Автор: Сидорова Анастасия Нуримановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №14
Населённый пункт: Егорьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Играя-развиваем,учим, воспитываем.
Раздел: дошкольное образование
Статья « Играя- развиваем, учим, воспитываем»
Больше всего на свете дети любят играть. Они играют дома, в детском саду, на улице,
в гостях. Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой
внутренний мир.
Родители - первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что
малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его
ближайшего окружения.
Родители, зачастую желая помочь ребенку в его развитии,
пытаются «ускорить» этот процесс, забывая, что обучение ребёнка вообще не может
проходить вне игры.
Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача
взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов
ребенка. В этом помогут развивающие игры.
Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения – «от
простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет
разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей.
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие
способностей.
В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок
развивается наиболее успешно.
В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему
содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают
атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя
приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому
размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать
сам.
Признавая приоритет семейного воспитания, а также желая помочь родителям своей
группы в воспитании детей, мы сделали подборку развивающих игр для детей младшего
возраста. Мы отобрали игры, не требующие специальной подготовки и материалов.
Использовать можно предметы, которые имеются под рукой в любом доме.
«Чего не стало?»
На стол ставятся несколько небольших игрушек (начинать лучше с 3-4
игрушек,
постепенно увеличивая их количество). Ребенку предлагается рассмотреть и назвать
игрушки. Затем ребенок отворачивается или закрывает глаза ладошками, а взрослый
убирает одну игрушку. Ребенок должен назвать ту игрушку, которой не стало.
«Что изменилось?»
Игра проводится по аналогии с предыдущей, но игрушка не прячется, а две игрушки
меняются местами.
«Повтори орнамент»
Возьмите 8-12 бусинок, 8-12 пуговиц, 8-12 счетных палочек (или спичек). Разделите
предметы поровну между собой и ребенком. Выложите из бусинок произвольную
композицию, затем одну-две секунды покажите ее ребенку и закройте (например, листом
бумаги). Ребенок должен выложить точно такую же фигуру по памяти и проверить себя
по образцу. Затем можно поменяться ролями. В дальнейшем можете сочетать в
композиции бусины и пуговицы и т.д.
Игра на развития внимания и мышления, умения классифицировать предметы по одному
признаку.
«Четвертый лишний»
Ребенку предлагаются 4 изображения предметов (живые и неживые), три из которых
классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под
эту классификацию.
Ребенок выбирает лишнюю картинку и объясняет свой выбор. Например, лишняя собака –
это животное. Классификации, которые можно включать в игру: домашние и дикие
животные и птицы, одежда, обувь, мебель, инструменты, цветы, насекомые, грибы, ягоды,
транспорт, деревья, посуда. По мере освоения ребенком данных классификаций, игру
можно усложнять, например птицы перелетные и зимующие, транспорт воздушный,
водный и т.д.
«Угадай предмет» или «Чудесный мешочек»
В большую коробку, корзину, тазик или в мешочек складываются разные предметы:
кубики, мячики, резиновые зверюшки, можно использовать овощи и фрукты и т.д. Сверху
коробка закрывается платком. Ребенок опускает руку в коробку, берет один предмет в
руку, ощупывает его и называет. Затем он достает предмет и проверяет прав он или нет.
Игра на развитие внимания, звукового восприятия и фразовой речи.
«Узнай по звуку»
Для игры понадобятся различные игрушки и предметы, с помощью которых можно
производить характерные звуки: колокольчик, ложка, барабан, бумага, фольга от конфет,
монетки, книга и т.д. Ребенок садится на стул спиной к взрослому. Взрослый начинает
производить шумы различными предметами: перелистывать книгу, мять фольгу и т.д.
Ребенок должен догадаться, какой предмет использует взрослый, и назвать действие с
этим предметом.
Игры с крышечками от детского пюре развивают цветовое восприятие, внимание,
наблюдательность, мелкую моторику.
Самая простая игра: скрепляем крышечки по принципу «верх с низом». Получаются
гусеницы, или змейки, или волшебные палочки, или забор…
По этому принципу можно организовать несколько развивающих игр. Вариант 1.
собираем змейки одного цвета (используя только синие, только красные и т.д. крышечки).
Вариант 2. Продолжи последовательность (жёлтая-синяя-красная-белая и снова жёлтая-
синяя…)
А теперь будем соединять крышечки торцами, получаются «цепочки». Играем так же:
продолжаем заданную цветовую последовательность (синяя-желтая-белая и снова
синяя…).
Собираем по образцу: в прямом, или обратном, как на фото, порядке. Подбираем парочки
по цвету.
Строим числовую лесенку или числовую пирамидку.
А ещё можно тренировать графомоторные навыки, разложить на листе бумаги крышечки
и предложить обвести их фломастером так, чтоб получилась извилистая дорожка. При
этом нужно стараться не задевать крышечки рукой и фломастером.
И конечно, активно используем крышечки в качестве конструктора для сборки различных
предметов и фигур,
Игра на развитие воображения и мелкой моторики.
«Рисуем в воздухе»
Очерчивайте пальцами в воздухе контуры различных предметов, побуждая ребенка
повторять Ваши действия. Начинать можно с простых геометрических фигур (круг,
квадрат, овал), переходя в дальнейшем к более сложным очертаниям (фигурки животных,
дома, волнистые линии). Если ребенок знает буквы или цифры, пробуйте рисовать их.
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Выбери одежду»
Собираясь на прогулку, предложите ребенку поиграть: он выбирает себе майку или
штанишки из нескольких, затем отворачивается или закрывает глаза, и, ощупывая одежду,
находит то, что он выбрал.
Отгадай, не глядя»
Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что Вы положили ему в руку. Используйте
для игры предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов.
Предложите ребенку прокомментировать свои ощущения: «Я держу что-то небольшое,
деревянное, легкое, с уголками. Наверное, это кубик».