатого изложения, так называемые «пробные» изложения
разбираем и пишем только на уроках русского языка в соответствии с КТП,
начиная уже с 5 класса. Но если в 5-7 классах написание сжатого изложения
чередуем с подробным и другими видами изложений, то, начиная с 8 класса,
работаю только над сжатым.
2)
Алгоритм выполнения заданий со 2 по 8, основной теоретический материал за 5-8
класс выношу на факультативные занятия. Мы решаем их, начиная со 2 полугодия
8 класса и до конца 1 полугодия 9. Дальше по этому разделу работают дома по
специальным сборникам самостоятельно. Начиная с января, 1 раз в месяц провожу
2-х часовую работу в формате ОГЭ на специальных бланках. Это стимулирует
обучающихся к постоянному улучшению собственных результатов, помогает
видеть ошибки и исправлять их. Уже к апрелю они гораздо спокойнее
воспринимают предстоящий экзамен по русскому, так как знают, что их ждет.
3)
Именно написанию сочинения уделяю бОльшую долю времени, так как считаю это
наиболее трудным и важным заданием в экзаменационной работе.
9.1 предполагает написание рассуждения на лингвистическую тему с приведением
аргументов из текста КИМ;
9.2 – сочинение-рассуждение по тексту (объяснение цитаты из текста: чаще финальной
строки),
9.3 - сочинение-рассуждение на основе определенного концепта.
2. Система письменных заданий на уроках русского языка и литературы для
подготовки к написанию экзаменационного сочинения по учебникам русского языка
Е.А.Быстровой и литературы Б.А.Ланина (5-6 класс) и Г.С.Меркина (7-9 класс).
Готовиться к успешной сдаче экзамена начинаем уже с 5 класса.
На уроках русского языка в 1 полугодии разбираем структуру сочинения-рассуждения
(материал в учебнике). В течение 1-го полугодия пишем обучающие работы. Так как
теоретический материал по русскому языку очень объемен во всех классах, в помощь
учителю словеснику приходят уроки литературы. На основе литературного материала,
предлагаемого учебниками, мы имеем хорошую возможность навыки написания
сочинения-рассуждения к концу 9 класса сначала довести до автоматизма, а затем и до
совершенства.
Система заданий (примерных):
5 класс – начинаю работу с умения определять основную мысль текста и оформлять
письменный ответ (тем более этого требует одно из заданий ВПР). Учим клише, и требую
в 5 классе пользоваться только заученными фразами. Уже далее расширяем круг клише,
которые записываем в спец. тетрадь, (разрешаю пользоваться на уроках). Часто в
младших классах составляем синквейны: ВОЙНА, ПРИРОДА…
К концу 5 класса ставлю задачу довести объем сочинения-рассуждения до 35-40 слов.
Тема в КТП
Темы примерных письменных работ
Цель
Сказки
Бытовые сказки
Что такое Добро? Что такое зло?
Какое место труд занимает в жизни
человека?
Сформировать
умение работать с
понятием
«концепт», давать
определение разных
концептов,
развивать навыки
давать развернутый
ответ на
определенный
вопрос
Басни И.А.Крылова
Кого называют невеждой?
А.П.Платонов.
«Солдат и царица».
Что такое милосердие?
О.Уайлд «Звездный
мальчик»
Что важнее в человеке: красота внешняя
или красота внутренняя?
«Сказка о потерянном
времени» Е.Л. Шварц.
Почему нельзя тратить время жизни
попусту?
М.Твен
«Приключения Тома
Сойера»
За что мы любим Тома Сойера?
В.Короленко «Слепой
музыкант»
Что такое счастье? Дружба?
Что помогло Петрусе стать счастливым?
М.Карим «Радость
нашего дома»
Что такое война?
Что помогло людям выстоять в годы ВОВ?
Л.Кассиль «Кондуит
и Швамбрания»
Где мальчикам было лучше: В
Швамбрании или в гимназии? Почему?
В.Астафьев «Зачем я
убил коростеля?»
«Васюткино озеро»
Какую роль природа играет в жизни
человека?
Что такое природа?
Как понимаете фразу из рассказа: «Тайга
хлипких не любит».
6 класс
Усложняем систему заданий, увеличиваем минимум слов в сочинении, начинаем работу
формата сочинения 9.2, но строгих рамок не ставим.
Былины
«Завет» Богатыря потомкам
(с элементами рассуждения)
Песни
«Песня-душа народа»
А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Сочинение по афоризму на выбор
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Что помогло Робинзону выжить на острове?
А.Грин «Алые паруса»
Что такое мечта?
Мечтать – это хорошо?
М.Лермонтов «Бородино»
Кого можно назвать патриотом?
Лирика А.Пушкина, С.Есенина.
Что такое родина?
Н.Гоголь «Ночь перед
Рождеством»?
Что помогло героям обрести счастье?
И.Тургенев «Муму»
Объяснить смысл цитаты: «День ее,
нерадостный и ненастный, давно прошел, но
и вечер был чернее ночи?»
Или «Он совсем перестал водиться с
женщинами, даже не глядит на них, и ни
одной собаки у себя не держит.
«Мог ли Герасим спасти Муму?
Л.Н.Толстой «Детство»
Что такое равнодушие?
Что такое сочувствие?
М.Горький «Детство»
Объяснить смысл метафоры «Свинцовые
мерзости жизни»
Ф.Абрамов «Собачья гордость»
«О чем плачут лошади»
Что такое гордость?
Это не значит, что 5 и 6тиклассники каждый урок пишут сочинения. 3 часа литературы в
неделю позволяют учителю предметнику «развернуться». Зачастую написание мини-
сочинения занимает лишь часть урока. Очень редко выношу такие задания на дом во
избежание списывания. Планирую урок так, чтобы письменную работу успели выполнить
все. Конечно, времени на проверку тетрадей требуется очень много, но и плюсы тоже
есть: нет проблем с оценками, «неговорящие» дети получают шанс высказаться, навык
написания сочинения-рассуждения приобретают все, кто хочет.
8-9 класс
-Объем сочинения – не менее 70-80 слов. Можно и больше, если уверен в своей
грамотности.
-Сочинение пишем строго по схеме.
- Оценивание по нормам ОГЭ: сначала в баллах, затем переводим в оценки (учащиеся
должны знать правила оценивания на экзамене)
-Пишем только в классе и после предварительной подготовки.
-Предварительную подготовку отменяю во втором полугодии 9 класса.
8-9 класс
И.С.Тургенев «Ася»
Объясните смысл афоризма «Счастье – это мгновение, у которого
нет ни завтра, ни вчера».
Что такое Любовь?
М.Горький «Макар
Чудра»
Что такое Свобода?
Н.Заболоцкий
«Некрасивая
девочка»
Что такое красота?
В.Астафьев
«Фотография, на
которой меня нет»
Что такое память?
Объясните смысл предложения: «Деревенская фотография –
своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
Кто такой Учитель?
М.В.Ломоносов
«Ода на день
восшествия..»
Как вы понимаете смысл высказывания: «..может собственных
Платонов
и
быстрых
разумом
Невтонов
Российская
земля
рождать…»
Н.В.Гоголь
Кто такие толстые и тонкие в поэме Н.Гоголя?
Образы помещиков – описание главной характерной черты одного
из помещиков (по выбору)
Как вы понимаете слова отца, обращенные к Чичикову: «Копеечку
береги!»
Анализ лирических отступлений – «Какой предстает Россия в
поэме Н.В.Гоголя»?
А.П.Чехов «Тоска»
Что такое равнодушие?
Лирика
В.Маяковского
Что такое любовь?
Ф.М.Достоевский
«Белые ночи»
Счастлив ли Мечтатель? (что такое счастье?)
Как Вы понимаете фразу Д.С.Лихачева «Русская литература всегда
была совестью народа…» (что такое совесть?)