Автор: Бутенко Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9" ст-цы Старопавловской
Населённый пункт: станица Старопавловская
Наименование материала: учебная программа по региональному компоненту
Тема: "Кавказ - частица Родины моей"
Раздел: полное образование
Рабочая программа по региональному компоненту
«Кавказ – частица Родины моей»
5-11 класс
Составитель- Бутенко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9» ст. Старопавловской
Пояснительная записка
В настоящее время особенно остро встаёт проблема утраты духовных ценностей и
традиций, вместе с ней ставится вопрос о формировании духовного и нравственного
здоровья подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма начинается с глубокого познания истории и культуры своей
Родины, своего края, города, села. Книги писателей-земляков воспитывают у школьников
любовь к родному краю, к его необозримым просторам, к его богатствам, главным из
которых являются люди.
Литературное краеведение Ставрополья глубоко связано с общероссийской литературой, с
лучшими произведениями отечественной культуры в силу той исторической роли,
которую Северный Кавказ играл в жизни России в течение последних столетий.
Пребывание на Ставрополье оставило глубокий след в жизни и творчестве великих
русских писателей золотого века русской литературы: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
А.С.Грибоедова и Л.Н.Толстого. Их художественное наследие отличается глубиной и
постоянством интереса к культурам народов Кавказа, к удивительной по своей красоте
природе нашего края. В творчестве гениальных художников слова отразились не только
картины природы, уникальные пейзажи гор и степей, но и образы людей из
предшествующих поколений, живших на земле Ставрополья, их обычаи и традиции, а
также яркие исторические события, происходившие здесь.
В программу по литературе для 5-7 классов внесены произведения ставропольских
писателей о природе, о тружениках – хлеборобах. Героями многих произведений,
включенных в программу, являются ровесники школьников. При изучении литературного
материала учащимся предлагается проследить за становлением характеров героев
произведений, поразмышлять над решением нравственных проблем.
В 8 классе предусмотрено изучение исторических произведений. Изученный по основной
программе материал дополняется сведениями из книг ставропольских авторов, в которых
удачно сочетаются достоверность и художественный вымысел.
Каждое произведение, включенное в программу для изучения в 9 классе, позволяет
учащимся расширить круг знаний о жизни и творчестве знаменитых писателей в период
их пребывания на Кавказе, а также показывает красоту души и величие дел гениальных
художников слова.
Программа по литературе для учащихся 10-11 классов построена на тематическом
изучении литературы Ставропольского края. Изучение курса начинается со знакомства с
лирическими произведениями ставропольских поэтов об А.С.Пушкине и
М.Ю.Лермонтове, которые не раз бывали на Кавказе. Программа литературы
Ставропольского края основана на принципе историзма, связана с традиционным курсом
литературы, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию
школьников. Воспитание патриотизма начинается с глубокого познания истории и
культуры своей Родины, своего края, города, села. Книги писателей-земляков
воспитывают у школьников любовь к родному краю, к его необозримым просторам, к его
богатствам, главным из которых являются люди.
Региональный компонент по литературе занимает следующее количество часов:
5-8 классы – 6-7 часов в год в каждом классе;
9 класс – 10 часов в год;
10-11 классы (базовый уровень) – 14 часов на два года обучения;
При этом на этапах среднего общего образования (10 – 11 классы) право распределения
учебных часов регионального компонента по классам принадлежит учителю. Материалы
регионального компонента по литературе в 5 – 11 классах могут быть включены в
рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть
рассредоточены по всему курсу литературы в каждом классе, логически «увязаны» с
темами авторских программ, входящих в тот или иной учебно-методический комплект.
Предлагаемая программа дает возможность приобщить учащихся к познанию литературы
Ставропольского края, способствует эстетическому восприятию художественных текстов,
воплощенных в них явлений жизни.
Цели программы:
обогащение основного курса литературы за счет введения в программу регионального
компонента;
формирование гражданственности и патриотизма школьников.
расширение литературно – художественного кругозора школьников;
воспитание гражданской, идейно – нравственной позиции;
развитие интереса к родному краю, его культуре.
Первый шаг в постижении этих целей – выдвижение в центр процесса обучения самого
искусства слова и личности обучающего, их диалога между собой.
При сопоставлении программы учитывались возрастные особенности, интересы, уровень
подготовки и развития учащихся.
Знакомство с литературой родного края ведется параллельно с изучаемым в основном
курсе литературы художественным материалом, в рамках структуры
общеобразовательной федеральной программы. Такой подход к изучению литературы не
только расширяет представление о ней благодаря новым именам, художественным
произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи
исторических событий, связывающих прошлое с настоящим и будущим.
Программа является примерной, то есть допускает пример вариативности. Это зависит от
материально – технического обеспечения, доступа к культурным центрам, наличия книг в
библиотеках.
Региональный принцип изучения литературы побуждает строить занятия на постоянном
соприкосновении учащихся с жизнью, используя очные или заочные экскурсии,
фотографии, картины местных художников, видеофильмы и другие костромские реалии.
Анализируя произведения, не следует увлекаться литературоведческим анализом: главное
здесь – работа над выразительным чтением, творческие задания, инсценировки, рассказ от
первого или третьего лица с дополнением, составление сценариев, литературно-
музыкальных композиций и т.п. Вступительная часть занятия (знакомство с автором,
историческая справка) не должна быть слишком растянутой, чтобы не уводить внимание
учащихся от текста самого произведения.
В данной программе содержатся и традиционные связи литературы с другими видами
искусства – живописью, музыкой и т.д. Учителю предоставляется возможность давать
уроки смешанного типа (совмещенные с преподаванием смежных дисциплин, уроки-
концерты, уроки-спектакли и т.п.). В конце года могут быть проведены обобщающие
творческие работы: праздник фольклора, литературно-музыкальный вечер, литературные
чтения.
При создании программы учитывался принцип вариативности при выборе произведений
того или иного писателя.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
ставропольских поэтов и писателей, содержание изученных художественных
произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество,
жанры фольклора;
сказка, виды сказок;
постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; роды литературы (эпос, лирика, драма);
жанры литературы (начальные представления); стихотворная и прозаическая речь;
ритм, рифма, метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении, юмор;
портрет, пейзаж, литературный герой;
сюжет, композиция литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его
элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,
строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление
(например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-
следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в
произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление
авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная
и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая
жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения
героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить
прямые авторские оценки;
• видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
• писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и
литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
• создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному
произведению.
Содержание программы
1.Введение. Чтение как сотворчество. Ставропольские писатели о роли книги.
2.Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.
Заклички, потешки, загадки, собранные на территории Ставропольского края.
3. Ставропольский край – казачий край. Традиции, быт, нравы, духовные основы
казачества. Казачьи песни. Сказка как вид народной прозы. Выражение нравственных
представлений и мудрости народа в сказках Ставропольского края.
4.Мифы и легенды Ставропольского края и народов Северного Кавказа.
Происхождение географических названий.
Сказки и легенды народов Северного Кавказа: «Трусливый хитрец», «Темир Болат»,
«Сослан ищет сильнейшего» (осетинская сказка),
«Сокровище нартов», «Горы и нарты», «Яблоко нартов»,
Калмыцкие сказки, дагестанские (по выбору учителя)
«Мышь и воробей» - сказка казаков-некрасовцев.
5. Литература XX века.
Карп Георгиевич Черный – ученый, писатель, педагог. Сказки.
Карп Чёрный «Путешествие в страну запрещённых улыбок».
Михаил Васильевич Усов. Рассказы о природе.
Игорь Степанович Романов. «Направь шаги тропою доброты». Лирика. «Светло в России
от берез…».
Валентина Сляднева «Перепелиная душа».
Иоаким Кузнецов «Крепость в степи».
Михаил Усов: «Скворчиные характеры»,«Рассказы о птицах», «Под солнцем и ветром»
( сборники миниатюр о природе)
Коста Хетагуров
6. Поэтический образ Родины в произведениях Ставропольских поэтов и поэтов
Кавказа.
А. Е. Екимцев – краевед, исследователь, поэт. «Ах, Ставропольский – синий край
России»,стихи для детей
Иван Кашпуров: личность, судьба, творчество. «Певучие травы», «Вёрсты» (сборники
стихов)
Виктор Лунёв: «Серебристые облака» (стихи)
Александр Куприн «Тепло святой земли», «Сад любви моей» (стихи)
Валентин Данилович Марьинский «Признание».
Андрей Максимович Исаков. Стихи
Вениамин Абрамович Ащеулов. Стихи
Геннадий Семёнович Фатеев. Стихи
Сергей Николаевич Харченко «Откровенное признание» (стихи)
Владимир Гнеушев «Южные города», «Последний автобус» (стихи)
Кайсын Кулиев. Стихи
Адам Шогенцуков «Тебе, мой друг»
Расул Гамзатов. Стихи
7.Великая Отечественная война в произведениях Ставропольских писателей.
Л. И. Харченко: «Шли ребята в ту пору…». Книга о юных героях Великой Отечественной
войны. «Сороковые, роковые…».
Произведения Ставропольских поэтов о Великой Отечественной войне. (В. Ащеулов, Г.
Фатеев, и др.).
8.Современные поэты и писатели Ставрополья.
Михаил Бегер: «Я к вам иду» (стихи)
Виктор Лунёв: «Серебристые облака» (стихи)
Александр Куприн: «Тепло святой земли», «Сад любви моей» (стихи)
9.Литературные места на Кавказских Минеральных водах.
Л.Н.Толстой «Казаки» .Толстой Л.Н. на Кавказе
М.Ю.Лермонтов на Кавказе. «Кавказ», «Кавказу» «Казачья колыбельная песня»,
«Валерик»
Пушкин А.С. на Кавказе. Поэма «Кавказский пленник», «Кавказ», «Обвал», «Путешествие
в Арзрум», «Тазит»
10.Литература Ставрополья и живопись.
Кавказ глазами художников
Примерное тематическое планирование уроков по региональному компоненту
«Кавказ – частица Родины моей»
в 5-11 классах
Класс
Тема и краткое содержание
Кол-во
часов
5 класс
(7 часов)
Введение. Устное народное творчество. Сказки народов Северного
Кавказа:
«Трусливый хитрец», «Темир Болат»(кабардинские сказки),
«Сослан ищет сильнейшего» (осетинская сказка),
Калмыцкие сказки, дагестанские (по выбору учителя)
«Мышь и воробей» - сказка казаков-некрасовцев.
2
Традиции, быт, нравы, духовные основы казачества. Казачьи
песни. Сказка как вид народной прозы. Выражение нравственных
представлений и мудрости народа в сказках Ставропольского края.
1
Горы и нарты. Легенды народов Северного Кавказа.
«Сокровище нартов», «Горы и нарты», «Яблоко нартов».
Происхождение географических названий.
1
Михаил Усов. Рассказы о красоте родной земли, о животных и
птицах «Скворчиные характеры»,«Рассказы о птицах», «Под
солнцем и ветром» ( сборники миниатюр о природе)
1
А. Е. Екимцев – краевед, исследователь, поэт.
«Ах, Ставропольский – синий край России»..Стихи для детей
2
6 класс
(7часов)
Стихи ставропольских поэтов о родном крае
Иван Кашпуров: личность, судьба, творчество. «Певучие травы»,
«Вёрсты» (сборники стихов)
Виктор Лунёв: «Серебристые облака» (стихи)
Владимир Гнеушев «Южные города», «Последний автобус»
(стихи)
1
Тема «малой» Родины в произведениях ставропольских поэтов.
А. Екимцев «Светло в России от берёз», «Рубашка». Трепетная
любовь автора к месту, где родился, грусть в воспоминаниях о
детстве.
Александр Куприн «Тепло святой земли», «Сад любви моей»
(стихи)
1
Карп Георгиевич Черный. Сказки.
«Путешествие в страну запрещённых улыбок».
4
Произведения Ставропольских поэтов о Великой Отечественной
войне. (В. Ащеулов, Г. Фатеев, В. Марьинский, А.Екимцев и др.).
1
7 класс
(7 часов)
Нравственные проблемы в произведениях ставропольских
писателей
Валентина Сляднева «Перепелиная душа». В центре рассказов –
герои и героини, захваченные стихией трагических событий
2
Историческая тема в произведениях ставропольских писателей
И.Кузнецов «Крепость в степи». Раскрытие малоизвестных
страниц истории заселения степного Предкавказья в конце XVIII и
начале XIX веков.
Герои произведений – люди высоких нравственных чувств и
порывов.
4
Тема «малой» Родины. Стихотворения И. В. Кашпурова, Г. С.
Фатеева о родном крае.
Степные просторы, воспеваемые поэтами, хвала труженикам
полей.
1
8 класс
(7 часов)
Знаменитые люди на Ставрополье.
А.С.Пушкин и Кавказ. Впечатления от путешествия в творческой
биографии поэта. («Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Кавказ
подо мною».) (Предваряющий программный материал – творчество
А.С.Пушкина.)
1
Знаменитые люди на Ставрополье.
Лермонтов и Кавказ.»Черкесы», «казачья колыбельная песня»
С.Чекалин «Наедине с тобою , брат…». Дуэль и гибель
Лермонтова. (Предваряющий программный материал – творчество
М.Ю.Лермонтова.)
1
Человек и природа в произведениях ставропольских поэтов
Виктор Лунёв: «Серебристые облака» (стихи)
Александр Куприн «Тепло святой земли», «Сад любви моей»
(стихи)
Михаил Бегер: «Я к вам иду» (стихи)
2
Поэты Кавказа о Великой Отечественной войне.
Кайсын Кулиев. Стихи
Адам Шогенцуков . «Тебе, мой друг»
Расул Гамзатов. Стихи
1
Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне
Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»
Восприятие окружающего мира детьми в рассказе .Война и дети –
понятия несовместимые.
2
9 класс
(10 часов)
Знаменитые люди на Ставрополье. Кавказские мотивы в их
творчестве. Познавательная ценность книги.
Пребывание А.С.Пушкина на Кавказе. Стихи о Кавказе.
Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ»
2
Знаменитые люди на Ставрополье .Заочная экскурсия по
Лермонтовским местам. «Между Машуком и Бештау» П.Селегей.
М.Ю.Лермонтов на Кавказе. «Кавказ», «Кавказу» «Казачья
колыбельная песня», «Валерик».
2
Нравственные проблемы в произведениях ставропольских
писателей
Алексей Аксёнов. Рассказ «Не буди лихо…»
2
Неповторимая гордость Кавказа .
Коста Хетагуров.
2
Ставропольские писатели о Великой Отечественной войне
В.Гнеушев, А.Попутько «Тайна Марухского ледника».
Документальная повесть о подвиге советских воинов, которые в
суровые дни осени 1942 года мужественно сражались с немецко-
фашистскими захватчиками в заоблачных высотах Кавказского
хребта.
2
10 класс
(7 часов)
Знаменитые люди на Ставрополье
Пребывание А.С.Пушкина на Кавказе. Стихи о Кавказе.
Карп Чёрный «Пушкин и Кавказ».
1
Знаменитые люди на Ставрополье
А. В. Попов «Лермонтов на Кавказе».
Кавказ и кавказцы в жизни и творчестве молодого М.Ю.
Лермонтова. Поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Исмаил-
бей», «Хаджи – Абрек» и др.
Ставропольские писатели о природе родного края.
А.М.Исаков, В.А.Ащеулов, В.Лунёв, В.Д. Марьинский и др.
1
2
Знаменитые люди на Ставрополье
Толстой Л.Н. на Кавказе. Повесть «Казаки».
2
Кавказские маршруты А.П.Чехова
1
11 класс
(7 часов)
Знаменитые люди на Ставрополье
Стихотворение С.А. Есенина « На Кавказе».
1
Анализ стихотворения.
Историческая тема в произведениях писателей Ставропольского
края
А. Губин «Молоко волчицы». Жизнь казачьей станицы. Нравы,
уклад жизни казаков.
История братьев Есауловых олицетворяет собой судьбу терского
казачества.
(Предваряющий программный материал – М.А.Шолохов «Тихий
Дон».)
2
Тема казачества и войны на Кавказе в творчестве М.Шолохова.
1
Тема войны в произведениях ставропольских писателей
А.Екимцев «В самый первый день войны».Героические страницы
обороны Брестской крепости, беспримерное мужество ее
защитников.
1
Знаменитые люди на Ставрополье
Солженицын и Кавказ.
1
Нравственные проблемы в произведениях ставропольских
писателей
К.Черный «Мать, Доброе сердце». Долгий жизненный путь
простой женщины-крестьянки, высоко пронесшей через все
невзгоды звание Матери.
1
Список используемой литературы:
1.Региональный учебник для 5-8 классов «Литературное краеведение Ставрополья»
Авторы: Г.М.Гогоберидзе, М.М.Кунижева, С.Г..Найденко, Г.П.Толпаева, О.П.Фесенко
Ставрополь, 2001 год.
2. Культура и обычаи народов Ставропольского края (программа спецкурса).Автор: Л.М.
Мартынес. Ставрополь, 1994 г.
3.Хрестоматия по литературе Ставрополья «Частица Родины моей. Тебе, Кавказ, суровый
царь: земли». Автор-составитель Т.К.Чёрная. (Выпуск 3 (для 7 класса), выпуск 4 (для 8
класса).Издательство Ставропольского государственного университета, 1998-1999г.г.
4.П.Селегей «Между Машуком и Бештау…».Путеводитель по Государственному музею-
заповеднику М.Ю.Лермонтова..Ставрополь, 1976 г.
5.А.В.Попов «Декабристы-литераторы на Кавказе».Ставрополь, 1963 г.
6.Н.Байрамукова «Кайсын Кулиев». Москва, 1975 г.
7.Сборник стихов о Кавказе.Составитель В.А.Бойченко «Кавказ в русской поэзии»
8.Журнал «Литературный Кисловодск» 1, 2 выпуск),2001 г.
9.Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ».
10. Писатели Ставрополья . Указатель по литературе. Ставрополь, 1974.
11. Памятники истории и культуры Ставрополья. Ставрополь, 1971.
12. Ставрополь глазами современников. Ставрополь, 1976.
13. Кавказские Минеральные воды. Путеводитель.М: Профиздат , 1987г.