Напоминание

Арртерация-терапия искусством


Авторы: Хасанова Римма Рифкатовна, Незаметдинова Нурсана Шевкетовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №258
Населённый пункт: город Ульяновск.
Наименование материала: Статья
Тема: Арртерация-терапия искусством
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад по теме «Арртерация – терапия творчеством»

Язык искусства — красок, линий, форм и образов — говорит нам о том, что

очень сложно выразить при помощи слов. Арт-терапия — это область, которая использует

невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего

возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с

внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и

жизненного опыта. Арт-терапия основывается на том, что художественные образы

способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою

жизнь более счастливой.

Арт-терапия, как профессиональная деятельность , — сравнительно

новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает

целительным эффектом, известно еще с древности.

Цель арт-терапии состоит в восстановлении и гармонизации психического

состояния человека, формировании у него способности находить оптимальные для него

способы поведения.

Задачи, которые позволяет решать работа в этом направлении:

1) сфокусировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах,

2)

создать

наилучшие

для

него

условия,

способствующие

осознанию,

проговариванию тех представлений, мыслей и чувств, которые он привык подавлять,

3) помочь найти социально приемлемый способ выражения как позитивных, так и

негативных чувств.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 году Адриан

Хилл.

Английский

художник

А.

Хилл

обнаружил

целительное

воздействие

художественного самовыражения, находясь в больнице для больных туберкулезом в

сороковых годах прошлого века. Он стал развивать идею арт-терапии как метод лечения

людей с физическими и эмоциональными расстройствами. По мнению Хилла, именно он

стал первым арт-терапевтом. Хилл пришел к выводу, что занятия арт-терапией

способствуют освобождению от монотонности пребывания в больнице и рождают чувство

надежды у людей, столкнувшихся с тяжелой болезнью

В дальнейшем этот термин стал употребляться в широком контексте ,

характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными

методами художественного творчества

Направления арт-терапии

Существуют два направления арт-терапии по способу использования произведений

искусства и творческих продуктов.

1) Использование готовых произведений.

2) Использование самостоятельного творчества.

В

зависимости

от

того,

какие

виды

искусства

и

средства

творческого

самовыражения использованы, различают изотерапию, глинотерапию, куклотерапию,

библиотерапию, музыкотерапию и др. Так, создание рисунков относится к изотерапии,

изготовление куклы и работа с ней - к куклотерпии

Характерные особенности арт-терапии

Арт-терапевтический процесс характеризуется рядом особенностей, отличающих

его от других направлений психотерапии и связанных с тем, что отношения клиента,

участников группы и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности

человека.

Триадичность

Экспрессивность

Метафоричность

Креативность.

Экологичность

Научение

Ресурсность

Материализация

Психотерапевтические отношения в арт-терапии

Психотерапевтические

отношения

-

основной

и

важный

фактор

психотерапевтического воздействия. Работа клиента с изобразительными материалами

протекает в присутствии специалиста. Кроме этого, специалист выступает как посредник

в "диалоге" клиента со своей творческой работой.

Вступая во взаимодействие с клиентом, он

1. Создает атмосферу безопасности и терпимости, необходимую для свободного

выражения клиентом содержания своего внутреннего мира.

2. Структурирует и организует деятельность клиента. Специалист предоставляет

необходимые материалы и инструменты, обучает способам работы, разъясняет ее правила,

фокусирует внимание клиента на изобразительном продукте.

3. Устанавливает с клиентом эмоциональный резонанс (раппорт), необходимый для

взаимного обмена чувствами, образами и идеями.

4. Оказывает клиенту эмоциональную поддержку, помогает выразить ему свои

чувства и мысли, осознать содержание изобразительной продукции и ее связи с

особенностями его личности, отношениями, проблемой

Основные механизмы арт-терапевтического процесса

Творческое самовыражение .

Проекция

Сублимация .

Объективация

Рефлексия

Арт- терапия для детей.

В работе с детьми ее цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних

психологических

конфликтов,

проблем коммуникации и социализации

детей

с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах

эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития,

нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. В настоящее время арт-терапия

широко используется в коррекции различных отклонений и нарушений развития ребенка,

используя внутренние механизмы саморегуляции и исцеления личности. Арт-терапия

особенно необходима для детей-инвалидов, которые в силу физических особенностей

своего здоровья зачастую ограничены в социальных контактах. Внутренний мир ребенка,

вне зависимости от возраста, очень сложный. Еще более сложный внутренний мир

ребенка-инвалида. Такие дети в период лечения получают сильнейшую психологическую

травму, теряют связь с внешним миром, навыки самообслуживания, контакты со

сверстниками. Как же помочь таким детям приобрести уверенность в себе, обрести

способность к адаптации,

научить ребенка самовыражаться, а также увидеть «всю

цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный

вкус».

Средством, способным решать все эти задачи, является искусство.  Искусство во

всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции.

Оно помогает ребенку смотреть наблюдать, осознавать все, что нас окружает, учиться

слушать, избавляться от чувства страха, дарит радость и вдохновение. Искусство

позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой. О

положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.

Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии

психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в

разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). Такие виды

искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. У

ребенка должны быть стимулы жить и бороться с заболеванием.

Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием

различных

изобразительных

материалов

и

является

процессом

изобразительного

творчества. В настоящее время существуют и успешно используются такие форм арт-

терапии,

как: цветотерапия,

музыкотерапия, сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, глинотерапия,

песочная

терапия, фототерапия, драматерапия, терапия танцем, бумагопластика, игровая терапия и

др.

При выборе материала для занятий арт-терапией важно учитывать особенности

заболевания, состояния, возраста и личности ребенка. Ребенку лучше дать возможность

самому выбирать средства для изобразительной деятельности. Все задания выстраиваются

по принципу – от простого к сложному. Нельзя ребенку ставить непосильную задачу,

которую он не сможет выполнить. Это может привести к разочарованию. Педагогу

необходимо вовлечь ребенка в творческий процесс так, чтобы ребенок почувствовал, что у

него все получается. Тогда у ребенка уйдет установка «я не умею рисовать».

На первом занятии дети, зачастую выбирают карандаши или фломастеры. Такие

материалы им более привычны и позволяют самим контролировать процесс рисования. К

«контролируемым» материалам можно отнести и бумагу.

При работе красками многие испытывают робость, а иногда и страх, связанный с

мнением, что у ребенка отсутствует художественный талант. Несмотря на это, после

освоения более привычных, простых материалов, предлагалась работа с красками для

преодоления негативных переживаний. Можно начать с занятий монотипией. Такие

занятия одинаково интересны как маленьким детям, так и подросткам. Смешивая краски и

создавая различные оттенки, ребенок не только постигает различные изобразительные

техники, но и приобретает положительный опыт развития индивидуального творческого

видения. Научившись работать с красками, ребенок сможет преодолеть защитные барьеры

и почувствует себя творцом цвета. Даже, если каждый раз смешивать одни и те же краски,

в результате всегда будет разный цвет. Краски способны вызывать у детей сильный

эмоциональный отклик, ощущения радости и свободы, стимулировать воображение,

обогащать его внутренний мир.

В ходе занятий обучающиеся осваивают и другие художественные материалы.

Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов

и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и

поставленными задачами.

На занятиях арт-терапией рисунок рассматривается, как диагностический материал.

Анализируя рисунок, можно сказать о способности ребенка отражать в сознании

окружающую и социальную действительность, выражать отношение к ней, насколько он

ощущает себя в этом мире.

На занятиях с детьми в арт-терапевтических целях следует использовать как можно

больше различных техник и видов декоративно-прикладной деятельности. Практика

показывает, что занятия такими видами художественно-творческой деятельности, как

лепка, моделирование, аппликация, работа с природными материалами, живопись,

рисунок, рассматривание картин и иллюстраций вызывает у ребенка «живой отклик,

активизирует творческую мысль, способствует развитию художественного познания,

помогает отвечать на многие вопросы».

Положительный арт-терапевтический эффект достигается при использовании

различных техник из бумаги. Работа с бумагой в таких техниках, как квиллинг, оригами,

аппликация

предоставляет

большие

возможности

для

выражения

разнообразных

переживаний и работы с собственными чувствами. Техника оригами позволяет

устанавливать контакт даже с самыми трудными детьми. Часто больные дети не очень

хорошо контактируют с педагогом арт-терапевтом. Но стоит превратить пустой лист

бумаги в прыгающую лягушку или в красивый цветок, как у ребёнка появляется интерес.

Можно использовать готовые изделия из бумаги для создания из них новых композиций.

Это даст ребенку возможность чувствовать себя более уверенно, чем при рисовании.

Для детей младшего возраста подойдет гофрокартон. Забавные фигурки из этого

материала освоят даже малыши. Они с удовольствием скручивают цветные полоски в

диски и спирали, создают из них изображения различных животных, цветы и картины. Из

бумаги можно сделать пальчиковый кукольный театр и обыграть знакомые сказки.

Своими руками можно из бумаги создать разнообразные головоломки, собрать по образцу

фигуру животного. Все это внесет новые яркие аспекты и разнообразие на занятиях арт-

терапией.

Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и

без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате,

дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не

только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной

чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с

ограниченными возможностями передвижения. Занятия оригами способствуют развитию

памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики,

благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное

развитие ребенка.

Коллаж является одним из самых эффективных методов работы с детьми, который

не вызывает переживаний, связанных с отсутствием у человека художественных

способностей. Коллаж помогает определить психологическое состояние ребенка в данный

момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть

потенциальные возможности. Техника составления коллажа может быть использована как

с психотерапевтической, так и с диагностической целью. Выбираемые ребенком картинки

способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с

ними. В работе над коллажем у ребенка больше свободы в исполнении, чем в рисунке.

Такая работа позволяет выходить за рамки предложенного листа, наклеивать одни

картинки на другие, отрывать рисунки и т.д. Огромное количество материалов (бумага,

ткань, фотографии, вырезки из журналов и газет, открытки) дает безграничную свободу

творчества. Такая техника может применяться как в индивидуальной работе, так и в

работе с группой и иметь неограниченное количество тем и возможностей. Можно

выполнить как индивидуальную работу так и коллективную.

Занятия аппликацией позволяют работать с самыми маленькими детьми. В

процессе таких занятий ведется работа над развитием речи, диагностика эмоционального

состояния ребенка, его актуальных потребностей. Обыгрывая сюжет, взрослый вовлекает

ребенка в непосредственное общение. Для занятий аппликацией выбираются сюжеты

близкие опыту детей соответствующего возраста. Они помогут специалисту разобраться и

систематизировать уже имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Такие

занятия предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого в игровой форме.

Занятия аппликацией позволяют дать детям представление о форме, цвете, пространстве,

а, так же знания о природе и человеке. Особенно дети любят заниматься в технике

обрывной аппликации, где используется методика работы двумя руками. Эта методика

дает положительные результаты в работе с детьми, требующими особого внимания. В

основе методики – работа двумя руками в различных техниках изобразительного и

декоративно-прикладного искусства с целью развития у детей мелкой моторики левой

руки, что приводит к укреплению связи между левым и правым полушариями головного

мозга и значительно повышает способность к реабилитации и саморегуляции организма

ребенка в целом.

Особенно эффективна эта методика при работе с пластилином и в технике

обрывная или «рваная аппликация», где приходится работать обеими руками и

задействовать каждый пальчик.

Многие специалисты считают глину очень терапевтичной и используют ее в своей

практике. О лечебных свойствах глины известно давно. В современной медицине глина

применяется для лечения многих заболеваний позвоночника, болей в суставах, мышц, при

ушибах. Глина, это природный материал, в работе с которым нет противопоказаний и

возрастных ограничений. Она – пластичная, теплая, «живая» и считается материалом,

идеальным,

для

передачи

эмоций

и

переживаний

человека.

Ее

использование

предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует

определенных физических усилий.

III Заключение

Педагогический опыт работы показывает, что занятия различными видами

искусства

дают обучающимся «углубленные

знания

о

возможностях

различных

материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание

заниматься художественно-творческой деятельностью». Если ребенок сумеет понять, что

имея успех в отображении своих чувств, мыслей, эмоций, при создании уникальных

рисунков и поделок, то у ребенка откроется возможность реализовать себя не только в

творчестве, но и в общении со сверстниками. Их взаимодействие с миром станет более

уверенным и доступным, а кругозор более широким. Успех в творчестве в психике

бессознательно переносится и на обычную жизнь. Психика ребенка становиться более

гибкой и это свойство позволяет ему быть более адаптивным к окружающей

действительности, что позволить решать вопросы социализации подрастающей личности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика