Автор: Брындина Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 219 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Коррекция
Тема: Возможность коррекции гиперактивного поведения
Раздел: дошкольное образование
Возможность коррекции гиперактивного поведения
Оказание помощи детям с синдромом гиперактивности с дефицитом
внимания (ГРДВ) всегда должно носить комплексный характер и объединять
различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации
поведения (т. е. специальные воспитательные приёмы), работу с педагогами,
методы
психолого-педагогической
коррекции,
психотерапии,
а
также
медикаментозное лечение.
Коррекционная работа специалиста с гиперактивным ребёнком направлена на
решение следующих задач:
Нормализовать обстановку в семье ребёнка, его взаимоотношения с
родителями и другими родственниками. Научить членов семьи избегать
новых конфликтных ситуаций.
Достичь у ребёнка послушания, привить ему аккуратность, навыки
самоорганизации, способность планировать и доводить до конца начатые
дела. Развить у него чувство ответственности за собственные поступки.
Научить ребёнка уважению прав окружающих людей, правильному
речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам
эффективного социального взаимодействияс окружающими людьми.
Как дети с ГРДВ, так и их родители нуждаются в специальной помощи,
направленной на формирование приёмов управления поведением. В таких
случаях специалист, который консультирует ребёнка с ГРДВ и его семью,
помогает им выработать новые навыки, пересмотреть отношения и способы
взаимодействия друг с другом. Во время индивидуальных консультаций
специалист помогает детям с ГРДВ научиться лучше понимать собственные
проблемы и справляться с ними. Необходимо определить сильные стороны
личности ребёнка и совершенствовать их, научить его преодолевать ежедневные
трудности, контролировать свои внимание и поведение, прежде всего —
импульсивность и агрессивность. Иногда в консультативной поддержке
нуждается только ребёнок с ГРДВ. Но во многих случаях в помощи нуждается
вся семья, поскольку проблема затрагивает интересы семьи в целом.
Специалист помогает семье найти оптимальные способы управления
деструктивным поведением. Если ребёнок дошкольного возраста, то основная
часть работы проводится с его родителями — их обучают приемам, которые
позволяют
справиться
с
трудностями
и
улучшить
поведение
ребёнка.
Существует также ряд других подходов, и выбор методов коррекции для каждой
семьи должен быть сделан с учётом текущих потребностей.
Группы
поддержки
помогают
родителям
контактировать
и
взаимодействовать с другими людьми, имеющими сходные проблемы. Члены
группы поддержки могут регулярно встречаться (например, ежемесячно), чтобы
послушать лекции специалистов по ГРДВ, задать вопросы, поделиться
неудачами
и
успехами,
получить
направление
к
квалифицированному
специалисту и информацию о способах помощи.
Сильной стороной групп поддержки является большое количество
заинтересованных людей, которые могут поделиться своим опытом, что
позволяет всем участникам не чувствовать себя одинокими. Во многих странах
созданы и успешно функционируют национальные организации, объединяющие
семьи детей с ГРДВ. Родители могут получить более действенную помощь,
читая специальные публикации по этой проблеме, общаясь с другими
родителями, работая со специалистами.
Тренировка навыков социального взаимодействия помогает детям с ГРДВ
выработать лучшие способы общения, игры и совместной работы с другими
детьми.
Тренировка
навыков
воспитания
детей
с
ГРДВ
проводится
индивидуально или в ходе специальных занятий, при этом родителям
разъясняют методы и приёмы управления поведением их детей. Для коррекции
гиперактивного поведения применяются также различные игры, т.к. метод
игротерапии в дошкольном возрасте является наиболее продуктивным.
Дети в детском саду охотно участвуют и в такой игре, которая называется
«Хлопки». Воспитатель заранее договаривается со всеми ребятами, что, когда
он начнет хлопать в ладоши и считать вслух, все они тоже начинают считать и
хлопать. Сначала воспитатель хлопает в быстром темпе, затем постепенно
замедляет темп, затем доводит его до оптимального. Таким образом воспитатель
не только переключает внимание расшалившихся детей на совместную
деятельность, но и присоединяет их к определённому ритму. Если после этой
игры детям надо спать, то взрослый заканчивает её в предельно медленном
темпе, если дальше им предстоит серьезная работа, темп — размеренный, если
дальше последует спортивная эстафета — закончить надо в очень быстром
темпе. Одно из главных условий игры — дети не должны совершать хлопки
раньше взрослого, что на первых порах бывает достаточно трудно для
импульсивных детей.
Одним из правил в группе, где есть гиперактивные дети, может стать
«Королевское правило», которое обусловлено потребностью детей данной
категории
много
говорить,
задавать
огромное
количество
вопросов.
Королевское правило предписывает: если ты хочешь спросить о чем-то,
попросить что - либо, хочешь, чтобы тебя услышали, обратили на тебя
внимание и ответили на твой важный вопрос, займи место на троне, и к тебе
обязательно кто-то подойдет и поможет. Трон изготавливается совместно с
воспитателем самими детьми: на спинку стула (маленького детского или
взрослого) наклеиваются желтая корона и большой красный знак вопроса. На
первых порах стул пользуется небывалой популярностью, и импульсивным
детям приходится учиться ждать своей очереди. Постепенно они научаются
более вдумчиво относиться к «игре», иногда даже готовят свои вопросы
заранее, что тоже оказывается полезным для них. Иногда к помощи трона
прибегают в ситуации острого конфликта (дети с СДВГ в силу импульсивности
зачастую попадают в такие ситуации): кто-то из детей садится на него, прося
помощи в разрешении проблемы у воспитателя.