Напоминание

Я не хочу учиться


Автор: Занина Наталия Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №21"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: Я не хочу учиться
Раздел: начальное образование





Назад




Статья: «Я не хочу учиться»

Занина Наталия Леонидовна ,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол

Маленький ребенок учится с первых дней своей жизни, каждое знание

получая в определенный период жизни. Ведь каждому обучению, получению

информации и получению жизненного опыта есть свой сенситивный период.

Обучение жизни происходит играя, кушая, гуляя, слушая сказки или

разговоры, общаясь как со сверстниками, так и со взрослыми. Желание

учиться созревает у ребенка к 7-8 годам. Хотя обучается чему-то он с самого

рождения, до этого он не может поставить перед собой целей и задач -

учиться. Только позднее ребенок начинает хотеть научиться чему-либо,

чтобы стать как взрослый. При этом ребенок учится: наблюдая, подражая,

играя. Но мотивация к обучению появится тогда, когда потребуется ответ на

вопрос: а как это делать? Или попросит научить чему-то, объяснить – как

этого достичь.

Однако, в наше стремительное время мы редко готовы спокойно ждать.

От детей требуют хотеть учиться, и те вынуждены демонстрировать

послушание. Оказавшись в школе, ребенок без мотивации к обучению

чувствует себя обманутым. Он оказывается в ловушке, в которой даже

приманка - чувства солидности, взрослости, сопутствующие школе, не

кажется настоящей.

Требования и чрезмерные ожидания, безусловно влияющие на успехи

ребенка, особенно поначалу, интерес ребенка, не успев зародиться, гибнет

под натиском внешних регуляторов. Отсюда следует, что внешние оценки

приобретают для ребенка большую значимость, чем его собственное

увлечение и вдохновение.

Мотивация к обучению у ребенка созревает постепенно, так же, как и

многие желания. Ребенку, обучающемуся в школе, может быть все скучно и

неинтересно. Привыкший к тому что все его выборы и желания определяют

родители, ребенок не может определить сам, что ему интересно, что хочется.

И все становится скучным, а школа становится местом негатива и заточения.

Нам могут не нравится интересы наших детей, можем запрещать им

интересоваться тем, что кажется опасным или ненужным для них. Но это не

проблема, проблема в том, что у ребенка не будет самих интересов. У

родителей возникает потребность в том, чтобы ребенок лучше учился и

появилась тяга к знаниям, и все это должно произойти как можно скорее!

Однако это неисполнимо. Можно натаскать ребенка, чем часто вынуждена

заниматься школа, поправ при этом его интересы и желания. Можно

развивать его мотивацию, открывая ему прелести познания окружающего

мира, ориентируясь на его собственный интерес - но тогда угнаться за

программой становится проблематично. Можно сочетать то и другое - но для

этого необходим индивидуальный подход и много времени.

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, но для каждого

родителя на это разное понятие. Для одних-это глубокое постижение

различных предметов, для других это высокие баллы.

У школьных оценок две важнейшие функции: они дают ученику

обратную связь от учителя, и они же являются языком общения ученика с

родителями. Но при этом, говоря об учебе, мы рискуем упустить то, что

постиг ребенок, что его заинтересовало, удивило, увлекло. Но теперешний

ребенок быстро понимает: важны оценки, а не то, что он знает, и к успехам в

школе сами взрослые относятся формально, а оценки можно стереть в

дневнике, выторговать у педагога, заслужить, выполнив все обессмысленные

требования. Но это не прибавляет знаний и не делает учебу интересной и

привлекательной. Хотя отчасти и готовит ко взрослой жизни - полной

формальных, бессмысленных требований.

Порой дети забывают, что оценки - всего лишь ярлычки, пометки и

указатели на пути приобретения знаний. И тогда они останавливаются и не

могут идти, чувствуют себя дезориентированными, если их лишают этих

указателей.

Нежелание учиться и посещать школьные занятия может выражаться в

различных формах. Конечно, ребенок может напрямую заявить родителям,

что не хочет этого, но, как правило, так поступают только ученики младших

классов, да и то не часто. Чаще всего нежелание учиться ребенок может

выражать в частых недомоганиях. Но здесь важно учесть, что ребенок не

притворяется и не придумывает себе болезни – это своеобразная реакция его

психики и организма на нежеланную ситуацию. Так же ребенок стал

замкнутым, подавленным и необщительным или агрессивным и

вспыльчивым. Ребенок может прогуливать занятия. Школьник придумывает

различные причины, чтобы не ходить в школу, лжет родителям и учителям,

систематически не посещает занятия. Как правило, о частых прогулах

родителям сообщают педагоги.

Причин этому множество. Основными можно определить те, по

которым ребенок может избегать учебу: проблемы с учителем, проблемы с

одноклассниками, проблемы в обучении, скука и отсутствие интереса,

непонимание необходимости учиться, неготовность обучаться в школе, да и

просто - внутренние страхи.

Что же делать в таких ситуациях, как помочь ребенку? В данном случае

необходимо выяснить причину, поговорив с ребенком. Обсудить со

школьником его тревоги, переживания, узнать о его страхах. Важно показать

ребенку, что в жизни всегда можно найти компромисс. Важно, чтобы все

стороны осознали наличие проблемы и хотели разрешить ее. Объяснить

ребенку смысл обучения. Показать привлекательные стороны посещения

школы. Уходить открыто, с улыбкой и без долгих прощаний на пороге

школы. Поговорить с учителем, попросить помочь малышу на самом

начальном этапе. И всегда быть рядом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998,

№3. стр.22

Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. -

1998. - №2. - С. 12-17.

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические

материалы. – М.: ВЛАДОС – 2003. – 415с.

Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990. - 191 с.

Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.:

Современное слово, 2001.

Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс,

2006. – 542с.

Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.:

Педагогика, 1998.

Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Центр «Педагогический

поиск», 2007.-160с.

Щуркова Н.Е. За гранью урока. – М.: Центр гуманитарной литературы,

2004 – 192с

Синдром отличника – это психологический термин. Под ним

понимаются психологические особенности личности, при которых человек

стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих.

То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и

учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.

Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается

выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.

Желание ребенка быть лучше других, делать все идеально, отвечать на

вопросы учителя, выполнять контрольные работы – это стало

распространённой проблемой. Синдром «лучшего ученика», синдром

«отличника»- становится навязчивой идеей. Как избавиться от синдрома

отличницы или отличника?

Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и

отличники, причем чаще всего в одном лице». Проблемы современной

школы видятся по-разному родителями, учителями, чиновниками,

учениками.

Ребенка с синдромом отличника можно распознать по некоторым

отличительным от других детей чертам. Это всегда очень ответственные

дети, их пугает даже мысль о том, что кто-то усомнится в этом. Они не

привыкли у неудачам, болезненно на них реагируют, считают, что все

должно быть выполнено идеально, они зависимы от мнения окружающих,

тревожны и любят, чтобы их хвалили.

Чаще всего синдром отличника возникает из-за гиперответственных и

тревожных родителей, которые любят контролировать все действия и

поступки своего ребенка. Не понимая, что тем самым наносят вред

психическому состоянию ребенка. Они постоянно сравнивают своего

ребенка с окружающими, что не является правильным методом воспитания.

Отсюда , у ребенка с синдромом отличника возникает не любовь к себе, ведь

они часто ставят мнение других на первое место. Правильным было бы

принять себя и свои недостатки, понять, что он имеет право на ошибки

,

нужно бороться с зависимостью от чужого мнения, и главное, надо помнить

что быть идеальным и пытаться нравиться всем – не гарантия счастья или

успеха в жизни.

Ребенку с синдромом отличника необходимо помочь научиться

правильно реагировать на ошибки и неудачи ведь это один из самых важных

пунктов, и это тоже достаточно сложно, но результат того стоит. Без ошибок

не получится прожить эту жизнь, поэтому нужно учиться принимать неудачи

и проблемы. Необходимо делать выводы из любой не удачной ситуации,

которой бы хотелось избежать в будущем. Следует принять как истину, что

каждая неудача – это опыт, и он поможет в следующий раз, потому что,

скорее всего, ребенок уже не совершит ту же ошибку и быстро разберётся с

ситуацией.

Следует помочь ребенку с синдромом отличника понять, чего хочет он

сам. Ведь зачастую, такой ребенок, не умеет слушать себя и понимать, чего

надо добиться от жизни. Необходимо задуматься о том, чем ему заниматься

сейчас, хочет ли он этого? Или это цели, навязанные другими? Интересы

должны его вдохновлять. Часто мы совершаем какую-то покупку, потому что

это сейчас есть у всех, а значит и нам надо это купить. Но приобрели бы мы

эту вещь, если бы она не была бы так популярна? То же самое и с целями,

которые часто бывают навязаны окружающими.

Рядом всегда и везде должен присутствовать, с таким ребенком,

разумный, рассудительный опытный взрослый человек, но которому ребенок

доверяет и надеется на его опору в жизни. Полюбить процесс достижения

желаемой цели, получать он него удовольствие, вот к чему нужно подводить

ребенка, но к сожалению, чаще всего детям с синдромом отличника важнее

результат и похвала со стороны окружающих, а значит во время достижения

цели им не важен процесс, и они не умеют получать от него удовольствие.

Хотя кто сказал, что счастье – это результат, а не сам путь к его

достижению?

Следует научить ребенка доверять другим. Недоверие присутствует не

у каждого человека с синдром отличника, но встречается часто. Такие люди

боятся делегировать какую-то задачу, даже не самую важную, не умеют

работать в группе им трудно общаться. Их круг общения сводится к

минимуму. Надо научиться принимать недостатки других.

Чтобы избавиться от синдрома отличника нужно потратить много сил

и времени, но это возможно.

Во первых, необходимо полюбить себя,

перестать думать о том, что скажут другие. Необходимо начать правильно

расставлять приоритеты. Не сравнивать себя с другими. Ребенок должен

понять, что любят не за достижения, а за вашу индивидуальность, просто за

то что ты дорог, ты нужен и любим. Следует изменить подход к учёбе,

работе и другим сферам жизни, научиться правильно реагировать на ошибки

и неудачи. Надо понять чего хочет сам ребенок, полюбить процесс и

научиться доверять другим.

Главная мысль статьи заключается в том, что многие дети с

синдромом отличника проходят путь страдания, им необходима добрая

обстановка мира и понимания, а не отрицания себя. Но не следует внушать

детям, что отличник – это плохо, это прекрасно, это билет в будущее. Но это

только билет, а жить надо всесторонними интересами, не зацикливаясь на

мире, где только существует стремление к признанию окружающими «быть

лучшим».

Список использованной литературы.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт

оправдания — М.: издательство «Академический проект», 2015.

Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм,

депрессия и тревога — Московский психотерапевтически

Хорни К. Неврозы и личностный рост. — М.: Прогресс, 1997.

. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интеграция когнитивного

и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных

расстройств. Московский психотерапевтический журнал, 1996,N4,с.112-141.

2. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

(с. 442-449)

3. Корчагина Ю.В. Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков:

основные понятия, факторы риска, профилактика.//Методическое

пособие АПКиППРО 2010- 57-59

4.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления

личности. М., 1994.

5. Мишель Борба "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения

ребенка и как с ними бороться". Компьютерное издательство "Диалектика"



В раздел образования




Яндекс.Метрика